Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Никодим (ОРДОВСКИЙ‑ТАНАЕВСКИЙ Николай Александрович (при постриге в малую схиму наречен Никоном)), схиархимандрит




 

(03/16. 07. 1863 г. (по документам архива Германской епархии РПЦЗ родился на 3 года раньше – 03/16. 07. 1860 г. ), гор. Нежин, Черниговская губ., Российская империя – 20. 09. 1950 г., гор. Бад‑ Райхенхалль, Бавария, Германия)

Николай Александрович происходил из семьи чиновника министерства финансов Александра Дмитриевича Ордовского‑ Танаевского дворянского сословия. Окончил гимназию и Павловское военное училище. Стал подпоручиком 113‑ го Старорусского пехотного полка. В июне 1894 г. ушел в отставку в звании поручика. Николай Александрович начал свою карьеру служащего Министерства финансов в Ревельской казенной палате. 20. 01. 1885 г. Николай Александрович венчался с Елизаветой Павловной Петровой (1864 г. – 1942 г. ), дочерью капитана Рижского отряда корпуса внутренней стражи. В браке он не был счастливым (церковный развод состоялся в Петрограде в 1918 г. ), тем не менее, в семье родилось шестеро детей. Был управляющим казенной палаты Тобольской (1900–1904 гг. ), Астраханской (1904–1906 гг. ) и Пермской губерний (1906–1915 гг. ). Нередко исполнял обязанности губернаторов при их отсутствии и во время их болезни. В 1908 г. стал действительным статским советником. Был товарищем председателя Палестинского общества и заместителем Пермского губернатора.

В 1913 г. Николай Александрович был организатором празднования 300‑ летия царствования дома Романовых в селе Ныроб (Чердынский уезд, Пермская губ. ), где в 1601–1602 гг. томился в ссылке до своей кончины боярин Михаил Никитич Романов. В своей телеграмме, отправленной из Ныроба императору Николаю II, Н. А. Ордовский‑ Танаевский писал: «Местное население в твердой уверенности, что Господь Вседержитель сопричислил его к сонму святых мучеников… Мы же, верноподданные, стоя перед местом кончины боярина Михаила, почерпаем новыя силы и готовы положить свою жизнь на служение Вашему Императорскому Величеству и родине».

13. 11. 1915 г. Николай Александрович был назаначен Тобольским губернатором. Ордовский‑ Танаевский Н. А. всячески способствовал прославлению в лике святых митрополита Тобольского и всея Сибири Иоанна (Максимовича). В январе 1916 г. ими. Николай II утвердил постановление Синода о его канонизации, начертав: «Приемлю предложение Святейшего Синода с умилением и тем большим чувством радости, что верю в предстательство Святителя Иоанна Максимовича, в эту годину испытаний, за Русь православную». Торжества по случаю прославления Сибирского митрополита Иоанна состоялись в июне 1916 г. в гор. Тобольске, куда в эти дни приехали многие тысячи паломников со всей России. Организация и проведение торжеств по случаю канонизации митрополита Иоанна в непростое военное время стало одним из главных дел жизни Николая Александровича, где всесторонне проявились его способности и талант как выдающегося государственного деятеля.

В марте 1917 г. Николай Александрович, как и все российские губернаторы, по приказу Временного правительства был снят со своего поста. Ордовский‑ Танаевский Н. А. не пожелал служить новой власти. 10. 08. 1918 г. он был арестован по т. н. офицерскому списку; содержался в заключении в Петропавловской крепости. Чудом избежал расстрела. В тюрьме Николай Александрович заболел двусторонним воспалением легких и был спасен благодаря вмешательству немецкого Красного Креста. В 1919 г. он эмигрировал из России в Европу с войсками генерала Н. Н. Юденича.

В 1923 г. Николай Александрович был рукоположен в сан иерея в Сербии (Королевство СХС). В ноябре‑ декабре того же года жил и служил в мужском монастыре св. Параскевы (Шабачская епархия). Также служил в Нишской епархии в приходах разных населенных пунктов: Дворянское, Вырбница, Куклин. Переехал в Германию. С августа 1927 г. по август 1933 г. отец Николай был настоятелем прихода в гор. Гамбурге. Также в качестве разъездного священника служил на разных приходах (города Киль, Любек, Шверин, Бремен). В ноябре 1928 г. митрополитом Антонием (Храповицким) был награжден набедренником. 29. 11. 1928 г. в гор. Берлине епископом Берлинским и Германским Тихоном (Лященко) о. Николай был пострижен в монашество и наречен Никоном. В 1932 г. возведен в сан игумена. Вернулся в Югославию. В ноябре 1933 г. игумен Никон стал настоятелем церковной общины в гор. Вршац. С 01. 07. 1935 г. до 20. 03. 1940 г. являлся настоятелем церковной общины старческого приюта Российского Общества Красного Креста в Велика‑ Кикинде (с 1947 г. именовалась Кикиндой). Митрополитом Анастасием (Грибановским) 29. 11. 1938 г. (по другим данным 29. 11. 1939 г. ) игумен Никон был возведен в сан архимандрита. С 1940 г. до осени 1944 г. он был духовником в сербском женском монастыре Петровграда (с 1946 г. именовался Зренянином) и при старческом приюте в Белграде. Затем архимандрит Никон был принудительно вывезен из Югославии.

О своем дальнейшем скитании архим. Никон сам пишет мит. Берлинскому и Германскому Серафиму (Ляде): «Вашему Высокопреосвященству известно, что я с момента выбытия из Югославии (13 сентября 1944 г. ), работая духовно, объезжая и совершая богослужения, в местах где нет священников, сначала в Marburg‑ Drau [имеется ввиду город на востоке Словении (по‑ словен. Maribor, по‑ нем. Marburg an der Drau); здесь с 1941 по 1945 гг. был немецкий лагерь для военнопленных – К. В. ], до 8 мая 1945 г., потом с 13 мая 1945 г. в Land Kä rnten [южно‑ австрийская федеральная земля – К. В. ] – Австрия, до 8 декабря 1945 г., затем в Simbach (Inn) [подразумевается город в Германии Зимбах‑ на‑ Инне (по‑ нем. Simbach am Inn) – К. В. ] с февраля 1946 г., по ныне, НИГДЕ содержания не получал, тратясь даже на проезды из личных средств и того малаго, что находящиеся в бедственном положении русские и другие Православные, могли мне уделять за требы. В виду почти полнаго истощания личных сбережений почтительнейше прошу, материально временно поддержать меня, т. к. я совершенно обносился и во время бегства из Белграда, а затем из Marburg‑ Drau, потерял все личное имущество, но вынес зато на плечах все необходимое для совершения богослужений». Устав от изнурительных скитаний и неопределенности, в заключении своего прошения он пишет мит. Серафиму: «…Почтительнейше прошу, предоставить мне какое либо постоянное место настоятеля храма и общины в пределах Германской Епархии». Однако, как оказалось, и в последующие годы ему не суждено было дождаться желаемого постоянства и определенности в его приходском служении.

24. 10. 1946 г. митрополитом Берлинским и Германским Серафимом (Ляде) было поручено о. Никону совершать богослужения в Мюнхене‑ Пассинге в Николаевской церкви главной квартиры УНРРА (United Nations Relief and Rehabilitation Administration – организация, оказывавшая помощь перемещенным лицам, ди‑ пи). Там же ему выделили комнату для проживания. Летом 1947 г. архим. Никон уходит в лечебный отпуск. 31. 07. 1947 г. ему было поручено служить в санатории “Гаутинг” (близ Мюнхена). В администрацию санатория было подано ходатайство о предоставлении о. Никону комнаты для постоянного проживания. Однако администрация в этом отказала, обещав «по возможности» только раз в месяц предоставлять ночлег. Просьба об оплате проезда от станции до санатория также не была удовлетворена, питание было скудное. Ко всему прочему на архимандрита поступали «ложные доносы», но и это он перенес по‑ монашески, с терпением и кротостью. Митрополиту Серафиму (Ляде) 30. 10. 1948 г. он писал: «Я в жизни ни на кого не жаловался и готовясь, как Вам известно, принять схиму, всем и все прощаю. Простил я и о. Протодиакона…когда он в храме, на заседании церковнаго совета, назвал меня еретиком… Простил я и многим другим вынудившим меня покинуть службу не только в UNRe, но и вообще в Русской и Германской церквах и жить теперь впрогалоть, не совершая «публичных» богослужений в храмах…». В своих «Воспоминаниях» архим. Никон указывает на то, что в ноябре 1948 г. он все‑ таки принял постриг в великую схиму с именем Никодим. Посвящение совершил мит. Берлинский и Германский Серафим (Ляде). Однако, в различных других более поздних документах отец Никодим поминался в прежнем звании, т. е. «архимандритом Никоном». Скорей всего, великая схима была им принята тайно.

С 04. 04. 1949 г. схиархимандрит Никодим состоял в юрисдикции епископа Рижского и Латвийского Иоанна (Гарклавса). Последний назначил его священником в приход ев. апостолов Петра и Павла в гор. Бамберге (Бавария). Об этом переходе в другую юрисдикцию архим. Никон уведомил письмом митрополита Берлинского и Германского Серафима (Ляде), который 02. 08. 1949 г. наложил следующую резолюцию: «Принять к сведению, исключить из списка клириков Герм. Епархии. Лишить права священнослужения в наших церквах». Вопрос с юрисдикцией не определен. Епископ Иоанн (Гарклаве) в августе 1949 г. прибыл в США и перешел в Северо‑ Американскую митрополию, назначенный в октябре того же года епископом Детройтским и Кливлендским. Однако, судя по документам архива Германской епархии схиархимандрит Никодим (он упоминался как архим. Никон) последний год находился на покое, ввиду преклонных лет и болезненного состояния. После кончины он поминался за упокой как клирик Германской епархии РПЦЗ. Свой жизненный путь он завершил

20. 09. 1950 г. Однако в сборнике распоряжений архиепископа Берлинского и Германского Венедикта (Бобковского) за октябрь‑ ноябрь 1950 г. указана другая дата смерти – 18. 09. 1950 г. Могила его не сохранилась. Схиархимандрит Никодим (Ордовский‑ Танаевский) был кавалером орденов: св. Анны III ст. (1897 г. ), св. равноап. кн. Владимира III ст. (1913 г. ) и св. Станислава I ст. (1916 г. ). Также имел несколько царских медалей.

В 1948 г. в Германии архим. Никон начал писать объемные воспоминания о своей жизни в дореволюционной России. Рукопись из Германии в Венесуэлу была увезена на пароходе его внуком Вадимом Николаевичем.

Сочинения:

Описание празднования 300‑ летия царствования дома Романовых в селе Ныробе (Чердынского уезда, Пермской губернии). СПб., 1913.

Юбилейные Романовские дни в с. Ныробе, Чердынскаго уезда, Пермской губернии, на месте заточения боярина Михаила Никитича Романова. Пермь, 1913.

Сообщение архимандрита Никона (Ордовского‑ Танаевского), сделанного им в лагере Пуртен I, Ландсхут и Шлесохойм. Рукопись.

Воспоминания. СПб., 1993.

Источники и литература:

АГЕ РПЦЗ. Дело архимандрита Никона (Ордовского‑ Танаевского). Прошения, письма, анкета священнослужителя Германской епархии РПЦЗ, указы правящего архиерея Германской епархии РПЦЗ и другие документы.

Антуфьева Н. Л., Шиянова Т. Г. На службе у царя. К 60‑ летию со дня кончины Н. А. Ордовского‑ Танаевского, схиархимандрита Никодима, Тобольского губернатора // Судьбы Романовых в судьбе Сибири: материалы Международного научного форума (Тобольск, 9‑ 11 сент. 2010 г. ) / Под ред. А. П. Яркова. Тюмень, 2010. С. 7–15.

Кузнецов В. А. Феномен приходского монашества в русской эмиграции на примере бывшего Тобольского губернатора // Судьбы Романовых в судьбе Сибири: материалы Международного научного форума (Тобольск, 9‑ 11 сент. 2010 г. ) / Под ред. А. П. Яркова. Тюмень, 2010. С. 179–181.

Нечаев С. Ю. Русские в Латинской Америке. М., 2010. С. 277–278.

Нивьер А. Православные священнослужители, богословы и церковные деятели русской эмиграции в Западной и Центральной Европе. 1920–1995: Биографический справочник / Библиотека‑ фонд «Русское Зарубежье». М. ‑ Париж, 2007. С. 348–349. Ордовский‑ Танаевский Н. А. Воспоминания. СПб., 1993.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...