Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Личность-высшая степень человеческого развития.




Проблема истины.

Наука(научные знания).

Основные понятия

Человек — существо, характеризующее высшую ступень эволюции живой природы на Планете, обладающий общественно-осознанной деятельностью.

Природа человека — понятие, выражающее совокупность биологического, духовного, социального, а в современных условиях и космического аспектов существования.

• Мыслитель — человек, осмысливающий свою родовую сущность и отношение к Миру, а также разъясняющий знания о нем другим.

Познание — способность человека получать и систематизировать необходимые знания о внешнем мире и о самом себе.

Знание — результат процесса познания.

• Истина соответствие знаний к действительности (объекту).

Наука — человеческая деятельность по созданию, обосно­ванию и систематизации знаний о действительности. В науке, в отличие от других форм познания, ставится задача достижения истины через восприятие законов изучаемого объекта. В настоящее время наука характеризуется как широкое социально-культурное явление.

 

1.Природа человека.

С того времени, как человек познал себя как разумное существо, его не перестают волновать вопросы своего места среди других существ, решения определенных задач в рамках своих интеллектуальных способностей и т.д. Как на Древнем Востоке, так и на Западе человек рассматривался как великое чудо, уникальное явление. 2,5 тысячи лет тому назад в Греции на сцене театра, представлявшего драму Софокла «Антигона», хор пел: «Много есть чудес на свете, человек — их всех чудесней». Древнегреческий мыслитель Эмпедокл гово­рил, что «человек для человека всегда интересен». По мнению другого мудреца, «человек сам создал себя», поэтому он «есть мера всех вещей». А некоторые философы считали, что человек является самым несчастным из всех существ, что у него нет будущего.

Одна из сложнейших проблем в истории человечества, которую пытаются решить на протяжении почти 2,5 тысяч лет, — это природа человека. Ее исследование велось с разных позиций, выдвигалось множество теорий, но точного и однозначного ответа нет до сих пор. Трудность заключается в том, что каждый человек неповторим и представляет собой в высшей степени сложное существо, не говоря уже о его внутреннем мире. Люди не похожи друг на друга не только по своим внешним данным, но и по характеру, поведению.

Один из восточных мыслителей как-то сказал: «Человек сам является миром среди миров». Следовательно, если во внешнем мире человек подобен частице, то его внутренний мир безграничен..

Среди всех живущих на Земле невозможно найти двух абсолютно похожих друг на друга людей. Уникальность человека также определяется его психологическими, этнографическими, физиологическими, медицинскими и другими особенностями. Если иметь в виду, что мышление исследователя тоже в какой-то мере обусловлено его культурным миром, то можно представить себе стоящие перед ним сложности. Вместе с тем, перед человечеством в целом всегда стояла острая необходимость самопознания, определения своей будущности. Возникшие в наше время ввиду недальновидного поведения и бесконтрольной деятельности человека глобальные проблемы — угроза миру на Земле, экологический кризис, ядерная безопасность, предотвращение глобального потепления на планете, борьба против терроризма, наркомании и наркобизнеса, расизм, демографические проблемы, предотвращение нищеты и т.д. — предопределены именно этой необходимостью.

2.Современная наука о человеке

Накопленные до сих пор научные знания о человеке дают основание утверждать, что, несмотря на отно­сительную слабость и хрупкость по сравнению с животными, человек является самым сильным существом на земном шаре. Во-первых, находясь на вершине эволюции, он отличается необычайной приспособляемостью к внешней среде благодаря своему анатомическому строению, устройству коры головного мозга и объему мозговых по­лушарий, а также другим особенностям (способность к прямо хождению, своеобразное строение рук и ног и т.д.).

Во-вторых, по своей социальной природе он создает орудия труда, использует огонь; благодаря наличию языка может материализовать свои мысли и идеи, создавать вещи с известными или неизвестными свойствами. Человеку ничто не чуждо: он может иметь тонкий вкус, может быть щедрым или жадным, принципиальным или слабовольным, благородным или коварным. Любовь и ненависть, добро и зло обусловливают духовно-психические ценности человека.

В-третьих, человек по своему статусу как духовно-психо­логическое существо имеет память, может фантазировать, размышлять, оценивать, делать расчеты, планировать и т.д.

Только человек заранее знает о своей смерти. Он может отно­ситься к окружающим с пониманием или безразлично, может обманывать, обещать, удивляться, печалиться, гневаться, иронизировать, исполнять тс или иные роли и т.д.

Осмысление всего этого, в свою очередь, является важной задачей философии, науки и элегии.

3. Познание как потребность человека

Человек объективно и по существу «обречен» на вступление в разно­образные отношения с окружающей действительностью, и в первую очередь на ее познание.

Во-первых, человек по своей природе любознательное существо. Он может удивляться, наблюдая за происходящими вокруг себя явлениями и событиями, старается познавать коренные их причины. Во-вторых, определенные потребности человека также требуют приспособления его к окружающей действительности, и это тоже наставляет на познавательную деятельность.

В-третьих, человек обладает с точки зрения разума трудно объяснимыми внутренними свойствами, которые стихийно определяют действия человека по постижению Мира.

Здесь еще следует отметить, что человек, как существо познающее, стремится и к самопознанию. Обычно познание человека обусловлено социально-культурной средой, в которой он формировался. В соответствии с этим в традициях Востока большое значение придавалось познанию человеком самого себя.

Конечно, самопознание человека не происходит вне связи с познанием внешнего мира, ибо человек не всегда может иметь о себе объективного и совершенного знания. Поэтому его самопознание должно быть дополнено и сопоставлено со знанием о нем других и результатами их познания внешнего мира. Здесь следует отметить, что в культуре Запада — Европы важным является освоение внешнего мира, овладение им.

Человек в познавательной деятельности с осознанной необходимостью включает себя в постижение окружающего Мира (Как построен Мир? В чем состоит Его сущность? и т.д.), смысливает свои возможности (проблемы познания мира) и условия жизни (смысл и цель жизни и т.д.) Они,' в свою очередь, соответственно, составляют содержание трех крупных частей философского познания — онтологию (ontos с древнегреческого — действительность, logos — учение), гносеологию (gnosis — познание) и философскую антропологию (anthropos — человек).вкусового и обонятельного чувств, составляющих его первую

4. Ступени познания

Процесс, начавшийся с чувственного познания, завершается рациональной ступенью познания, формами которой являются понятие (обобщенная мысль об определенном роде предметов, явлений или событий), суждение (мысль об утверждениг или отрицании чего-либо) и умозаключение (добытая нова» мысль). В целом познание есть единство чувственного г рационального.

Эти взаимообусловленные две ступени познания функ­ционируют во всех сферах жизнедеятельности человека и е освоении связанной с ними действительности.

Результатом познания является знание, существующее е различных формах.

В процесс добывания знаний о действительности в рамках познания включаются память, воображение, интуиция и явления творчества. Если с помощью памяти человек сохраняет и восстанавливает полущенное путем чувственных и рациональных форм, то путем воображения воплощает ранее известные или новые чувства и мысли. Обычно в составе воображения всегда содержатся элементы нового знания.

С помощью интуиции (внимательного взгляда) человек без доказательства и осмысливания приобретает определенное знание. Ряд мыслителей рассматривают интуицию как всегда существующее соответствие между человеком и окружающим его Миром.

От того, что познание есть неотъемлемое свойст во человека, объясняются его способности творить новое. Творчество — это есть процесс созидания ранее неизвестного знания или материальных объектов, сделанных на основе этого знания. Различают разные степени творчества: благодаря гениальности можно добиться выдающегося результата, талантливость же выражает высокий потенциал человека.

Проблема истины

Вопросы о соответствии знаний действительности всегда находились в центре внимания мыслителей. При этом особенно в наше время формируются разнообразные учения. По другой концепции, истины знания об объекте, если их сравнивать, не должны быть противоречивыми. Данная концепция в определенной степени дополняет первую концепцию.

Концепция истины, основанной на прагматической полезности, предполагает проверяемость знаний в процессе выполнения того или иного действия.

Как видно, во всех указанных концепциях имеются свои определенные преимущества. Если истина, добытая по концепции соответствия, выражает природу естественнонаучных знаний, то прагматический подход больше подходит к знаниям технологической и экономической сфер, а концепция, выражающая истинности абстрактных знаний, применима к логике, математике и филологическим наукам.

Природа истинности знаний может быть рассмотрена во многих аспектах. Так, по содержанию знаний различают объективность истины. Истине присущи моменты абсолютности и относительности. Если первая означает неизменные аспекты в составе знаний, то вторая объясняет процессы углубления, обогащения истины.

Истина всегда конкретна, так как знания соответствуют тем условиям и тому времени, где и когда они получены.

6. Наука (научные знания)

Вопросы истинности касаются в первую очередь научных знаний. По своей сущности эти знания есть результат специального исследования действительности. При этом научные знания необходимо классифицировать по различным отраслям науки. В самой общей форме они делятся на обще гуманитарные, общественно-экономические, точные науки и науки о природе (естествознание)

Различаются знания производные от естественнонаучного познания, такие, как медицинские, сельскохозяйственные и технические науки.

Философские знания, в отличие от оперирующих истинами других наук, по мере достижения все более высоких уровней мудрствования выражают мировоззренческие позиции.

Знания, структурно составляющие мировоззрение, включают в себя, наряду с философией, и научные данные человекознапия. В знаниях также выявляются границы соотношения различных сфер познавательного процесса. При этом на всем протяжении развития человеческой цивилизации философия, как по содержанию, так и по форме является фактором, определяющим формирование мировоззрения.

Дискуссии о различных формах мировоззрения ведутся на протяжении тысячелетий. Они всегда проходили в виде столкновения мнений, порой приобретая острый характер, и заканчивались установлением в обществе господства одной из этих форм. То же самое происходит и в науке. Логика научного мировоззрения подразумевает отрицание всех его ненаучных форм. В то же время при научном подходе к действительности определяющим является пока что непознанное по сравнению с познанным. Поэтому всегда находится «дело» и для других форм мировоззрения.

Многовековая история познания человека, и особенно ее дискуссионные аспекты, показывает, что благодаря многогранности психического мира человека, как высшего существа, всем формам мировоззрения, в первую очередь философии, науке и религии, объективно отведено свое «место». Поэтому попытки объявлять о несостоятельности каждой из них в отдельности не приводят к желаемому результату.

В настоящее время нельзя представить жизнь людей без науки. В такой ситуации невозможно существование человека и без философского мировоззрения.

Во-первых, эта форма мировоззрения взаимосвязана с передовым современным знанием и постоянно ощущает потребность в нем. Исторически наука формировалась в составе философии, положения которой проверялись на практике. Благодаря окончательным ответам на конкретно поставленные вопросы, признанию общезначимых результатов и умножению общепризнанных знаний наука постепенно отделялась от философии.

Во-вторых, в философском мировоззрении проблемы не имеют однозначного решения. Оно всегда оставляет место для нового подхода, какого-то иного решения поставленных вопросов. Следовательно, единогласия в философии никогда не было.

В-третьих, функционирование философского мировоззре- имя — это необходимость, связанная с наличием альтернатив при решении проблем соотношения научных и ненаучных (например, религия, мистика) знаний.

Вопросы и задания

1.Как происходит познание — спонтанно или специально организуется?

2.С чего начинается человеческое познание — от само­познания или

постижения внешнего мира?

3.Как протекает процесс познания?

4.Как соотносятся философская мудрость и научная истина?

5.Порассуждайте о проблеме истины.

6.Многогранность характеристики феномена человека положительное явление

или отрицательное?

7.В чем выражаются важнейшие аспекты отличия человека от животного?

8.Как характеризуется человек с социально-духовной стороны?

 

Тема№ 2

§ § 3-4-5. Религиозные взгляды о сотворении человека и
научные теории о его происхождении. Начало социогенеза Психика.

План:

1. Мифы и религия о сотворении человека

2. Данныеестествознания

3.Теория эволюции

4.Теория аномальных явлений

5. Общая характеристика социогенеза

6. Рабочая гипотеза

7. Коренные отличия человека от животного в орудийной

Деятельности.

8. Мозг и нервная система как носители психики

9. Мышление и язык.

Основные понятия:

-Антролобиологический инстинкт — биологически передающаяся человеку от его предшественников наслед­ственная склонность.

-Разделение труда — различение видов деятельности в процессе развития человечества.

-Деятельность — процесс взаимоотношений людей, вклю­чающий в себя цель, средства и результат.

- Антропогенез {лат. происхождение человека) — процесс,| условия и механизмы происхождения человеческого рода.

-Библия {греч. книга) — священная книга христианства.

-Коран {араб, чтение) — священная книга ислама.

-Миф {греч. слово', сказание, предание) — форма проявления первобытного мировоззрения людей, состоящая из совокупности представлений о происхождении мира и явлений природы, о богах и легендарных героях.

-Религия {лат. набожность, святосгь) — система, выра­жающая отношение человека к богу в виде мировоззрения и поведения, включающая в себя социальные нормы, обычаи, стандарты, организационные формы.

-Труд — целесообразная деятельность.

-Эволюция {лат. развертывание) — в широком смысле: научно-философская теория о постепенных изменениях в мире.

Мышление — деятельность по освоению человеческим мозгом действительности в формах идей, взглядов, целей и т,д.

Поведение — совокупность устойчивых свойств духовного состояния людей, формирующаяся под воздействием жизненных условий.

Характер — совокупность отдельных свойств, выражающая изменчивость духовной деятельности человека.

 

1. Мифы и религия о сотворении человека

Мифологическая концепция сотво­рения человека исторически является первой относительно целостной кон­цепцией. Вот как описывается процесс сотворения человека в одном из дошедших до нас шумерских мифов. Семейство богов становилось все многочисленнее. Мужские и женские боги обратились к богу Воды, мудрому Энку, чтобы тот нашел способ увеличения количества пищи. Вместе со своей женой, богиней Земли Нинмах, он создает первого человека, но с недостатками. Это существо с женским телом не могло иметь детей и предназначалось для обслуживания аристократок. Созданное из глины второе поколение людей, которое уже не было похоже на мужских и женских богов, не могло жить вечно и должно было служить верой и правдой великой семье богов.

Древнегреческие мифы повествуют, что люди родились от богов, живущих на Олимпе.

В Библии, священной книге христиан, говорится: «...И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, и по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их... Создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою».

Священная книга мусульман Коран содержит более детальное, чем Библия, описание процесса создания человека: «...Мы уже создали человека из эссенции глины, потом поместили Мы его каплей в надежном месте, потом создали из капли сгусток крови и создали из сгустка крови кусок мяса, создали из этого куска кости и облекли кости мясом, потом Мы вырастили его в другом творении, — благослови же, Аллах, лучший из творцов!»

В буддизме утверждается, что действительность состоит из дхармы, являющейся нематериальной частицей, а каждое отдельно взятое существо рассматривается как совокупность сил, всегда находящихся в движении. Точно так же и жизнь в соответствии с вечным законом исчезает и вновь возникает.

Из всего этого следует, что и разные религии дают различные ответы на вопрос о происхождении человека. Поэтому люди с древнейших времен пытались найти альтернативные ответы. При этом отправной точкой являлись постепенно накапливающиеся научные данные.

2.Данныеестествознании

В прошлом, особенно с началом Нового времени, собранные в Европе данные о происхождении человека стали противоречить религиозным взглядам. Так, найденные случайно или в результате специальных поисков различные кости при сравнении оказывались похожими на человеческие. Кроме того, не остались без внимания такие качества высших животных, как морфологическое строение обезьян, хождение птиц на двух ногах, строительство «жилищ» многими животными, специфическое использование языка, танцев, умение жить в общине и т.д. Они, в свою очередь, не могли не привести к мысли о том, что прошлое человека не может быть связано с его сотворением, как утверждают религиозные источники. Причиной многих дискуссий послужила также принадлежность найденных каменных орудий. Эти орудия не могли быть изготовлены животными и поэтому не принадлежали им. Однако по данным науки, в предполагаемое время изготовления этих орудий еще не было людей.

По данным естествознания, существуют различные взгля­ды на происхождение человека. Согласно одному из них, существовавший 100 миллионов лет и вымерший по неизвестной причине тип хордовых (chordata) является предшественником позвоночных, младшим поколением которых считается живший 60 миллионов лет назад класс млекопитающих (Matalis). Потом появилось семейство гоминидов (Hominid), относящихся к приматам (Primates), которые и являются древнейшими предками человека. Сформировавшийся 2 3 миллиона лет назад на протяжении нескольких поколений род человека Homo habilis (человек умелый), относится к Pitekos antropos (обезьяночеловек). Он был способен изготовлять ручные орудия и обладал зачатками речи. У него уже были развиты пальцы. Произошедший от него 150 тысяч лет назад древний человек (Arhantropos), пройдя этапы развития мозга, формирования членораздельной речи, изготавливать разнообразные орудия труда, прямоходящим (Homo erectus). Современный разумный (Homo sapiens) — по некоторым на Земле на протяжении 90-100 тысяч лет.

3.Теория эволюции.

Среди различных учений, объяс­няющих происхождение человека, особняком стоит теория эволюции

Ч. Дарвина. Она утверждает, что движение материальных объектов происходит целесообразно, что человек не только втянут в этот процесс, но и выражает его в себе. При этом считается, что движение всего Космоса, в том числе происхождение человечества, рассматривается как естественный и закономерный процесс. Таким подходом к происхождению и развитию жизни обусловлена определенная точка зрения на возникновение человека. Например, русский ученый В. И. Вернадский считал жизнь космическим явлением и смотрел на нее как на закономерный продукт эволюции.

В.И. Вернадский обосновывал становление ноосферы как результат возникновения жизни на Земле, и в зависимости от этого появление биосферы как антропокосмической системы.

Недостатки эволюционной теории Дарвина вначале как будто сглаживались трудовой теорией эволюции. Однако и эта теория не смогла подняться на уровень целостного учения человекознания. Сторонники этой теории, подчеркивая особый статус человека среди живых существ, его происхождение интерпретируют как скачки, революционные процессы. В этих процессах место труда берется как определяющее. Эта теория предполагает ответ на вопрос: от какого животного происходит человек? Сторонник Чарльза Дарвина и его единомышленника Альфреда Уоллеса английский естествоиспытатель Томас Гекели в изданной в 1863 г. книге «Место человека в природе» впервые в науке серьезно пытается обосновать идею о признаках схожести человека и обезьяны, в частности шимпанзе и гориллы. Спустя почти десять лет была издана работа Ч. Дар­вина «Происхождение человека и половой отбор», где при­водились новые данные о происхождении человека.

В ней на основе данных сравнительной анатомии, зоологии, истории первобытного общества выдвигается точка зрения о том, что современные человекообразные обезьяны являются результатом длительной эволюции. Человек же происходит от когда-то вымерших нейтральных существ. Однако, несмотря на, под воздействием работы Ф. Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» гипотеза о близости человека и обезьяны широко распространилась.

Трудовая теория обосновывает отличие человека от обезьяны ненные аспекты трудовой теории антропогенеза, опираясь на успехи в освоении космоса во второй половине XX века. Для этого, конечно, имелся ряд причин, к числу которых относятся выход на орбиту Земли космических кораблей, запуск кораблей с системы, а также широкое обсуждение в науке вопросов внеземной цивилизации.

Согласно точке зрения русского ученого-физиолога Н.П. Бехтеревой, человек явился на Землю из Космоса и стал размножаться. Современная наука продвинулась далеко вперед в изучении мозга человека и собрала достаточное количество материалов о его безграничных возможностях. Так, человеческий мозг содержит 1014 нейронов и их соединений, благодаря которым может вместить все сведения, собранные человечеством. Однако требования, предъявляемые к человеку на Земле, намного ниже возможностей его мозга. Следовательно, безграничные возможности мозга человека, в свое время обусловленные требованиями Космоса, до сих пор сохранились.

4.Теория аномальных явлений

В настоящее время в той части Космоса, которая изучена с помощью современных средств, имеющихся в распоряжении человечества, наличие какой-то цивилизации не находит своего подтверждения. Если присовокупить сюда утверждения известных астрономов об уникальности жизни на Земле и ее невозможности в других местах, то космическая теория не покажется такой уж обоснованной.

С целью преодоления недостатков, имеющихся в описанных выше теориях, связанных с происхождением человека, в последнее время усиливается внимание к естественным условиям антропогенеза. При этом много говорится о воздействии на окружающий мир вулканов, радиационного фона, изменения климата на Земле, лучей, исходящих от Солнца и других космических объектов, и иных факторов. Все это свидетельствует о том, что процесс превращения гоминидов в человека в определенной мере не мог протекать без воздействия природных аномальных явлений. Так, можно предположить, что мутация, возникшая в организме человека, могла способствовать серьезным изменениям — переходу к прямо хождению, увеличению головного мозга, изменению природы полового инстинкта и др.

В аномальной теории происхождения человека по сравнению с другими точками зрения на эту проблему имеется одно преимущество, заключающееся, прежде всего, в ее логической последовательности. В то же время в ней недостаточно обосно­ваны принципы эволюции из-за отсутствия пока примеров, практически подтверждающих эту теорию.

За последние 30 лет в области антропогенеза выдвинут ряд теорий нетрадиционного характера: энергоинформационная, белковая, синергетическая и др. По сравнению с традиционными теориями они опираются на использование новейших дости­жений конкретных наук.

5. Общая характеристика социогенеза

В описанных выше антропогенети­ческих теориях много неопределен­ного, что вполне естественно при объяснении такого сложного фено­мена, как человек. Поэтому антропогенетические теории можно считать взаимодополняемыми. И все же некоторые из них по сравнению с другими в известной мере могут быть рекомендованы как рабочие гипотезы. К ним относятся теории орудийной деятельности и труда.

В настоящее время многими признано, что процесс антро­погенеза может быть более полно объяснен, если будет дополнен процессом социогенеза (от лат., societas — общество, genesis — происхождение). При этом теорий социогенеза значительно больше, чем теорий антропогенеза. Если последние связаны с естествознанием, в первую очередь с биологией, то теории социогенеза опираются на социально-гуманитарное и экономическое познание разнообразной организованности человеческой жизни. Если исходить из особенностей mix видов познания, то станет очевидной сложное м. объяснения социогенеза. Поэтому при определении социогене и но многом приходится опираться на силу формальной лотки

Как было сказано выше, история антропогенеза iiciiii пился несколькими миллионами лет. Жившие в начале ттп истории приматы не обладали умениями в использовании орудии. Они пользовались лишь палками как средством нападения.

Социогенез человеческой эволюции (этот процесс продол­жался два миллиона лет) означает формирование людей как Социума. Он выражает жизнедеятельность людей, состоящую из разнообразных отношений, возникших на конкретной территории в конкретное время.

С социогенетической точки зрения рассмотрение вопросов происхождения человека включает в себя следующие испек i ы:

1) какие общественные факторы способствовали происхож­дению человека;

2) какие исторические этапы своего формирования про ходил человек;

3) каков механизм социального формирования человека;

4) каковы условия и механизм расселения людей в различных регионах Земли.

В то же время эти вопросы касаются и основных проблем происхождения Социума.

Рабочая гипотеза

В большинстве теорий о происхож­дении человека и его природе содер­жится утверждение, что создание каменных орудий началось с этапа формирования Homo sapiens (человека разумного). Хотя фактор изготовления и использования орудий не является единственной основой связи антропогенеза и социогенеза, но в качестве первоначальной гипотезы может помочь ответить на некоторые вопросы. Поэтому социогенез больше основывается на теории орудийной деятельности.

Как подтверждают палеонтологические останки «человека разумного», в соответствующих частях его мозга регистрируются навыки изготовления орудий. Однако осознание человеком активного, целенаправленного изготовления орудий произошло позже.

Период формирования человека начинается с питекантропов. Они отличаются относительно высоким уровнем солидарности, обладают навыками захоронения покойных и т.д. В свою очередь, все это способствовало их переходу от животного к новому состоянию, которое означало взаимосогласованное удовлетворение жизненных потребностей

7. Коренные отличия человека от животного в орудийной деятельности

В марксистском понимании антро­погенеза фактор изготовления ору­дий преподносится как главное звено перехода от животного к человеку. Однако абстрактность этого поло­жения не могла не привести к путанице. Между тем изготовление простейших орудий животными предками человека всецело подчинено антропобиологической инстинктивности. При этом она являлась дополнительным средством: животные через деятельность инстинктивно приспосабливались к внешней среде. Возникновение инстинктивной орудийной деятельности у животных послужило основой для их превращения в человека.

В развитии гоминидов началом формирования человека стали орудийная деятельность и постепенный переход от нее к специфическим способам человеческой жизнедеятельности — изготовлению орудий труда и его превращению в потреб­ность.

Благодаря орудийной деятельности в производстве появ­ляются зачатки разделения труда. Каждый член первобытной общины изготавливал свою часть средств жизнеобеспечения. По мере усложнения орудий соответственно возрастала взаимо­зависимость членов общины. В то же время это создавало условия для проявления индивидуальных способностей и повышения производительности совместной деятельности.

8. Мозг и нервная система как носители психики

Первоначальная роль психики как фактора социогенеза определяется процессом формирования характера и поведения, начавшимся у предков человека, который привел их к совместной жизни. Психика отражает не только внутренние, физиологические процессы, но и внешние объекты. С этой стороны психика у человека и высокоразвитых животных обладает общими чертами. Однако у человека, во-первых, она с самого начала проявляется как осознанность. Во-вторых, считается, что орудийная деятельность общинно обусловлена. В-третьих, человеческая психика основывается на опыте, приобретенном в процессе совместной деятельности. В-четвертых, человеческая психика включает в себя развитие чувства.

По данным нейрофизиологии, психика есть результат как целостности человеческого мозга, так и конкретных видов деятельности. Так, левое полушарие мозга выполняет задачи, связанные со словами, тогда как правое полушарие имеет дело с образами. В то же время нет оснований говорить о соответствии нейрофизиологических и психических процессов. Поэтому даже крупные специалисты в области нейрофизиологии не способны управлять своей психикой. Дело в том, что психика имеет идеальную природу и выражается в виде смысловых знаков действительности.

Как было сказано выше, структурно психика может элементарно рассматриваться как совокупность чувств, воли и восприятия. Каждое из этих составляющих психики обеспечивает соответствующие формы деятельности своего носителя, например, чувства, сотрудничество в первоначальных объединениях людей, воля — стойкость в борьбе с врагами, а восприятие — управление ими в том или ином виде.

9. Мышление и язык.

Современная наука доказала, что по ряду параметров психические процессы связаны и с наследственностью. На­следственные свойства определяют психику как фактор социогенеза.

В системе социогенеза важную роль играет связь формирования человека с его мышлением, которое возникает в определенный период функционирования психики. Ибо мышление, как один из факторов социогенеза, свойственно человеку.

В основе человеческого мышления лежит стремление к познанию жизни, осмыслению опыта и воздействию на окружающий мир.

Считается, что первый человек путем случайного осознания проводил поверхностное сравнение и обнаруживал связи между процессами внешнего мира.

Он был еще далек от понимания соотношения целого и части, осознания связи пространства и времени, ему было недоступно рациональное логическое мышление. Тем не менее, и в этот период человек стремился к охвату все большего числа объектов.

Свое материальное воплощение мышление первобытных людей проявляло в языке. Однако мышление и язык разли­чаются по своему строению. С самого начала формы и законы мышления по отношению к его носителю были одинаковыми. Мышление представляет собой умственную деятельность, разворачивающуюся на определенном языке. В отличие от этого язык всегда ограничен группой его носителей. Как материаль­ная форма мышления речь возникла в период формирования семейства гоминидов (питекантропов и неандертальцев). В этот период язык существовал в виде устной речи — в форме вокализации мимики, состояния тела и т.д. Каждый язык состоит из присущих ему структуры и значения.

Как фактор социогенеза язык объединял первобытных людей, обеспечивая сбор и передачу информации. С усложнением жизнедеятельности человека потребность в информации была обусловлена развитием языка.

Язык возник из естественных звуков. Каждый голос есть своего рода язык. Потребности взаимосвязи обусловливали усовершенствование этого примитивного, но важного средства общения. В результате с помощью голоса и звуков появилась возможность образования слов. В последующий период развития языка через выражения различаются задачи воздействия и определения принадлежности.

Язык в эволюции предков человека постепенно превращается в средство проникновения в сущность вещей и процессов. По мере возникновения между людьми различных связей и отношений по сравнению с животными человек лучше приспосабливается к внешней среде. В то же время благодаря накопленным знаниям человек в определенной мере начинает приспосабливать к себе внешнюю среду.

3. Отбор.

Как и у всех животных, в деятельности гоминидов присутствовал связанный с психикой отбор. Однако с точки зрения социогенеза, он заключается не в выживании силь­нейших в стаде людей, как это было у других животных, а в отборе индивидов, участвующих в совместной деятельности. Ибо только в зависимости от организации общины гоминидов было возможно их дальнейшее существование. В противном случае под воздействием внутренних и внешних сил они бы вымерли.

Индивиды осуществляют отбор не ради себя, а ради группы, к которой они относятся, и таким путем обеспечивают свою выживаемость. При этом точная самоорганизация общины гоминидов является решающим средством в борьбе за жизнь.

По мере расширения ареала предков человека им при­ходилось сталкиваться с разнообразными условиями и не всегда благоприятными природными факторами. В результате приспособления приматов к условиям существования среди некоторых из них происходит дифференциация. И в этом процессе также проявляется отбор, закрепляющий у них новые свойства.

Вопросы и задания

1.Назовите теории, объясняющие процессы антропо­генеза.

2.Как объясняется происхождение человека в мифах?

3.В чем сущность возникновения человека с точки зрения религии?

4.Назовите преимущества теории Н.П. Бехтеревой.

5.Какие недостатки имеются в теории Ч. Дарвина?

6. В чем преимущества и недостатки трудовой и косми­ческой теорий

происхождения человека?

7.Аномальность - это самостоятельное явление в антро­погенезе?

8.Происходит ли социогенез без антропогенеза?

9.Является ли социогепез определяющим в происхождении человека?

10.каких учениях о происхождении человека центральное место занимает

использование и изготовление орудий?

11.Какая отрас

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...