Светлой памяти Николая Андреевича Пленкина
ВВЕДЕНИЕ Каждый, имеющий отношение к школе, связанный со школьным образованием, знаком с распространенным явлением: многие задумки учителя, прекрасно изложенные в образцовом конспекте, так и остаются нереализованными, не затронув души и сердца обучаемых. Ученики, присутствуя в классе фактически, отсутствуют на уроке практически. Как изменить это положение? Как сделать так, чтобы, говоря словами Цицерона, «зажглись глаза слушающего о глаза говорящего»? Очевидно, что нормативное, традиционное обучение (его стиль, средства, формы организации) далеко не в полной мере соответствует духу времени. Его рамки тесны для преобразования обучения в процесс с гарантированным высоким результатом. Поэтому, оставаясь в русле развивающего обучения, учитывая все положительное, накопленное дидактикой, психологией, методикой, отдавая должное проблемному обучению, процессам оптимизации и активизации обучения, пойдем не по пути совершенствования методов, а по пути изменения стиля обучения. Это оправдано, поскольку перестройка системы образования требует обновления воспитательно-образовательной сферы школы, изменения педагогической технологии учителя и учебной технологии ученика, мыслимого не объектом обучения, а субъектом деятельности. Измененный стиль — инновационный — характеризует процесс обучения двумя основными чертами: ситуацией предвосхищения результата и обязательным активным участием каждого ученика в процессе приобретения знаний, т. е. включением в деятельность. Что это значит? Как это происходит? Инновационная организация изучения русского языка состоит в осознанном выборе учителем таких принципов, методов, форм и средств обучения, которые обеспечивают и включение детей в активную работу, и положительный эмоциональный фон, ведут к выработке устойчивой положительной мотивации, создают каждому учащемуся условия достижения оптимального уровня участия в процессе учения.
В инновационном обучении приходят к согласию и ладу инструмент познания, процесс познания и результат обучения, поскольку создаются условия для формирования системы знаний, умений и навыков учебной деятельности, в свою очередь обеспечивая формирование системы знаний, умений и навыков по предмету.
Как видим, основная идея инновационного обучения отвечает идее гуманизации образования. Инновационный стиль обеспечивается сочетанием методов по источнику знаний и методов по степени активности. Создаются условия для замены инструктажа, натаскивания ситуацией ориентировки, коррекции, самообразования. Необходимые изменения должны коснуться основной формы организации совместной деятельности учащего и обучающегося — урока. (Методические рекомендации к организации и проведению уроков обобщающего повторения в форме дидактической игры на материале морфологии. / Сост. О. В. Канарская.— Л., 1985). Очевидно также и то, что, изменяя стиль обучения, выдвигая на первый план активные его формы, имея в виду сотрудничество, сотворчество на уроке, учитель — субъект организации процесса обучения и носитель цели — свои творческие устремления будет связывать со средствами обучения, помня о выявлении и развитии глубинных возможностей ученика, способного вместе с учителем прийти новыми путями к знаниям, формируемым как умения. То есть, новые пути вытекают из курса на формирование активной, гармонически развитой личности и связаны с выбором таких учебных средств и форм организации учения, которые решают задачу одновременного обслуживания положительной мотивации и заинтересовывающей организации деятельности на уроке.
В предлагаемой вниманию учителя работе, посвященной одному из способов инновационного изучения языка, мы коснемся особенностей инновационного стиля обучения, средств обучения, разработанных в виде схем-опор и опор — учебных картинок, познакомимся с методикой поэтапного формирования умственных действий, обеспечивающих базовые знания и речевое развитие школьников, поговорим о соотношении рационального и эмоционального в инновационном обучении. Важным представляется и учет того обстоятельства, что дидактическая модель предмета «русский язык» включает блок научных знаний и блок практических способов деятельности (См. Зорина Л. Я. Программа — учебник — учитель. М.: Знание, 11Э89.— С. 5—11). И знания, и практические способы деятельности одинаково важны в усвоении предмета «русский язык». Следовательно, это предмет с двумя ведущими компонентами, с двуединой функцией, что сильно осложняет процесс обучения, при организации которого в инновационном ключе ведущим компонентом выступают практические способы деятельности. Иными словами, процессуальный блок выполняет роль ведущего блока, формируя знания как умения. Значит, ориентируясь на возрастное и индивидуальное в развивающейся личности подростка, анализируя условия протекания учебно-познавательной деятельности, особое внимание в работе уделяется познавательному интересу как фактору творческого развития школьника.
Итак, метафоризация лингвистических сведений — это ведущий способ инновационного изучения русского языка, обеспечивающий системные знания, помогающий исключать из обучения формализм, способствующий творческому и речевому развитию обучающихся
АТЛАС ВСЕЛЕННОЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И РЕЧИ
Не претендуя на исчерпывающее решение проблем, выдвинутых перестройкой, предлагаем один из вариантов ответа на вопрос: как учить современного школьника, чтобы учение было ему в радость и приносило пользу, не превращаясь в забаву, чтобы установка на раскрытие творческих резервов личности стала реальностью? Своеобразными маяками в поисках такого варианта-ответа послужили мысли Ф. И. Буслаева и К. Д. Ушинского о занимательности в изучении русского языка, практические задания игрового характера А. М. Пешковского, работы В. Ф. Шаталова, Ш. А. Амонашвили, Л. М. Зельмановой, книга Т. В. Напольновой «Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка», материалы по занимательному языкознанию А. Т. Арсирия, Г. М. Дмитриевой, Э. А. Вартаньян, Г. А. Панова и др. и...сказка «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями», задуманная в 1906—1907 г. шведской писательницей Сельмой Лагерлеф для школьников как книга-учебник по географии и истории страны и превращенная в процессе работы в увлекательное фантастическое повествование с огромным потенциалом обучающего, воспитывающего и развивающего характера.
Метафоризация лингвистических сведений — способ, основанный на учете того обстоятельства, что сам по себе язык, как явление функционирующее, дает почву для его антропологической интерпретации в условиях школьного обучения, для рассказа о нем в метафорическом оформлении. Но, чтобы рискнуть хотя бы отдаленно приблизиться к «глокой куздре» Л. В. Щербы или «запасным игрокам» (местоимениям) А. А. Реформатского, вызывая у обучаемых устойчивую любознательность, необходимо искать для лингвистического содержания близкую метафорическую форму, являющуюся обязательно системой, т, к. сам язык, объект изучения, един и обладает системой. Необходимо найти «территориальное», «административное» и «гражданское» единство для изучаемых языковых категорий, представляющих лингвистическое сообщество, Так возникла идея многолетнего «космического путешествия» по Вселенной русского языка и речи и был создан для работы АТЛАС (сборник главных объектов этой Вселенной), первая часть которого (рис. 1) представляет общий план, включающий десять следующих лингвистических объектов. Центром Вселенной русского языка мы провозгласили планету Лексиконию, экспедиции на которую позволят познакомиться с центральной единицей языка — словом — и изучить лексику и фразеологию. Планету окружает красивое свечение — Корона Культуры Речи. Лексикония, а также планета Словообразования и двойная планета ФоГра (фонетика и графика) —самостоятельные планеты, не входящие в состав двух галактик — Морфологической и тем более Синтаксической. Млечный путь Стилистики — это трудный путь, который ведет к совершенствованию устной и
письменной речи. Две коварные Туманности — Орфографическая и Пунктуационная — придуманы для постоянного привлечения внимания учеников к вопросам грамотности. Интонационные облака — тот уголок лингвистической Вселенной, посещение которого позволит поработать над звучанием речи ученика. И наконец, объект десятый — искусственная межпланетная станция. Рис. 1 — этот результат общего взгляда на язык и речь, взгляда «невооруженным» глазом. Рисунки 2—10 составляют вторую часть Атласа. Это карты отдельных объектов Вселенной русского языка и речи, полученные посредством «увеличения» специальным «телескопом-логоскопом». Так, рассматривая «вооруженным» глазом Морфологическую галактику (рис. 2), мы ясно видим, что состоит она из двух частей: СамЧР (в нее входят самостоятельные части речи) и СлуЧР (в нее входят служебные части речи), что планеты именной' группы — планета Существительных, Прилагандия и Числяндия — вращаются по именной орбите, а планета Местоименных провинций — по местоименной (указательной, заместительной) орбите, что контакт между четырьмя названными планетами тесный. По признаковой орбите вращается планета Наречий в непосредственной близости к группе планеты Глагол, включающей в свою, действенную, орбиту две малые планеты — астероиды П и Д (Причастие и Деепричастие). Как мы потом увидим, в таком расположении на карте есть определенное функциональное зерно. Это замечание касается не только Морфологической галактики, а и всех других изучаемых с помощью предлагаемой в пособии наглядности лингвистических объектов. По служебной орбите вращаются три планеты: Предлог, Союз, Частица. Междометию отведена роль только кометы. Синтаксическая галактика (рис. 3) включает три созвездия: Словосочетания, Простого и Сложного предложения, соединение между которыми осуществляется при помощи Блуждающих звезд "(главных — подлежащее, сказуемое — и второстепенных — дополнение, определение, обстоятельство), образующих разнообразные по синтаксическому рисунку хороводы. Комета Обращений иногда вплетается в эти рисунки. Тропы Млечного пути Стилистики (рис. 4) (разговорную и книжные: деловую, научную, публицистическую, а также тропу языка художественной литературы) проходят ученики вместе с жителями всех Самостоятельных планет и.планет Морфологической галактики прежде, чем на станции «Логос-текстум» («logos - textum») (рис. 11) состоится аттестация на звание знатока русского языка: сначала на площади Слова, а потом на площади Текста. Руководит маршрутами письменно-устного Млечного пути Стилистики капризная особа — Стилистическая Норма, которая любит, чтобы языковые средства соответствовали выражаемому содержанию с точки зрения значения, цели, условий, отношения говорящего (пишущего) к высказыванию, с эстетической точки зрения. Средства языка, прошедшие успешно Млечный путь Стилистики, прекрасно себя чувствуют в тексте, а ученик, выдержавший общение со Стилистической Нормой,— на станции «Логос-текстум». Правда, направляясь к этой станции письменным путем, можно натерпеться страхов в Орфографической туманности (рис. 5), которая то и дело сбивает с толку причудливостью
Рис. 2 Морфологическая галактика
Рис. 4. Млечный путь стилистики
Рис. 5. Орфографическая туманность
Рис. 6. Пунктуационная туманность
Рис. 7.
Рис. 8. Планета словообразования
Рис. 10. Интонационные облака
изменяющихся очертаний: тут и коварные пробелы, и нежданные контакты, и черточки при переносе, которые нужно ставить с умом, и обязательное присутствие на определенных участках дефиса. Но самая опасная и обширная зона в Орфографической туманности — зона орфограммы-буквы, которая поделена знатоками на пять трудных участков для лучшей ориентировки. Зная правила наблюдения за орфограммами, можно легко преодолеть эти участки гласных, согласных, большой буквы, твердого и мягкого знаков. Не менее трудна для преодоления все тем же, письменным, путем Пунктуационная туманность (рис. 6), представляющая собой скопление знаков препинания, которые, в первую очередь, светят отраженным светом знания Синтаксической галактики. Их расположение в туманности строго зафиксировано, что уменьшает степень риска для человека, знающего об этом. Более деталаьное увеличение дает «логоскоп», направленный на отдельные планеты: Лексиконию, ФоГру, планету Словообразования. И все же это только общий взгляд, не позволяющий квалифицированно судить обо всех тонкостях, присущих изучаемому объекту, но приближающий к его пониманию, осмыслению того места, какое он занимает в языке и речи, той роли, какую ирает в общей системе. Посмотрим на указанные Самостоятельные планеты. На Лексиконии (рис. 7) видны четкие очертания двух материков (материк Однозначных логосов и материк Многозначных логосов) и двух морей — Фразеологического и Большого Лексического с проливом Исконно русских слов, проливом Заимствований и с бухтой Переносных значений. В большом Лексическом море множество объектов: остров омонимов Ключ, группа островов-антонимов (о. Длинный и о. Короткий), гряда островов-синонимов (о. Буран, о. Метель, о. Вьюга), остров Специалистов и остров Диалектизмов, архипелаг Арахизмов и кратер Неологизмов. Поверхность планеты Словообразования (рис. 8) по ландшафту напоминает горы: возвышения имеют острые () и округлые () формы; есть плоские детали, сравнимые с высокогорными плато (—), встречаются равнинные участки (), как правило, заостренные (), заканчивающиеся странными четырехугольниками
Небольшая по величине планета ФоГра (рис. 9) — в основном, равнинная. В центре просматривается столица, пересекаемая рекой. Река разделяет планету на две неравные местности. Интонационные облака (рис. 10) задуманы для посещения с целью тренировки голосового аппарата: темпа, тембра, ритма, мелодии, силы голоса. Таков Атлас. Он составлен без учета ступенчатости в изучении лексики, словообразования, некоторых тем морфологии, особенностей изучения синтаксиса в школе. Его карты —. конспекты-опоры общего типа.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|