Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Особ-сти функц-ния распредел. ф-ии Ф





Осн. признаки и предпосылки возникновения финансов.

Наличие Ф. исторически предопределялось:

1. Сущ-нием гос-ва с его фискальной пол-кой. (т.е. налоговой);

2. Необходимостью быть средством окончательного платежа.

3. Самим хар-ром Ф., как объективной экон. категории.

Ф. – совокупность денеж. отношений, организованных гос-вом в процессе кот-х осущ-ется формирование и использование общегос. фондов денеж. ср-в для осуществления экон., соц. и полит. задач.

Исторические предпосылки возникновения финансов:

1.В Европе в результате первых буржуазных революций власть монарха была значительно урезана, и произошло отторжение главы гос-ва (монарха) от казны. Возник общегос. фонд денеж. ср-в (бюджет), кот-м глава гос-ва не мог единолично пользоваться.

2. Формирование и использование бюджета стало носить сис-мный хар-р, т.е. возникли сис-мы гос. доходов и расходов с определ. составом, структурой и законодательным закреплением.

3. Налоги в денеж. форме приобрели преимущественный хар-р.

Распределительные отношения – часть экон. отношений в общ-ве, и финансы, будучи выражением этой объективно существующей сферы экон. отношений, явл. экон. категорией. Однако они имеют ярко выраженное специфическое назначение, т.е. формирование и использование денеж. фондов гос-ва посредством особых форм движения стоимости.

 

Особенности формирования и становления финанс. науки.

Наука о Ф. – учение о специфических производств. отношениях, вызванных развитием товарно-денеж. отношений и сущ-нием финансов.

Финанс. теория возникает в 16 в. (Демье Де Карафа). Он предложил обозначить гос. имущество как домены – гос. имущество в виде земли, лесов, вечных прав на пользование частным имуществом капиталом правительства. Но сама фин. наука только в 19 в. признается как самостоятельная. Во 2-ой пол. 20 в. фин. теория признается частью общ. экон. теории, после этого рассматривается самостоятельное развитие данной науки.

Суть классич. теории финансов закл. в доминанте гос-ва, суть неоклассич. теории закл. в доминанте финансов частного сектора.



Для становления и развития фин. науки хар-рны 2 стадии:

- классич. теория Ф. – времена римской империи до сер. 20 в. В данной стадии можно выделить 3 периода:

1. Ненаучное состояние – Др. Рим и Греция (Платон, Аристотель).

2. Переход к научной обработке – до 2-ой пол. 18 в. –

3. Научный или рациональный период – до 40-50 гг 20 в.

- неоклассич. теория Ф. (40-50 гг. 20 в.-до настоящего времени.)

1. Экон. мощь гос-ва, а значит устойчивость его фин. сис-мы в значительной степени определяется мощью частного сектора, ядром кот-го служат ТНК.

2. Ф. предпринимательского сектора представ-ют ядро фин. сис-мы гос-ва.

3. Вмешательство гос-ва в деят-ть частн. сектора минимизируется.

4. Из доступных источников финан-ния осн. явл. прибыль и рынки капитала.

 

Сущность финансов как экон. категории.

как экон. категории состоит в том, что Ф. всегда имеют денеж. форму выражения. Ф. отражают процесс движения денег в наличной и безнал. формах, а также движение всех инвестиционных ценностей, заменяющих в определ. момент времени денеж. ср-ва.

Финансы – система ДОтн, возникающих при формировании и использовании денежных фондов и при обороте ДСрв.

 

Порядок формирования финанс. отношений.

Финансовые отношения – эк.отношения между субъектами, которые связаны с формированием, распределением и использованием ДС с целью обеспечения потребностей государства, предприятий и граждан.

Ф. выражают денеж. отношения, кот-е возникают м/у:

1. П/п-ями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации товаров и услуг.

Цель – образование и распределение выручки

2. П/п-ями и вышестоящими орг-циями при создании централиз. фондов денеж. ср-в и их распределении.

3. Гос-вом и п/п-ми при уплате последними налогов в бюджетную сис-му и финанс-нии расходов.

4. Гос-вом и гражданами при внесении последними налогов и добровольных платежей.

5. государством, гражданами и целевыми бюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов

6. Отдельными звеньями бюджетной сис-мы

7. Органами имущественного и личного страхования, п/п-ми, населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба

8. Денеж. отношения, опосредующие круговорот на п/п.

Особ-сти функц-ния распредел. ф-ии Ф

Сущность Ф. проявл. в распределении и перераспределении чистого дохода. Он явл. источником процесса расширенного воспроиз-ва. Распределительный хар-р чистого дохода проявл. в том, что только эта обособленная часть совокупного продукта может расщепляться и распределяться на фонды денеж. ср-в. Процесс распределения ВВП осущ-ется с помощью финанс. инструментов, таких как: нормы, ставки, тарифы, отчисления, устанавливаемые гос-вом.

Выручка

Налоги → Гос. бюджет (НДС, Акцизы)

Амортизационный фонд ФОТ → ФСЗН → В.б.ф.

↓ → подоходный налог → ГБ

Фонд оплаты труда с/с → аппарат управления (АУ) →…

↓ → производств. персонал → …

Материальные затраты → вспомогат. персонал → …

Прибыль → В > c/c = прибыль, В < с/с = убыток

↓ В = с/с = 0 (компенсация собствен. затрат)

Общ. прибыль (или балансовая)

Налоги → ГБ (налог на прибыль, на землю, штрафы, др.), МБ.

Чистая прибыль

↓ ↓ ↓

ФН ФП Резервный фонд

ФН (модернизация,замена устар-го оборуд-я), РФ (непредвид.нужды)

ФП (на реализ-ю соц.политики, добров.страхование, мед.услуги, проезд, питание)

Распределительная ф-ия Ф. на макроур-не проявл. при распределении нац. дохода, когда происходит создание т. н. осн. или первичных доходов. Их Σ равна нац. доходу

 

 

Контрольная ф-ия.

Контрольная ф-ия финансов порождена их распреде­лительной ф-ией и проявл. в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием по целевому назначению.

Объектом контрольной ф-ии явл. финанс. показатели деят-ти орг-ции

В зависимости от субъектов, осущ-ющих финанс. контроль, различают: общегос.

Ведомственный

Внутрихоз.

Общественный

Независимый

Роль контрольной ф-ии финансов в воспроизводств. процессе проявл. в наблюдении за состоянием финанс. дисциплины, соблюдением установленных норм и пра­вил, выполнением финанс. обязательств.

Одна из важных задач финанс. контроля – проверка точного соблюдения законодательства по финанс. вопросам, своевременность и полнота выполнения финанс. обязательств перед бюджетной сис-мой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств п/п и орг-ций по расчетам и платежам.

Финанс. контроль осущ-ется ч/з деят-ть финанс., налоговых и др. органов контроля.

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.