Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Это черная?. Нет, красная!. А почему белая?. Потому что зеленая!. 2.4.3. Сделаем с точностью до наоборот. 2.4.4. Методология инноваций




Это черная?

Нет, красная!

А почему белая?

Потому что зеленая!

В ходе разгадок и составления загадок у детей вырабатывается положительный мотив к занятиям словесным творчеством, овладению приемами художественной речи.

Время загадок не пройдет никогда. И не случайно, что этот жанр широко применялся в обучении детей великими педагогами К. Д. Ушинским, Л. Н. Толстым и др.

Работают не только взрослые, но и дети. Только детская творческая работа по формированию выразительной, грамотной речи не оплачивается явно. Она оплачивается опосредовано, вкладом в будущее успешное обучение и карьеру. Ребенок еще «не понимает все совсем». Но как это важно понять родителям, сегодня.

 

2. 4. 3. Сделаем с точностью до наоборот

 

Этот раздел дает представление о том, как возможно вести беседы с самыми маленькими детьми, заинтересовывать их на примерах прочтения и родительских комментариев к шедеврам художественной литературы. Несложные приемы способен освоить любой родитель. Для успешного взаимодействия с подрастающим читателем главное – хорошее знание литературы, неравнодушие к малышу и тексту, а также умение сенсационно подать самые потаенные авторские мысли, истории, рассказы.

Не могу согласиться с теми авторами, аналитиками и исследователями, кто утверждает, что ребенка в наш материалистичный век трудно заинтересовать хорошей книгой.

Тут надо понимать и разбираться в конкретике – какого ребенка, какой книгой и, что очень важно – как? Все эти вопросы – если подходить к ним с точки зрения исследователя фундаментальных знаний, заслуживают – каждый – отдельного описания с указанием особенностей многих определяющих факторов, чего я в рамках книги не смогу себе позволить.

Однако, формат познавательно-рекомендательного анализа не лишает возможности привести советы и суждения, накопленные в процессе личного общения с ребенком, родительского опыта, ориентированного на приобщение к чтению в формате ТРИЗ.

В данном случае путь к обоснованию ТРИЗ выделен довольно просто.

Главный секрет – сделать с точностью до наоборот или так, как это показано в следующем практическом примере.

Разумеется, первым фактором успеха в этом непростом деле – явится ваш личный родительский пример («читают взрослые – читают и дети, а не наоборот» – к. п. н. доцент ГУКИ Санкт-Петербург, специалист по детскому чтению в России И. И. Тихомирова). Вторым – правильно подобранная литература. Здесь важно остановиться подробнее.

Имею в виду не столько разное качество изданий и продуктов современного издательского процесса (эта проблематика имеет место быть в течение более чем декады лет), сколько направленность этой литературы по тематически-жанровому принципу.

Исследованиями, проведенными учеными В. А. Бородиной, Л. И. Беленькой, И. И. Тихомировой, М. В. Осориной (и др. ) в разное время установлено, что современный читатель-ребенок имеет оригинальную ярко выраженную ориентацию (потребность) в детской литературе определенного тематического спектра.

В соответствии с несколькими знаковыми факторами-индикаторами: гендерными различиями, образом жизни (распорядком дня), возрастной категорией (внутри сообщества младших школьников) и генетическим набором, полученным от родителей, современные дети выбирают для чтения литературу «не скучную», интересную, «на грани фола» – детские детективы и страшилки.

Аналогичные выводы мне позволяет сделать и собственный опыт воспитания девочек и мальчиков в нашей многодетной семье. Оказывается, детская литература «новейшего времени» весьма многогранна, и отечество наше, слава богу, не оскудело талантами.

 

2. 4. 4. Методология инноваций

 

Детский писатель Эдуард Николаевич Успенский, родом из замечательного подмосковного города Егорьевск, известен многим семьям. Его «Случай со степанидом» (рассказы, 2002), «Таинственный гость из космоса» (2004), «Истории про девочку со странным именем» (2009), «Дядя Фёдор идёт в школу, или Нэнси из Интернета в Простоквашино» (1999), «Лекции профессора Чайникова» (1991) и многие другие широко известны; их популярность со временем не снижается.

В репертуаре Успенского наиболее популярна (по опросам 56 школьников 7-10 лет в школе № 111 Санкт-Петербурга, проведенном в октябре 2015 года) книга «Красная Рука, Черная Простыня, Зеленые Пальцы» – сборник «страшных рассказов для бесстрашных школьников». Разумеется, есть книги и других достойных авторов, которыми можно заинтересовать почти любого младшего школьника, применяя нехитрые, но необычные приемы чтения вслух и пересказа авторских текстов.

Однако, мною установлено, что эффект от чтения детских детективов, ужастиков и «свободной прозы» (на примере Тоона Теллегена «Приключения В. Швыршвырма) можно многократно усилить – и достигнуть максимального приобщения ребенка к чтению – если применять не совсем «правильную» технологию чтения родителем ребенку вслух. Она сводится к чтению (взрослым – ребенку) вслух ужастиков… с конца.

В методике преподавания литературы прием «с конца» применяется в программе Стрельцовой-Тамарченко, системно, к великому сожалению, не применяемой в обычной школе.

Диссертация Л. Кожуриной (сегодня главного редактора популярной газеты «Первое сентября») по тематике «Риторические процедуры» отражала новации в перестановке – наряду с сокращением, добавлением, заменой не только фрагментов текста, но и букв – в слове, слов – в предложении; рассматривалась в качестве способа работы с детскими текстами.

Это же прием – своего рода аннотирование книжки взрослым, когда конец избирается как сильное место текста. Эта идея пошла от взрослых: многие (в том числе и я) взрослые выбирают художественную литературу для чтения, прочитывая сначала финал, затем «традиционное» начало, потом что-то из середины; так складывается-формируется личное мнение – «читать – не читать».

Исходя из такого многолетнего опыта, можно порекомендовать такой подход в качестве системного и взрослым: родителям и педагогам, занимающимся с младшими школьниками.

На конкретных примерах (в качестве примеров выбраны короткие рассказы Э. Успенского – «Книга», «Случай на железной дороге», «Зеленые глаза») рассмотрим, как с помощью нехитрых, но действенных приемов можно в кратчайший срок возбудить интерес ребенка младшего школьного возраста к книге. Это не просто пересказ с конца или перестановка бессвязных предложений.

С учетом конкретных словосочетаний (составляющих текст), несущих ярко выраженную смысловую нагрузку, детерминирующих размышления, фантазии и сопереживания ребенка, удается получить новый текст без потери его качества и смысла.

Итак, Эдуард Успенский. Этот автор выбран мною – для примера в данной книге – поскольку его рассказы для детей емки и коротки.

Сначала посмотрим на оригинальный авторский текст, затем – на адаптированный (мною) в каждой конкретной ситуации. При этом тематика и сюжетная линия оригинального авторского рассказа сохраняется вполне, но слушателем воспринимается с нескрываемым интересом. Выделены полужирным  шрифтом вновь введенные в адаптированный текст слова;  их немного, они служат связующими звеньями.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...