Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этапы проведения экономического анализа




Содержание тем программы

Тема 1. Экономический анализ в системе управления организацией

 

Вопросы темы:

1. Предмет и объект экономического анализа.

2. Виды экономического анализа.

3. Этапы проведения экономического анализа.

Изучив данную тему, студент должен:

q знать:

· цель и задачи экономического анализа;

· предмет и объект экономического анализа;

· виды экономического анализа;

· этапы проведения экономического анализа.

 

q иметь представление:

· об основных направлениях экономического анализа;

· о роли и месте экономического анализа в системе управления организацией;

· об этапах экономического анализа в процессе принятия решений;

· о субъектах экономического анализа;

· об информационном обеспечении экономического анализа.

 

q уметь:

· формировать необходимую и достаточную информацию для проведения экономического анализа.

 

При изучении Темы 1 прочитайте учебник Мазуровой И. И.[1] [стр. 13-30]; Савицкой Г. В.[2] [стр. 5-14]. Особое внимание уделить логике экономического анализа и составу финансовой отчетности организации.

 

 

Теоретический материал темы 1

 

Предмет и объект экономического анализа

 

Экономический анализ – это метод научного исследования, применяемый для обработки информации о финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов.

Цель экономического анализа – оценка различных параметров деятельности организации.

 

Предмет экономического анализа – причинно-следст­венные взаимосвязи, протекающие в экономических системах, и соот­ветствующие методы, способы, приемы измерения их количественного и качественного взаимодействия.

Главное, что исследует экономический анализ – это движение хозяйственных процессов, причины, факторы, влияющие на произошедшие изменения.

Объект экономического анализа – финансово-хозяйственная деятельность организации, в частности, процессы, связанные с изменением:

· конъюнктуры рынков сбыта, ценовой политики организации;

· объемов производства и реализации продукции;

· трудовых и материальных ресурсов;

· основных средств организации;

· эффективности инвестиционной деятельности;

· ликвидности и платежеспособности организации;

· финансовой устойчивости организации;

· доходов и расходов, себестоимости продукции;

· прибыли и рентабельности организации.

Экономический анализ выступает не только важнейшей состав­ляющей любой из функций управления, но и сам является видом управленческой деятельности, предшествую­щей принятию управленческих решений, направленных на устойчивое развитие бизнеса организации. Таким образом, экономический анализ занима­ет промежуточное место между подбором информации и процессом принятия решений и в зависимости от характера принимаемого решения использует соответствующие методы.

Субъекты экономического анализа – соответствующие службы организации (как правило, это финансово-аналитические службы), руководство и собственники организации, а также внешние пользователи информации, заинтересованные в ее деятельности (инвесторы, кредиторы, контрагенты, фискальные органы и др.). Каждый пользователь информации изучает ее исходя из своих интересов.

 

Виды экономического анализа

 

В экономической теории анализ подразделяется на два основных блока: макроэкономический и микроэкономический. Такое разделение обусловлено сложившимся в современной экономической науке подходом к выделению макро- и микроэкономики. Традиционно выделяют следующие виды микроэкономического анализа (рис. 1.1)

Рис. 1.1. Виды экономического анализа

Этапы проведения экономического анализа

Процесс проведения анализа можно представить следующим образом:

1. Предварительный этап

· Определение цели и задач анализа, определение объектов, со­ставление плана аналитической работы.

· Сбор и подготовка информации необ­ходимой для анализа, проверка ее достоверности, точности, и т.д.

· Отбор, структурирование и группировка данных.

· Разработка системы показателей, наиболее полно характеризующих объект анализа, определение нормативных значений показателей.

2. Аналитический этап

· Анализ структуры и динамики изменения показателей.

· Сравнение фактических резуль­татов деятельности с запланированными показателями, данными прошлых аналитических периодов, с показателями деятельности других организаций, со среднеотраслевыми показателями и т.д.

· Изучение степени влияния факторов на результаты деятельности организации.

· Определение резервов повышения эффективности деятельности организации.

3. Заключительный этап

· Общая оценка результатов деятельности организации.

· Оценка качества работы менеджмента.

· Разработка рекомендаций.

Основой проведения анализа является наличие необходимой и достаточной информации. Информационное обеспечение экономического анализа деятель­ности организации представляет собой систему сбора и обработки внешней и внутренней информации.

Качество проведения экономического анализа напрямую зависит от репрезентативности используемой информации.

Источники внешней ин­формации:

· издания, публикации, сообщения официальных органов власти;

· отчеты информационно-аналитических агентств и консалтинговых компаний;

· средства массовой информации и рекламы (газеты и жур­налы, телевидение и радио);

· публикуемые годовые отчеты клиентов, партнеров и контрагентов;

· личные контакты с клиентурой, партнерами и контрагентами.

Сбор внешней информации предполагает накопление различных данных о ситуации на рынке (о конкурентах, клиентах и т.д.).

 

Источники внутренней информации:

· финансовая (бухгалтерская) отчетность;

· ста­тистическая отчетность;

· налоговая отчетность;

· оценочные расчеты по проводимым операциям;

· результаты внутренних исследований;

· акты ревизий и проверок;

· справки, подготовленные соответствующими службами по заданию руководства организации.

 

Одним из основных источников информации, используемых при проведении экономического анализа является финансовая отчетность организации. Финансовая отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним, пояснительной записки, а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность финансовой отчетности, если организация в соответствии с законодательством подлежит обязательному аудиту.

Каждая форма отчетности содержит определенную информацию, которая позволяет решать конкретные за­дачи экономического анализа. Бухгалтерский баланс – дает общее представление о характеристике финансово-хозяйственной деятельности организации, отчет о прибылях и убытках дает представление о финансовых результатах организации, отчет о движении денежных средств – характеризует денежные потоки организации, ее платежеспо­собность.

Подумайте над вопросами:

 

1. Что такое экономический анализ?

2. Какова цель проведения экономического анализа?

3. Каковы задачи экономического анализа?

4. Каковы объекты экономического анализа?

5. Каково место анализа в системе управления организацией?

6. Какова классификация видов экономи­мого анализа, чем характеризуется каждый из них?

7. В чем состоят особенности внешнего и внутреннего экономического анализа?

8. Каковы этапы проведения экономического анализа?

9. Каковы источники информационного обеспечения экономического анализа?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...