Выделяют 3 вида связности: содержательную, логическую и композиционную.
Содержательная связность обеспечивает воспроизведение части содержания предыдущего предложения в последующем. Эта часть входит в новые связи с новыми элементами содержания последующего предложения, и таким образом осуществляется развитие текста.
Содержательная связность реализуется в виде повторов лексических, местоименных, местоименно-лексических, синонимических, семантических; широко употребляются прилагательные и причастия в местоименной функции (последний, данный, изложенный, рассмотренный, установленный и т.п.), а также слова-дескрипторы (вещество, элемент, явление, процесс, свойство, особенность, фактор, понятие и т.п.).
Логическая связность выражает смысловые отношения между предложениями или частями текста такие, как присоединение, противопоставление, причинно-следственные и др. В тексте реализуется союзами и союзными словами, вводными словами: также, а также, кроме того, наконец, однако, тем не менее, между тем, таким образом и т.п. Логическая связность присуща любому тексту, но в научном она выражена наиболее эксплицитно.
Композиционная связность - наиболее характерна именно для научного текста. С помощью средств композиционной связности излагаемое содержание представляется как результат научного творческого мышления. Эти средства показывают ход мысли автора, играют роль активизаторов внимания читателя. Средства композиционной связности подразделяют на несколько видов:
- показатели активизации мысли (рассмотрим, выясним, перейдем, проанализируем, проследим и т.п.)
- показатели последовательности изложения, связи с вышесказанным и с последующим (во-первых, во-вторых, как отмечалось выше, как было показано, дальше мы увидим и т.п.)
- показатели логического выделения мысли (необходимо отметить, следует подчеркнуть, важно указать и т.п.)
Показатели оценки информации с точки зрения степени ее достоверности, общеизвестности (как известно, неверно полагать, совершенно очевидно, возможно и т.п.)
2. 2.Выполните тест
Задания
Варианты ответов
1. Выделенные слова являются…
Язык – чрезвычайно хрупкая система, его легко сломать. Но, к сожалению, в наши дни несоблюдение языковой нормы стало правилом, а не исключением. Существует даже особый шик: говорить «как в народе», иначе де «нас не поймут». Умение правильно, точно и красиво оформлять свои мысли сегодня не востребовано, не поощряется.
2. К официально-деловому стилю не относятся выражения…
Дайте не менее двух ответов
а) теория вероятности
б) налогоплательщик
в) доказательство
г) в соответствии с указом
3. Определите стиль и тип речи.
Многое начинается с мелочей, зарождается в детстве и любовь к близким. Ребёнок любит свою мать, своего отца, братьев и сестёр, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются и на школу, село, город, всю страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека. Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть другую семью, потому что ты любишь свою… Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом – любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим.
(по Д. С. Лихачёву)
а) художественный стиль, рассуждение
б) художественный стиль, все типы речи
в) публицистический стиль, рассуждение
г) публицистический стиль, все типы речи
4. Имеет в словаре помету КНИЖН. Фразеологизм…
а) рвать и метать
б) сделать большие глаза
в) прокрустово ложе
г) открыть Америку
5.Текст «Диатомовая водоросль – это совершенно особая группа одноклеточных организмов. В отличие от других водорослей она окружена твёрдой оболочкой – панцирем. Эти водоросли бывают настолько разнообразны, тонки, изящны, затейливы и причудливы, что можно подумать, что это творения художника.» принадлежит к …
а) публицистическому стилю
б) научно-популярному подстилю
в) художественному стилю
г) разговорному стилю
6. Понятию «литературный язык» соответствует определение…
а) живой этнический общенародный язык
б)общий язык целой нации
в)язык художественной литературы
г) обработанный и нормированный язык
7. Устная речь, в которой используются слова кутёнок, омёт, баз, - это …
а) диалект
б) жаргон
в) разговорная речь
г) просторечие
8. Укажите место, которое должно занимать выпущенное из текста предложение. Определите тип связи предложений.
А. Открытие Периодического закона совершило революцию в науке. И сейчас уже трудно представить себе химию без «Таблицы Менделеева».
Б. Правительство заинтересовано в производстве металлов – и
Д. И. Менделеев отправляется во главе научно-исследовательской экспедиции на Урал.
В. Намечено освоение североморского пути – и учёный проектирует специальный корабль.
Г. Занимало великого химика и почвоведение, и земледельцы освоили Алешковские пески – европейскую пустыню – благодаря его рекомендации.
Двадцать пять томов занимают работы учёного, однако он был не только выдающимся теоретиком, но и практиком.
а) между А и Б. последовательная
б) между В и Г параллельная
в) между Б и В, последовательная
г) после Г, параллельная
9. Устная речь, в которой используются слова звОнит, друшлаг, бухгалтера, - это …
а) диалект
б) жаргон
в) разговорная речь
г) просторечие
10. Определите, к какому типу лексических единиц относятся выделенные слова:
Речевая деятельность носит социальный характер. В процессе речевого (вербального) взаимодействия людей участвуют их мышление, воля, эмоции, знания, память – речемыслительная, модальная, эмоциональная, интенциональная, когнитивная сферы
а) ума не приложу
б) какая муха укусила
в) сам не свой
г) камень преткновения
12. В разговорном стиле «проживать по адресу» расценивается как …
а) избыточность речи
б) варваризм
в) недостаточность речи
г) канцеляризм
13. Предложение «Ни одно произведение Паустовского не имеет острого, захватывающего сюжета. Многие произведения вовсе его не имеют.» связаны при помощи …
а) наречия
б) лексического повтора и личного местоимения
в) антонимов
г) контекстных синонимов
14. В разговорной речи могут использоваться следующие синонимические ряды…
Дайте не менее двух ответов
а) руководитель – гегемон – глава
б) мир – вселенная – мироздание
в) вниз – книзу – долу
г) вскипеть – вспыхнуть – взорваться
15.Определите, к какому типу лексических единиц относятся выделенные слова.
Большинство пород земной коры состоят из силикатов – соединений кремния. Наиболее важные представлены несколькими группами минералов.
Оливин относится к островным силикатам, построенным из отдельных кремнекислородных тетраэдров, которые связаны ионами магния или железа, образующими плотную структуру.
16. Не характерны для публицистического стиля следующие из приведенных особенностей…
А) лаконичность
Б) отвлечённость
Г) наличие общественно-политической лексики
Д) отсутствие эмоционально-экспрессивных слов
Е) употребление авторских неологизмов
а) А. В
б) А. Г
в) Б. Д
г) Г. Е
17. Определите стиль речи, тип речи, и метод логической организации текста.
Смягчению, а иногда снятию речевых недоразумений в большей мере способствует умелое и уместное употребление регулирующего механизма в общении – сложной системы речевого этикета и вежливости. Речевой этикет, являясь вербализацией вежливости, не полностью совпадает с этой этической категорией. Основная функция вежливости – демонстрация уважительного отношения к адресату, а функция речевого этикета –установление и поддерживание коммуникативного контакта. Поэтому не всё, что этично – вежливо, но не всё, что неэтично – не вежливо. Так, например, существует множество
«невежливых» обращений: мужик, мамаша, папаша, малый и др.,- которые в определённых условиях будут вполне этичными (Эй, малый, скажи, где тут аптека?). Таким образом, этикет всегда присутствует в общении, а вежливость факультативна.
(Словарь русского речевого этикета,М.,2001)
а) публицистический стиль, рассуждение, дедуктивный метод
б) научный стиль, рассуждение, дедуктивный метод
в) публицистический стиль, рассуждение, метод аналогии
г) научный стиль, описание, индуктивный метод
3.1. Подготовьтесь к выполнению теста: познакомьтесь с основными положениями риторики.
Термин риторика происходит из греческого языка и означает ораторское искусство. По определению древнегреческого философа и теоретика ораторского искусства Аристотеля (384-322 гг. до н.э.), риторика – это искусство убеждать. Аристотель выделял в речи 3 важных элемента: оратора, предмет речи и лицо, к которому обращается оратор. Аналогичные компоненты входят и в современную модель речевой коммуникации: адресант, адресат и текст в письменной или устной форме.
В настоящее время большинством специалистов риторика рассматривается как теория и мастерство эффективной публичной речи.
Ораторские речи подразделяются по сфере применения и по цели высказывания.