Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Темы для докладов и рефератов




1. Определение истории.

2. О механизме развития истории.

3. О связи функционального состояния общества с его историей.

4. Сущность религиозного понимания функционального со­стояния

 

общества.

5. Мирское (светское) понимание существования и развития общества.

6. Основные условия устойчивого состояния общества.

7. Проблема критериев социального прогресса.

8. Проблема прогрессивного развития общества.

 

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

ЦИВИЛИЗАЦИИ КАК СОЦИАЛЬНО-
КУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Г Л А В А VI. ОБЩЕСТВО И ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Тема № 12. § 22-23. Начало цивилизации и ее эволюция.

Восток и Запад: цивилизационные типы.

План:

1. Термин «цивилизация»

2. Понятие «цивилизация»

3. Этапы разделения труда

4. Полито генез

5. Духовные п редпосылки появления цивилизации

6. Частная собственность

7. Соотношение цивилизации и культуры

Ценность как общественное явление

 

Основные понятия

 

* Цивилизация — понятие, выражающее уровень, достиг­нутый в движении процессов человеческого общества, а также способ присвоения материальных и духовных цен­ностей.

* Разделение труда — в результате развития индивидуаль­ных качеств людей, появления сначала скотоводства, затем земледелия, а также отделения ремесла от земледелия.

Эпохи неолита и энеолита — понятия, характеризующие эпохи происхождения цивилизации и последующих за ней.

Культура — понятие, характеризующее духовную сферу цивилизации, прежде всего основанную на творчестве.

Ценность — личная, общественно-культурная значимость вещей и явлений действительности.

 

1. Термин «цивилизация»

Латинское слово civilis в переводе означает «город», «городская общи­на», «гражданин», «государство» и др. Впервые термин «цивилизация» встречается в произведении французского философа Мирабо­старшего «Друг человека, или Трактат о населении» (1757 г.). В названии работы шотландца А. Фергюссона «Опыт истории гражданского общества» (1767 г.) также упоминается этот тер­мин. Философами эпохи Просвещения (XVIII в.) термин «циви­лизация» использовался для подтверждения превосходства ев­ропейского общества, основанного на разуме и справедливости, над непросвещенными «варварами». Позже француз Т. Жуфруа применил его для этнографического описания народов.

Действительно, необходимость описания собранных в ре­зультате Великих географических открытий богатых историко- этнологических материалов способствовала появлению теорий о существовании специфической цивилизации у каждого на­рода. В то же время все больше входящий в обращение термин «цивилизация» чаще всего применялся для выражения евро по­ центризма.

С начала XIX века в рамках европейской науки делались попытки отражать этапы прошлого человечества через харак­теристику идей цивилизации и общественного прогресса. Это приводило к тому, что история рассматривалась как настоящая и ненастоящая. Позже К. Маркс не считал досоциалистическую историю настоящей. По нему, настоящая история начинается только с первой фазы коммунистической эры

2. Понятие «цивилизация»

Американский антрополог Л, Морган в своей работе «Древнее общество» (1877 г.) утверждал вслед за А. Ферпоссоном, что эпохи цивилизации последуют за эпохами дикости и варварства. В таком же значении цивилизация понимается многими современными философами. Есть и другое понимание цивилизации; А. Тойнби и другие под цивилизацией разумеют социально-культурную систему, выражающую степень развития этноса или региона; О. Шпенглер же рассматривал цивилизацию как этап, завершающий формирование культуры.

В понятийном статусе цивилизации, во-первых, выражается переход к Социуму, т.е. место общества, основанного на род­ственных связях, занимает социально-культурная общность людей, организованная на территориально-этнических прин­ципах. В этой общности определяющее место отводится только соответствующим закономерностям.

Во-вторых, в этом понятии находят свое отражение все бо­лее усложняющееся разделение труда и последовательное умно­жение материального и духовного богатства.

В-третьих, поскольку в цивилизации выражается поступа­тельное движение человечества, постольку она имеет познава­тельное значение.

 

3. Этапы разделения труда

Опираясь на все это, можно дать следующее определение цивилизации: она есть качественное состояние Социума, выра­жающееся в совокупности принципов организационного строения каждого его исторического этапа в условиях проявления основ них составляющих Появление скотоводства и земледелия означало первое в истории разделение труда.

Для того чтобы заниматься земледелием, необходимо было перейти к оседлости и выполнению сложных ирригационных работ. С переходом на оседлость появились стоянки с многи­ми удобствами. Приобретенным опытом и накопленным бо­гатством, созданными специальными предметами (орудиями) распоряжалась вся община. С расширением видов деятельности стало возможным изготовление орудий труда из камня, дере­ва, кости, обработка земли, изготовление гончарных изделий, строительство жилищ и т.д. В свою очередь, они обусловили вы­работку общих правил ведения хозяйства и распределения про­дуктов труда.

Результатом вышеописанных процессов стадо появление ремесленничества и строительства. Для этого времени было характерно общее владение основными средствами жизнедея­тельности. Совокупность всех этих процессов явилась экономи­ческой предпосылкой возникновения цивилизации. Социальной же предпосылкой явилось преодоление тотемистических, зоо-центристских представлений, существовавших у первобытных людей. А их место занимали антропоцентристские и родовые формы. Первобытный человек связывал свое происхождение с предками животных, в это время господствовал культ живот­ных.

Человек эпохи цивилизаций в отличие от человека-потребителя представлял собой производителя универсальных ценностей. Он руководствовался моралью, а затем правовыми нормами, для осуществления которых создавались социально-политические образования.

 

4. Политогенез

Логика последующего развития циви­лизации обусловила четвертое разде­ление труда — полито генез: появление военных, вельмож, вож­дей, функционирование политического управления.

Полито генез, с одной стороны, означал существующую в природе самоорганизацию, с другой ■— управленческие образо­вания, особенно их административно-бюрократические прояв­ления, в земледельческих регионах Древнего Востока.

Как известно, любое управление предполагает наличие вла­сти. Даже на заре человечества в эпоху собирательства владение имеющимися ресурсами уже означало власть. В ней на любом уровне ее существования различаются признаки обязательно­сти и необязательности. При их соотношении необязательность во власти предшествует обязательности. Последняя постепенно становится определяющей в осуществлении власти.

 

5. Духовные п редпосылки появления цивилизации

Формирование цивилизационной жизни вызывало в духовной сфере радикальные перемены. Развитие в человеческой духовности логического мышления привело к появлению качественно нового мировоз­зрения. Так, освоившие земледелие общины стали опираться на познание естественных процессов, обработку растений, циклы года, новые трудовые навыки и т.д. Появились зачатки астро­логии, арифметики, биологии, медицины, агрономии и других наук. В возникавших элементах первоначальных искусств — ри­туальных музыке и танцах — отражались мифологические пер­сонажи.

В сакральной (лат. святой) сфере цивилизации, как и при первобытном строе, мистика (греч. таинственный) полностью отсутствовала.

Эпоха неолита как первоначальная форма существования че­ловека постепенно уступала свое место эпохам меднокаменной и бронзовой — энеолиту.

 

6. Частная собственность

Энеолитическая цивилизация ха­рактеризуется прежде всего тем, что в эту эпоху на место общественной собственности пришла собственность частная. Эта форма собственности возникла двумя путями: 1) в руках вождей общины и племени сосредоточились плодо­родные земли, скот и рабы; 2) появление мелких землевладель­цев, скотоводов, ремесленников. В этот период использовали труд рабов.

На этом этапе цивилизации как условие для регулярного об­мена продуктами появилось денежное обращение. Вначале в об­ращении были золото, затем серебряные монеты.

 

7. Соотношение цивилизации и культуры

Рассмотрение цивилизаций как этапы поступательного движения не может не затрагивать вопросов и явлений культурного порядка. Терминологи­чески содержание понятий «культура» и «цивилизация» явля­ется идентичным. Вместе с тем современный уровень познания требует точного установления их соотношения.

Впервые различение цивилизаций и культуры было про­ведено Ж.Ж. Руссо (ХУП1 в.). Говоря о потребностях тела и духа человека, он связывал удовлетворение первых с законо­дательством, государственным строем, безопасностью и т.д., вторых — с самосовершенствованием, усвоением достижений культуры, прежде всего искусства и науки.

О, Шпенглер в работе «Закат Европы» (1918 г.) высокую степень развития технико-технологических факторов связывал с цивилизацией, а под культурой понимал «творческую жиз­ненность». Каждая культура возникает на определенном этапе исторического процесса и существует сама по себе (ограничен­но). Ей присущи красота, молодость, зрелость и старость. В этой связи следует отметить, что Шпенглер отрицал западно- центризм. Для него все цивилизации и культуры равны. Такой же точки зрения придерживался и А. Тойнби. Но, в отличие от Шпенглера, цивилизацию и культуру он рассматривал как аль­тернативные реальности.

Питирим Сорокин (США) отождествляет понятия цивилиза­ции и культуры.

Эти и другие точки зрения показывают, что мир, охватываемый цивилизацией и культурой, весьма сложен и его понимание не может быть однозначным.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...