Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика развития общей выносливости учащихся 6-х классов общеобразовательной школы




В соответствии с задачами уроков физической культуры, особенностями контингента учащихся, условиями проведения занятий определяется содержание учебного материала, методы и средства обучения и воспитания, способы организации занятий.

Высокая активность и сознательная работа учащихся на уроке достигается четкой постановкой общей цели, педагогическими задачами по освоению конкретного раздела или темы программы, результатами обучения двигательным действиям (навыкам), освоения теоретических и методических знаний в области физической культуры, а также физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности и достижения уровня двигательных способностей. Интерес к уроку физической культуры обеспечивается применением различных технических средств обучения, соответствующих возрасту тренажеров, нестандартного оборудования, творческих заданий и самостоятельных занятий.

В среднем школьном возрасте (с 10-11 лет) техническое и технико-тактическое обучение и совершенствование наиболее тесно переплетаются с развитием координационных способностей. В соответствии с дидактическими принципами (последовательность, систематичность и индивидуализация) учитель физической культуры должен приучать учащихся к тому, чтобы они выполняли задания на технику или тактику прежде всего правильно (т.е. адекватно и точно). Затем необходимо постепенно увеличивать требования к быстроте и рациональности выполнения изучаемых двигательных действий и, наконец, находчивости при выполнении упражнений в изменяющихся условиях.

В этой связи педагог должен умело переходить от методов стандартно-повторного к вариативному упражнению, игровому и соревновательному методам. В свою очередь в данный период жизни детей развитие координационных способностей необходимо органично увязать с воспитанием скоростных, скоростно-силовых способностей, а также выносливости и гибкости. Для этого на уроках учителя физической культуры должны постоянно применять обще- и специально развивающие координационные упражнения и чередовать их с упражнениями, воздействующими на указанные кондиционные способности.

Воспитательные и оздоровительные задачи решаются на каждом уроке. При воспитании нравственных и волевых качеств очень важно учитывать возрастные особенности личности подростка: его стремление к самоутверждению, самостоятельность мышления, интерес к собственному "Я", своим физическим и психическим возможностям.

Важно решать воспитательные задачи на основе принципов деятельности и личностного подхода. Непосредственное решение оздоровительных задач на уроке важно увязать с воспитанием ценностных ориентаций на ЗОЖ, правила соблюдения личной гигиены вне стен школы.

Оценка успеваемости по физической культуре в V-IX классах производится на общих основаниях и включает в себя качественные и количественные показатели: уровень соответствующих знаний, степень владения двигательными умениями и навыками, знания и умение осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность, выполнения учебных нормативов. В основе построения уроков физической культуры должны лежать принципы демократизации, гуманизации, педагогики сотрудничества, в соответствии с которыми учитель должен обеспечить каждому ученику одинаковый доступ к основам физической культуры, опираясь на широкие и гибкие методы и средства обучения для развития учащихся с уровнем их двигательных и психических способностей (табл.1).

 

Таблица 1

Примерное распределение учебного времени на различные виды программного материала (сетка часов) при двух занятиях в неделю (2004 г)

Вид программного Классы
п/п материала          
1. Базовая часть          
1.1. Основы знаний В процессе урока
1.2. Способы двигательной деятель-ности (умения, навыки, двига-тельные способности          
1.2.1. В спортивных играх          
1.2.2. Легкоатлетические          
1.2.3. Гимнастические          
1.2.4. Элементы единоборств          
1.2.5. Плавание          
1.2.6. Коньки          
2. Вариативная часть          
2.1. Связанные с региональными и национальными особенностями          
2.2. По выбору учителя, учащихся, определяемый школой, по углубленному виду спорта          

 

Технология планирования учебного материала по физической культуре у учащихся 6 классов осуществлялось на основе комплексной программы (В.И. Лях, Г.Б. А.С. Зданевич, 2004 г).

Чтобы подготовить функциональные системы организма школьников к учебной деятельности, в план первой четверти была включена кроссовая подготовка и цикл на развитие общей выносливости. В качестве средств мы использовали бег в равномерном и переменном темпах продолжительностью 10 – 15 минут, кроссовый бег по пересеченной местности.

Интенсивность выполнения нагрузки осуществлялась на основе индивидуального подхода к ученикам. Для этого предполагалось планирование индивидуальной нагрузки, которая соответствовала 70% от максимального результата прохождения дистанции 1000 м., который определялся на 3 уроке (Я.С. Вайнбаум, 1991; В.В. Лях, 1996; Б.Ф. Гладенко, 2000). Контроль за переносимостью тренировочного воздействия осуществлялся на основе регистрации ЧСС в течение 10 секунд после пробегания дистанции (Ф.А. Бейнбридж, 1927), которая не должна была превышать 150-160 уд/мин. Нагрузка осуществлялась в течение 8 уроков ступенчатым методом с повышением через объем пробегаемой дистанции. На 10 уроке осуществлялось контрольное выполнение упражнения – бег на 1000 м. Поддержание уровня развития скоростно-силовых способностей нижних конечностей осуществлялось сопряженным методом в подготовительной части урока посредством специальных упражнений в вводной части урока.

Для того, чтобы разработать индивидуальную нагрузку и интенсивность на основе дифференцированного подхода у учащихся основной школы, нами был проведен контрольный тест- пробегание 1000 м, где мы определили средний результат у мальчиков и девочек. Далее определение интенсивности выполнения нагрузки в 6 классе у мальчиков экспериментальной группы зависела от скорости пробегания 1000 метров, которая составила 2,6 метров в секунду. На основе этого мы определили время пробегания дистанций, повышение объема которых осуществлялось ступенчатым методом. Время пробегания дистанции 900м составило 346сек (5,8мин.сек.); 800м.-308сек.(5,1мин.сек.); 700м.- 269сек. (4,5мин.сек.). скорость пробегания дистанции у девочек составило 2,5 метра в секунду Время пробегания дистанций у девочек экспериментальной группы составило: 900м.- 360сек.(6.0мин.сек.); 800м.-320сек. (5.3мин.сек.); 700м.-280сек. (4.7мин.сек).

Кроме того, воспитание выносливости у учащихся 6-х классов экспериментальных групп осуществлялось на основе методов, предложенных для развития аэробной выносливости В.И. Ляхом (1998) (табл.2)


Таблица 2

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...