Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пунктуация в бессоюзном предложении




При постановке знаков препинания в бессоюзном предложении восстановим отсутствующий союз.

Например: Травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка с весною в сени к нам летит (союз и). Всю дорогу молчали: говорить было не о чем (союз потому что). Говорить было не о чем – всю дорогу молчали (союз поэтому).

Запомните:

Запятая (,) ставится вместо союза и при однородных предложениях (интонация перечисления).

Тает снег, бегут ручьи, появляется первая травка.

Двоеточие (:) ставится вместо союзов что (и увидел, что), потому что и слов а именно.

Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь (что).

Я выглянул в окно: дождь перестал (и увидел, что).

Печален я: со мною друга нет (потому что).

Все изменилось: деревья стали большими, дома – маленькими (а именно).

Тире (-) ставится вместо союзов поэтому, если (когда)…,то, а(но), и ( при быстрой смене событий), словно.

Работа нравилась – отец никогда не знал усталости (поэтому).

Лес рубят – щепки летят (Когда/если / лес рубят, то щепки летят).

Не учи безделью – учи рукоделью (а).

Сыр выпал – с ним была плутовка такова (и).

Молвит слово – соловей поет (словно).

 

1.5.2. Выполните тест

 

Задания Варианты ответа
1.В каком предложении ставится тире? Знаки препинания не расставлены.   1) Грамотность есть лишь начало культуры. 2) Человек равнодушный к родному языку дикарь. 3) Дальнее расстояние не помеха для дружбы. 4) Настоящий талант как луч солнца.  
2.В каком предложении тире не ставится? Знаки препинания не расставлены . .   1) Речевое поведение зеркало которое отражает уровень внутренней культуры человека. 2) Быть просвещенным и быть нравственным синонимы. 3) От ученья набирайся ума а от мастера сноровки. 4) Человек без родины как орел без крыльев
3. В каком предложении ставится только одна запятая? Знаки препинания не расставлены.   1) Как Пушкина так и Лермонтова волновала тема назначения поэта и поэзии. 2) Лермонтова как и Пушкина волновала тема назначения поэта и поэзии. 3) На выставку можно представить рисунки и этюды и наброски. 4) Необходимо рассмотреть планы и тезисы докладов и выступлений на научной конференции и своевременно напечатать их.
4.Какое предложение осложнено обособленным определением? Знаки препинания не расставлены.     1) Само событие живое и красочное продолжало жить в моей памяти. 2) В похожих на черный мех тучах сквозила яркая луна. 3) Стояла удивительная тишина какая бывает перед самым восходом солнца. 4) Оставшись вдвоем мы долго сидели молча
5.Какое предложение не осложнено обособленным обстоятельством? Знаки препинания не расставлены. .   1) Леса благотворно влияют на земную жизнь очищая и облагораживая околоземную атмосферу. 2) И вслушиваясь в мамин голос я незаметно погружаюсь в безмятежный сон. 3) Невзирая на лютый мороз и ветер бригада продолжала расчищать дорогу от снега. 4) В связи с закрытием театра актеры вынуждены были искать новое место работы
6.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Не стойте на месте (1) а (2) преодолевая (3)одну трудность за другой (4) всегда стремитесь вперед.   1) 1,2,3,4 2) 1,4 3) 1,2,4 4) 1    
7. В каком предложении с союзом КАК запятая не ставится? Знаки препинания не расставлены.   1) Как во всех своих начинаниях он страстно погрузился в занятия живописью. 2) Я говорю так же откровенно как вы. 3) Здесь как и повсюду кипела работа. 4) Мне захотелось как можно скорее встретиться с ним.  
8.В каком предложении перед союзом КАК должна стоять запятая? Знаки препинания не расставлены.   1) Настоящий талант как луч солнца. 2) Весь день дождь лил как из ведра. 3) Он заговорил таким невинным голосом как будто между нами ничего не было. 4) Он запомнился всем как блестящий рассказчик.  
9.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Он не помнил (1) как это произошло (2) и (3) не знал (4) что это был (5) не кто иной (6) как известный писатель.   1) 1,3,4,5 2) 1,2,4,5,6 3) 2,4,6 4) 1,2,4,6  
10. В каком предложении ставится запятая перед союзом И? Знаки препинания не расставлены.   1) Когда мы вернулись домой было темно и все спали. 2) Я рада что ты понял свою ошибку и что теперь мы сможем продолжить начатую работу. 3) Он не понимал как это могло произойти и не знал что предпринять. 4) Мы не могли понять откуда у него появились эти сведения и почему он так резко изменил свои планы.  
11.В каком предложении не ставится запятая перед союзом И? Знаки препинания не расставлены.   1) Жизнь дается один раз и хочется прожить ее бодро осмысленно красиво. 2) Он рассказывал и его слушали затаив дыхание. 3) Темнело и за окном начали зажигаться огни. 4) Когда мы вышли из дома уже достаточно стемнело и машины перед подъездом не было.  
12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Рядом с тобой всегда люди (1) и (2) даже (3) если тебе очень одиноко (4) ты не сомневайся (5) что кто-то сможет выслушать и понять тебя.     1) 1,2,3,4,5 2) 1,2,3,4, 3) 1,3,4 4)1,2,4,5  
13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Перестань говорить (1) тотчас же (2) когда заметишь (3) что раздражаешься сам (4) или тот (5) с кем говоришь.   1) 1,2,3,4,5 2) 2,3,5 3) 2,3,4,5 4) 1,2,3,5  
14. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Природа дарит способности (1)и (2)когда человек соединяет их с привычкой (3)к организованному труду(4) успех приходит обязательно.     1) 1,2,3,4 2) 2,4 3) 1,4 4) 1,2,4
15. Между частями какого бессоюзного предложения нужно поставить тире?   1) Я не мог заснуть передо мной проплывали все события этого тревожного дня. 2) Утром не встал день потерял. 3) Я понимаю вам трудно сейчас сказать правду. 4) Одно было несомненно назад он не вернется.  
16.Между частями какого бессоюзного предложения нужно поставить двоеточие?   1) В молодости не научишься работать в старости останешься с пустыми руками. 2) Науку нужно любить у людей нет силы более мощной и победоносной. 3) Дунул ветер все ожило. 4) Хочешь человека узнать дай ему власть.

1.5.3. Проверьте правильность ответов

1 – 2) 9 – 4)

2 – 4) 10 – 3)

3 – 1) 11 – 4)

4 – 1) 12 – 4)

5 – 4) 13 – 2)

6 – 3) 14 – 4)

7 – 4) 15 – 2)

8 – 3) 16 – 2)

 

Тест-тренажёр

1. 7.1. Выполните тест

Задания Варианты ответов
1. Укажите неверныйвариант записи (в скобках даны фамилии в Им. П.). Конфеты от … а) Елены Негру (Негру) б) Дмитрия Шаца (Шац) в) Андрея Добросюк (Добросюк) г) Татьяны Дыгало (Дыгало)
2. НИпишется в предложениях … а) До двух часов, пока н… перегрузили весь товар, люди работали. б) Как н … в чем не бывало появился Олег. в) Н …человек, н … животное, н … насекомое – ничто уже больше не борется с истомой на этом берегу Волги. г) Какой бы переворот н … совершался в обществе, он происходит также в умах людей.
3. Укажите, в каких случаях паронимы реальный – реалистический употреблены правильно. Дайте не менее двух ответов а) Но в основе других рассказов угадываются реальные события, реальные дела и чувства современников. б) Строители располагали реалистической методикой управления режимом горных ледников. в) Удачно найденные эксессуары помогали Яхонтову создавать выразительный реалистический образ. г) Икона Ушакова, как и многие другие его произведения, знаменует важный тап в становлении нового более реального искусства.
4. Употребление предлога благодаря неуместно с сочетанием слов. а) помощь соседей б) низкая производительность труда в) внедрение новой технологии г) эффективная работа отдела
5. Укажите предложение, где слова, набранные курсивом, не выделяютсяили не отделяютсязапятыми. а) Он известен как хороший шахматист. б) Лепестки маков летели по ветру лёгкими стаями как мотыльки. в) Птицы отражаясь в неподвижном зеркале воды чинно идут друг за другом. г) Как я люблю Кавказ мой величавый твоих сынов воинственные нравы.
6. Ударение падает на последний слог во всех словах ряда … а) обеспечение, торты, приговор б) менеджмент, свекла, созыв в) включить, каталог, предложить г) феномен, ходатайствовать, инструмент
7. Морфологические нормы литературного языка нарушены в предложении … а) Двое студентов пропустило лекцию без уважительной причины. б) У него было три сына. в) Почти две недели шли проливные дожди. г) Пять блюдец стояло на столе.
8. Морфологические нормы соблюдены в предложении … а) Пятилетние мальчик и девочка забавно барахтались в воде. б) Два близких знакомых уходили с порога дома так, словно навсегда из моей жизни. в) Четверо преподавательниц пришли в школу в прошлом году. г) По девяноста тетрадей для учета получили бухгалтерии заводов города в этом году.
9. Удвоенная согласная Лпропущена во всех словах ряда … а) га..ерея, криста..ьный, и..юстрация б) и..юминация, капиту..яция, ми..ионер в) мета..ург, ба..отироваться, криста..ический г) а..юминиевый, ко..ичество, ко..екция
10. Определите, в каком предложении нет ошибки в употреблении деепричастного оборота. а) Учитывая важность укрепления связей между нашими предприятиями, просим изучить возможность совместного участия в выставке «Деловая Москва». б) Учитывая важность укрепления связей между нашими предприятиями, рекомендации приняты к сведению. в) Учитывая важность укрепления связей между нашими предприятиями, заключен договор о совместном выпуске продукции. г) Учитывая важность укрепления связей между нашими предприятиями, создана совместная финансовая компания, осуществляющая расчетно-кассовое обслуживание клиента.
11. Нет смысловой избыточности во фразе … а) привлечь внимание к этому факту б) строительство не должно замирать на мёртвой точке в) призвать к совместному сотрудничеству г) это ведущий лидер нашей партии
12. Согласный перед Епроизносится мягко во всех словах ряда … а) интЕллект, тЕрмин, дЕкларация б) юриспрудЕнция, прЕсса, кафЕ в) дЕтЕктив, крЕм, патЕнт г) интЕрвью, модЕль, шинЕль
13. В предложении «Как и следовало ожидать, все выяснилось на следующий день» лексическая ошибка классифицируется как … а) смысловая неточность б) тавтология в) употребление слова в несвойственном ему значении г) плеоназм
14. В литературном языке в родительном падеже множественного числа окончание – ЕЙ имеет существительное … а) басни б) ясли в) спальни г) сабли
15. Найдите ряд слов с неправильным сокращением. а) пр-во (производство), нац. (национальный), каф. (кафедра) б) ф-ка (фабрика), р-н(район), физ. (физический) в) хоз-во (хозяйство), кв. (квартира), ин-т (институт) г) произв. (призводственный), фабр. (фабрика), хим. (химический)
16. С НЕслитно пишутся все слова в ряду … а) (не)чаянный удар, (не)приступная крепость, (не) с кем пойти в кино б) (не)прочная нить, (не)брежно, (не)зная прошлого в) ничего (не(узнал, (не)занятые актеры, (не)заменимый работник г) (не)убранные вещи, (не)взирая на ливень, (не)кого винить  
17. Определите, в каком ряду верно указано произношение все данных слов: корреспондент, абрек, войлочный   а) ко[p΄э]спондент, аб[рэ]к, войло[шн]ый б) ко[p΄э]спондент, аб[р΄э]к, войло[шн]ый в) ко[pр]спондент, аб[рэ]к, войло[чн]ый г) ко[p΄э]спондент, аб[рэ]к, войло[чн]ый
18. В каком ряду во всех словах ударение падает на первый слог? а) квартал, плесневеть, слоган б) компас, фортель, экскорт в) жалюзи, свекла, камбала г) торты, кладбище, мытарь
19. Укажите предложение с ошибкойв употреблении деепричастного оборота. а) Держан кувшин над головой, грузинка узкою тропой сходила к берегу. б) Забравшись на сосну большую, по веточкам палицей бьет. в) Прочитав пьесу, передо мной встали образы персонажей. г) Снег с полей сошел за одну неделю, обнажив парящую влажную землю.
20. Синонимом к словосочетанию очень любитьявляется фразеологизм … а) яблоку негде упасть б) душ не чаять в) положа руку на сердце г) яблоко раздора
21. Укажите, в каких случаях паронимы длинный – длительный употреблены правильно. а) На этот раз длинные рукоплескания превратились в овацию – за мужество его, за его молодую непримиримость к подлости. б) Все свои покупки делали в Японии и только в случае крайности ходили сухопутьем в залив Ольги, совершая для этого длительные путешествия. в) Тренер скомандовал «Поехали!» - и длительная цепочка лыжников стала вытягиваться на лыжне, набирая скорость. г) Зеленая гагара кричала в тишине, да стучала лесопилка купца Русанова на длинном островке впереди.
22. Согласная буква пропущена во всех словах ряда … а) сум..шедший (старик), кол..екционный б) ше..ствовать (идти), ин..ициативный в) (песенное) попур..и, аб..ревиатура г) вирус..ный, пору..чик
23. Речевая ошибка допущена в предложении … а) Любите книгу: она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека. б) Если человек не будет выполнять каждый день несколько физических упражнений, его мышцы очень быстро потеряют упругость. в) Это эмоциональное произведение обладает яркой авторской позицией. г) Картины Шишкина известны как в нашей стране, так и за рубежом.
24. Укажите грамматическое значение рода выделенного существительного в предложении : Какаду – вьют гнезда в дуплах деревьев. а) средний б) женский в) мужской г) общий
25. Ошибка в образовании формы слова допущена в словосочетании … а) залезай выше б) пять банок шпрот в) модный Поль г) до двух тысяч седьмого года
26. Грамматическая ошибка допущена в предложении … а) По обеим сторонам дороги стояли стройные сосны. б) Двести десятый сезон открывает Большой театр. в) Из школы вышло семеро девочек и пятеро мальчиков. г) Академия располагает семью благоустроенными общежитиями и четырьмя столовыми.
27. Условия, нарушающие лексическую сочетаемость слов … Дайте не менее двух ответов а) смысловая несовместимость б) нарушение целостности свободных словосочетаний в) различия в грамматической природе слов г) орфоэпические нормы литературного языка

1. 7. 2. Проверьте правильность ответов

1 – в; 2 в; 3 –а и в; 4 –б; 5 - а; 6 – в; 7 – а; 8 – а; 9 – б; 10 – а; 11 – а; 12 – а; 13 – б; 14 – б; 15 – г; 16 –г; 17 – г; 18 –г; 19 – в; 20 – б; 21 – б и г;

22 – а и в; 23 – в; 24 – в; 25 –г; 26 –в; 27 – а и б.

II. Стилистика

2.1. Подготовьтесь к тестированию: познакомьтесь с основными понятиями стилистики

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...