Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

 2.Место дисциплины в структуре образовательной программы




 2. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина Б. 1. Б. 09 «Безопасность жизнедеятельности» реализуется в рамках базовой части Блока I «Дисциплины (модули)» программы бакалавриата во 2-м семестре у обучающихся в очной форме обучения, в 3-м семестре у обучающихся в заочной форме обучения.

 

3. Цели и задачи обучения по дисциплине

Цель обучения по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» – приобретение знаний и умений, необходимых для сохранения своей жизни и здоровья; для обеспечения безопасности человека в современных экономических и социальных условиях; знаний в области защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуаций как в мирное, так и в военное время; для спасения людей, животных и материальных ценностей.

 

Задачи изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»:

- теоретическое освоение обучающимися основ культуры безопасности, комплекса опасностей, действующих на человека и природу.

-приобретение практических навыков по формированию и соблюдению нормативных требований к источникам опасностей, действующих в окружающей среде.  

 

4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Процесс изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» направлен на формирование у обучающихся по программе высшего образования – программе бакалавриата по направлению подготовки 38. 03. 02 Менеджмент, направленность (профиль) «Управление человеческими ресурсами» общекультурной компетенции ОК-8.

 

Код и описание компетенции  Планируемые результаты обучения       

ОК-8

способность использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций

Знает  приемы первой помощи, теоретические основы организации защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий
Умеет применять полученные знания по оказанию первой помощи, использовать методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций
Владеет  навыками оказания первой помощи, методами защиты производственного персонала и населения в условиях чрезвычайных ситуаций

 

5. Содержание дисциплины, структурированное по темам

Раздел I. Теоретические основы и управление безопасностью жизнедеятельности

Тема 1. Теоретические основы учения

 о безопасности жизнедеятельности человека (ОК-8)

Возникновение учений о безопасности жизнедеятельности человека и защита окружающей среды.

Цель изучения науки о безопасности жизнедеятельности (БЖД). Предмет изучения. Основные понятия, термины и определения жизнедеятельности: среда обитания, биосфера, техносфера, опасность (потенциальная, реальная и реализованная), риск, безопасность, система безопасности, объекты защиты, мониторинг, вредный фактор, травматический фактор.

Область исследования науки о безопасности жизнедеятельности.

Принципы, методы и средства обеспечения безопасности*. Культура безопасности человека*.

Ноксология – наука об опасностях*. Возникновение и основы реализации опасностей*. Опасные и чрезвычайно опасные воздействия. Закон толерантности*.

Поле опасностей*. Качественная квалификация (таксономия) опасностей*. Количественная оценка опасностей*. Показатели негативного влияния реализованных опасностей*. Естественно-техногенные опасности*.

Антропогенные опасности*. Виды взаимосвязей человека – оператора с технической системой*. Восприятие внешних воздействий и ошибочные реакции человека*.

Тема 2. Управление безопасностью жизнедеятельности (ОК-8)

 

Документы, регулирующие правовые вопросы по безопасности жизнедея­тельности. Нормативные акты по охране труда.

Виды правил и инструкций по ох­ране труда.

Системы стандартизации по безопасности жизнедеятельности*.

Госу­дарственный надзор по охране труда и охране окружающей среды. Общественный контроль по безопасности труда. Внутриведомственный контроль.

Виды ответст­венности должностных лиц. Дисциплинарная ответственность*. Административная ответственность*. Уголовная ответственность*. Материальная ответственность*.

Служба охраны труда на предприятиях. Руководство и ответственность по охране труда на предприятии. Условия внедрения системы управления охраной труда. Цель внедрения системы управления охраной труда. Функции управления охраной труда*. Планирование работ по охране труда, виды планов по охране труда*. Оценка состояния охраны труда, показатели по охране труда*.

Виды инструктажа по охране труда, регистрация инструктажа. Производственный травматизм*. Определение термина «несчастный случай» и «профессиональное заболевание»*. Классификация несчастных случаев. Несчастные случаи, происшедшие на производстве*. Расследо­вание несчастных случаев*.

Виды причин несчастного случая*.

Статистический и экономический методы анализа травматизма.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Нормативная правовая база РСЧС*. Задачи и структура РСЧС*. Территориальные подсистемы РСЧС*. Функциональные подсистемы РСЧС*. Уровни РСЧС – федеральный, региональный, территориальный, местный, объектный*. Силы и средства РСЧС*. Силы и средства наблюдения и контроля*. Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций*. Режимы функционирования РСЧС*. Повседневный режим, режим повышенной готовности, чрезвычайный режим*.

Гражданская оборона (ГО), её роль и место в Российской Федерации. Нормативная правовая база гражданской обороны. Задачи и структура гражданской обороны. Руководство гражданской обороны. Органы управления гражданской обороной*.

Мероприятия РСЧС и ГО по защите населения. Оповещение. Сигналы гражданской обороны. Действия по сигналам оповещения.                                                              Соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов в организации осуществляющей образовательную деятельность (ст. 41 Закона об образовании в РФ).

Тема 3. Основы физиологии труда и комфортные условия жизни (ОК-8)

Анализаторы человеческого организма. Рецепторы как датчики сенсорных систем человека. Основные группы рецепторов. Органы чувств, обеспечивающие восприятие действующих на организм внешних раздражителей.

Органы зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания. Характеристика органов чувств по скорости передачи информации.

Морфологические и функциональные системы в организме человека.

Нервная система как одна из важнейших связующих систем человека.

Гомеостаз и адаптация. Система иммунной защиты организма человека. Классификация основных форм деятельности человека.

Физический и умственный труд. Энергетические затраты человека. Физическая тяжесть и напряженность труда. Оптимальные и допустимые условия труда*.

Вредные и экстремальные условия труда. Пути повышения эффективности трудовой деятельности. Элементы рационального режима труда и отдыха*.

Понятие микроклимата, его параметры. Микроклимат* производственных помещений, его классификация. Влияние параметров микроклимата на самочувствие человека. Терморегуляция организма человека*. Уравнение теплового баланса. Методы и приборы для регистрации параметров микроклимата.

Приспособление производственной среды к возможностям человеческого организма. Гигиенические, антропометрические, физиологические и психологические показатели качества производственной среды*.

Общие санитарные требования к производственным помещениям. Конструктивные особенности помещений в зависимости от вида деятельности и производственного микроклимата. Приемы и способы регулирования температуры, влажности и чистоты воздуха в помещениях. Виды вентиляции, способы естественной вентиляции*. Понятие воздухообмена*. Порядок организации оптимального освещения рабочих мест, способы определения качества естественного освещения и коэффициента освещенности. Нормирование искусственной освещенности помещений*.                       Пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда (ст. 41 Закона об образовании в РФ).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...