Аграрно-традиционная цивилизация
По мнению сторонников историко- циклического подхода, к цивилизации, человечество до наших дней прошло аграрно-традиционный, индустриальный и постиндустриальный этапы истории. Первый из них составляет значительную эпоху в истории цивилизаций. Это, в первую очередь, касается стран Востока. Когда европейцы с целью колонизации Востока приступали к экспансии, они видели, что на родине первых цивилизаций основные былые традиции сохранились и играют очень большую роль. Религиозно-этнический аспект был условием продолжения традиций нравственности, обычаев и др. Традиционной была и экономическая жизнь. Государство, являясь собственником всех богатств, также было заинтересовано в сохранении традиционности.
5. Несостоятельность ф ормационного подхода Составляющий сердцевину марксистской теории формационный подход (деление истории человечества на общественно-экономические формации) приписывает социальным процессам причинно-следственную последовательность, что упрощает смену явлений истории. Данный подход, являясь выражением линейного мышления, не может охватывать всей сложности происходящих процессов. Как известно, философы эпохи Возрождения (XV-XVII вв.) делили историю Европы на три этапа -— светлую античность, темное средневековье и наступающее светлое новое время. Сен-Симон рассматривал античность как рабовладелъчество, средневековье — как феодализм и новое время — как систему промышленности, основанную на наемном труде. К. Маркс и Ф. Энгельс добавили к этой триаде заимствованную у Л. Моргана эпоху первобытной общины и от себя— «бродивший в XIX веке призрак» (ныне показавший себя как полную утопию) коммунизма. Они рассматривали историю человечества как последовательную смену первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической общественно-экономических формаций (термин «формация» был взят из геологии).
У Маркса и Энгельса и впоследствии у большевика В.И. Ульянова-Ленина примерно 10 раз встречается понятие «азиатский способ производства». Дело в том, что в применении к странам Азии — Востока, Северной Африки — критерии рабовладельчества, феодализма и капитализма не работают. Предложенные современными философами теории идеального типа (Макс Вебер), философской антропологии (Макс Шелер), ценностей (неокантианство), феноменологии (Э. Гуссерль), экзистенциализма (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж. П. Сартр), герменевтики (Г. Гаданер) и другие показали место и значение внеэкономических сфер и подняли на более высокий уровень соответствующие знания. А марксизм-ленинизм оказался учением, не способным к научно-беспристрастному изучению этнопсихи- ческих особенностей людей, их религиозных убеждений, традиционного менталитета и др..,
Вопросы и задания 1. Где, когда и каким образом возникли первые цивилизации? 2. Как происходил политогенез? 3. Чем характеризуются речная, морская и океанская цивилизации? 4. По каким критериям оценивается цивилизация? 5. В чем состоит историко-циклический подход к цивилизации? 6. В чем проявилась несостоятельность марксистской формационной
Тема № 13 §§ 24—25. Исламская цивилизация. § 26-27. Туран — Моварауннахр — Туркестан: критерии и этапы цивилизационной зрелости План: 1. Условия возникновения религии ислам 2. Распространение мусульманства 3. Начало исламской цивилизации 4. Философия, литература и искусство 5. Религиозные и светские знания 6. Суфизм
Основные понятия Исламская цивилизация — цивилизация на территории распространения мусульманской религии.
Религиозная толерантность — лояльность по отношению к христианам, иудаистам и представителям других религий, которые как религиозное меньшинство живут в исламских странах, сохраняя свой язык и духовную культуру. Мусульманская традиционность — существующие на Востоке в силу природных и социально-культурных условий традиции, дополненные преувеличенными представлениями первого периода существования исламской религии как бы консервируются, приходят к застою.
1. Условия возникновения религии ислам Возникший в арабском мире ислам был связан с древней историей семитского этноса, являющегося коренным населением Аравийского полуострова. Эта религия рассматривает историю арабов начиная с Исмаила, сына Ибрагима. Вышедшие из семитов аккадцы, амореи, халдеи играли цивилизаторскую роль не только в Месопотамии, но и во всей Западной Азии. Когда речь идет о семитах, это подтверждают почти все ученые. Решающим фактором в возникновении ислама явилась деятельность многих халифов-пропагандистов, стремившихся найти нового бога и истину. Самый талантливый из них, Мухаммад, проповедовал подчинение единому, всемогущему, милостивому, милосердному Аллаху, призывал к выполнению всех его указаний: быть честным, справедливым и т.д. — и удостоился чести быть пророком. Он призвал арабов к единству. И народ, в конечном счете, принял религию Мухаммада. Ислам считает всех верующих в Аллаха членами уммы — братства. Основанные на единобожии, его правила являются обязательными для верующих и выражены в Коране с высокой художественностью и поэтичностью. Эта книга является для мусульман не только источником вдохновения, но и сводом обычаев, нравственных правил и законов. В отличие от других мировых религий, в исламе нет ни церкви, ни служителей культа, а есть только специальное место — мечеть, где коллективно во главе с имамом (глава) читаются молитвы из Корана. Ислам с самого начала имел свой письменный источник — священную для всех мусульман книгу Коран. С возникновением мусульманской религии на Аравийском полуострове появилось теократическое государство, во главе которого стояли вначале сам пророк, затем последовательно первые четыре его сподвижника. После них в 661 г. к власти пришли Омейяды, уступившие управление в 750 г. Аббасидам.
2. Распространение мусульманства С точки зрения рациональности трудно объяснить тот факт, что ислам в течение одного поколения мусульман распространился на большой территории Азии и Африки. На этот счет имеется много теорий. Среди них особо выделяется учение Л.Н. Гумилева (1912-1992). Русский ученый и философ называет состояние, проявляющееся как в отдельной личности, так и в народе (этносе) в результате многих, в том числе природных, факторов как пассионарностъ (сверхстрастность). При этом указывается, что какое-то внутреннее стремление обусловливает осуществление в любых условиях определенной деятельности. Народ есть целостный организм, и его жизнь функционирует по общим законам биосферы. В частности, биохимическая мощь биосферы является условием жизни. Один период этнического развития продолжается в среднем 1000 лет, потом начинается новый этап. Пассионарность людей в типичном виде проявляется в деятельности великих личностей. Их страстность может вдохновить и других. Пророческие качества Мухаммада проявились прежде всего в том, что он в глазах арабов был как сайд — вождь общины, предводитель акидов (убежденных в существовании Аллаха), хакам — третейский судья, справедливо решающий спорные проблемы, оратор — излагающий положения пропагандируемого учения, шоир — поэтически описывающий содержание новой религии, кахин — бывший в контакте с Аллахом человек, олицетворяющий совершенство. Следует отметить, что и Мухаммад, и его ближайшие соратники Абу Бакр, Умар, У смой и Али в своих действиях не преследовали никакой личной выгоды. Пророк мусульманской религии при распространении ислама на первое место ставил фатх, Так, он обращался с письмом к сасанидскому царю и императору Византии о желательности принятия ислама. Персидский царь ответил иронически, а император вовсе оставил это обращение без внимания.
Пассионарность у мусульман проявилась в том, что они в 636 г. нанесли поражение Византии. В войне с Персией был захвачен Хорасан, а население восточной части страны добровольно приняло ислам, т.е. осуществился фатх. В относительно короткое время мусульманами были заняты север Африки и юг Европы — Пиренеи. С этого времени на огромной территории сформировалась общность, в основу жизни которой легли принципы ислама.
3. Начало исламской цивилизации Распространение ислама дало толчок к формированию арабо-мусульманской цивилизации. Австрийский ученый Адам Мец (1880-1916) в своей книге «Мусульманский ренессанс», английский востоковед Р. Фрай и ряд других авторов считают, что цивилизация на исламской основе достигла своего завершения к IX в. и продолжалась 4-5 последующих столетий. Широкий масштаб социально-культурного развития в центрах духовности, ремесленничества и торговли (Бухара, Самарканд, Мерв, Багдад, Каир, Кордова) характеризуется формированием в недрах народа, а также правителей, прослойки естествоиспытателей, поэтов, переводчиков, философов, врачей. Прогресс в исламском мире объясняется двумя факторами: а) географическое положение мусульманских стран; б) внутренний потенциал самой исламской религии. Для расцвета исламской цивилизации большое значение имела религиозная толерантность. В истории Египта и стран к востоку от Средиземного моря христианское меньшинство всегда играло заметную роль. В Индии мусульмане и индусы живут бок о бок. Носители разных религий учились друг у друга, так как ислам не попирал местные традиции. Хадж в Мекку сближал народы и культуры. Знание арабского языка создавало удобства в повседневном общении, в обмене знаниями: в отличие от европейцев, мусульмане везде понимали друг друга. Одним из важных условий развития исламской культуры была динамичная экономика, основанная на торговле. В Индийском океане и Средиземном море торговля была в руках мусульман. Они до конца позднего средневековья господствовали в европейской торговле.
4. Философия, литература и искусство В рамках исламской цивилизации в области философии обсуждались проблемы, выдвигавшиеся в учениях на арабском языке в синтезе с такими идеями древнегреческих мыслителей (прежде всего, Платона и Аристотеля), как божий промысел, свобода воли и др. Большое влияние на европейцев оказали произведения представителей исламской философии Аль-Кинди, Ap-Рази, Фараби, Ибн Рушда и др. Так, схоласт Фома Аквинский перенял многие идеи у Ибн Рушда. Высший этап развития мусульманской литературы приходится на период правления аббасидских халифов. Правда, и до ислама у арабов тоже была литература, в основном фольклорное творчество. Широко распространилась массовая поэзия. На этой основе формировался арабский литературный язык. Тот, кто при чтении Корана воздействовал на слушателей, мог заставить их плакать, возбудить гнев и т.д.
Во дворцах многих аббасидских халифов (например, Харун ар-Рашид аль-Маъмуна, Мутавали) служили поэты. Образцом прозаической литературы является произведение «Тысяча и одна ночь». Арабская поэзия была широко распространена на исламской территории. Позже большое место в духовной жизни заняла литература, написанная на персидском и тюркском языках. Персидские поэты Фирдоуси, Омар Хайям, Хафиз Шерази, Шейх Саади и другие творили в форме аруза и создали высокие образцы поэзии. Касыда (ода), рубаи, поэмы и другие виды поэзии сформировались как литературный жанр. Образцы тюркской литературы также отвечали всем требованиям своего времени. Написанное на арабском языке произведение Махмуда Кашгари «Словарь тюркских наречий» («Девону лугатит турк») содержало в себе, кроме лингвистических материалов, образцы устной поэзии, ритуальные песни, народную лирику, пословицы и др. Произведение оказало большое влияние на творчество литераторов последующих эпох. Среди таких видов исламского искусства, как архитектура, орнаменталистика, музыка развитие шло в строгом соответствии с требованиями ислама. Распространенные у арабов музыкальные инструменты пользовались популярностью не только в мусульманской Испании, но и через нее в Латинской Америке и даже на севере Нового Света, и оказали влияние на развитие их музыкальной культуры. 5. Религиозные и светские знания Интеллектуальная деятельность в мусульманском мире ценилась не меньше, чем товары купцов, и всегда занимала в образе жизни народа важное место. «Чернила ученого, — говорил пророк Мухаммад, — священнее крови пережившего адские мучения человека». Мусульманские ученые, усвоив знания, накопленные другими цивилизациями, сохранили их, переводили и комментировали. В своих исследованиях они самостоятельно достигали больших успехов. В странах ислама ученики изучали грамматику, арифметику, жизнеописания пророков. Открытые в X в. медресе в целом были университетами того времени. Уже в XII в. на Ближнем Востоке и в Испании функционировали десятки известных исламских университетов. В них изучались правоведение, философия, история, география, естествознание, богословие, поэтика и другие предметы. В столице халифата Багдаде накануне нашествия чингизида Хулагухана насчитывалось 36 общественных библиотек, было множество мечетей, богатые книгохранилища. Различные по тематике книги были собраны в библиотеках Бухары, Ургенча, Мерва. Исламская цивилизация достигла значительного научного прогресса, и это было не случайно. В Коране понятие «наука» встречается 750 раз, «разум» —■ 50 раз. У арабов была большая потребность в астрономических знаниях. Был переведен «Альмагест» Птолемея. Оставшаяся от халдеев обсерватория в городе Харрая вновь стала работать Беруний, выдвинув гипотезу вращения Земли вокруг своей оси, точно измерил ее широту и долготу. Исламский географ алъ-Маъсудий прошел Центральную Азию, Россию, Китай и Индию. И он Баттута в течение 30 лет путешествовал по странам Африки, Азии и Европы. Они оставили после себя подробные записи об увиденном. Произведение Беруний «Индия» вплоть до XVIII в. было единственным источником знаний об Индии. В 883 г. по поручению халифа аль- Маъмуна составляли^. карты. Абдурахмана ибн Халдуна можно считать основоположником современной социологии. В его исторических и философских произведениях выдвигались положения, созвучные с современностью, о закономерностях, объясняющих жизнь людей и народов, о прогрессе и крушении цивилизаций, о воздействии внешней среды на человека, о роли материальных факторов в жизни людей. Мусульманские математики довели арифметику до совершенства. Руководивший деятельностью «Байтул-хикма» в Багдаде Мухаммад ибн Мусо Хорезми в своей работе «Аль-джабр ва аль-мукабала» построил основы алгебры. В это же время возникла и тригонометрия. Имеющие важное место в современной науке цифры, ноль и другие математические понятия были введены мусульманскими учеными. Развитие мусульманскими естествоиспытателями химии дало серьезный толчок к расширению знаний в области медицины. Впервые с помощью болеутоляющих средств исламские врачи проводили хирургические операции. Закария ар-Рази лечил даже оспу и корь. На мусульманском Востоке в единственном в свое время учебном заведении готовились провизоры. Был введен определенный порядок деятельности народных лекарей. Окулисты лечили глазные болезни путем операций. Изучение глазного хрусталика способствовало развитию медицинской оптики.
6. Суфизм Возникшее в середине VIII в, внутри ислама движение аскетов — суфизм содержало в себе элементы философии, теософии, истории, космогонии, биологии, мифологии. В XIII-XIV вв. он достиг своего пика с точки зрения, как научно- теоретической, так и практической. Выражавший принципы Честности, Истины, Прекрасного, Гармоничности и идеи гуманизма, он явился большим вкладом в исламскую культуру. В произведениях Абдурахмана Джами и Алишера Навои приводятся соответственно имена 664 суфиев и 100 туркестанских представителей этого движения. Знаменитые суфии как духовные просветители открыли особый путь достижения духовно-нравственной зрелости — тори- кат. Появившиеся в Центральной Азии тарикаты Ходжа Ахмада Яссави, Наджмиддина Кубро и Ходжа Бахауддина Накшбанда были известны далеко за пределами региона. По убеждению суфиев, человек состоит из двух основ — тела и духа, и это с антропоцентристской точки зрения означает, что человек является венцом мира. С другой стороны, человеческий ум способен познать материальный мир, овладевать научными знаниями, а постигать божественные знания не может, перед ними он бессилен. Умножая светские знания и очищая себя духовно, человек может самосовершенствоваться. Но для этого необходимо пройти путь духовного совершенствования-тарикат. Мусульманин также должен любить бога во всем. Конечно, это не абстрактная любовь, а отношение к конкретным видам творения и самому человеку как образцам совершенства и прекрасного..
Вопросы и задания 1. Что такое пророчество? 2. Связана ли исламская цивилизация с цивилизациями предыдущих эпох? 3. Как объясняет процесс распространения ислама и его мощь теория Л.Н. Гумилева? 4. Каково современное значение успехов исламской цивилизации?, 5. Какова связь суфизма с исламом? 6. Как в суфизме характеризуется человек?
§ 26—27. Турин—Мавераннахр—Туркестан: критерии и этапы цивилизационной зрелости План: 1. Природные и социально- культурные факторы мирового значения Древнего Турана 2. Начало цивилизации в Туране 3. Распространение исламской религии в Моварауннахр 4. Тюркская цивилизация 5. Деятельность худсоветов 6. Религиозные и светские знания 7. Социально-гуманитарные знания 8. Цивилизация эпохи Амира Темура и темуриидов 9. «Уложение Темура» 10. Просветительство в деятельности Тимура 11. Эпоха темуридов 12. Деятельность Алишера Навои 13. Деятельность Бабура
Основные понятия * Туран —- географическое и историко-этнографическое =*э1 название для обозначения большой низменности Земного шара, родины тюрков, территории скотоводов, еще не перешедших к земледельческому образу малой расовой группы. • Зороастризм — возникшая в Хорезме религия, ликвидированная в борьбе с исламом. • Туранская цивилизация — как составная часть восточной цивилизации возникла 2,5-3 тысячи лет тому назад в единстве культур орошаемого земледелия, скотоводства и городской культуры. • Фатх (араб.) — присоединение страны или территории путем согласия или свободного волеизъявления. • Забт (араб.) — захват, насильственное присоединение. • «Уложение Темура» — произведение Амира Темура, где изложены принципы управления разными сферами жизни страны. • Цивилизационная роль — общественно-культурная и историческая характеристика жизнедеятельности Темура, Улугбека, Навои, Бабура 1. Природные и социально- культурные факторы мирового значения Древнего Турана Понятия «Турин», «туранцы» как в древности, так и в средние века, часто встречались в литературе (например, в произведениях Наршахи, Беруни, Табари и др.) для обозначения территории Центральной Азии и живущего там тюркского населения. Понятие «Туран» применяется в антропологии (название промежуточной расы между европеоидами и монголоидами), географии (самая большая низменность), биологии (название вида) и других сферах. Туран является закрытым регионом. Его реки, горы, пустыни регионально ограничены. Природно-экономические факторы и удобное географическое положение обеспечивали здесь с древнейших времен полноценное развитие жизни.
2. Начало цивилизации в Туране Туранцы с древнейших времен поддерживали тесные отношения с соседними народами. Регион дал миру религию зороастризм, явившуюся важным этапом при переходе Процессы в Ассирии, Персии, Индии и других местах происходили не без участия туранцев. Их миграция достигала Египта и Греции. Здесь была распространена арамейская письменность. Позже на ее основе появились согдийский, бактрийский, парфянский и хорезмский алфавиты, существовавшие до прихода арабов и распространения их письменности. Орошаемое земледелие и скотоводство существовали здесь в течение 1,5-2 тысячелетий до появления городской культуры. Неолитская революция не только способствовала интенсивному развитию материального производства и расширению его отраслей, но и предоставила возможность для осуществления положительных изменений и в других сферах жизни людей. Они же обеспечивали устойчивый рост населения, еще более расширили ареалы человека. За счет богатств, созданных в результате разделения труда, стала возможной организация жизни людей в разных общностях. Этот процесс постепенно обусловливал возникновение государственного управления, расслоение населения и урбанизацию. Конечно, становление цивилизации не происходило бесконфликтно. За новую землю, водные ресурсы и другие преимущества шла борьба между разными общинами, начиная с рода и кончая объединением племен. Как сказано в «Авесте», основу туранского общества составляли большая патриархальная семья («нмана»), род («вис»), племя («занту») и объединение племен («дахью»). Люди, кроме различий по территориально-этнической принадлежности, различались также по социальным функциям (например, старейшины рода, военные, ремесленники, земледельцы И Т.Д.). Великий шелковый путь, связывавший Восток и Запад, проходил через Туран. В течение длительной истории народов региона все восточные империи (персидская, греко-македонская, китайская, позже Арабский халифат, империя Чингизхана и Российская империя) насильственно присоединяли его к своим владениям. В то же время ряд государственных образований, утверждавшихся здесь (Кушанская империя, западная часть Тюркского каганата, государства саманидов, караханидов, хо- резмшахов, темуридов) также присоединяли к своим владениям окрестные территории, безусловно, игравшие положительную роль как в истории региона, так и сопредельных владений. 3. Распространение исламской религии в Моварауннахре Источники сообщают, что Мухаммад предсказал распространение ислама в Туркестане — Моварауннахре. Вначале применялся «фатх» — принцип мирного перехода к исламу, разработанный самим Пророком. С распространением ислама мусульмане организовали четыре похода в Мавераннахр. За согласие быть мусульманином, большую добычу и меньшие налоги не велись крупные и кровопролитные войны. После возвращения арабов обратно местные правители предавались внутренним раздорам и переставали быть мусульманами. Во время четвертого похода наместник Хорасана Кутейба ибн Муслим, в зависимости от конкретных условий применяя то «фатх», то «забт» (присоединение с помощью военной силы), присоединил все здешние бекства (около 20) к исламскому Арабскому халифату. После того, как ислам стал господствующей идеологией, духовность туранцев претерпела серьезные изменения во всех своих проявлениях. Так, семейная жизнь, общественно-политические, правовые и моральные отношения строились на принципах ислама.
4. Тюркская цивилизация В течение одного-двух веков исламская религия явилась базой для возникновения новой мировой цивилизации. При этом исламский мир в IX-XV вв. занимал по времени промежуточное положение по отношению к всемирному процессу Возрождения (эпоха гуманизма). До него эту эпоху пережил Китай (VIII-XII вв.), после него — Европа (XIV-XVI вв.). Как видно, в условиях Моварауннахра цивилизация (исламская) и возрождение (тюркское) совпадают. Здесь первая локальная цивилизация утверждалась в рамках арабо-исламской цивилизации в IX—XIII вв. При этом его этнополитической основой служили тюркские народы и их государственность. Историю человечества нельзя представить без истории тюркских народов. Какую роль они играли в истории и судьбах народов Азии, Европы и даже Северной Африки, науке известно. Утвердившиеся в конце 1-го тысячелетия новой эры два тюркских государства — Карлукское (начало VIH — середина X в.) и Огузское (конец IX — начало XI в.), объединив тюркский этнос, приняв мусульманство и продвигаясь на запад и юго-запад, оказали сильное влияние на жизнь других народов. Карлуки занимают ведущее место в этногенезе узбекского и таджикского народов. А огузы играли важную роль в этногенезе узбеков, туркмен, азербайджанцев, турок, каракалпаков, гагаузов. После образования чисто тюркских государств, сопредельных с Моварауннахром на севере и востоке, здесь тоже политическое управление переходило в руки тюрок. С одной стороны, это происходило в результате завоевания Моварауннахром кара- ханидского государства, а с другой — образованием тюркской государственности газневидов (972 г. — конец XII века) и сель- джукидов (1054-1153 гг.). Позже была восстановлена хорезмская государственность (вторая половина XII в. — 1220 г.).
5. Деятельность худсоветов В IX-X вв. выходцы из Мавераннахра хадисоведы Имам аль-Бухари, Хаким ат-Термези, Муслим алъ-Хажжот, Сулаймон Сижистони, Ахмад ан- Насои. Мухаммад ибн Можжа и другие внесли весомый вклад в развитие духовной культуры. Хадисы, занимавшие второе после Корана место, состоят из высказываний исламского Пророка по многим жизненным вопросам. В них идет речь о таких ценностях, как милосердие, гуманизм, честность, благородство, справедливость, трудолюбие, образованность, чистосердечность, любезность, уважительность и др. Сам Мухаммад говорил о своих хадисах следующее: «Я оставил вам две вещи, и если вы будете крепко держаться за них, то никогда не заблудитесь, это — Коран и моя сунна». Самым весомым был вклад Имама аль-Бухорий. Он написал более 20 трудов. Сборник хадисов, названный его именем, содержит 7275 хадисов с подробными комментариями и является в течение почти 12 веков самым полным пособием по хадисоведению. Аль-Бухорий классифицировал хадисы по фикху (право), разделив их по соответствующим главам. Благодаря цивилизационной хадисоведческой деятельности аль-Бухари как пропагандиста религиозных ценностей, в одном из медресе Багдада у него было более 20 тысяч учеников.
6. Религиозные и светские знания По степени развития исламских знаний Мавераннахр занимал ведущее положение в арабско-исламском халифате. Ибо достигнутый здесь духовнокультурный прогресс выражал идеи равенства верований, толерантности, свободомыслия и другие исламские ценности. В условиях локальной тюркской цивилизации разрабатывались правила шариата, исламского правоведения. Бурханиддин Маргилани в своем четырехтомном труде «Хидоя» дал на самом высоком цивилизационном уровне не только правовое решение всех аспектов жизни мусульманского общества, но и глубоко разработал их научно-методологические проблемы. В главном университете мусульман аль-Азхар (Египет) это произведение до сих пор используется как основное пособие по ханафитскому направлению. Как известно, при просвещенном халифе Маъмуне в Багдаде функционировал научный центр «Байтул-хикма» (Дом мудрецов), где среди ученых-исследователей было много выходцев из Мавераннахра. Руководивший центром Мухаммад аль-Хорезми выполнял исследования мирового значения в области математики, географии, истории и других наук. Ахмад аль-Фергани исследовал все важные отрасли естествознания. Только один его труд «Основы астрономии» до Коперника был основным пособием по астрономии в Европе. Абу Наср аль-Фараби, обладавший поистине энциклопедическими знаниями, глубоко изучал по первоисточникам древнегреческую культуру. Он поднял науку и философию своего времени на новый уровень. Его звали восточным Аристотелем, «Вторым учителем». Абу Али ибн Сино, крупнейший ученый-мыслитель, автор более 250 произведений. Самым крупным из них является энциклопедическая работа «Книга исцеления души». Его труд«Канон врачебной науки» до XVI в. был основным пособием по медицине в Европе. Абу Райхон аль-Беруни, крупнейший ученый-энциклопедист и гуманист Востока, за 460 лет до Колумба он говорил об американском континенте, за 500 лет до Коперника создал теорию гелиоцентризма. Особо стоит отметить заслуги его покровителя Махмуда Газневи, одного из крупнейших представителей тюркской государственности. Абу Абдуллах аль-Хоразми был известен в истории культуры Отечества как крупный ученый-энциклопедист. Его работа «Ключ к знаниям» принесла славу своему автору, жившему в Хорезме и Бухаре.
7. Социально-гуманитарные знания В IX-XII вв. утвердившаяся в Моварауннахре цивилизация способствовала развитию обществоведческих и гуманитарных знаний. В то же время из-за синкретичности восточного познания соответствующей четкой дифференциации знаний не было. Так, в 30-томном историческом сочинении Абу л Хасана Байхакий описывались многие стороны общественной жизни газневидского государства. То же самое можно сказать о трудах Мажидиддина Адно «История Туркестанской страны», Мухаммада Наршахи «История Бухары», Абу Насра аль-Утогия «Опора государства и покровитель религии» и др. Филологическая и географическая области науки исследовались Махмудом Кашгари. Махмуд аз-Замахшари проводил фундаментальные исследования в таких отраслях знания, как филология, право, история ислама, философия и других. В период государственности саманидов и газневцдов при поддержке правителей развивалась художественная литература. В источниках указывается, что в городе Газна 400 человек занимались художественным творчеством. Среди них был и Абулкасым Фирдоуси. Его произведение «Шахнаме» как уникальный образец восточного художественного мышления до сих пор не теряет своей ценности. Хотя в его произведении взаимоотношения Персии и Турана описывались односторонне, шах Махмуд, которому оно было посвящено, отнесся к этому сдержанно. В рамках тюркской локальной цивилизации на большой территории от Восточного Туркестана, Семиречья до Ферганы, от Моварауннахра до Хорасана создавались яркие образцы художественного творчества на тюркском языке. К сожалению, многие из них не сохранились до наших дней. Среди дошедших до нас произведений особо выделяются «Кутадгу билиг» (Знание, дарующее счастье) Юсуфа Хас Хаджиба, «Хибатул хакойик» (Подарок истин) Ахмада Югнакий, «Хикмети» (Премудрости) Ахмада Яссави. В «Кутадгу билиг» выдвигаются идеи просветительства, говорится о совести, справедливости в отношениях между представителями различных слоев и профессий, ученым и невеждой, государством и гражданином по вопросам управления гигантским тюркским государством. В «Хибатул хакойик» преимущественно с дидактическо- нравоучительными целями противопоставляются гуманизм и справедливость — злобности, щедрость — жадности. Цивилизационный подъем в Мавераннахре особенно ярко выразился в быстром росте городов Бухара, Самарканд, Хива, Ургенч, Маргелан, Термез, Мере, Фергана, Карши и других как центров культуры, управления и материального производства. Тюркская локальная цивилизация в целом характеризуется следующими признаками. 1. Обусловленность национально-культурными и территориально-государственными факторами. 2. В центре духовных изменений находится сам человек, его стремление к совершенству, зрелости. 3. Ведущее место занимали вопросы нравственности. 4. Взаимообусловленность в развитии светских и религиозных знаний.
8. Цивилизация эпохи Амира Темура и темуриидов Как известно, все великие личности берут на себя ответственность за решение больших проблем своего времени, всех его основных противоречий. Когда Темур вышел на арену истории, на его родине после 140-летнего монгольского ига народ был духовно нищим, экономически бедным, политически бесправным. В этих условиях, деятельность Темура была направлена на восстановление национальной самостоятельности и образование централизованного государства. Много было властителей мира как до Темура, так и после него. Так, Кир (основатель персидского государства, убитый в битве с массагетами в Туране), Александр Македонский (созданное им в результате завоевательных походов государство после его смерти было разделено между его полководцами), Цезарь (свергнув республику, восстановил в Риме монархию и был убит своими соратниками), Чингизхан (в захватнических войнах разрушал все на своем пути), Наполеон (дважды приходя к власти, потом лишался ее, после него никто из его потомков не был у власти) и другие не могли быть основателями новой цивилизации. Темур создал условия для новой цивилизации не только в Туркестане, но и во всем исламском регионе. В известной степени его цивилизаторская роль ощущалась и в евроазийском пространстве. Цивилизационные ценности при нем и его последователях, в первую очередь, создавались на тюркском, а также на персидско-таджикском языках. При этом также были усвоены ценности на арабском и персидском языках. Цивилизаторскую роль Темура высоко ценили правители Китая, Франции, Италии и других стран. Мировое значение его деятельности подчеркивали многие востоковеды Запада и Востока.
9. «Уложение Темура» Деятельность Темура охватывала все важнейшие для своего времени сферы. Выдающимся политико-правовым и программным документом явилось «Уложение Темура». В нем указывается, что управление государством он осуществлял с помощью двенадцати заповедей. Первая: «я всячески содействовал процветанию религии Всевышнего и шариата пророка Мухаммада, всюду и всегда поддерживал Ислам». Это не случайно, так как ислам еще сохранял свою цивилизаторскую миссию, и покровительство этой религии со стороны правителей играло в целом положительную роль. Вторая: «я покорил страны и управлял ими при помощи людей из двенадцати сословий и племен, укреплял устои моего государства при их помощи и украсил ими свои собрания». К ним Темур относил: а) саидов, духовенство, ученых; б) дальновидных, разумных советчиков; в) благочестивых людей; г) эмиров, военачальников; д) ратников и подданных; е) особо доверенных людей; ж) везиров, секретарей; з) мудрецов, лекарей, астрологов; и) хадисоведов, толкователей преданий о Пророке; к) шейхов, суфиев; л) ремесленников; м) путешественников из разных стран. Примечателен сам факт привлечения к управлению представителей всех социальных и этнических структур. Темур как умный правитель глубоко понимал значение этого потенциала. Третья: «я одолевал вражьи полчища и подчинял себе страны советом, благоразумием, предприимчивостью, энергичными действиями и осторожностью. Государственные дела я вел учтиво, великодушно и терпеливо... И с врагами, и с друзьями пытался прийти к согласию». Видно, что правление Темура осуществлялось мудро. Действительно, как он сам говорил, одна девятая часть государственных дел велась у него с помощью советов. Четвертая: «государственные дела вел, основываясь на установленных законах и обычаях». Пятая: «оказывал благоволение моим эмирам и ратникам... опираясь на их мужество и доблесть, силой меча завладел тронами двадцати семи падишахов». Шестая: «действуя по совести и справедливости, ублаготворял рабов божьих. Простирал милость свою как над провинившимися, так и над безвинными; вершил суд по справедливости». Седьмая: «почитал сайидов, ученых... считал их избранными и достойными мужами». Восьмая: «действовал решительно и твердо». Девятая: «осведомлялся о положении подданных». Десятая: «оказывал почет и уважение старейшинам различных сословий и племен из тюрок и таджиков, арабов и персов». Одиннадцатая: «достигнув престола и благосостояния, не забыл никого из [близких] и некогда дружественных ко мне людей». Двенадцатая: «невзирая на дружбу или вражду ко мне ратников, я дорожил ими, ибо он
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|