Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Светлой памяти Николая Андреевича Пленкина




ВВЕДЕНИЕ

Каждый, имеющий отношение к школе, связанный со школь­ным образованием, знаком с распространенным явлением: многие задумки учителя, прекрасно изложенные в образцовом конспекте, так и остаются нереализованными, не затронув души и сердца обучаемых. Ученики, присутствуя в классе фактически, отсут­ствуют на уроке практически.

Как изменить это положение? Как сделать так, чтобы, говоря словами Цицерона, «зажглись глаза слушающего о глаза говорящего»?

Очевидно, что нормативное, традиционное обучение (его стиль, средства, формы организации) далеко не в полной мере соответствует духу времени. Его рамки тесны для преобразования обучения в процесс с гарантированным высоким результатом.

Поэтому, оставаясь в русле развивающего обучения, учитывая все положительное, накопленное дидактикой, психологией, методи­кой, отдавая должное проблемному обучению, процессам оптими­зации и активизации обучения, пойдем не по пути совершен­ствования методов, а по пути изменения стиля обучения. Это оправдано, поскольку перестройка системы образования требует обновления воспитательно-образовательной сферы школы, изме­нения педагогической технологии учителя и учебной технологии ученика, мыслимого не объектом обучения, а субъектом дея­тельности.

Измененный стиль — инновационный — характеризует процесс обучения двумя основными чертами: ситуацией предвосхи­щения результата и обязательным активным участием каждого ученика в процессе приобретения знаний, т. е. включением в деятельность.

Что это значит? Как это происходит?

Инновационная организация изучения русского языка состоит в осознанном выборе учителем таких принципов, методов, форм и средств обучения, которые обеспечивают и включение детей в активную работу, и положительный эмоциональный фон, ведут к выработке устойчивой положительной мотивации, создают каж­дому учащемуся условия достижения оптимального уровня участия в процессе учения.

В инновационном обучении приходят к согласию и ладу инструмент познания, процесс познания и ре­зультат обучения, поскольку создаются условия для форми­рования системы знаний, умений и навыков учебной деятель­ности, в свою очередь обеспечивая формирование системы знаний, умений и навыков по предмету.

 

Как видим, основная идея инновационного обучения отвечает идее гуманизации образования.

Инновационный стиль обеспечивается сочетанием методов по источнику знаний и методов по степени активности. Создаются условия для замены инструктажа, натаскивания ситуацией ориентировки, коррекции, самообразования.

Необходимые изменения должны коснуться основной формы организации совместной деятельности учащего и обучающегося — урока. (Методические рекомендации к организации и проведе­нию уроков обобщающего повторения в форме дидактической игры на материале морфологии. / Сост. О. В. Канарская.— Л., 1985). Очевидно также и то, что, изменяя стиль обучения, выдви­гая на первый план активные его формы, имея в виду сотруд­ничество, сотворчество на уроке, учитель — субъект организации процесса обучения и носитель цели — свои творческие устрем­ления будет связывать со средствами обучения, помня о выявлении и развитии глубинных возможностей ученика, способ­ного вместе с учителем прийти новыми путями к знаниям, фор­мируемым как умения. То есть, новые пути вытекают из курса на формирование активной, гармонически развитой личности и связаны с выбором таких учебных средств и форм организации учения, которые решают задачу одновременного обслуживания положительной мотивации и заинтересовывающей организации деятельности на уроке.

В предлагаемой вниманию учителя работе, посвященной одному из способов инновационного изучения языка, мы коснемся особенностей инновационного стиля обучения, средств обучения, разработанных в виде схем-опор и опор — учебных картинок, познакомимся с методикой поэтапного формирования умственных действий, обеспечивающих базовые знания и речевое развитие школьников, поговорим о соотношении рационального и эмо­ционального в инновационном обучении.

Важным представляется и учет того обстоятельства, что дидактическая модель предмета «русский язык» включает блок научных знаний и блок практических способов деятельности (См. Зорина Л. Я. Программа — учебник — учитель. М.: Знание, 11Э89.— С. 5—11). И знания, и практические способы деятель­ности одинаково важны в усвоении предмета «русский язык». Следовательно, это предмет с двумя ведущими компонентами, с двуединой функцией, что сильно осложняет процесс обучения, при организации которого в инновационном ключе ведущим компонентом выступают практические способы деятельности. Иными словами, процессуальный блок выполняет роль ведущего блока, формируя знания как умения. Значит, ориентируясь на возрастное и индивидуальное в развивающейся личности подрост­ка, анализируя условия протекания учебно-познавательной деятельности, особое внимание в работе уделяется познаватель­ному интересу как фактору творческого развития школьника.

 

Итак, метафоризация лингвистических сведений — это веду­щий способ инновационного изучения русского языка, обеспе­чивающий системные знания, помогающий исключать из обу­чения формализм, способствующий творческому и речевому развитию обучающихся

 

 

АТЛАС ВСЕЛЕННОЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И РЕЧИ

 

Не претендуя на исчерпывающее решение проблем, выдвинутых перестройкой, предлагаем один из вариантов ответа на вопрос: как учить современного школьника, чтобы учение было ему в радость и приносило пользу, не превращаясь в забаву, чтобы установка на раскрытие творческих резервов личности стала реальностью?

Своеобразными маяками в поисках такого варианта-ответа послужили мысли Ф. И. Буслаева и К. Д. Ушинского о занима­тельности в изучении русского языка, практические задания игрового характера А. М. Пешковского, работы В. Ф. Шаталова, Ш. А. Амонашвили, Л. М. Зельмановой, книга Т. В. Напольновой «Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка», материалы по занимательному языкознанию А. Т. Арсирия, Г. М. Дмитриевой, Э. А. Вартаньян, Г. А. Панова и др. и...сказка «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями», задуманная в 1906—1907 г. шведской писательницей Сельмой Лагерлеф для школьников как книга-учебник по географии и истории страны и превращенная в процессе работы в увлека­тельное фантастическое повествование с огромным потенциалом обучающего, воспитывающего и развивающего характера.

Метафоризация лингвистических сведений — способ, основан­ный на учете того обстоятельства, что сам по себе язык, как явле­ние функционирующее, дает почву для его антропологической интерпретации в условиях школьного обучения, для рассказа о нем в метафорическом оформлении. Но, чтобы рискнуть хотя бы отдаленно приблизиться к «глокой куздре» Л. В. Щербы или «запасным игрокам» (местоимениям) А. А. Реформатского, вызы­вая у обучаемых устойчивую любознательность, необходимо искать для лингвистического содержания близкую метафори­ческую форму, являющуюся обязательно системой, т, к. сам язык, объект изучения, един и обладает системой. Необходимо найти «территориальное», «административное» и «гражданское» единство для изучаемых языковых категорий, представляющих лингвистическое сообщество,

Так возникла идея многолетнего «космического путешествия» по Вселенной русского языка и речи и был создан для работы АТЛАС (сборник главных объектов этой Вселенной), первая часть которого (рис. 1) представляет общий план, включающий десять следующих лингвистических объектов. Центром Вселенной русско­го языка мы провозгласили планету Лексиконию, экспедиции на которую позволят познакомиться с центральной единицей языка — словом — и изучить лексику и фразеологию. Планету окружает красивое свечение — Корона Культуры Речи. Лексикония, а также планета Словообразования и двойная планета ФоГра (фонетика и графика) —самостоятельные планеты, не входящие в состав двух галактик — Морфологической и тем более Синтаксической. Млечный путь Стилистики — это трудный путь, который ведет к совершенствованию устной и

 

 

письменной речи. Две коварные Туманности — Орфографическая и Пункту­ационная — придуманы для постоянного привлечения внимания учеников к вопросам грамотности. Интонационные облака — тот уголок лингвистической Вселенной, посещение которого позволит поработать над звучанием речи ученика.

И наконец, объект десятый — искусственная межпланетная станция. Рис. 1 — этот результат общего взгляда на язык и речь, взгляда «невооруженным» глазом. Рисунки 2—10 составляют вторую часть Атласа. Это карты отдельных объектов Вселенной русского языка и речи, полученные посредством «увеличения» специальным «телескопом-логоскопом». Так, рассматривая «вооруженным» глазом Морфологическую галактику (рис. 2), мы ясно видим, что состоит она из двух частей: СамЧР (в нее вхо­дят самостоятельные части речи) и СлуЧР (в нее входят служеб­ные части речи), что планеты именной' группы — планета Су­ществительных, Прилагандия и Числяндия — вращаются по именной орбите, а планета Местоименных провинций — по местоименной (указательной, заместительной) орбите, что контакт между четырьмя названными планетами тесный. По признаковой орбите вращается планета Наречий в непосредственной бли­зости к группе планеты Глагол, включающей в свою, действенную, орбиту две малые планеты — астероиды П и Д (Причастие и Деепричастие). Как мы потом увидим, в таком расположении на карте есть определенное функциональное зерно. Это замечание касается не только Морфологической галактики, а и всех других изучаемых с помощью предлагаемой в пособии наглядности лингвистических объектов. По служебной орбите вращаются три планеты: Предлог, Союз, Частица. Междометию отведена роль только кометы. Синтаксическая галактика (рис. 3) вклю­чает три созвездия: Словосочетания, Простого и Сложного предложения, соединение между которыми осуществляется при помощи Блуждающих звезд "(главных — подлежащее, сказу­емое — и второстепенных — дополнение, определение, обстоятель­ство), образующих разнообразные по синтаксическому рисунку хороводы. Комета Обращений иногда вплетается в эти рисунки. Тропы Млечного пути Стилистики (рис. 4) (разговорную и книжные: деловую, научную, публицистическую, а также тропу языка художественной литературы) проходят ученики вместе с жителями всех Самостоятельных планет и.планет Морфологи­ческой галактики прежде, чем на станции «Логос-текстум» («logos - textum») (рис. 11) состоится аттестация на звание знатока русского языка: сначала на площади Слова, а потом на площади Текста. Руководит маршрутами письменно-устного Млечного пути Стилистики капризная особа — Стилистическая Норма, которая любит, чтобы языковые средства соответствовали выражаемому содержанию с точки зрения значения, цели, условий, отношения говорящего (пишущего) к высказыванию, с эстети­ческой точки зрения. Средства языка, прошедшие успешно Млеч­ный путь Стилистики, прекрасно себя чувствуют в тексте, а ученик, выдержавший общение со Стилистической Нормой,— на станции «Логос-текстум». Правда, направляясь к этой станции письменным путем, можно натерпеться страхов в Орфографической туманности (рис. 5), которая то и дело сбивает с толку причудливостью

Рис. 2 Морфологическая галактика

 

Рис. 4. Млечный путь стилистики

 

 

Рис. 5. Орфографическая туманность

 

 

 

 

Рис. 6. Пунктуационная туманность

 

 

Рис. 7.

 

 





Рис. 8. Планета словообразования

 

 

 

Рис. 10. Интонационные облака

 

 

изменяющихся очертаний: тут и коварные пробелы, и нежданные контакты, и черточки при переносе, которые нужно ставить с умом, и обязательное присутствие на определенных участках дефиса. Но самая опасная и обширная зона в Орфографической туман­ности — зона орфограммы-буквы, которая поделена знатоками на пять трудных участков для лучшей ориентировки. Зная правила наблюдения за орфограммами, можно легко преодолеть эти участки гласных, согласных, большой буквы, твердого и мягкого знаков. Не менее трудна для преодоления все тем же, письменным, путем Пунктуационная туманность (рис. 6), представляющая собой скопление знаков препинания, которые, в первую очередь, светят отраженным светом знания Синтаксической галактики. Их расположение в туманности строго зафиксировано, что умень­шает степень риска для человека, знающего об этом.

Более деталаьное увеличение дает «логоскоп», направленный на отдельные планеты: Лексиконию, ФоГру, планету Словообразо­вания. И все же это только общий взгляд, не позволяющий квалифицированно судить обо всех тонкостях, присущих изучаемо­му объекту, но приближающий к его пониманию, осмыслению того места, какое он занимает в языке и речи, той роли, какую ирает в общей системе. Посмотрим на указанные Самостоятель­ные планеты.

На Лексиконии (рис. 7) видны четкие очертания двух материков (материк Однозначных логосов и материк Многозначных логосов) и двух морей — Фразеологического и Большого Лексического с проливом Исконно русских слов, проливом Заимствований и с бухтой Переносных значений. В большом Лексическом море множество объектов: остров омонимов Ключ, группа островов-антонимов (о. Длинный и о. Короткий), гряда островов-синонимов (о. Буран, о. Метель, о. Вьюга), остров Специалистов и остров Диалектизмов, архипелаг Арахизмов и кратер Неологизмов. Поверхность планеты Словообразования (рис. 8) по ландшафту напоминает горы: возвышения имеют острые () и округлые () формы; есть плоские детали, сравнимые с высокогорными плато (—), встречаются равнинные участки (), как правило,

заостренные (), заканчивающиеся странными четырехугольниками

 

Небольшая по величине планета ФоГра (рис. 9) — в основном, равнинная. В центре просматри­вается столица, пересекаемая рекой. Река разделяет планету на две неравные местности.

Интонационные облака (рис. 10) задуманы для посещения с целью тренировки голосового аппарата: темпа, тембра, ритма, мелодии, силы голоса. Таков Атлас. Он составлен без учета ступенчатости в изучении лексики, словообразования, некоторых тем морфологии, особенностей изучения синтаксиса в школе. Его карты —. конспекты-опоры общего типа.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...