Поиски альтернативных форм обучения, новые педагогические технологии.
Государственный образовательный стандарт (ГОС) начального общего, основного общего и среднего (полного) образования. Образовательная область «язык и литература (Филология)». Проекты концепции образовательной области «Филология» в 12-летней школе» и «Концепции образования по русскому (родному) языку в 12-летней школе (основное и среднее/полное/ общее образование)». Основные тенденции, определяющие современное состояние лингвистического образования в средних общеобразовательных учебных заведениях: а) расширение объема предмета «русский язык» и соответственно объема содержания учебного материала как за счет сближения школьного и научного (вузовского) курсов, так и за счет включения в его орбиту дополнительных лингвистических дисциплин: культуры речи, стилистики, риторики; б) расширение временных рамок (по количеству часов, по годам обучения) изучения предмета «русский язык», а также названных лингвистических дисциплин, позволяющее реализовать идею дополнительной углубленной (при необходимости непрерывной) лингвистической подготовки; в) усиление принципа интегративности, межпредметного взаимодействия русского языка и других дисциплин в образовательном процессе (курс «Русская словесность» и др.); г) усиление текстоцентрического подхода в лингвистической подготовке; д) принцип возрождения опоры на историю языка. Актуальные проблемы современной теории и методики обучения русскому языку.
Задание. Внимательно прочитайте следующий текст. Дополните его.
Последние десятилетия внесли много нового в систему преподавания русского языка. Русский язык в Российской Федерации преподается как обязательный предмет в начальной, основной и средней (5 – 11 кл.) русской и национальной школы.
За последние 10 лет в содержании обучения русскому языку произошли значительные изменения, которые можно считать позитивными. К наиболее значимым изменениям в определении подходов к отбору содержания обучения по русскому языку следует отнести следующие: 1. Осуществлен переход от единых программ и учебников к вариативным. 2. Расширен цикл языковых предметов. 3. Возникло разнообразие типов школ. 4. В гуманитарных школах, лицеях, гимназиях, классах введены стилистика, культура речи, словесность (основы филологии), риторика, основы истории языка, редактирование, церковнославянский язык. 5. Разработаны обязательные минимумы содержания образования по русскому языку в начальной, основной и средней общей школе (русской и национальной). 6. Определены требования к уровню подготовки учащихся начальной, основной, средней школы. 7. Разработаны примерные программы. 8. Разработана "Концепция образовательной области "Языки и литература". 9. Разработаны минимумы содержания и требования к уровню подготовки выпускников профильной школы, которые в настоящее время апробируются. 10. Подготовлены стандарты образования, определяющие минимум знаний, умений, развития учащихся, обязательные для всех вариантов образования. 11. Подготовлены и внедрены в практику работы школы новые учебники и учебные пособия по русскому языку, риторике и словесности. 12. Широко применяются инновационные методики, направленные на высокую познавательную активность учащихся, увлеченный поиск, их речевое творчество. 13. В образовательное пространство школы в последние годы прочно вошли элективные курсы как обязательный компонент содержания профильного обучения.
Задание. Внимательно прочитайте следующий текст. Дополните его.
На каждом этапе развития методической науки актуальными проблемами являются проблемы отбора содержательной стороны обучения. Это требует от учителя русского языка умения перестраиваться, выбирать ту программу и учебник, которые, на его взгляд, дадут возможности работать боле эффективно.
В теории и методике обучения русского языка идут дальнейшие поиски оптимальных путей обучения родному языку, например, в связи с идеями валеологического обучения. Усиление внимания к сохранению и укреплению здоровья школьников, создание ситуации успеха и комфортного обучения. Важной проблемой государственного масштаба является обучение в малокомплектной школе. Важной проблемой является обучение в школе всем видам речеой деятельности: – чтению, – аудированию (слушанию и пониманию), – говорению – письму. Еще одна проблема связана с поиском новых форм обучения русскому языку и новых подходов к обучению, исследованию развивающих возможностей методов и приемов обучения, в том числе методов развития творческих способностей школьников. Актуальными по-прежнему являются проблемы формирования познавательного интереса к родному языку и его изучению, исследование воспитательных возможностей предмета «Русский язык», исследование проблемы усиления и конкретизации коммуникативного плана русского языка. В последние годы активизировалась работа по исследованию практики обучения, исследованию работы преподавателей русского языка. В годы перестройки их назвали учителями новаторами. Особый интерес вызвала работа красноярских педагогов (метод погружения в ту или иную учебную дисциплину), идея риторизации обучения (особенно в восточной части страны), опыт преподавателей начальной школы С.Н. Лысенковой, Ш. Амонашвили, опыт последователя идей В.Ф. Шаталова Ю.С. Меженко и др. Однако исследование системы обучения талантливых педагогов в целом, отдельных ее элементов, методических находок, удачных приемов обучения, исследование инновационных методик и технологий ждет еще своих исследователей. К числу актуальных проблем методики относятся и следующее: v Создание системы дистанционного обучения русскому языку. v Разработка новых информационных технологий при обучении русскому языку как родному.
v Использование компьютерных и Интернет-технологий для достижения целей речевого и всестороннего личностного развития школьников. v Совершенствование методики подготовки и проведения ГИА и ЕГЭ.
Задание. Известно, что на современном этапе развития отечественной школы принят гуманно-личностный подход к обучаемым.
Ø Познакомьтесь с некоторыми положениями данного подхода в обучении и воспитании. Образование, чтобы стать гуманистическим, прежде всего, должно быть сориентировано на пробуждение внутренней духовно-нравственной активности учащихся – их рефлексии, целеполагания. Гуманно-личностный подход – это ключевое звено, коммуникативная основа личностно-ориентированных педагогических технологий. Он объединяет следующие идеи: · новый взгляд на личность как цель образования; · гуманизацию и демократизацию педагогических отношений; · отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов. Новый взгляд на личность представляет следующие позиции: · личность проявляется, выступает в раннем детстве, в школе развивается полноценная человеческая личность; · личность является субъектом, а не объектом в педагогическом процессе; · личность – цель образовательной системы, а средство для достижения каких-либо внешних целей; · каждый ребенок обладает способностями, многие дети талантливы; · приоритетными качествами личности являются высшие этические ценности (доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство, гражданственность и др.) Гуманное отношение к детям включает: · педагогическую любовь к детям; · оптимистическую веру в ребенке; · сотрудничество, мастерство общения; · отсутствие прямого принуждения; · приоритет положительного стимулирования; · терпимость к детским недостаткам; Демократизация отношений утверждает: · уравнивание ученика и учителя в правах; · право ребенка на свободный выбор; · право на ошибку; · право на собственную точку зрения; · соблюдение Конвенции о правах ребенка;
· стиль отношений учителя и учеников. Ученье без принуждения характеризует: · требовательность без принуждения, основанная на доверии; · увлеченность, рожденная интересным преподаванием; · замена принуждения желанием, которое порождает успех; · ставка на самостоятельную и самодеятельность детей; · применение косвенных требований через коллектив. Новая трактовка индивидуального подхода включает: · отказ от ориентировки на среднего ученика; · поиск лучших качеств личности; · применение психолого-педагогической диагностики личности; · учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе; · прогнозирование развития личности; Ø Вспомните свой опыт обучения (может быть, и преподавания?) в школе. Ø Согласуется ваш опыт с изложенным выше гуманно-личностным подходом?
Контрольные вопросы и задания 1. Сравните определения методики преподавания русского языка, предлагаемые ведущими отечественными методистами. Познакомьтесь с определениями, данными в учебнике Т.М. Воителевой (см. стр. 6; 27). ü Предложите свое определение. ü Назовите науки, смежные с методикой.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|