Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Аграрно-традиционная цивилизация




По мнению сторонников историко- циклического подхода, к цивилиза­ции, человечество до наших дней прошло аграрно-традиционный, ин­дустриальный и постиндустриальный этапы истории. Первый из них составляет значительную эпоху в истории цивилизаций. Это, в первую очередь, касается стран Востока. Когда евро­пейцы с целью колонизации Востока приступали к экспансии, они видели, что на родине первых цивилизаций основные бы­лые традиции сохранились и играют очень большую роль. Религиозно-этнический аспект был условием продолжения традиций нравственности, обычаев и др. Традиционной была и экономическая жизнь. Государство, являясь собственником всех богатств, также было заинтересовано в сохранении тради­ционности.

 

5. Несостоятельность ф ормационного подхода

Составляющий сердцевину марксист­ской теории формационный подход (деление истории человечества на общественно-экономические форма­ции) приписывает социальным процессам причинно-следст­венную последовательность, что упрощает смену явлений истории. Данный подход, являясь выражением линейного мышления, не может охватывать всей сложности происходящих процессов.

Как известно, философы эпохи Возрождения (XV-XVII вв.) делили историю Европы на три этапа -— светлую античность, темное средневековье и наступающее светлое новое время. Сен-Симон рассматривал античность как рабовладелъчество, средневековье — как феодализм и новое время — как систему промышленности, основанную на наемном труде. К. Маркс и Ф. Энгельс добавили к этой триаде заимствованную у Л. Морга­на эпоху первобытной общины и от себя— «бродивший в XIX веке призрак» (ныне показавший себя как полную утопию) коммунизма. Они рассматривали историю человечества как последовательную смену первобытнообщинной, рабовладель­ческой, феодальной, капиталистической и коммунистической общественно-экономических формаций (термин «формация» был взят из геологии).

У Маркса и Энгельса и впоследствии у большевика В.И. Ульянова-Ленина примерно 10 раз встречается понятие «ази­атский способ производства». Дело в том, что в применении к странам Азии — Востока, Северной Африки — критерии рабовладельчества, феодализма и капитализма не работают.

Предложенные современными философами теории идеаль­ного типа (Макс Вебер), философской антропологии (Макс Шелер), ценностей (неокантианство), феноменологии (Э. Гуссерль), экзистенциализма (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж. П. Сартр), гер­меневтики (Г. Гаданер) и другие показали место и значение вне­экономических сфер и подняли на более высокий уровень соот­ветствующие знания. А марксизм-ленинизм оказался учением, не способным к научно-беспристрастному изучению этнопсихи- ческих особенностей людей, их религиозных убеждений, тради­ционного менталитета и др..,

 

Вопросы и задания

1. Где, когда и каким образом возникли первые цивилиза­ции?

2. Как происходил политогенез?

3. Чем характеризуются речная, морская и океанская циви­лизации?

4. По каким критериям оценивается цивилизация?

5. В чем состоит историко-циклический подход к цивили­зации?

6. В чем проявилась несостоятельность марксистской фор­мационной

 

 

Тема № 13

§§ 24—25. Исламская цивилизация.

§ 26-27. Туран — Моварауннахр — Туркестан: критерии и этапы цивилизационной зрелости

План:

1. Условия возникновения религии ислам

2. Распространение мусульманства

3. Начало исламской цивилизации

4. Философия, литература и искусство

5. Религиозные и светские знания

6. Суфизм

 

Основные понятия

Исламская цивилизация — цивилизация на территории распространения мусульманской религии.

Религиозная толерантность — лояльность по отношению к христианам, иудаистам и представителям других религий, которые как религиозное меньшинство живут в исламских странах, сохраняя свой язык и духовную культуру.

Мусульманская традиционность — существующие на Вос­токе в силу природных и социально-культурных условий традиции, дополненные преувеличенными представления­ми первого периода существования исламской религии как бы консервируются, приходят к застою.

 

1. Условия возникновения религии ислам

Возникший в арабском мире ислам был связан с древней историей семит­ского этноса, являющегося коренным населением Аравийского полуостро­ва. Эта религия рассматривает историю арабов начиная с Ис­маила, сына Ибрагима. Вышедшие из семитов аккадцы, амореи, халдеи играли цивилизаторскую роль не только в Месопотамии, но и во всей Западной Азии. Когда речь идет о семитах, это под­тверждают почти все ученые.

Решающим фактором в возникновении ислама явилась дея­тельность многих халифов-пропагандистов, стремившихся най­ти нового бога и истину. Самый талантливый из них, Мухаммад, проповедовал подчинение единому, всемогущему, милостиво­му, милосердному Аллаху, призывал к выполнению всех его указаний: быть честным, справедливым и т.д. — и удостоился чести быть пророком. Он призвал арабов к единству. И народ, в конечном счете, принял религию Мухаммада.

Ислам считает всех верующих в Аллаха членами уммы — братства. Основанные на единобожии, его правила являются обязательными для верующих и выражены в Коране с высокой художественностью и поэтичностью. Эта книга является для му­сульман не только источником вдохновения, но и сводом обы­чаев, нравственных правил и законов. В отличие от других ми­ровых религий, в исламе нет ни церкви, ни служителей культа, а есть только специальное место — мечеть, где коллективно во главе с имамом (глава) читаются молитвы из Корана. Ислам с самого начала имел свой письменный источник — священную для всех мусульман книгу Коран.

С возникновением мусульманской религии на Аравийском полуострове появилось теократическое государство, во главе которого стояли вначале сам пророк, затем последовательно первые четыре его сподвижника. После них в 661 г. к власти пришли Омейяды, уступившие управление в 750 г. Аббасидам.

2. Распространение мусульманства

С точки зрения рациональности труд­но объяснить тот факт, что ислам в течение одного поколения мусульман распространился на большой террито­рии Азии и Африки. На этот счет имеется много теорий. Среди них особо выделяется учение Л.Н. Гумилева (1912-1992). Русский ученый и философ называет состояние, проявляющееся как в от­дельной личности, так и в народе (этносе) в результате многих, в том числе природных, факторов как пассионарностъ (сверх­страстность). При этом указывается, что какое-то внутреннее стремление обусловливает осуществление в любых условиях определенной деятельности. Народ есть целостный организм, и его жизнь функционирует по общим законам биосферы. В част­ности, биохимическая мощь биосферы является условием жиз­ни. Один период этнического развития продолжается в среднем 1000 лет, потом начинается новый этап.

Пассионарность людей в типичном виде проявляется в дея­тельности великих личностей. Их страстность может вдохно­вить и других. Пророческие качества Мухаммада проявились прежде всего в том, что он в глазах арабов был как сайд — вождь общины, предводитель акидов (убежденных в существовании Аллаха), хакам — третейский судья, справедливо решающий спорные проблемы, оратор — излагающий положения пропа­гандируемого учения, шоир — поэтически описывающий содер­жание новой религии, кахин — бывший в контакте с Аллахом человек, олицетворяющий совершенство.

Следует отметить, что и Мухаммад, и его ближайшие соратники Абу Бакр, Умар, У смой и Али в своих действиях не пре­следовали никакой личной выгоды.

Пророк мусульманской религии при распространении исла­ма на первое место ставил фатх, Так, он обращался с письмом к сасанидскому царю и императору Византии о желательности принятия ислама. Персидский царь ответил иронически, а импе­ратор вовсе оставил это обращение без внимания.

Пассионарность у мусульман проявилась в том, что они в 636 г. нанесли поражение Византии. В войне с Персией был за­хвачен Хорасан, а население восточной части страны добро­вольно приняло ислам, т.е. осуществился фатх. В относительно короткое время мусульманами были заняты север Африки и юг Европы — Пиренеи. С этого времени на огромной территории сформировалась общность, в основу жизни которой легли прин­ципы ислама.

 

3. Начало исламской цивилизации

Распространение ислама дало толчок к формированию арабо-мусульманской цивилизации. Австрийский ученый Адам Мец (1880-1916) в своей книге «Мусульманский ренессанс», английский востоковед Р. Фрай и ряд других авторов считают, что цивилизация на исламской основе достигла своего завершения к IX в. и продолжалась 4-5 последующих столетий. Широкий масштаб социально-­культурного развития в центрах духовности, ремесленничества и торговли (Бухара, Самарканд, Мерв, Багдад, Каир, Кордова) характеризуется формированием в недрах народа, а также пра­вителей, прослойки естествоиспытателей, поэтов, переводчи­ков, философов, врачей.

Прогресс в исламском мире объясняется двумя факторами: а) географическое положение мусульманских стран; б) внутрен­ний потенциал самой исламской религии.

Для расцвета исламской цивилизации большое значение имела религиозная толерантность. В истории Египта и стран к востоку от Средиземного моря христианское меньшинство всег­да играло заметную роль. В Индии мусульмане и индусы живут бок о бок. Носители разных религий учились друг у друга, так как ислам не попирал местные традиции. Хадж в Мекку сбли­жал народы и культуры. Знание арабского языка создавало удоб­ства в повседневном общении, в обмене знаниями: в отличие от европейцев, мусульмане везде понимали друг друга.

Одним из важных условий развития исламской культуры была динамичная экономика, основанная на торговле. В Ин­дийском океане и Средиземном море торговля была в руках му­сульман. Они до конца позднего средневековья господствовали в европейской торговле.

 

4. Философия, литература и искусство

В рамках исламской цивилизации в области философии обсуждались про­блемы, выдвигавшиеся в учениях на арабском языке в синтезе с такими идеями древнегреческих мыслителей (прежде всего, Платона и Аристотеля), как божий промысел, свобода воли и др.

Большое влияние на европейцев оказали произведения пред­ставителей исламской философии Аль-Кинди, Ap-Рази, Фараби, Ибн Рушда и др. Так, схоласт Фома Аквинский перенял многие идеи у Ибн Рушда.

Высший этап развития мусульманской литературы прихо­дится на период правления аббасидских халифов. Правда, и до ислама у арабов тоже была литература, в основном фольклор­ное творчество. Широко распространилась массовая поэзия. На этой основе формировался арабский литературный язык. Тот, кто при чтении Корана воздействовал на слушателей, мог за­ставить их плакать, возбудить гнев и т.д.

Во дворцах многих аббасидских халифов (например, Харун ар-Рашид аль-Маъмуна, Мутавали) служили поэты. Образцом прозаической литературы является произведение «Тысяча и одна ночь». Арабская поэзия была широко распространена на исламской территории. Позже большое место в духовной жизни заняла литература, написанная на персидском и тюркском язы­ках. Персидские поэты Фирдоуси, Омар Хайям, Хафиз Шерази, Шейх Саади и другие творили в форме аруза и создали высо­кие образцы поэзии. Касыда (ода), рубаи, поэмы и другие виды поэзии сформировались как литературный жанр.

Образцы тюркской литературы также отвечали всем требо­ваниям своего времени. Написанное на арабском языке произ­ведение Махмуда Кашгари «Словарь тюркских наречий» («Де­вону лугатит турк») содержало в себе, кроме лингвистических материалов, образцы устной поэзии, ритуальные песни, народ­ную лирику, пословицы и др. Произведение оказало большое влияние на творчество литераторов последующих эпох.

Среди таких видов исламского искусства, как архитекту­ра, орнаменталистика, музыка развитие шло в строгом соот­ветствии с требованиями ислама. Распространенные у арабов музыкальные инструменты пользовались популярностью не только в мусульманской Испании, но и через нее в Латинской Америке и даже на севере Нового Света, и оказали влияние на развитие их музыкальной культуры.

5. Религиозные и светские знания

Интеллектуальная деятельность в му­сульманском мире ценилась не мень­ше, чем товары купцов, и всегда зани­мала в образе жизни народа важное место. «Чернила ученого, — говорил пророк Мухаммад, — свя­щеннее крови пережившего адские мучения человека». Мусуль­манские ученые, усвоив знания, накопленные другими цивили­зациями, сохранили их, переводили и комментировали. В своих исследованиях они самостоятельно достигали больших успе­хов.

В странах ислама ученики изучали грамматику, арифмети­ку, жизнеописания пророков. Открытые в X в. медресе в целом были университетами того времени. Уже в XII в. на Ближнем Востоке и в Испании функционировали десятки известных ис­ламских университетов. В них изучались правоведение, филосо­фия, история, география, естествознание, богословие, поэтика и другие предметы.

В столице халифата Багдаде накануне нашествия чингизида Хулагухана насчитывалось 36 общественных библиотек, было множество мечетей, богатые книгохранилища. Различные по тематике книги были собраны в библиотеках Бухары, Ургенча, Мерва.

Исламская цивилизация достигла значительного научного прогресса, и это было не случайно. В Коране понятие «наука» встречается 750 раз, «разум» —■ 50 раз.

У арабов была большая потребность в астрономических знаниях. Был переведен «Альмагест» Птолемея. Оставшаяся от халдеев обсерватория в городе Харрая вновь стала работать Беруний, выдвинув гипотезу вращения Земли вокруг своей оси, точно измерил ее широту и долготу.

Исламский географ алъ-Маъсудий прошел Центральную Азию, Россию, Китай и Индию. И он Баттута в течение 30 лет путешествовал по странам Африки, Азии и Европы. Они оста­вили после себя подробные записи об увиденном. Произведение Беруний «Индия» вплоть до XVIII в. было единственным источ­ником знаний об Индии. В 883 г. по поручению халифа аль- Маъмуна составляли^. карты.

Абдурахмана ибн Халдуна можно считать основоположни­ком современной социологии. В его исторических и философ­ских произведениях выдвигались положения, созвучные с со­временностью, о закономерностях, объясняющих жизнь людей и народов, о прогрессе и крушении цивилизаций, о воздействии внешней среды на человека, о роли материальных факторов в жизни людей.

Мусульманские математики довели арифметику до совер­шенства. Руководивший деятельностью «Байтул-хикма» в Баг­даде Мухаммад ибн Мусо Хорезми в своей работе «Аль-джабр ва аль-мукабала» построил основы алгебры. В это же время воз­никла и тригонометрия. Имеющие важное место в современной науке цифры, ноль и другие математические понятия были вве­дены мусульманскими учеными.

Развитие мусульманскими естествоиспытателями химии дало серьезный толчок к расширению знаний в области медици­ны. Впервые с помощью болеутоляющих средств исламские вра­чи проводили хирургические операции. Закария ар-Рази лечил даже оспу и корь. На мусульманском Востоке в единственном в свое время учебном заведении готовились провизоры. Был вве­ден определенный порядок деятельности народных лекарей.

Окулисты лечили глазные болезни путем операций. Изуче­ние глазного хрусталика способствовало развитию медицинской оптики.

 

6. Суфизм

Возникшее в середине VIII в, внутри ислама движение аскетов — суфизм содержало в себе элементы филосо­фии, теософии, истории, космогонии, биологии, мифологии. В XIII-XIV вв. он достиг своего пика с точки зрения, как научно- теоретической, так и практической. Выражавший принципы Честности, Истины, Прекрасного, Гармоничности и идеи гу­манизма, он явился большим вкладом в исламскую культуру. В произведениях Абдурахмана Джами и Алишера Навои при­водятся соответственно имена 664 суфиев и 100 туркестанских представителей этого движения.

Знаменитые суфии как духовные просветители открыли осо­бый путь достижения духовно-нравственной зрелости — тори- кат. Появившиеся в Центральной Азии тарикаты Ходжа Ахма­да Яссави, Наджмиддина Кубро и Ходжа Бахауддина Накшбанда были известны далеко за пределами региона.

По убеждению суфиев, человек состоит из двух основ — тела и духа, и это с антропоцентристской точки зрения означает, что человек является венцом мира. С другой стороны, человеческий ум способен познать материальный мир, овладевать научными знаниями, а постигать божественные знания не может, перед ними он бессилен. Умножая светские знания и очищая себя ду­ховно, человек может самосовершенствоваться. Но для этого необходимо пройти путь духовного совершенствования-тарикат. Мусульманин также должен любить бога во всем. Ко­нечно, это не абстрактная любовь, а отношение к конкретным видам творения и самому человеку как образцам совершенства и прекрасного..

 

Вопросы и задания

1. Что такое пророчество?

2. Связана ли исламская цивилизация с цивилизациями предыдущих эпох?

3. Как объясняет процесс распространения ислама и его мощь теория Л.Н. Гумилева?

4. Каково современное значение успехов исламской циви­лизации?,

5. Какова связь суфизма с исламом?

6. Как в суфизме характеризуется человек?

 

§ 26—27. Турин—Мавераннахр—Туркестан: критерии и этапы цивилизационной зрелости

План:

1. Природные и социально- культурные факторы мирового значения Древнего Турана

2. Начало цивилизации в Туране

3. Распространение исламской религии в Моварауннахр

4. Тюркская цивилизация

5. Деятельность худсоветов

6. Религиозные и светские знания

7. Социально-гуманитарные знания

8. Цивилизация эпохи Амира Темура и темуриидов

9. «Уложение Темура»

10. Просветительство в деятельности Тимура

11. Эпоха темуридов

12. Деятельность Алишера Навои

13. Деятельность Бабура

 

Основные понятия

* Туран —- географическое и историко-этнографическое =*э1 название для обозначения большой низменности Земного шара, родины тюрков, территории скотоводов, еще не перешедших к земледельческому образу малой расовой группы.

Зороастризм — возникшая в Хорезме религия, ликвидиро­ванная в борьбе с исламом.

• Туранская цивилизация — как составная часть восточ­ной цивилизации возникла 2,5-3 тысячи лет тому назад в единстве культур орошаемого земледелия, скотоводства и городской культуры.

• Фатх (араб.) — присоединение страны или территории путем согласия или свободного волеизъявления.

• Забт (араб.) — захват, насильственное присоединение.

«Уложение Темура» — произведение Амира Темура, где изложены принципы управления разными сферами жизни страны.

• Цивилизационная роль — общественно-культурная и историческая характеристика жизнедеятельности Темура, Улугбека, Навои, Бабура

1. Природные и социально- культурные факторы мирового значения Древнего Турана

Понятия «Турин», «туранцы» как в древности, так и в средние века, часто встречались в литературе (например, в произведениях Наршахи, Беруни, Та­бари и др.) для обозначения террито­рии Центральной Азии и живущего там тюркского населения.

Понятие «Туран» применяется в антропологии (название промежуточной расы между европеоидами и монголоидами), географии (самая большая низменность), биологии (название вида) и других сферах.

Туран является закрытым регионом. Его реки, горы, пусты­ни регионально ограничены. Природно-экономические факто­ры и удобное географическое положение обеспечивали здесь с древнейших времен полноценное развитие жизни.

 

2. Начало цивилизации в Туране

Туранцы с древнейших времен под­держивали тесные отношения с со­седними народами. Регион дал миру религию зороастризм, явившуюся важным этапом при переходе

Процессы в Ассирии, Персии, Индии и других местах проис­ходили не без участия туранцев. Их миграция достигала Египта и Греции. Здесь была распространена арамейская письменность. Позже на ее основе появились согдийский, бактрийский, парфян­ский и хорезмский алфавиты, существовавшие до прихода ара­бов и распространения их письменности.

Орошаемое земледелие и скотоводство существовали здесь в течение 1,5-2 тысячелетий до появления городской культуры.

Неолитская революция не только способствовала интенсив­ному развитию материального производства и расширению его отраслей, но и предоставила возможность для осуществления положительных изменений и в других сферах жизни людей. Они же обеспечивали устойчивый рост населения, еще более расши­рили ареалы человека.

За счет богатств, созданных в результате разделения тру­да, стала возможной организация жизни людей в разных общ­ностях. Этот процесс постепенно обусловливал возникновение государственного управления, расслоение населения и урбани­зацию.

Конечно, становление цивилизации не происходило бескон­фликтно. За новую землю, водные ресурсы и другие преимуще­ства шла борьба между разными общинами, начиная с рода и кончая объединением племен.

Как сказано в «Авесте», основу туранского общества со­ставляли большая патриархальная семья («нмана»), род («вис»), племя («занту») и объединение племен («дахью»).

Люди, кроме различий по территориально-этнической при­надлежности, различались также по социальным функциям (на­пример, старейшины рода, военные, ремесленники, земледель­цы И Т.Д.).

Великий шелковый путь, связывавший Восток и Запад, про­ходил через Туран. В течение длительной истории народов ре­гиона все восточные империи (персидская, греко-македонская, китайская, позже Арабский халифат, империя Чингизхана и Российская империя) насильственно присоединяли его к своим владениям. В то же время ряд государственных образований, утверждавшихся здесь (Кушанская империя, западная часть

Тюркского каганата, государства саманидов, караханидов, хо- резмшахов, темуридов) также присоединяли к своим владениям окрестные территории, безусловно, игравшие положительную роль как в истории региона, так и сопредельных владений.

3. Распространение исламской религии в Моварауннахре

Источники сообщают, что Мухаммад предсказал распространение ислама в Туркестане — Моварауннахре. Вна­чале применялся «фатх» — принцип мирного перехода к исламу, разработанный самим Пророком. С распространением ислама мусульмане организовали четыре похода в Мавераннахр. За согласие быть мусульманином, боль­шую добычу и меньшие налоги не велись крупные и кровопро­литные войны. После возвращения арабов обратно местные правители предавались внутренним раздорам и переставали быть мусульманами.

Во время четвертого похода наместник Хорасана Кутейба ибн Муслим, в зависимости от конкретных условий применяя то «фатх», то «забт» (присоединение с помощью военной силы), присоединил все здешние бекства (около 20) к исламскому Араб­скому халифату.

После того, как ислам стал господствующей идеологией, ду­ховность туранцев претерпела серьезные изменения во всех своих проявлениях. Так, семейная жизнь, общественно-политические, правовые и моральные отношения строились на принципах ис­лама.

 

4. Тюркская цивилизация

В течение одного-двух веков ислам­ская религия явилась базой для воз­никновения новой мировой циви­лизации. При этом исламский мир в IX-XV вв. занимал по времени промежуточное положение по отношению к всемирному процессу Возрождения (эпоха гума­низма). До него эту эпоху пережил Китай (VIII-XII вв.), после него — Европа (XIV-XVI вв.). Как видно, в условиях Моварауннахра цивилизация (исламская) и возрождение (тюркское) со­впадают. Здесь первая локальная цивилизация утверждалась в рамках арабо-исламской цивилизации в IX—XIII вв. При этом его этнополитической основой служили тюркские народы и их государственность.

Историю человечества нельзя представить без истории тюрк­ских народов. Какую роль они играли в истории и судьбах на­родов Азии, Европы и даже Северной Африки, науке известно. Утвердившиеся в конце 1-го тысячелетия новой эры два тюрк­ских государства — Карлукское (начало VIH — середина X в.) и Огузское (конец IX — начало XI в.), объединив тюркский эт­нос, приняв мусульманство и продвигаясь на запад и юго-запад, оказали сильное влияние на жизнь других народов. Карлуки занимают ведущее место в этногенезе узбекского и таджикско­го народов. А огузы играли важную роль в этногенезе узбеков, туркмен, азербайджанцев, турок, каракалпаков, гагаузов.

После образования чисто тюркских государств, сопредель­ных с Моварауннахром на севере и востоке, здесь тоже полити­ческое управление переходило в руки тюрок. С одной стороны, это происходило в результате завоевания Моварауннахром кара- ханидского государства, а с другой — образованием тюркской государственности газневидов (972 г. — конец XII века) и сель- джукидов (1054-1153 гг.). Позже была восстановлена хорезм­ская государственность (вторая половина XII в. — 1220 г.).

 

5. Деятельность худсоветов

В IX-X вв. выходцы из Мавераннахра хадисоведы Имам аль-Бухари, Хаким ат-Термези, Муслим алъ-Хажжот, Сулаймон Сижистони, Ахмад ан- Насои. Мухаммад ибн Можжа и другие внесли весомый вклад в развитие духовной культуры.

Хадисы, занимавшие второе после Корана место, состоят из высказываний исламского Пророка по многим жизненным во­просам. В них идет речь о таких ценностях, как милосердие, гу­манизм, честность, благородство, справедливость, трудолюбие, образованность, чистосердечность, любезность, уважитель­ность и др. Сам Мухаммад говорил о своих хадисах следующее: «Я оставил вам две вещи, и если вы будете крепко держаться за них, то никогда не заблудитесь, это — Коран и моя сунна».

Самым весомым был вклад Имама аль-Бухорий. Он написал более 20 трудов. Сборник хадисов, названный его именем, со­держит 7275 хадисов с подробными комментариями и является в течение почти 12 веков самым полным пособием по хадисоведению. Аль-Бухорий классифицировал хадисы по фикху (право), разделив их по соответствующим главам.

Благодаря цивилизационной хадисоведческой деятельности аль-Бухари как пропагандиста религиозных ценностей, в одном из медресе Багдада у него было более 20 тысяч учеников.

 

6. Религиозные и светские знания

По степени развития исламских зна­ний Мавераннахр занимал ведущее положение в арабско-исламском хали­фате. Ибо достигнутый здесь духовно­культурный прогресс выражал идеи равенства верований, толе­рантности, свободомыслия и другие исламские ценности.

В условиях локальной тюркской цивилизации разрабатыва­лись правила шариата, исламского правоведения. Бурханиддин Маргилани в своем четырехтомном труде «Хидоя» дал на самом высоком цивилизационном уровне не только правовое решение всех аспектов жизни мусульманского общества, но и глубоко разработал их научно-методологические проблемы. В главном университете мусульман аль-Азхар (Египет) это произведение до сих пор используется как основное пособие по ханафитскому направлению.

Как известно, при просвещенном халифе Маъмуне в Багдаде функционировал научный центр «Байтул-хикма» (Дом мудре­цов), где среди ученых-исследователей было много выходцев из Мавераннахра. Руководивший центром Мухаммад аль-Хорезми выполнял исследования мирового значения в области матема­тики, географии, истории и других наук.

Ахмад аль-Фергани исследовал все важные отрасли естество­знания. Только один его труд «Основы астрономии» до Копер­ника был основным пособием по астрономии в Европе.

Абу Наср аль-Фараби, обладавший поистине энциклопеди­ческими знаниями, глубоко изучал по первоисточникам древ­негреческую культуру. Он поднял науку и философию своего времени на новый уровень. Его звали восточным Аристотелем, «Вторым учителем».

Абу Али ибн Сино, крупнейший ученый-мыслитель, автор более 250 произведений. Самым крупным из них является эн­циклопедическая работа «Книга исцеления души». Его труд«Канон врачебной науки» до XVI в. был основным пособием по медицине в Европе.

Абу Райхон аль-Беруни, крупнейший ученый-энциклопедист и гуманист Востока, за 460 лет до Колумба он говорил об аме­риканском континенте, за 500 лет до Коперника создал теорию гелиоцентризма. Особо стоит отметить заслуги его покровителя Махмуда Газневи, одного из крупнейших представителей тюрк­ской государственности.

Абу Абдуллах аль-Хоразми был известен в истории культу­ры Отечества как крупный ученый-энциклопедист. Его работа «Ключ к знаниям» принесла славу своему автору, жившему в Хорезме и Бухаре.

 

7. Социально-гуманитарные знания

В IX-XII вв. утвердившаяся в Моварауннахре цивилизация способство­вала развитию обществоведческих и гуманитарных знаний. В то же время из-за синкретичности восточного познания соответствующей четкой дифференциации знаний не было. Так, в 30-томном исто­рическом сочинении Абу л Хасана Байхакий описывались многие стороны общественной жизни газневидского государства. То же самое можно сказать о трудах Мажидиддина Адно «История Туркестанской страны», Мухаммада Наршахи «История Буха­ры», Абу Насра аль-Утогия «Опора государства и покровитель религии» и др.

Филологическая и географическая области науки исследова­лись Махмудом Кашгари. Махмуд аз-Замахшари проводил фун­даментальные исследования в таких отраслях знания, как фило­логия, право, история ислама, философия и других.

В период государственности саманидов и газневцдов при поддержке правителей развивалась художественная лите­ратура. В источниках указывается, что в городе Газна 400 че­ловек занимались художественным творчеством. Среди них был и Абулкасым Фирдоуси. Его произведение «Шахнаме» как уникальный образец восточного художественного мышления до сих пор не теряет своей ценности. Хотя в его произведении взаимоотношения Персии и Турана описывались односторон­не, шах Махмуд, которому оно было посвящено, отнесся к этому сдержанно.

В рамках тюркской локальной цивилизации на большой территории от Восточного Туркестана, Семиречья до Ферганы, от Моварауннахра до Хорасана создавались яркие образцы худо­жественного творчества на тюркском языке. К сожалению, мно­гие из них не сохранились до наших дней. Среди дошедших до нас произведений особо выделяются «Кутадгу билиг» (Знание, дарующее счастье) Юсуфа Хас Хаджиба, «Хибатул хакойик» (Подарок истин) Ахмада Югнакий, «Хикмети» (Премудрости) Ахмада Яссави.

В «Кутадгу билиг» выдвигаются идеи просветительства, го­ворится о совести, справедливости в отношениях между пред­ставителями различных слоев и профессий, ученым и невеждой, государством и гражданином по вопросам управления гигант­ским тюркским государством.

В «Хибатул хакойик» преимущественно с дидактическо- нравоучительными целями противопоставляются гуманизм и справедливость — злобности, щедрость — жадности.

Цивилизационный подъем в Мавераннахре особенно ярко выразился в быстром росте городов Бухара, Самарканд, Хива, Ургенч, Маргелан, Термез, Мере, Фергана, Карши и других как центров культуры, управления и материального производства.

Тюркская локальная цивилизация в целом характеризуется следующими признаками.

1. Обусловленность национально-культурными и террито­риально-государственными факторами.

2. В центре духовных изменений находится сам человек, его стремление к совершенству, зрелости.

3. Ведущее место занимали вопросы нравственности.

4. Взаимообусловленность в развитии светских и религиоз­ных знаний.

 

8. Цивилизация эпохи Амира Темура и темуриидов

Как известно, все великие личности берут на себя ответственность за ре­шение больших проблем своего вре­мени, всех его основных противоре­чий. Когда Темур вышел на арену истории, на его родине после 140-летнего монгольского ига народ был духовно нищим, эко­номически бедным, политически бесправным. В этих условиях, деятельность Темура была направлена на восстановление национальной самостоятельности и образование централизованного государства.

Много было властителей мира как до Темура, так и после него. Так, Кир (основатель персидского государства, убитый в битве с массагетами в Туране), Александр Македонский (создан­ное им в результате завоевательных походов государство после его смерти было разделено между его полководцами), Цезарь (свергнув республику, восстановил в Риме монархию и был убит своими соратниками), Чингизхан (в захватнических войнах раз­рушал все на своем пути), Наполеон (дважды приходя к власти, потом лишался ее, после него никто из его потомков не был у власти) и другие не могли быть основателями новой цивилиза­ции.

Темур создал условия для новой цивилизации не только в Туркестане, но и во всем исламском регионе. В известной степе­ни его цивилизаторская роль ощущалась и в евроазийском про­странстве. Цивилизационные ценности при нем и его последо­вателях, в первую очередь, создавались на тюркском, а также на персидско-таджикском языках. При этом также были усвоены ценности на арабском и персидском языках.

Цивилизаторскую роль Темура высоко ценили правители Китая, Франции, Италии и других стран. Мировое значение его деятельности подчеркивали многие востоковеды Запада и Вос­тока.

 

9. «Уложение Темура»

Деятельность Темура охватывала все важнейшие для своего времени сферы. Выдающимся политико-правовым и программным документом явилось «Уложение Темура». В нем указывается, что управление государством он осуществлял с по­мощью двенадцати заповедей.

Первая: «я всячески содействовал процветанию религии Всевышнего и шариата пророка Мухаммада, всюду и всегда поддерживал Ислам». Это не случайно, так как ислам еще со­хранял свою цивилизаторскую миссию, и покровительство этой религии со стороны правителей играло в целом положительную роль.

Вторая: «я покорил страны и управлял ими при помощи лю­дей из двенадцати сословий и племен, укреплял устои моего го­сударства при их помощи и украсил ими свои собрания». К ним Темур относил: а) саидов, духовенство, ученых; б) дальновид­ных, разумных советчиков; в) благочестивых людей; г) эмиров, военачальников; д) ратников и подданных; е) особо доверенных людей; ж) везиров, секретарей; з) мудрецов, лекарей, астроло­гов; и) хадисоведов, толкователей преданий о Пророке; к) шей­хов, суфиев; л) ремесленников; м) путешественников из разных стран.

Примечателен сам факт привлечения к управлению пред­ставителей всех социальных и этнических структур. Темур как умный правитель глубоко понимал значение этого потенциала.

Третья: «я одолевал вражьи полчища и подчинял себе стра­ны советом, благоразумием, предприимчивостью, энергичны­ми действиями и осторожностью. Государственные дела я вел учтиво, великодушно и терпеливо... И с врагами, и с друзьями пытался прийти к согласию». Видно, что правление Темура осу­ществлялось мудро. Действительно, как он сам говорил, одна девятая часть государственных дел велась у него с помощью со­ветов.

Четвертая: «государственные дела вел, основываясь на установленных законах и обычаях».

Пятая: «оказывал благоволение моим эмирам и ратникам... опираясь на их мужество и доблесть, силой меча завладел тро­нами двадцати семи падишахов».

Шестая: «действуя по совести и справедливости, ублаго­творял рабов божьих. Простирал милость свою как над прови­нившимися, так и над безвинными; вершил суд по справедливо­сти».

Седьмая: «почитал сайидов, ученых... считал их избранными и достойными мужами».

Восьмая: «действовал решительно и твердо».

Девятая: «осведомлялся о положении подданных».

Десятая: «оказывал почет и уважение старейшинам различ­ных сословий и племен из тюрок и таджиков, арабов и персов».

Одиннадцатая: «достигнув престола и благосостояния, не забыл никого из [близких] и некогда дружественных ко мне лю­дей».

Двенадцатая: «невзирая на дружбу или вражду ко мне ратников, я дорожил ими, ибо он

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...