Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психофизические предпосылки




Все, что мы испытываем и знаем, имеет, по сути, ментальную природу. Физические явления, измеряемые и используемые трехмерной наукой, неотделимы от того, что мы мыслим по поводу этих явлений. Мир, в конечном счете - лишь то, что мы переживаем и осознаем как чувственный опыт, неотделимый от наших ментальных состояний и отношений к нему, и определяется им. К примеру, то, что некая машина, может выполняет свою функцию, происходит благодаря активации особого набора ментальных проекций и связей.

Наиболее обоснованный метод претворения в жизнь набора психологических предпосылок - буддийские практики медитации, цель которых - самадхи (успокоение ума) и випассана (прозрение). Стоит ли говорить, что основной поток техно-науки стремится навесить на всю эту тему ярлык “субъективной паранормальности”? Но всё на свете субъективно и относительно, включая - а зачастую и особенно включая - современную нам науку, ведь субъективны и иррациональны именно тайники нашего ума.

Источник проблемы отчуждения от природы - наша склонность считать, категорически и бездумно, что все мыслительные процессы, теории, концепции и т. п. - не более, чем ментальные конструкции, не имеющие собственной, изначально присущей им живой реальности, забывая, что они неотделимы от бессознательных эмоциональных состояний и от неисследованных культурно-этических взаимосвязей. Именно это неприкаянное состояние ума призваны исцелить техники “санации разумности”. Найдя место этим практикам в своем мировосприятии, человек способен уяснить и начать сознательно проявлять в своей активности психофизическую природу реальности.

Предпосылки Вселенской эстетики

Тяга к творческому самовыражению - вселенское свойство разумности, присущей природе в целом, а не только человеку. Мироздание изначально эстетично, и одна из изначальных человеческих ценностей - способность к творчеству в широком смысле. Это первозданное свойство интеллекта естественно выстраивает свои формы на основе упорядоченного набора чувственных восприятий, определяющих наш опыт реальности. Таким образом, наша реальность являет собой всеобъемлющую конструкцию, составленную из всех возможных сочетаний этих упорядоченных ощущений. Поскольку весь чувственный опыт изначально эстетичен, а код ДНК един для всех людей, то единый набор упорядоченных ощущений определяет общую тенденцию человечества к универсализации форм и символов своих различных культур. Всеобщий набор потенциальных сфер опыта для всех пяти органов чувств (осязание, вкус, обоняние, слух и зрение) с помощью шестого - разума, орудия синтеза - претворяется в не менее всеобщий набор эстетических форм. Единый инструмент разума, высекающий эти формы в материи - это число, способность которого к выведению гармонично-пропорциональных рядов позволяет ему формировать абстрактные построения, отражающие сублимированные либо бессознательные уровни чувственного опыта. Корень разума - в четвертом измерении, организованном чисто математическим образом - по принципу “радиальной матрицы”. Назвать число эстетическим орудием разума - значит постулировать изначальную эстетичность целочисленной системы упорядоченных наборов и пропорций, правящей четвертым измерением. Осознание этих дробей и пропорций придает форму нашему чувственному опыту, утончаяя его сублимированные и бессознательные слои. Наше стремление к самовыражению развертывает их в бесконечных рядах художественных методов и форм.

Взаимопроникновение различных форм искусства - основа синтеза и обновления эволюционного феномена, известного нам как человеческая культура. В этом контексте, проблема отчуждения человечества от природы рассматривается как следствие тенденции к замыканию его сенсорного опыта на сферу искусственных, устоявшихся категорий, вне эволюционных реалий его чувственного взаимодействия с ней. Освобождение коллективного разума человечества из пелены искусственных умозрений приведет к разрыву жестких ”обратных связей”, плод которых - профанация форм и методов самовыражения, свойственная современному нам искусству.

Майянские предпосылки

В историческом и культурном контексте западного мышления, древний народ майя, обитавший в Центральной Америке - реликт цивилизации, развивавшийся в полном отрыве от цивилизаций Евразии и Африки (включая Египетскую, Месопотамскую, Индийскую, Китайскую и Греко-Римско-Европейскую, в разной мере влиявших друг на друга). И действительно, евразийские цивилизации оперировали десятичной системой и вели счисление времени посредством деления на 12, тогда как майянская математическая система основана на двадцатичной системе, а календарная - на числе 13. Их утонченная и простая голографическая система счисления оперирует бесконечными рядами чисел с помощью всего трех символов: точка обозначает единицу, черточка - число пять, а символ раковины используется для обозначения нуля и для позиционного умножения на 20. Майянские календари и системы счисления несравнимо обширнее любого известного нам поля измерений. По крайней мере, принятая в западном мире гипотеза, что они использовались ранним земледельческим сообществом в основном для определения сроков посева, не выдерживает критики. Известно, что принцип позиционной математики - использование нуля. Десятичная математика, на которой основана цивилизация Старого Света, применяла позиционное умножение на 10 (10, 100, 1000...) Однако, майянская позиционная математика, гораздо более мощная, чем десятичная, пользовалась нулем для двадцатичного умножения (20, 400, 8000, 160000, 32000000...).

Поскольку западный ментальный конгломерат выливается в формы десятичных рядов (а для счисления времени- использующих число 12), то и его восприятие реальности формируется этими рядами. Этот факт делает все попытки перенастроить общественное сознание на майянскую двадцатичную числовую и тринадцатиричную календарную систему неактуальными для западного ума.

Но включение в язык календарной математики майя высвечивает их мировосприятие, раскрывающее уровень гармонического ментального постижения, уникальный для нашей планеты. Все это я изложил в книге “Фактор майя” (1987 г.) Способность майянской календарной системы к гармонической синхронизации планетарных и звездных циклов наводит на мысль о ее космическом происхождении. Игнорировать сам этот фактор и его практические применения для решения текущих острейших проблем, значит, способствовать отчуждению человечества от природы.

Предпосылки планетарной целостности

Сумма опыта человечества неотделима от его ниши в планетарной экосистеме, формирующей среду его обитания. Стадии эволюции разума развертываются параллельно смене биогеологических циклов. Адекватная оценка вклада человеческого разума в развитие планетарной цельности невозможна без его точной эволюционной локализации; и все же, это - единственный путь к решению коренной проблемы современности, отравляющей разум человечества и среду его обитания - отчуждения человека от природы.

Вне подлинного понимания сути времени и связанные традициями западной культуры, трехмерная наука, математика и технологии, не способны не только подвести нас к решению этой проблемы, но даже указать хоть сколько-нибудь приемлемые подходы к ней. Напротив, принятие точки зрения планетарной целостности позволяет дать определение времени в терминах этого основного ингредиента ментальной “кухни” человечества, внося реальный вклад не только в сокровищницу познания, но и в процесс эволюции всех живых видов Земли.

Первопроходцы целостно - планетарного подхода - многие мыслители ХХ века. В их числе - южноафриканский государственный деятель Ян Смэтс (“Холизм и эволюция человека ”, 1926 г.); французский психолог и математик Шарль Анри, автор модели резонансного поля (“Обобщение теории радиации”, 1924 г.); В.И. Вернадский (“Очерки геохимии”, 1924 г. и “Ноосфера”, 1938 г.); Пьер Тейяр де Шарден (“Феномен человека”, 1955 г.); Бакминстер Фуллер (“Справочник по Космическому Кораблю Земля”, 1969 г. и “Синергетика”, 1975-1979 гг.); Оливер Райзер (“Космический гуманизм”, 1966 г); Джеймс Лавлок (“Гея”, 1982 г.); Руперт Шелдрейк (“Новая наука жизни”, 1982 г.) и Хозе Аргуэльес (“Земля Восходящая”, 1984 г.)

Подведем итог: планета Земля являет собой единый, цельный, эволюционирующий организм. Ее инертная (неорганическая) составляющая, включая ядро - изначально и полностью кристаллическая, а не расплав. Понимание эволюционной роли кристаллического ядра и внутренней структуры Земли, а также термических процессов радиоактивности, электромагнетизма и геомагнетизма будет углубляться по мере принятия точки зрения, свойственной самому времени. “Резонансная модель” Земли показывает ее как систему взаимного резонанса трех полей: гравитационного (геомагнитное), электромагнитного и биопсихического (Ш. Анри, 1924 г.). Их динамическое сплетение образует биосферу.

С химической точки зрения наша планета может быть разделена на инертные (неорганические) и живые виды существования. На ее поверхности располагается биосфера - тонкая неделимая оболочка, в которой проходит сложнейший процесс трансформации жизни. Часть биосферы, подверженная влиянию погоды, недавно получила название “ экосфера”. Границы биосферы достигают начала ионосферы (60-70 миль над поверхностью Земли). Пояса Ван Аллена - две электромагнитные проводящие оболочки ионосферы, внутренняя и внешняя, расположенные на высоте 9-11 тыс. миль от поверхности Земли. С этой высоты начинается магнитосфера, которая - в форме “хвоста” Земли - простирается примерно на 40 тыс. миль. Назначение электромагнитных поясов - соизмерять поток солнечно-галактической радиации с динамическими потребностями развития биосферы.

Человечество, как целостный организм, являет собой “подотряд” более объемлющего “отряда” - всей жизни нашей планеты, которую В. Вернадский назвал “единством цельной живой материи в биосфере”. Активность биосферы - следствие способности живой материи непрестанно высвобождать энергию для исполнения некоторой работы. Вся история биосферы - описание того, как живая материя осваивает ее пространство. Ту часть этого процесса, где речь идет о человеке, Тейяр де Шарден называет “хоминизацией” (очеловечиванием или заселением) планеты. И все же, непредвзято рассматривая этот процесс, мы видим, что данная стадия эволюции человеческого разума, выражающая себя в культурно-технической экспансии - закономерная функция текущей геологической эпохи - холоцена (12000 ВРЕ). Такая точка зрения позволяет увидеть совокупное влияние человечества на среду обитания как основную силу геологического формообразования.

“Обратная связь” биосферы со своим подотрядом, называемым “хомо сапиенс” осуществляется вспомогательным инструментом, соответствующим данной исторической фазе - техносферой. Так биосфера становится ноосферой - ментальной оболочкой планеты. Процесс перехода, необходимый для завершения интегрирующей био-геокультурной “обратной связи” техногенной цивилизации, сейчас в полном разгаре. Согласно Тейяр де Шардену,“хоминизация” планеты завершится построением всеобъемлющей коммуникационной электронной сети - планетарной нервной системы. Так начнется финальная фаза эволюции человечества: планетаризация его сознания.

Вернадский дает весьма четкое определение этому процессу:

“...огромная биогеохимическая энергия биосферы, принявшая новую форму благодаря усилиям человечества в области технологии, полностью управляема его совокупным мышлением. Интересен тот факт, что прирост механизации в структуре человеческого сообщества подчиняется тому же закону, что и воспроизводство всех видов живой материи, включая человека, и происходит в геометрической прогрессии... Государственным мужам следует принимать во внимание текущий процесс перехода элементов планеты из биосферы в ноосферу”.

“Фундаментальное свойство биогеохимической энергии планеты - прирост свободной энергии биосферы с течением ее геологического времени, особенно четко проявлен в период ее перехода в ноосферу.” (1938 г.)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...