Обеспеченность населения Беларуси услугами здравоохранения
Уровень жизни населения и развития социальной сферы. Региональные различия в уровне жизни. Развитие и география социальной инфраструктуры. Направления совершенствования территориальной организации сферы обслуживания населения. Уровень жизни – это социально-экономическая категория, характеризующая уровень и степень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей населения, классов и социальных групп, семьи, индивида. Исходя из такого определения, уровень жизни имеет количественную и качественную стороны. При анализе современной социально-экономической ситуации (см. лекцию 2) нами уже рассматривалась проблема устойчивого роста реальных доходов населения как важнейшего количественного показателя уровня жизни и сделан вывод, что по этому показателю после резкого спада в середине 90-х гг. страна к 2000 г. вышла на уровень докризисного 1990 г., чуть превысив его. Определенных успехов Беларусь достигла и по интегральному показателю уровня и качества жизни населения (ИРЧП), хотя здесь вернуться на докризисный уровень не удалось. Кроме среднего по стране показателя реальных денежных доходов на душу населения для характеристики уровня жизни важен анализ степени дифференциации доходов различных социальных слоев, а также по регионам страны. Не менее важно соотношение доходов и расходов, т. е. степень удовлетворения потребностей. Основным фактором дифференциации доходов населения Беларуси остаются отраслевые различия уровня заработной платы, т. к. доля оплаты труда в доходах населения составляет около 50 %, а по отраслям хозяйства среднемесячная зарплата различается весьма существенно. Так, в 2000 г. средняя зарплата в сфере банковской деятельности составила 194 % к среднереспубликанской, а в сельском хозяйстве – 62 %, причем в течение 1991–2000 гг. эта дифференциация усилилась.
Нарастающие неоправданные различия в оплате труда по отраслям экономики приводят к социальному расслоению и напряженности в обществе, а также к увеличению территориальной дифференциации в уровне жизни населения, так как области, города, районы страны существенно различаются отраслевой структурой хозяйства. Так, данные, приведенные в табл. 11, свидетельствуют, что если в 1990 г. максимальную заработную плату имели жители г. Минска (на 13, 8 % выше средней по республике), а минимальную – жители Брестской области (на 9 % ниже средней), то в 1995 г. зарплата в Минске превышала среднереспубликанскую на 33, 4 %, а в Брестской области была ниже на 17, 2 % и в 2000 г. соответственно в Минске выше на 30, 4 %, в Брестской области ниже почти на 13 %. Сходный характер имеет и динамика дифференциации по областям денежных доходов на душу населения – по сравнению с 1990 г. дифференциация и в 1995 г., и в 2000 г. существенно возросла (см. табл. 11). Значительны также различия в средней заработной плате и денежных доходах населения между крупными и малыми городами, между городскими и сельскими поселениями. Поэтому проблема реформирования оплаты труда, нацеленная на повышение доли оплаты труда в ВВП, совершенствование форм и методов оплаты труда, снижение ее необоснованной дифференциации по отраслям – важнейший путь повышения доходов населения и уменьшения в его составе категории лиц, живущих за чертой бедности. Резкое снижение доходов населения и прогрессирующий процесс расслоения населения по уровню доходов привели в 90-х гг. к появлению в стране понятия “уровень бедности населения” и показателей для его оценки. Так, в январе 1992 г. в республике был принят закон “О формировании и использовании минимального потребительского бюджета”, в соответствии с которым ежеквартально рассчитывается и официально утверждается минимальный потребительский бюджет (МПБ) для 18 социально-демографических групп населения и до 1 января 1999 г. чертой бедности считалась величина прожиточного минимума – дохода, равного 60 % от МПБ.
В декабре 1998 г. принят Закон РБ “О прожиточном минимуме в Республике Беларусь”, в соответствии с которым для формирования и реализации государственной политики регулирования уровня жизни и осуществления социальной защиты населения законодательно закреплены понятия “прожиточный минимум”, “бюджет прожиточного минимума”, “малообеспеченные граждане (семьи)”. Прожиточный минимум – это минимальный набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности населения и сохранения его здоровья. В него включаются такие виды материальных благ и услуг, как продукты питания, одежда, белье, обувь, предметы общесемейного пользования, лекарства, предметы санитарии и гигиены, жилищно-коммунальные, транспортные и бытовые услуги, а также услуги дошкольных учреждений. Потребность в благах и услугах определяется по научно обоснованным нормам. Бюджет прожиточного минимума (БПМ) – это стоимостная величина прожиточного минимума, а также обязательные платежи и взносы. БПМ является основным критерием признания граждан (семей) малообеспеченными (или бедными), т. е. это порог бедности, а граждане (семьи), которые по объективным причинам имеют среднедушевой доход ниже БПМ, считаются малообеспеченными и имеют право на государственную социальную помощь. Согласно мировой практике предельно-критическим значением доли населения, живущего за порогом бедности, является 10–15 %, после чего речь идет о люмпенизации большей части населения. В Беларуси в 1995 г. за порогом бедности находились 38, 4 % всего населения, в 1998 г. – 33 %, в 1999 г. – 46, 7 %, в 2000 г. – 41, 9 %. Таблица 11 Начисленная среднемесячная заработная плата работников и денежные доходы на душу населения по областям (в % к среднереспубликанским показателям)
Что касается территориального аспекта проблемы бедности, то в 2000 г. за чертой бедности находилось 37, 9 % горожан и 50, 8 % сельских жителей. Этот показатель также существенно колеблется по областям. В 2000 г. при среднем по стране уровне бедности в 41, 9 %, в Минске этот показатель составлял лишь 18, 8 %, а в Брестской области – 43, 5 %, Витебской – 42, 3, Гродненской – 42, 2, Могилевской – 41, Минской – 34, 7, Гомельской – 31, 5 %. Высокий уровень бедности (и соответственно низкий уровень жизни) населения в стране сформировался в результате экономического кризиса переходного периода. Взаимосвязь здесь четкая – чем выше уровень развития экономики, тем выше уровень жизни. Спад в экономике неизбежно сопровождается снижением уровня жизни. Вместе с тем направления развития экономического и социального блоков, пути решения экономических и социальных проблем должны быть взаимоувязаны. Экономическая политика (налоговая, бюджетная, ценовая и т. д. ) должна способствовать решению актуальных социальных проблем. В частности, для повышения реальных доходов населения в Беларуси должны быть решены такие социально-экономические проблемы, как обеспечение эффективной занятости населения, увеличение оплаты труда, развитие социального страхования, обеспечение государственной помощи социально уязвимым слоям населения, к которым относятся дети, инвалиды, пенсионеры. Сущность и возможные пути решения этих проблем широко обсуждаются, принимаются законы и декреты, направленные на государственную социальную защиту населения и преодоление бедности. Затраты на систему социальной защиты (без учета образования и здравоохранения) составляют около 14 % ВВП, но большая часть этих средств приходится на льготы и субсидии, которые предоставляются разным семьям или особым категориям лиц независимо от уровня их благосостояния, и только незначительная часть социальных расходов действительно попадает к малоимущим. В итоге уровень бедности в стране остается высоким, но бедность населения Беларуси имеет свои особенности.
Официального статуса само понятие “бедность” в Беларуси пока не имеет, вместо него используется понятие “малообеспеченные граждане”. Вообще подходы к понятию бедности в мире различны, но есть два основных. Различают бедность по доходам и бедность как результат недостаточных возможностей. Для Беларуси больше характерна бедность по доходам. И одним из основных факторов бедности является высокая иждивенческая нагрузка при низкой заработной плате. Именно она определяет низкий уровень доходов в многодетных и неполных семьях. Так, малообеспеченными являются 23, 4 % семей пенсионеров и 47, 8 % семей с детьми в возрасте до 18 лет. Более всего бедных в возрастной группе 25–54 года. К малообеспеченным все чаще относятся работающие граждане. В 2000 г. доходы меньше БПМ имели 36, 3 % работающего населения. Это означает, что решение проблемы бедности в первую очередь связано с необходимостью реформирования системы оплаты труда, создания условий, позволяющих экономически активной части населения зарабатывать средства, достаточные для обеспечения собственного благосостояния и семьи. Но не меньшее значение имеет совершенствование системы оказания адресной помощи малообеспеченным гражданам. Что касается бедности как результата недостаточных возможностей, то здесь Беларусь выигрывает на фоне других бедных стран мира и выглядит как страна, не использующая свои потенциальные возможности. Беларусь имеет высокообразованное и квалифицированное население, высокий интеллектуальный и научно-технический потенциал, сравнительно высокую обеспеченность населения жильем (30 % малообеспеченного населения имеет по 13 м2 жилья на человека), один из самых высоких показателей количества врачей и больничных коек на душу населения, почти стопроцентный уровень грамотности. В стране все здоровые дети до 14 лет (за редким исключением) ходят в школу, чем не могут похвалиться более богатые страны. Поэтому к выяснению, кто является бедным в Беларуси, надо подходить с другими критериями, так как преобладающее большинство населения имеет доступ к тем социальным услугам, которые в ряде регионов планеты выглядят как роскошь, привилегия обеспеченных людей.
Именно развитая социальная сфера, высокий уровень образования населения и положительная динамика ВВП позволяют Беларуси даже при сравнительно низких реальных доходах населения и высоком уровне его бедности (по доходам) оставаться в группе среднеразвитых стран по ИРЧП. Социальная сфера (социальная инфраструктура) Беларуси сформирована в основном за годы советской власти в составе СССР и в условиях перехода к рынку претерпевает существенные изменения. Социальная инфраструктура – это комплекс отраслей по обслуживанию населения, обеспечивающий ему необходимые условия жизнедеятельности, повышающий степень комфортности жизни, а следовательно, качество жизни. Всю социальную инфраструктуру делят на социально-бытовую (жилищно-коммунальное хозяйство, пассажирский транспорт и связь, бытовое обслуживание, торговля и общепит), которая обеспечивает условия воспроизводства человека вообще, и социально-культурную (здравоохранение, физкультура и спорт, культура и искусство), которая обеспечивает здоровье, профессиональную подготовку, формирование интеллектуальных и моральных качеств человека. Основная особенность социальной инфраструктуры – ее теснейшая связь с размещением населения, так как потребление услуг неотделимо от потребителя. Поэтому для территориальной организации социальной инфраструктуры характерен иерархический уровень построения ее сети, определяемый иерархичностью системы расселения. До начала 90-х гг. Беларусь имела хорошо развитую социальную инфраструктуру. За 10 лет переходного периода многие отрасли социальной инфраструктуры из-за снижения платежеспособного спроса населения, реструктуризации предприятий в связи со сменой собственности и действием других рыночных факторов оказались в кризисной ситуации и в настоящее время находятся в стадии реформирования. Важнейшая отрасль, создающая жизненный комфорт – это жилищно-коммунальное хозяйство. Средняя обеспеченность населения жильем, несмотря на трудности переходного периода, повысилась с 17, 9 кв. м общей площади на 1 жителя в 1990 г. до 21, 2 кв. м в 2000 г. Обеспеченность жильем выше в сельской местности (25, 9 кв. м) и ниже – в городской (19, 2 кв. м), самая высокая – в Могилевской области и самая низкая – в Минске (для сравнения: средняя обеспеченность жильем в России – 18, 5 кв. м, в Латвии – 20, 9, в Чехии – 25, 5, в Швеции – 48 кв. м жилья на человека). Несмотря на довольно высокую обеспеченность жильем, в республике свыше 500 тыс. семей официально стоят в очереди на улучшение жилищных условий. К тому же более 40 % жилищного фонда изношено, а из всего общественного жилищного фонда на селе оборудовано водопроводом только 66 %, канализацией – 60 %, горячим водоснабжением – 32 %, центральным отоплением – 49 %. Поэтому проблема жилищного строительства в стране остается острой, а государственная программа “Жилье” относится к числу приоритетных. Значительные объемы жилищного строительства и инженерного благоустройства осуществляются по Государственной программе преодоления последствий аварии на ЧАЭС. Пассажирский транспорт, призванный обеспечивать населению пространственно-временную доступность к местам работы, бытовым и культурным объектам, также важнейший фактор комфортности среды жизнедеятельности. Ведущим видом транспорта по количеству перевозимых пассажиров (внутригородские и междугородние перевозки) является автобусный (53, 1 %). За ним следует троллейбусный (26, 8 %) и метрополитенный (9, 1 %). По пассажирообороту за счет дальности поездок и массовости перевозок в пригородном сообщении лидирует железнодорожный транспорт (55 %), за ним следует автобусный. За последние годы катастрофически снизилась доля воздушного и речного транспорта. Современные проблемы пассажирского транспорта – это высокий износ подвижного состава, плохие дороги, низкая рентабельность, не позволяющая осуществлять необходимые инвестиции. По всем видам транспорта разработаны и осуществляются меры по решению этих проблем. Уверенно прогрессирует в Беларуси связь общего пользования. Количество домашних телефонов на 100 семей возросло с 37 шт. в 1990 г. до 75 шт. в 2000 г. и является самым высоким показателем среди стран СНГ. Активно внедряются такие прогрессивные виды связи, как телефаксы, средства мобильной радиосвязи. Система бытового обслуживания населения, объединяющая около 210 подотраслей по оказанию различных услуг, имевшая к началу 90-х гг. развитую сеть учреждений (в любом пункте Беларуси оказалось более 30 видов услуг), к 2000 г. сократила объем оказываемых услуг на 70 %. Из 3, 5 тыс. сельских комплексных приемных пунктов осталось 1, 5 тыс., при этом существенно изменилась структура оказываемых услуг. Основной путь возрождения отрасли – развитие в этой сфере предпринимательства (в 2000 г. доля частного сектора в бытовом обслуживании уже составила 68 %), более эффективная работа государственных предприятий на основе их технического переоснащения, соответствующей реалиям налоговой и ценовой политики, а также оптимальной территориальной организации сети. К числу наиболее успешно реформируемых отраслей относится розничная торговля: около 75 % розничного товарооборота в 2000 г. приходилось на частную торговлю (в т. ч. 14 % – это предприятия потребкооперации); увеличились количество торговых предприятий, их площадь, численность занятых в отрасли. Но в общественном питании и число предприятий, и число мест в них существенно сократились, частных предприятий – только 23 % от их общего количества. В составе социально-культурной инфраструктуры самой важной является государственная система учреждений здравоохранения, которая в стране имеет иерархически организованную структуру. На республиканском уровне – несколько НИИ, университет, три медицинских института, клиники на их базе. Они оказывают уникальные и высокотехнологические виды медицинской помощи и сконцентрированы в основном в Минске и его пригороде, отдельные учреждения есть в Витебске, Гродно, Гомеле. На областном и межрайонном уровнях (в областных центрах и крупных городах) – это набор медицинских учреждений, оказывающих специализированные виды помощи (диспансеры, диагностические центры, больницы и др. ); на районном уровне – система учреждений (больницы, диспансеры, станции скорой помощи, сельские амбулатории) по экстренной, скорой и первичной помощи, а также проведению профилактических мероприятий по ранней диагностике социально-значимых заболеваний. В настоящее время осуществляется реформирование системы здравоохранения в направлении повышения доли платных услуг, но при гарантии бесплатного медицинского обслуживания по определенным социально-значимым услугам. Обеспеченность населения услугами здравоохранения (количество врачей, среднего медицинского персонала, больничных коек, мощность поликлиник в расчете на 10 тыс. жителей) в Беларуси выше, чем во многих развитых странах. Вместе с тем обеспеченность по регионам значительно различается (см. табл. 12), поэтому совершенствование территориальной организации медицинских учреждений связано с более полным учетом особенностей развития и размещения отраслей хозяйства, половозрастной структуры населения и экологической обстановки в конкретных регионах и населенных пунктах, особенно на территориях, загрязненных радионуклидами. Большую роль в профилактике заболеваний выполняют учреждения санаторно-курортного профиля, отдыха, физкультуры и спорта. В 2000 г. в республике насчитывалось 318 санаториев и учреждений отдыха с суммарной вместимостью 47, 1 тыс. койко-мест, обслуживающих 524, 3 тыс. человек. Этого недостаточно, чтобы удовлетворить потребности населения в оздоровлении, особенно с учетом лиц, проживающих на загрязненных радионуклидами территориях. Но рекреационные природные ресурсы Беларуси позволяют при соответствующих инвестициях решить эту проблему полностью. При довольно развитой инфраструктуре физической культуры и спорта (23 228 спортивных сооружений) актуальной остается проблема выравнивания уровней ее развития в городской и сельской местности, увеличения количества как капитальных крытых спортивных сооружений, так и недорогих спортивных площадок. Система образования – важнейшая отрасль, формирующая человеческий капитал. Она включает дошкольные учреждения (их в Беларуси в 2000 г. было 4, 4 тыс. ), общеобразовательные школы (4, 7 тыс. ), профессиональные училища (248), средние специальные (156) и выс- Таблица 12 Обеспеченность населения Беларуси услугами здравоохранения
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|