Социально-демографический ПОТЕНЦИАЛ
Литература 1. Государственная схема комплексной территориальной организации Республики Беларусь. Основные положения. Мн.: Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь, 2001. 70 с. 2. Козловская Л. В. Формирование экологической инфраструктуры // Региональные проблемы развития инфраструктуры и межотраслевых производств. Мн.: Наука и техника, 1995. С. 119 – 134. 3. Козловская Л. В., Томашевич А. В. Управление природопользованием в республике и конструктивная роль географии// Вестник БГУ. Сер. 2. 1990, № 1. 4. Природная среда Беларуси: Монография / Под. ред. В. Ф. Логинова. Мн., 2002. 424 с. 5. Шимова О. С., Соколовский Н. К. Основы экологии и экономика природопользования // Белорусский экономический журнал. 2000. №3. С. 128 – 140. ЛЕКЦИЯ 5 Социально-демографический ПОТЕНЦИАЛ Понятие о социально-демографическом потенциале. Оценка демографической ситуации в Беларуси и ее динамики в 90-х гг. Понятие о трудоресурсном потенциале. Динамика трудовых ресурсов и занятости населения. Безработица, ее динамика и география. Особенности расселения населения Беларуси и направления его совершенствования. Социально-демографический потенциал – это воспроизводственные, трудовые и социально-культурные возможности населения страны, определяемые его количеством и качественными характеристиками и выступающие как фактор социально-экономического развития страны. Одновременно оптимизация количества и повышение качества населения, т. е. улучшение его половозрастной структуры, здоровья и продолжительности жизни, повышение трудовой активности, образованности и профессиональной квалификации, рост благосостояния, обеспечение условий для всестороннего развития, выступают как цель социально-экономического развития страны. Эта сложная взаимосвязь демографического и социального развития обусловливает необходимость комплексного рассмотрения демографических процессов и процессов формирования человеческого капитала, находящих свое выражение в интегральном показателе – индексе развития человеческого потенциала (ИРЧП).
Социально-демографический потенциал является динамичной категорией, так как изменяется в результате действия демографических, социально-экономических и политических факторов. Современный социально-демографический потенциал Беларуси – это результат длительного исторического развития, но особенно – в последнем десятилетии ХХ в., ставшем переломным в демографическом, социально-экономическом и политическом развитии страны. Учитывая, что до изучения настоящего курса студенты уже прослушали курс “Географии населения Беларуси” в составе курса “География населения”, в настоящей лекции дается лишь анализ современной демографической ситуации и использования трудоресурсного потенциала как факторов устойчивого развития страны, а в следующей лекции рассматриваются проблемы повышения уровня и качества жизни населения как условия и результата устойчивого развития. Демографическая ситуация в Беларуси в 90-х гг. прошлого века и в начавшемся XXI в. характеризуется целым рядом неблагоприятных тенденций, которые в настоящее время рассматриваются как демографические угрозы безопасности страны и вызвали необходимость принятия специального Закона “О демографической безопасности Республики Беларусь”. К числу демографических угроз в Законе относятся: депопуляция, старение населения, нерегулируемые миграционные процессы, деградация института семьи. Законом определены показатели демографических угроз, которые должны ежегодно рассчитываться и отслеживаться по отношению к их предельно допустимым уровням для сохранения демографической безопасности.
Остановимся очень коротко на характеристике основных демографических угроз. Самая важная из них – начавшаяся в 1993 г. депопуляция и нарастание ее интенсивности. В 1993 г. впервые в стране количество умерших превысило количество родившихся и естественный прирост населения сменился его естественной убылью. И если в 1993 г. естественная убыль составила 11, 2 тыс. чел., то в 2001 г. – уже 47, 7 тыс. чел. Всего за 1993–2001 гг. естественная убыль населения в Беларуси составила 330, 5 тыс. чел. Начиная с 1994 г. естественная убыль не компенсируется механическим приростом, и численность населения страны уменьшается. В итоге на 1. 01. 2002 г. численность населения Беларуси снизилась до 9951, 3 тыс. чел. против максимально достигнутой 10243, 5 тыс. чел. на 1. 01. 1994 г. Прогрессирующий процесс депопуляции – это результат особенностей демографической структуры населения в прошлые периоды (уже с конца 70-х гг. Беларусь не воспроизводит своего населения), а также последствий экологической чернобыльской катастрофы и социально-экономического кризиса 90-х гг. Современный низкий уровень рождаемости (в 2001 г. – 9, 2 ‰ против 24 ‰ в 1960 г. ), не обеспечивающий простое воспроизводство, обусловлен вступлением в наиболее активный детородный возраст малочисленных поколений детей “детей войны”, а также сформировавшейся в условиях социально-экономического кризиса установкой на малодетную семью. Прогнозируется, что при современной низкой рождаемости (1, 3 ребенка на 1 женщину) и высоком уровне смертности численность населения страны может сократиться вдвое через 53 года, при рождении 1 ребенка – через 24 года. В то же время границами демографической безопасности страны определена численность населения 7, 5 млн чел., и рождаемость 2, 14–2, 15 ребенка на 1 женщину. На социально-экономическое развитие страны существенное влияние оказывает состав населения по полу и возрасту. Основной тенденцией в изменении возрастной структуры населения Беларуси является его постарение. Так, доля лиц старше трудоспособного возраста увеличилась с 13, 6 % в 1960 г., до 19, 5 % в 1989 г. и до 21, 4 % в 2000 г. Их количество в 2000 г. превысило количество детей в возрасте до 16 лет на 134 тыс. чел. Основная причина старения – резкий спад количества родившихся и уменьшение доли детей во всем населении.
И депопуляция, и старение населения более интенсивно протекают в сельской местности. Так, на начало 2001 г. в городах республики в пенсионном возрасте находилось 16 % всего населения, а в сельской местности – 33, 2 %. Старение населения резко повышает нагрузку трудоспособного населения пожилыми людьми и значительно увеличивает расходы на пенсионное обеспечение и сферу здравоохранения. Одной из важнейших негативных демографических тенденций в Беларуси является рост заболеваемости населения, смертности и как следствие – сокращение ожидаемой продолжительности жизни. Начиная с 60-х гг. в стране постоянно увеличиваются количество умерших и общий коэффициент смертности. В значительной степени это связано со старением населения. Но в 90-х гг. проявилась новая неблагоприятная тенденция – высокая смертность населения в трудоспособных возрастах. Если в 1994–1998 гг. снижение численности населения происходило преимущественно за счет снижения рождаемости, то в 1998–2000 гг. – только за счет увеличения смертности. При этом доля трудоспособного населения в общем числе умерших, в 1999 г. составила более 23 %, в том числе в городе – 31 %. Особенно высокий уровень смертности отмечается у мужчин рабочих возрастов. Объяснение этих явлений, помимо ухудшения экономической ситуации и кризисного состояния экономики, связано с низкой ответственностью населения за свое здоровье, с распространением нездорового образа жизни. Курение, злоупотребление алкоголем, рост наркомании, нерациональное питание, пренебрежение физической культурой, психологические стрессы стали дополнительными причинами роста заболеваемости и преждевременной смертности, сокращения продолжительности жизни. В Беларуси в настоящее время один из самых низких среди европейских стран показатель ожидаемой продолжительности жизни. Максимальным в республике этот показатель был в 1968–1969 гг. – 72, 9 лет, в 90-х гг. он опустился ниже уровня 1958–1959 гг. и в 1999 г. составил всего 67, 9 лет (62, 2 для мужчин и 73, 9 – для женщин) при принятых в стране безопасных пороговых значениях для мужчин – 69 лет, женщин – 77 лет и типичной для развитых европейских стран продолжительности жизни более 75 лет.
Нарушения структуры населения по полу, явившиеся следствием войны, к настоящему времени сгладились – на 1. 01. 2001 г. мужчин – 46, 9 %, женщин – 53, 1 %, но диспропорция сохранилась в возрастах старше 70 лет. Отмечаются также неблагоприятные особенности в структуре населения по полу в городах и в сельской местности, которые затрудняют формирование семей и снижают уровень обеспеченности трудовыми ресурсами на селе, создавая их избыток в городской местности. Прогрессирующая деградация института семьи вносит весомый вклад в депопуляцию, снижая рождаемость, а также в дестабилизацию социальной ситуации. На протяжении длительного времени снижается брачность населения, в последние годы повышается возраст вступления в брак, разводимость, количество нерегистрируемых браков, внебрачных детей, неполных семей, уменьшается средний размер семей. Растет так называемое социальное сиротство. Все отмеченные негативные демографические тенденции ослабляют социально-демографический потенциал страны, уменьшая его количественно и ухудшая качественные характеристики, что отрицательно сказывается на всей жизнедеятельности общества. В этом же направлении действуют некоторые особенности современных миграционных процессов, которые демографически и экономически разорительны для страны. В частности, во внутренних миграциях вновь усиливается нерациональный миграционный поток из села в город, что усугубляет и без того сильную деформацию половозрастной структуры сельского населения (сокращение численности молодежи и рост лиц старших возрастов) и создает напряженность на рынках труда в городах. Организованное и стихийное переселение из радиоактивно загрязненных районов существенно ослабило социально-демографический потенциал ряда районов Гомельской и Могилевской областей и создало проблемы трудоустройства, обеспечения жильем и другими социальными объектами в местах расселения вынужденных переселенцев. Внешняя миграция в 90-х гг. (особенно в начале) характеризуется положительным для республики сальдо в обмене мигрантами со странами постсоветского пространства и отрицательным – с остальным зарубежьем. За 1991–2000 гг. суммарное положительное сальдо со странами СНГ и Балтии составило 250, 6 тыс. чел. За это же время разрешение на выезд в страны вне СНГ на постоянное место жительства получили 101, 6 тыс. граждан Беларуси. Иммиграционный приток населения из постсоветских государств следует считать позитивным результатом, так как 2 из 3-х иммигрантов – в трудоспособном возрасте, с высоким уровнем образования и около 50 % из них – белорусы по национальности. Негативными для социально-демографического потенциала тенденциями стали отток из страны в государства вне СНГ (в основном в Израиль, США, европейские страны) трудоспособного молодого населения и высококвалифицированных кадров – так называемая “утечка умов”, очень сильная в начале 90-х гг. и продолжающаяся до сих пор, а также увеличивающийся приток в страну нелегальных мигрантов.
По оценкам специалистов, на территории Беларуси находится 100–300 тыс. нелегальных мигрантов из стран СНГ, Азии, Африки, Ближнего и Среднего Востока. Для большинства из них Беларусь – транзитное государство для последующей нелегальной эмиграции в страны Западной Европы. Тем не менее их присутствие в стране ухудшает криминальную обстановку, они вносят существенный вклад в рост торговли наркотиками, людьми, человеческими органами, воровство транспортных средств и сбыт культурных ценностей. Характерной для Беларуси стала также внешняя трудовая миграция. В страну, хотя и в небольших количествах, прибывают иностранные специалисты, а белорусы нередко ищут работу за рубежом. Так, в 1995 г. в стране было зарегистрировано 225 иностранных специалистов, а за пределы страны в этом же году выехали на работу 1692 белоруса. В 1998 г. количество белорусов, работавших за рубежом, достигло 3692 чел. Важнейшей качественной характеристикой социально-демографического потенциала страны является ее трудоресурсный потенциал – возможности, способности к трудовой деятельности, которыми обладает население данной страны. Количественно и качественно трудоресурсный потенциал оценивается системой показателей: количеством трудовых ресурсов (трудоспособного населения в трудоспособном возрасте и работающих подростков и пенсионеров), их половозрастной структурой, состоянием физического и психического здоровья, уровнем образования и квалификации, трудовой активностью (степенью занятости), профессиональной и географической мобильностью. Современная Беларусь располагает значительными по количеству и сравнительно высокими по качеству трудовыми ресурсами, основную часть которых (95, 1 %) составляет трудоспособное население в трудоспособном возрасте. В 2000 г. трудоспособное население в трудоспособном возрасте составило 5, 7 млн чел. (57, 2 % всего населения страны). За последнее десятилетие оно увеличилось на 207 тыс. чел. в основном за счет замещения поколений и по прогнозам специалистов будет возрастать до 2007 г. и его доля в общей численности населения страны достигнет 66, 2 %. В дальнейшем (к 2015 г. ) количество трудоспособного населения сократится, так как в трудоспособный возраст начнут входить те, кто родился в первой половине 90-х гг. (период резкого снижения рождаемости), а выходить – поколения послевоенных лет. О качестве трудовых ресурсов свидетельствуют следующие данные: в 2000 г. средний возраст занятых в экономике составлял 39, 4 года, доля лиц в возрасте до 30 лет – 22, 6 %, а после 50 лет – 20, 5 %; среди занятых 41, 2 % имеют высшее или среднее специальное образование, 50, 6 % – общее среднее и 8, 2 % – базовое (неполное среднее) образование. Трудовые ресурсы Беларуси при сравнительной бедности природными и недостатке финансовых ресурсов являются основным капиталом страны, а их эффективное использование – важнейшим фактором социально-экономического развития. К сожалению, использование этого фактора в условиях современной трансформационной экономики недостаточно эффективно. В 2000 г. из общей численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте 72, 6 % (4, 1 млн чел. ) были заняты в экономике, 1, 7 % (или 96 тыс. чел. ) официально зарегистрированы как безработные. Незанятое, или экономически неактивное население составляло 1, 47 млн чел., или 25, 7 % от трудоспособного населения в трудоспособном возрасте. Эти данные свидетельствуют, с одной стороны, о сравнительно низком уровне официальной безработицы (здесь Беларусь выглядит лучше остальных стран с переходной экономикой), а с другой – о высоком уровне незанятого трудоспособного населения. По оценкам специалистов, главной причиной низкого уровня безработицы является высокая скрытая безработица (неэффективная занятость), а высокого уровня незанятого трудоспособного населения – так называемая теневая (незарегистрированная) занятость. Оба явления порождены кризисной экономикой, и к середине 2002 г. положение на рынке труда ухудшилось. Количество зарегистрированных безработных возросло до 115 тыс. чел., скрытая безработица увеличилась на 30 %, а количество вакансий уменьшилось на 15 %. Становятся угрожающими масштабы теневой занятости – официально нигде не работают и не учатся 837 тыс. экономически активных граждан страны. Скрытая безработица – это в современных условиях гибкая форма занятости, выражающаяся в сокращении рабочего дня, недели, предоставлении работникам длительных неоплачиваемых отпусков, частичной остановке производства и позволяющая сохранить трудовые коллективы в расчете на подъем экономики. “Легализация” скрытой безработицы при отсутствии структурных изменений, небольшом спросе на рабочую силу и т. п. означала бы, что более 80 % безработных перешли бы в категорию “долгосрочных”, т. е. не получали бы даже минимальной материальной поддержки в форме пособия по безработице. Социальные последствия такой ситуации вполне очевидны, поэтому полная легализация скрытой безработицы в сложившихся условиях нежелательна. Необходимо разумное регулирование процессов высвобождения рабочей силы с действующих предприятий. Сокращение численности занятых закономерно в связи с реструктуризацией технически отсталых и экономически неэффективных предприятий. К 2005 г. прогнозируется усложнение ситуации с безработицей – занятость по стране уменьшится на 300 тыс. чел. при росте населения в трудоспособном возрасте за счет притока молодежи, родившейся в первой половине 80-х гг. Поэтому в настоящее время на примере одного из небольших городов Беларуси отрабатывается с участием ПРООН модель “поведения” органов государственной власти в случае угрозы массовых увольнений. Это особенно важно для тех регионов и пунктов, где размещены отрасли и крупные предприятия, подлежащие реструктуризации. Таких предприятий, на которых работает до 25 % экономически активного населения данного региона (пункта), в Беларуси более 150, и около 34 % всех городских поселений имеют такие предприятия. Как свидетельствует статистика (см. табл. 10), уровень безработицы по регионам Беларуси в связи со спецификой отраслевой структуры занятости в переходном периоде существенно колебался, а по данным мониторинга рынка труда, осуществляемого комитетом по занятости, на 1. 07. 2000г. самый высокий уровень безработицы (в % к трудоспособному населению в трудоспособном возрасте) имели: в Брестской области – Ганцевичский район (3, 31 %), Витебской – Поставский (3, 63 %) и г. Новолукомль (3, 63 %), Гомельской – Светлогорский (3, 57 %), Гродненской – Сморгонский (3, 92 %), в Могилевской – Хотимский (3, 1 %). Что касается скрытой безработицы (неполной, неэффективной занятости), то наибольших масштабов она достигла в 1995 г., затем снизилась благодаря экстенсивному использованию трудовых ресурсов, но остается высокой (около 30 %) в промышленности и строительстве и может быть снижена только перейдя в легальную безработицу с соответствующими последствиями. Увеличивающиеся масштабы теневой занятости, помимо того, что сокращают поступления налогов в бюджет, сопровождаются рядом негативных социальных последствий (снижается производительность труда, растут травматизм, смертность, заболеваемость, преступность). Конечно, в обзорной лекции трудно охватить все современные проблемы, связанные с формированием и использованием социально-демографического потенциала страны, и принимаемые меры по их решению, но необходимо подчеркнуть, что человеческий капитал – основной перспективный фактор дальнейшего развития страны. Поэтому в Беларуси в последние годы много внимания уделяется выработке и реализации государственной демографической политики, нацеленной на сохранение и приумножение человеческого капитала. В частности, ближайшей тактической целью являются приостановка роста смертности, изменение негативных процессов в рождаемости, упорядочение миграции. До 2010 г. предполагается сокращение Таблица 10
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|