Правовое регулирование импорта
Процесс интеграции России в мировую экономическую систему предопределен стремлением отечественных предприятий к выходу на международный рынок, осуществлению внешнеэкономической деятельности. Интенсивное развитие экспортно-импортных операций обусловлено всесторонним регулированием внешней торговли на государственном и международном уровнях. Главным экономическим инструментом при регулировании импортной деятельности является законодательство в области внешней торговли. С принятием в 1995 году Федерального Закона №157-ФЗ от 13 октября 1995 года "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" был сделан значительный шаг по пути становления внешнеторгового режима [23]. В настоящее время основы государственного регулирования импортной деятельности регламентирует Федеральный Закон №164-фз от 08.12.2003 "об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" [2]. При разработке федерального закона учитывались соглашения по процедурам импортного лицензирования, которые признают право стран в определенных случаях требовать от импортеров предоставления лицензий права на импорт товаров. Вступление в силу федерального закона усовершенствовало законодательство Российской Федерации в области тарифного и нетарифного регулирования [25]. Данный закон тесно связан с рядом других законов, например, с Таможенным кодексом РФ от 28 мая 2003 года (№ 61-ФЗ), законом РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22.03.1991 № 948-1 и некоторыми другими. Для защиты экономических интересов российских производителей товаров применяются специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры. Их введение осуществляется на основе Федерального Закона №165-ФЗ от 8 декабря 2003г. "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров". Закон устанавливает порядок проведения расследований при импорте и введения соответствующих мер в случае нарушений действующего законодательства [22].
Основной целью закона является защита экономических интересов российских производителей товаров в случаях возросшего, демпингового или субсидируемого импорта в Россию. Под специальной защитной мерой понимается ограничение импорта путем введения импортной квоты или специальной пошлины [3]. При осуществлении внешнеторговой деятельности необходима постановка на учет в таможенных органах. Объектами учета во внешнеторговой деятельности являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие внешнеторговую деятельность, связанную с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации [17]. В ходе выполнения внешнеторгового контракта могут возникнуть обстоятельства непреодолимой силы, такие как стихийные бедствия, войны, гражданские волнения, пожары, наводнения и т.п. Освидетельствование форс-мажорных обстоятельств осуществляется Торгово-промышленной палатой РФ на основании письменного заявления одной из сторон внешнеторгового контракта и прилагаемых документов. При положительном решении ТПП выдает сертификат, подтверждающий форс-мажорные обстоятельства (Постановление Правления ТПП РФ "Положение о порядке освидетельствования ТПП РФ обстоятельств форс-мажора" от 30 сентября 1994 г. № 28-4) [4]. На ввозимый товар на территорию РФ предоставляется сертификат происхождения. Сертификат происхождения требуется для подтверждения страны происхождения товара и определения той или иной ставки ввозной пошлины. Сертификат происхождения может потребоваться для тех товаров, страна происхождение которых вызывает сомнение и не подтверждена соответствующей заводской маркировкой, а также для высокотехнологического оборудования, в поставке которого участвуют многие производители, и отгрузки производятся из разных стран.
Сертификат соответствия или знак соответствия является документом или соответственно защищенным в установленном порядке знаком, выданным по правилам системы сертификации и подтверждающим, что сертифицированные изделия, продукция, товар или услуга соответствуют определенному стандарту или другим нормативно-техническим документам. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии является центральным органом Российской Федерации по сертификации, который проводит сертификацию соответствия и осуществляет контроль и надзор за деятельностью, осуществляемой по его поручению другими организациями [26]. Для определения таможенных платежей необходим расчет таможенной стоимости товара. Порядок определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию РФ юридическими или физическими лицами, утвержден Постановлениями Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 500 "О порядке определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу" [30]. В целях таможенного регулирования в отношении товаров, ввозимых или вывозимых с территории РФ, устанавливаются следующие виды таможенных режимов: 1) основные таможенные режимы: выпуск для внутреннего потребления; экспорт; международный таможенный транзит; ) экономические таможенные режимы: переработка на таможенной территории; переработка для внутреннего потребления; переработка вне таможенной территории; временный ввоз; таможенный склад; свободная таможенная зона; ) Завершающие таможенные режимы: реимпорт; реэкспорт; уничтожение; отказ в пользу государства; ) специальные таможенные режимы: временный вывоз; беспошлинная торговля; перемещение припасов и др. Таможенный режим - таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров таможенных пошлин, налогов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории РФ, либо за ее пределами [1].
Выпуск для внутреннего потребления - таможенный режим, при котором ввезенные на таможенную территорию РФ товары остаются на этой территории без обязательства об их обратном вывозе. Экспорт - таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории РФ, вывозятся с этой территории без обязательств об обратном ввозе. Международный таможенный транзит - таможенный режим, при котором иностранные товары перемещаются по таможенной территории РФ под таможенным контролем без уплаты таможенных пошлин и налогов. Переработка на таможенной территории - таможенный режим, при котором ввезенные товары используются на таможенной территории РФ для целей проведения операций по переработке товаров с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов при условии вывоза продуктов переработки с таможенной территории РФ в определенный срок. Переработка для внутреннего потребления - таможенный режим, при котором ввезенные товары используются на таможенной территории РФ для целей проведения операций по переработке товаров с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин с последующим выпуском продуктов переработки для свободного обращения с уплатой таможенных пошлин по ставкам, применяемым к продуктам переработки. Переработка вне таможенной территории - таможенный режим, при котором товары вывозятся с таможенной территории РФ для целей проведения операций по переработке товаров с последующим ввозом продуктов переработки. Временный ввоз - таможенный режим, при котором иностранные товары используются на таможенной территории РФ без применения запретов и ограничений экономического характера. Таможенный склад - таможенный режим, при котором ввезенные товары хранятся под таможенным контролем без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера.
Свободная таможенная зона - таможенный режим, при котором иностранные и российские товары, ввозимые на территорию свободной таможенной зоны, освобождаются от уплаты таможенных платежей. Реимпорт - товары, ранее вывезенные с таможенной территории РФ, ввозятся на территорию РФ в установленные сроки без применения к товарам ограничений экономического характера. Реэкспорт - таможенный режим, при котором товары, ранее ввезенные на таможенную территорию РФ, вывозятся с территории без уплаты или с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин и налогов. Уничтожение - таможенный режим, при котором иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Отказ в пользу государства - товары безвозмездно передаются в федеральную собственность без уплаты таможенных пошлин, налогов. Временный вывоз - товары, находящиеся в свободном обращении на территории РФ, могут временно использоваться за пределами таможенной территории с полным условным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин. Беспошлинная торговля - таможенный режим, при котором иностранные товары, ввезенные на таможенную территорию РФ, или российские товары продаются в розницу физическим лицам, выезжающим за пределы таможенной территории РФ, непосредственно в магазинах беспошлинной торговли без уплаты таможенных налогов. Перемещение припасов - товары, предназначенные для использования на морских (речных) судах, воздушных судах и в поездах, используемых для платной международной перевозки пассажиров, либо для платной или бесплатной международной промышленной и коммерческой перевозки товаров, а также товары, предназначенные для продажи членам экипажей и пассажирам воздушных и морских судов, перемещаются через таможенную границу без применения запретов и ограничений экономического характера. Иные специальные таможенные режимы предусматривают полное освобождение товаров от таможенных пошлин и налогов, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Ввоз товаров на таможенную территорию РФ и их вывоз влекут за собой обязанность лиц поместить товары под один из таможенных режимов, указанных выше, и соблюдать этот таможенный режим.
Международная практика в области внешнеторговой деятельности предопределила взаимные обязательства участников ВЭД по выполнению работ, услуг, по принятию ими рисков и расходов. Предшествующее состояние неопределенности в торговой терминологии сменилось на упорядоченную разработанную систему Международных правил толкования торговых терминов, наиболее часто встречающихся во внешней торговле - Инкотермс [5]. С 1936 года, с момента первой публикации, Инкотермс пересматривался в 1953, 1967, 1976, 1980, 1990, 2000 гг. В настоящее время во внешнеторговой деятельности действует Инкотермс 2000, вступивший в силу с 1 января 2000 г. Значительные изменения были сделаны для условий FAS, DEQ касательно таможенной очистки, обязательств по оплате и для FCA - в обязательствах по погрузке, выгрузке. Базис поставки (условия поставки) по Инкотермс 2000 определяет базис цены товара по контракту с распределением и указанием в нем принятых расходов между продавцом и покупателем по доставке товара; перехода рисков от продавца к покупателю и возникающих в последующем в этой связи основных обязанностей экспедиторов по доставке товара перед грузовладельцем; установлении конкретных условий по транспортировке между экспедитором и грузовладельцем; других условий (например, таможенное оформление, хранение экспедитором товара на таможенном складе временного хранения и т.д.) [11]. Формулировка основных положений экспортно-импортных контрактов соответствует положениям Венской Конвенции ООН о договорах купли-продажи. Конвенция ООН по Контрактам на международную торговлю (CISG) вступила в силу 1 января 1988 года. По состоянию на 1991 год 31 страна, включая Канаду, Мексику и США, приняла Конвенцию. Целью Конвенции было создание единого международного закона о торговле товарами. При осуществлении торговли с компанией в стране, в которой принята Конвенция ООН (CISG), контракт рассматривается в соответствии с этой Конвенцией до тех пор, пока обе стороны не согласятся на какую-либо другую юрисдикцию. Российское законодательство, задействованное в регулирование импорта и внешнеэкономических связей, продолжает интенсивно развиваться и совершенствоваться. Оно все в более полной мере превращается в законодательство государства рыночной экономики, в которой на внешнеэкономическом уровне взаимодействуют частные лица. Экономическая (внешнеторговая) функция государства трансформируется в соответствии с современными требованиями, нормами международного права. Набор методов государственного регулирования становится все более тонким, сложным и системным. Правовое регулирование импорта представляет систему нормативных актов, постановлений и законов. Постоянное совершенствование этой системы позволит российским предприятиям расширять внешнеэкономические связи и осуществлять международные закупки с наибольшей эффективностью.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|