Темы для докладов и рефератов
1. Определение истории. 2. О механизме развития истории. 3. О связи функционального состояния общества с его историей. 4. Сущность религиозного понимания функционального состояния
общества. 5. Мирское (светское) понимание существования и развития общества. 6. Основные условия устойчивого состояния общества. 7. Проблема критериев социального прогресса. 8. Проблема прогрессивного развития общества.
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ КАК СОЦИАЛЬНО- Г Л А В А VI. ОБЩЕСТВО И ЦИВИЛИЗАЦИЯ Тема № 12. § 22-23. Начало цивилизации и ее эволюция. Восток и Запад: цивилизационные типы. План: 1. Термин «цивилизация» 2. Понятие «цивилизация» 3. Этапы разделения труда 4. Полито генез 5. Духовные п редпосылки появления цивилизации 6. Частная собственность 7. Соотношение цивилизации и культуры Ценность как общественное явление
Основные понятия * Цивилизация — понятие, выражающее уровень, достигнутый в движении процессов человеческого общества, а также способ присвоения материальных и духовных ценностей. * Разделение труда — в результате развития индивидуальных качеств людей, появления сначала скотоводства, затем земледелия, а также отделения ремесла от земледелия. • Эпохи неолита и энеолита — понятия, характеризующие эпохи происхождения цивилизации и последующих за ней. • Культура — понятие, характеризующее духовную сферу цивилизации, прежде всего основанную на творчестве. Ценность — личная, общественно-культурная значимость вещей и явлений действительности.
1. Термин «цивилизация» Латинское слово civilis в переводе означает «город», «городская община», «гражданин», «государство» и др. Впервые термин «цивилизация» встречается в произведении французского философа Мирабостаршего «Друг человека, или Трактат о населении» (1757 г.). В названии работы шотландца А. Фергюссона «Опыт истории гражданского общества» (1767 г.) также упоминается этот термин. Философами эпохи Просвещения (XVIII в.) термин «цивилизация» использовался для подтверждения превосходства европейского общества, основанного на разуме и справедливости, над непросвещенными «варварами». Позже француз Т. Жуфруа применил его для этнографического описания народов.
Действительно, необходимость описания собранных в результате Великих географических открытий богатых историко- этнологических материалов способствовала появлению теорий о существовании специфической цивилизации у каждого народа. В то же время все больше входящий в обращение термин «цивилизация» чаще всего применялся для выражения евро по центризма. С начала XIX века в рамках европейской науки делались попытки отражать этапы прошлого человечества через характеристику идей цивилизации и общественного прогресса. Это приводило к тому, что история рассматривалась как настоящая и ненастоящая. Позже К. Маркс не считал досоциалистическую историю настоящей. По нему, настоящая история начинается только с первой фазы коммунистической эры 2. Понятие «цивилизация» Американский антрополог Л, Морган в своей работе «Древнее общество» (1877 г.) утверждал вслед за А. Ферпоссоном, что эпохи цивилизации последуют за эпохами дикости и варварства. В таком же значении цивилизация понимается многими современными философами. Есть и другое понимание цивилизации; А. Тойнби и другие под цивилизацией разумеют социально-культурную систему, выражающую степень развития этноса или региона; О. Шпенглер же рассматривал цивилизацию как этап, завершающий формирование культуры.
В понятийном статусе цивилизации, во-первых, выражается переход к Социуму, т.е. место общества, основанного на родственных связях, занимает социально-культурная общность людей, организованная на территориально-этнических принципах. В этой общности определяющее место отводится только соответствующим закономерностям. Во-вторых, в этом понятии находят свое отражение все более усложняющееся разделение труда и последовательное умножение материального и духовного богатства. В-третьих, поскольку в цивилизации выражается поступательное движение человечества, постольку она имеет познавательное значение.
3. Этапы разделения труда Опираясь на все это, можно дать следующее определение цивилизации: она есть качественное состояние Социума, выражающееся в совокупности принципов организационного строения каждого его исторического этапа в условиях проявления основ них составляющих Появление скотоводства и земледелия означало первое в истории разделение труда. Для того чтобы заниматься земледелием, необходимо было перейти к оседлости и выполнению сложных ирригационных работ. С переходом на оседлость появились стоянки с многими удобствами. Приобретенным опытом и накопленным богатством, созданными специальными предметами (орудиями) распоряжалась вся община. С расширением видов деятельности стало возможным изготовление орудий труда из камня, дерева, кости, обработка земли, изготовление гончарных изделий, строительство жилищ и т.д. В свою очередь, они обусловили выработку общих правил ведения хозяйства и распределения продуктов труда. Результатом вышеописанных процессов стадо появление ремесленничества и строительства. Для этого времени было характерно общее владение основными средствами жизнедеятельности. Совокупность всех этих процессов явилась экономической предпосылкой возникновения цивилизации. Социальной же предпосылкой явилось преодоление тотемистических, зоо-центристских представлений, существовавших у первобытных людей. А их место занимали антропоцентристские и родовые формы. Первобытный человек связывал свое происхождение с предками животных, в это время господствовал культ животных.
Человек эпохи цивилизаций в отличие от человека-потребителя представлял собой производителя универсальных ценностей. Он руководствовался моралью, а затем правовыми нормами, для осуществления которых создавались социально-политические образования.
4. Политогенез Логика последующего развития цивилизации обусловила четвертое разделение труда — полито генез: появление военных, вельмож, вождей, функционирование политического управления. Полито генез, с одной стороны, означал существующую в природе самоорганизацию, с другой ■— управленческие образования, особенно их административно-бюрократические проявления, в земледельческих регионах Древнего Востока. Как известно, любое управление предполагает наличие власти. Даже на заре человечества в эпоху собирательства владение имеющимися ресурсами уже означало власть. В ней на любом уровне ее существования различаются признаки обязательности и необязательности. При их соотношении необязательность во власти предшествует обязательности. Последняя постепенно становится определяющей в осуществлении власти.
5. Духовные п редпосылки появления цивилизации Формирование цивилизационной жизни вызывало в духовной сфере радикальные перемены. Развитие в человеческой духовности логического мышления привело к появлению качественно нового мировоззрения. Так, освоившие земледелие общины стали опираться на познание естественных процессов, обработку растений, циклы года, новые трудовые навыки и т.д. Появились зачатки астрологии, арифметики, биологии, медицины, агрономии и других наук. В возникавших элементах первоначальных искусств — ритуальных музыке и танцах — отражались мифологические персонажи. В сакральной (лат. святой) сфере цивилизации, как и при первобытном строе, мистика (греч. таинственный) полностью отсутствовала. Эпоха неолита как первоначальная форма существования человека постепенно уступала свое место эпохам меднокаменной и бронзовой — энеолиту.
6. Частная собственность
Энеолитическая цивилизация характеризуется прежде всего тем, что в эту эпоху на место общественной собственности пришла собственность частная. Эта форма собственности возникла двумя путями: 1) в руках вождей общины и племени сосредоточились плодородные земли, скот и рабы; 2) появление мелких землевладельцев, скотоводов, ремесленников. В этот период использовали труд рабов. На этом этапе цивилизации как условие для регулярного обмена продуктами появилось денежное обращение. Вначале в обращении были золото, затем серебряные монеты.
7. Соотношение цивилизации и культуры Рассмотрение цивилизаций как этапы поступательного движения не может не затрагивать вопросов и явлений культурного порядка. Терминологически содержание понятий «культура» и «цивилизация» является идентичным. Вместе с тем современный уровень познания требует точного установления их соотношения. Впервые различение цивилизаций и культуры было проведено Ж.Ж. Руссо (ХУП1 в.). Говоря о потребностях тела и духа человека, он связывал удовлетворение первых с законодательством, государственным строем, безопасностью и т.д., вторых — с самосовершенствованием, усвоением достижений культуры, прежде всего искусства и науки. О, Шпенглер в работе «Закат Европы» (1918 г.) высокую степень развития технико-технологических факторов связывал с цивилизацией, а под культурой понимал «творческую жизненность». Каждая культура возникает на определенном этапе исторического процесса и существует сама по себе (ограниченно). Ей присущи красота, молодость, зрелость и старость. В этой связи следует отметить, что Шпенглер отрицал западно- центризм. Для него все цивилизации и культуры равны. Такой же точки зрения придерживался и А. Тойнби. Но, в отличие от Шпенглера, цивилизацию и культуру он рассматривал как альтернативные реальности. Питирим Сорокин (США) отождествляет понятия цивилизации и культуры. Эти и другие точки зрения показывают, что мир, охватываемый цивилизацией и культурой, весьма сложен и его понимание не может быть однозначным.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|