Что делает Мастер. Вопрос полезности. Гусиные лапы
Что делает Мастер Вопрос: Как следует рассматривать роль суфийского руководителя по отношению к ученику? Является ли руководитель источником передаваемого знания или он служит для искателя проводником к местам или переживаниям, которых иначе не достичь? Ответ: Шейх Ибрагим Газур Илахи прекрасно сформулировал ответ на подобный вопрос, сказав в своем произведении «Иршадат», что процесс обучения подобен путешествию. Учитель, говорит он, следует по Пути и хорошо знает этот Путь. Затем, вместе с любым и каждым учеником, начинает Путь сначала. Это как если бы начать рисовать круг с определенной точки и, описав полную окружность, закончить в точке, уже являющейся частью круга. Действия шейха, учителя, подобны также работе зерна, которое становится растением, давая рождение другому зерну, повторяющему в свою очередь тот же цикл. В этом - смысл Пути, путешествия и тому подобного. Именно из-за того, что ученик невежественен, а учитель обладает точным восприятием (что является основной его способностью, соответствующей нуждам ученика), взаимоотношения первого и последнего должны быть абсолютно подчинены необходимости. Мастер Гариб Наваз (Моинуддин Хасан Чишти из Аджми-ра) подчеркивает: «Помните, что бы руководитель ни приказывал делать или осуществлять своему ученику, это совершается для блага последнего».
Вы и я Вопрос: Почему, согласно утверждению такого классического произведения, как «Дхия ал Кулуб» («Сияние сердец»), люди в учебных группах должны быть особым образом подобраны, а не взяты наугад? Ответ: Люди должны быть сгармонизированны, иначе каждый будет проходить через одинаковые переживания в одно и то же время - в результате они просто научатся подражать друг другу и получится механическая, а не органическая группа.
Здесь все зависит от того, как люди видят себя и других. Есть сказочка о Стране Дураков, иллюстрирующая это, - в ней рассказывается, что происходит с двумя людьми, каждый из которых думает только о себе. Двое жителей Страны Дураков идут по дороге, и вдруг один из них поднимает с земли осколок зеркала. Он смотрится в него и отворачивается, содрогнувшись. Другой дурень забирает зеркало у товарища, тоже смотрится в него и удивленно восклицает: «Что с тобой? Ведь там же я! » «Слава тебе, Господи, - отвечает его спутник, - а я было подумал, что это я! » Фактически, в данном случае мы имеем дело с одним из тех предметов, которые наилучшим образом подходят под утверждение: это так, потому что по-другому быть не может. Если мнение авторитетного суфийского автора по этому вопросу известно, то зачем спрашивать. Если вы продолжаете недоумевать, ваш вопрос не о суфизме. Приведу пословицу, указывающую на то, что подобные вещи должны согласовываться с возможностями: «Ты молишь о дожде, но ветер дует с севера».
Вопрос полезности Вопрос: Что получается, когда люди, так сказать, хватаются за суфийские упражнения, которые нужно выполнять только при наличии специальных обстоятельств, и механически повторяют их в надежде на какой-то положительный результат? Ответ: Люди действительно могут подобрать себе какие-либо упражнения, и многие так и поступают. Затем они могут начать пользоваться своей находкой, что и делают. Я постоянно встречаю людей, которые выполняют суфийские упражнения под руководством тех, кто не имеет суфийского статуса, а также вижу, как некоторые занимаются упражнениями по книгам. Вероятнее всего, произойдет следующее: с этими людьми вообще ничего не произойдет. Хотя, конечно, остается риск, что они могут заболеть, как бывает при любых злоупотреблениях.
Вот история об этом, взятая из цикла о Насреддине. Однажды Насреддин и его жена стирали белье на берегу реки. Откуда ни возьмись, налетел черный дрозд, схватил в клюв мыло и был таков. «Он украл наше мыло! » - воскликнула жена муллы. «Очень плохо, что он не сможет им воспользоваться, - сказал Насреддин, - его одежды больше наших нуждаются в стирке».
Гусиные лапы Вопрос: Я читал, как часто древние суфии успешно сажали в галошу ученых, отягощенных ограниченными идеями и узко-мыслием. Я пытался подражать в этом суфиям, но чаще всего ученые одерживали верх надо мной. Должен ли человек спорить с педантами? Ответ: Если вы так же ограничены, как они, то нет. Возможно, вы не слышали, что приключилось однажды с муллой Насреддином. Некий ученый, на глазах у Насреддина, разглагольствовал перед одним суфием. Внезапно суфий сказал: «Всем известно, что у ученых - гусиные лапы». Буквалист пришел в такую ярость, что тут же разодрал на себе туфли, крича: «Это только доказывает, как ты глуп. Вот, посмотрите, вовсе у меня и не гусиные лапы! » Все засмеялись, ведь ученый позволил себе стать жертвой манипуляции, вынудившей его принять абсурдный вызов. Какое-то время спустя Насреддин, слушая другого ученого, вспомнил выходку суфия: «У всех ученых гусиные лапы», - заорал мулла. Ученый просто сошел с кафедры и ударом кулака вырубил Насреддина.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|