Этапы проведения экономического анализа
Стр 1 из 13Следующая ⇒ Содержание тем программы Тема 1. Экономический анализ в системе управления организацией
Вопросы темы: 1. Предмет и объект экономического анализа. 2. Виды экономического анализа. 3. Этапы проведения экономического анализа. Изучив данную тему, студент должен: q знать: · цель и задачи экономического анализа; · предмет и объект экономического анализа; · виды экономического анализа; · этапы проведения экономического анализа.
q иметь представление: · об основных направлениях экономического анализа; · о роли и месте экономического анализа в системе управления организацией; · об этапах экономического анализа в процессе принятия решений; · о субъектах экономического анализа; · об информационном обеспечении экономического анализа.
q уметь: · формировать необходимую и достаточную информацию для проведения экономического анализа.
При изучении Темы 1 прочитайте учебник Мазуровой И. И.[1] [стр. 13-30]; Савицкой Г. В.[2] [стр. 5-14]. Особое внимание уделить логике экономического анализа и составу финансовой отчетности организации.
Теоретический материал темы 1
Предмет и объект экономического анализа
Экономический анализ – это метод научного исследования, применяемый для обработки информации о финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов. Цель экономического анализа – оценка различных параметров деятельности организации.
Предмет экономического анализа – причинно-следственные взаимосвязи, протекающие в экономических системах, и соответствующие методы, способы, приемы измерения их количественного и качественного взаимодействия.
Главное, что исследует экономический анализ – это движение хозяйственных процессов, причины, факторы, влияющие на произошедшие изменения. Объект экономического анализа – финансово-хозяйственная деятельность организации, в частности, процессы, связанные с изменением: · конъюнктуры рынков сбыта, ценовой политики организации; · объемов производства и реализации продукции; · трудовых и материальных ресурсов; · основных средств организации; · эффективности инвестиционной деятельности; · ликвидности и платежеспособности организации; · финансовой устойчивости организации; · доходов и расходов, себестоимости продукции; · прибыли и рентабельности организации. Экономический анализ выступает не только важнейшей составляющей любой из функций управления, но и сам является видом управленческой деятельности, предшествующей принятию управленческих решений, направленных на устойчивое развитие бизнеса организации. Таким образом, экономический анализ занимает промежуточное место между подбором информации и процессом принятия решений и в зависимости от характера принимаемого решения использует соответствующие методы. Субъекты экономического анализа – соответствующие службы организации (как правило, это финансово-аналитические службы), руководство и собственники организации, а также внешние пользователи информации, заинтересованные в ее деятельности (инвесторы, кредиторы, контрагенты, фискальные органы и др.). Каждый пользователь информации изучает ее исходя из своих интересов.
Виды экономического анализа
В экономической теории анализ подразделяется на два основных блока: макроэкономический и микроэкономический. Такое разделение обусловлено сложившимся в современной экономической науке подходом к выделению макро- и микроэкономики. Традиционно выделяют следующие виды микроэкономического анализа (рис. 1.1)
Рис. 1.1. Виды экономического анализа Этапы проведения экономического анализа Процесс проведения анализа можно представить следующим образом: 1. Предварительный этап · Определение цели и задач анализа, определение объектов, составление плана аналитической работы. · Сбор и подготовка информации необходимой для анализа, проверка ее достоверности, точности, и т.д. · Отбор, структурирование и группировка данных. · Разработка системы показателей, наиболее полно характеризующих объект анализа, определение нормативных значений показателей. 2. Аналитический этап · Анализ структуры и динамики изменения показателей. · Сравнение фактических результатов деятельности с запланированными показателями, данными прошлых аналитических периодов, с показателями деятельности других организаций, со среднеотраслевыми показателями и т.д. · Изучение степени влияния факторов на результаты деятельности организации. · Определение резервов повышения эффективности деятельности организации. 3. Заключительный этап · Общая оценка результатов деятельности организации. · Оценка качества работы менеджмента. · Разработка рекомендаций. Основой проведения анализа является наличие необходимой и достаточной информации. Информационное обеспечение экономического анализа деятельности организации представляет собой систему сбора и обработки внешней и внутренней информации. Качество проведения экономического анализа напрямую зависит от репрезентативности используемой информации. Источники внешней информации: · издания, публикации, сообщения официальных органов власти; · отчеты информационно-аналитических агентств и консалтинговых компаний; · средства массовой информации и рекламы (газеты и журналы, телевидение и радио); · публикуемые годовые отчеты клиентов, партнеров и контрагентов; · личные контакты с клиентурой, партнерами и контрагентами. Сбор внешней информации предполагает накопление различных данных о ситуации на рынке (о конкурентах, клиентах и т.д.).
Источники внутренней информации: · финансовая (бухгалтерская) отчетность; · статистическая отчетность; · налоговая отчетность;
· оценочные расчеты по проводимым операциям; · результаты внутренних исследований; · акты ревизий и проверок; · справки, подготовленные соответствующими службами по заданию руководства организации.
Одним из основных источников информации, используемых при проведении экономического анализа является финансовая отчетность организации. Финансовая отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним, пояснительной записки, а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность финансовой отчетности, если организация в соответствии с законодательством подлежит обязательному аудиту. Каждая форма отчетности содержит определенную информацию, которая позволяет решать конкретные задачи экономического анализа. Бухгалтерский баланс – дает общее представление о характеристике финансово-хозяйственной деятельности организации, отчет о прибылях и убытках дает представление о финансовых результатах организации, отчет о движении денежных средств – характеризует денежные потоки организации, ее платежеспособность. Подумайте над вопросами:
1. Что такое экономический анализ? 2. Какова цель проведения экономического анализа? 3. Каковы задачи экономического анализа? 4. Каковы объекты экономического анализа? 5. Каково место анализа в системе управления организацией? 6. Какова классификация видов экономимого анализа, чем характеризуется каждый из них? 7. В чем состоят особенности внешнего и внутреннего экономического анализа? 8. Каковы этапы проведения экономического анализа? 9. Каковы источники информационного обеспечения экономического анализа?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|