Несколько дополнительных рекомендаций по разработке рекламной кампании
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Дать исчерпывающие рекомендации для разработки рекламной кампании на все случаи жизни невозможно, даже если им посвятить отдельную книгу. Это обусловлено, во-первых, динамичностью рынка и постоянно возникающими на нем нестандартными ситуациями, а во-вторых, огромным количеством товарных категорий, многие из которых обусловливают своеобразие подхода к разработке рекламной кампании или какого-то ее аспекта. Допустим, необходимо вывести на рынок новый крем под условным названием «Очарование». Назначение крема — сглаживание морщин и восстановление упругости кожи. Требуется разработать рекламную кампанию, для чего сначала нужно поставить конкретные задачи. Первая задача рекламы — обеспечить узнаваемость товара потребителями в местах его продажи. Если узнаваемость достигнута, женщина, зайдя в парфюмерный магазин, выделит рекламируемый крем из массы других товаров и купит его. При этом основными мотивами покупки могут быть следующие: • для пробы; • крем уже опробован, понравился, и женщина, увидев его в магазине, вспоминает, что он у нее уже заканчивается; • женщине нужен крем для сглаживания морщин; ей важно лишь назначение крема, она может часто менять марку; • нужен красиво оформленный и раскрученный рекламой крем для подарка подруге и т. д. Узнаваемость способствует импульсивным покупкам, которые совершают 96-98 % российских женщин (в возрасте от 20 до 55 лет). У мужчин этот показатель значительно ниже. Как показали исследования, проведенные Институтом рекламы (POPAI) совместно с компанией «DuPont», 47% всех покупок в американских супермаркетах и других универсальных магазинах совершается именно импульсивно, т.е. покупатели заранее не собирались покупать товар этой категории. Непосредственно в месте покупки американцы выбирают 78 % продуктов питания, 69 косметики, 67 безалкогольных напитков, 33 сигарет, 20% алкогольных напитков.
Узнаваемость — визуальный процесс. Для того чтобы женщина узнала крем в месте продажи, она должна зрительно запомнить дизайн и цвет его упаковки, оригинальный шрифт названия «Очарование» и т. д. Поэтому для обеспечения узнаваемости крема нужно использовать телерекламу, рекламу в полноцветных печатных изданиях, наружную рекламу. К этим основным средствам рекламы хорошо добавить рекламу в местах продажи. Плакаты с рекламой крема, размещенные в магазине, напоминают о товаре и эффективно способствуют его приобретению именно в тех случаях, когда окончательное решение о покупке принимается потребителем непосредственно у прилавка. На этапе обеспечения узнаваемости зарубежные фирмы широко применяют раздачу бесплатных пробных образцов. Пробные образцы также прикрепляют к рекламным полосам печатных изданий. Обычно 15-20% потребителей, получивших бесплатный пробный образец, впоследствии покупают товар. После того как реклама обеспечила узнаваемость крема, перед ней ставится новая задача — обеспечить припоминаемость товара потребителем. Если припоминаемость достигнута, потребитель вспоминает о конкретном товаре и принимает решение его купить до прихода в магазин. В нашем случае женщина заранее принимает решение о покупке не просто крема от морщин, а именно крема «Очарование». Посещение магазина становится целенаправленным, а покупка — запланированной. Телереклама — самое лучшее средство для обеспечения правильного узнавания товара потребителем. Однако ее способность вызывать в памяти название марки ниже. Поэтому в телерекламе необходимо не только крупным планом показать название, но и обязательно произнести его вслух, и чем большее число раз, тем лучше. В то же время полноцветная печатная реклама способствует равномерному закреплению у потребителей как визуальных, так и вербальных форм осведомленности о товаре. Радио вообще лишено визуальных образов, поэтому прокатываемая на нем реклама способствует только вспоминанию названия, если оно сильно «раскручено».
После обеспечения узнаваемости и припоминаемости товара дальнейшая рекламная кампания разрабатывается в зависимости от следующих аспектов: • является ли товар лидером на рынке или он — товар-аналог среди многих других; • количество на рынке товаров-конкурентов; • появление новых товаров того же назначения и их качественные характеристики; • маркетинговая и рекламная стратегия конкурентов, их рекламные бюджеты; • изменения политических, экономических, социальных, демографических факторов и т.д. Но вернемся к крему «Очарование». Перед тем как начать разработку рекламной кампании, нужно вспомнить, что максимального охвата потенциальных потребительниц можно достичь только в том случае, если «Очарование» — первый на рынке крем для сглаживания морщин и восстановления упругости кожи. В этом случае его опробуют 37-48% женщин соответствующего возраста. Если «Очарование» — второй крем в этой товарной категории, его опробуют 28-30% женщин. Однако если этот крем появится на рынке десятым или пятнадцатым, пробные покупки совершат всего 2-5% женщин, из которых примерно 40% станут постоянными покупателями. Вышесказанное относится к любым товарам постоянного или периодического спроса, будь то кофе, суп быстрого приготовления, чистящее средство или лезвия для бритья. При этом процент пробных покупок у этих товаров может быть даже несколько ниже. Поэтому, разрабатывая рекламную кампанию, нужно установить, какой процент рынка фирма хочет отвоевать для крема «Очарование». Если фирму не устраивает последнее место на рынке, она должна предусмотреть, во-первых, большую частоту появления рекламы, чем у конкурентов, а во-вторых, большую замечаемость рекламы своего крема (см. раздел «Методы привлечения внимания к рекламе»). При этом реклама должна создать положительную разницу между уровнем потребительской ценности товара, который восприняла и признала целевая аудитория, и непосредственно ценой этого товара. Чем больше «разрыв» между ценностью товара для потребителей и ценой, тем устойчивее положение товара на рынке (часто этот «разрыв» называют добавленной ценностью).
Иногда от скептиков можно услышать: «Да, это все верно, но далеко не для всех товаров. Для косметики, кофе, соков и т. д. это приемлемо, а я вот произвожу простые шариковые ручки (карандаши, ластики, нитки, штопоры...)». Именно для скептиков приведем следующий весьма показательный пример. В 1968 году фирма «Проктер энд Гэмбл» запустила на телевидении рекламу туалетной бумаги «Charmin». Ее слоган: «Просьба не мять "Charmin"». Эта телереклама выдержала 14 лет (!!!) показа, при этом с первых дней возглавила список наиболее часто показываемых реклам. Американцы давно привыкли к большому количеству рекламы, но даже они в конце концов не выдержали такого «массированного удара» с одной и той же просьбой «не мять»... На телевидение посыпались письма о том, что они не могут больше на это смотреть. Тем не менее более 80% взрослой телеаудитории запомнили, что «Charmin» — очень мягкая бумага, и вскоре она вышла в лидеры в своей товарной категории. В 1982 году на экраны вышла новая серия рекламных роликов, герой которой торжествующе заявлял: «Мы вас "достали", когда говорили "не мять", но вам понравилась мягкая туалетная бумага». Это великолепный пример рекламы, направленной на завоевание и удержание лидерства на рынке для товара, который, по мнению некоторых российских рекламодателей, не только невозможно, но и не нужно рекламировать. Разрабатывая рекламную кампанию, следует учитывать возможность ее ближайшей корректировки. Это обусловлено тем, что часто при появлении на рынке нового товара фирмы-конкуренты пытаются загрузить покупателей собственными товарами аналогичного назначения, чтобы временно увести их с рынка (у покупателя, загруженного товаром, нет желания попробовать новинку). Для этого конкуренты временно снижают цены (иногда значительно), вводят систему дополнительных услуг, премий, купонов, лотерей и т. д., отражая это в своей рекламе, частота появления которой увеличивается. Поэтому любая рекламная кампания должна обладать гибкостью, чтобы вовремя среагировать на атаку конкурентов и отразить ее. Если фирма успешно выдержала эту атаку, то, как правило, все (цены, услуги, премии) возвращается у конкурентов на прежний уровень.
Описанная ситуация возникает не только при появлении на рынке нового товара, но и новой фирмы. Вернемся еще раз к крему «Очарование» и рассмотрим на его примере гипотетическую рыночную ситуацию. Допустим, крем «Очарование» был товаром-первопроходцем, имел большой успех и быстро занял свободную рыночную нишу. Конкуренты отреагировали сразу, и вскоре появились несколько кремов аналогичного назначения, которые потеснили крем «Очарование» и отвоевали свой сектор в этой рыночной нише. В ответ производитель крема «Очарование» увеличил свой рекламный бюджет, сделав ставку на напоминающую, подкрепляющую и сравнительную рекламу. При этом, если, например, производитель убедится в том, что значительный процент потребительниц остается лояльным к крему «Очарование», он может предпочесть напоминающую рекламу, если женщины колеблются (какой крем выбрать) — то подкрепляющую и сравнительную рекламу. Через определенный отрезок времени рынок стабилизировался. Прибыль от реализации крема «Очарование» снизилась, но тем не менее осталась на весьма приемлемом для производителя уровне. Однако по прошествии некоторого времени в рыночную нишу кремов для сглаживания морщин и восстановления упругости кожи решили проникнуть еще несколько косметических фирм. В этом случае рынок может переполниться товарами, конкуренция резко возрастет, и крем «Очарование» потеряет еще несколько процентов рынка. В сложившейся ситуации производитель крема «Очарование» скорректировал свою рекламную кампанию и увеличил рекламный бюджет для того, чтобы «стабилизировать» свою прибыль в новых рыночных условиях. Тем не менее в результате исследований производитель крема «Очарование» пришел к выводу, что рынок кремов для сглаживания морщин и восстановления упругости кожи находится в неустойчивом равновесии. Появление в будущем новых аналогичных кремов с теми же или лучшими свойствами дестабилизирует рынок, что приведет к дальнейшему его перераспределению и возможному снижению прибыли от реализации крема «Очарование», объем которой уже перестанет удовлетворять.
Таким образом, у производителя появилась новая задача — как избежать в будущем указанных нежелательных последствий. Во-первых, можно интенсифицировать рекламу, увещевающую потребительниц аналогичных кремов других производителей переключиться на крем «Очарование», усилить стимулирование потребительниц и заинтересованность продавцов, широко использовать рекламу в местах продаж и косметических салонах. В результате таких мероприятий производитель может увеличить процент потребительниц, пользующихся кремом «Очарование», а следовательно, с большим оптимизмом смотреть в будущее. Во-вторых, производитель может перепозиционировать крем, придав ему дополнительное новое качество. Например, на рынке присутствует много кремов для сглаживания морщин и восстановления упругости кожи, но нет ни одного, который предотвращал бы раннее появление морщин у молодых женщин. Усовершенствовав состав крема «Очарование» и придав ему дополнительное новое качество, производитель занимает свободную рыночную нишу. Более того, теперь крем «Очарование» может быть использован как по новому назначению, так и по прежнему, традиционному. Но перед выводом этого крема на рынок производителю следует решить: ♦ Как, привлекая новую категорию потребительниц, не оттолкнуть (не потерять) старую? Другими словами, как успешно позиционировать крем на две возрастные категории женщин? ♦ Нужно ли изменять название крема и дизайн его упаковки? ♦ Как разработать рекламную кампанию, которая охватывала бы обе группы потребительниц, не противопоставляя их друг другу, а объединяя «любовью» к крему «Очарование»? Перечисленные задачи могут иметь несколько решений, которые будут в разной степени эффективны. Поэтому рассмотрим только одно из возможных: 1. Сохранить в названии крема слово «Очарование» и добавить к нему слово «молодости», написанное тем же шрифтом, но чуть мельче и расположенное под словом «Очарование». Таким образом, новый (усовершенствованный) крем стал называться «Очарование молодости» при доминировании слова «Очарование». 2. Модернизировать дизайн упаковки крема таким образом, чтобы он воспринимался новым, но в то же время в нем легко узнавался прежний дизайн упаковки крема «Очарование». 3. Разработать рекламную кампанию, которая, во-первых, убеждала бы молодых женщин в том, что крем «Очарование молодости» предохраняет от раннего появления морщин и продлевает молодость кожи, при этом он первый и единственный крем такого назначения на рынке, а во-вторых, информировала бы прежних потребительниц, что крем «Очарование молодости» сохранил все свойства и качество, присущие крему «Очарование» (или эти свойства и качество улучшились). Таким образом, крем «Очарование молодости» единолично захватывает новую рыночную нишу, при этом оставаясь также в прежней. Резюме Любая рекламная кампания состоит из 5 основных этапов: 1. Выявление маркетинговой проблемы. 2. Постановка задачи рекламной кампании. 3. Разработка стратегии рекламной кампании. 4. Расчет рекламного бюджета. 5. Практическое осуществление стратегии рекламной кампании. От первого этапа, т. е. от точного выявления маркетинговой проблемы, зависит правильность постановки задачи рекламной кампании, а следовательно, ее эффективность.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|