Проблемы трансформации и расширения НАТО после окончания «холодной войны».
Документы, литература: Стратегические концепции (1991, 1999, 2010), Лондонская декларация (1990), План действий по подготовке к Членству в НАТО (1999), Стамбульская декларация «Наша безопасность в новом столетии» (2004). М.А. Троицкий «Трансатлантический союз»: анализ взаимоотношений внутри трансатлантического союза (2004). Достаточно широко освещаются проблема процесса расширения НАТО и роль Североатлантического альянса в обеспечении безопасности. Т.А. Шаклеина «Россия и США в новом мировом порядке»(2002): проблема становления нового мирового порядка, роль США в новом мировом порядке, + Американское обоснование роли НАТО в системе международной безопасности, расширение НАТО и реакция России. Крейг Г., Асмус Р. «Преимущества расширения НАТО» (2007). Бжезинский: «Повестка дня для НАТО» (2009). «План для Европы» (1995) (предусматривает расширение НАТО в прибалтийские республики). Келин А.В. Спокойно негативное отношение к расширению НАТО (2004). Иванов П. Трансформация НАТО: век нынешний и век минувший (2003). Смирнов П.Е. Россия - США - НАТО: возможности сотрудничества в сфере европейской безопасности (2011): В статье рассматриваются основные проблемы отношений между Россией и НАТО в контексте «перезагрузки» российско-американских отношений при президенте Б.Обаме: сферы политического сотрудничества, возможности присоединения России к НАТО, проблемы взаимодействия по противоракетной обороне и обычным вооружениям в Европе. Отсутствие глобального противника ставило под вопрос само существование НАТО. Адаптация к изменившимся условиям приобрела особое значение, поскольку в результате устранения «советской военной угрозы» возник острый кризис идентичности самого альянса.
Целенаправленные усилия по реформированию НАТО: необходимо переосмыслить цели и задачи альянса, обосновать смысл его дальнейшего существования, в связи с чем были приняты новые стратегические концепции, а также внесены институциональные изменения. НАТО приняла на себя новую ответственность по разрешению региональных конфликтов, альянс начал выходить за рамки своей традиционной зоны ответственности. Решающее значение обрела политика расширения на Восток. Лондонская декларация 1990 года, положила начало преобразованиям в структуре и политике НАТО. Ее итоги послужили основой для утверждения в ноябре 1991 года новой Стратегической концепции, предусматривавшей более широкий подход к безопасности. Главное отличие декларации - признание коренных изменений среды безопасности и, как следствие, необходимости сотрудничать со странами бывшего Восточного блока. Концепция 1991: «широкий подход к безопасности» - подразумевал осуществление 4 основных задач: сотрудничество между странами-членами, поддержание коллективного оборонного потенциала, диалог и сотрудничество с третьими странами, предотвращение конфликтов и кризисное реагирование. По сути, эти четыре задачи, только в более полном виде, был воспроизведены и в стратегической концепции НАТО 1999. Целью первого раунда расширения было сохранение НАТО как формы военно-политического сотрудничества между США и Европой и влияния США на европейскую безопасность, закрепление американского влияния в ЦВЕ, + усиление военного потенциала Запада для противодействия казавшимся вероятными даже в постбиполярном мире угрозам с Востока. Расширение спектра задач НАТО, которые должны были соответствовать изменившимся после окончания биполярной конфронтации угрозам международной безопасности: кризисное реагирование и миротворчество, +географическая зона ответственности официально увеличилась.
Опубликование Римской декларации о мире и сотрудничестве в ноябре 1991 года заложило основу для придания более институционального характера налаживающимся отношениям между НАТО и странами ЦВЕ. 1991 создан Совет североатлантического сотрудничества (ССАС), переименованный в 1997 в Совет евроатлантического партнерства (СЕАП). С 1994 года НАТО стала осуществлять программу «Партнерство ради мира» (ПРМ), которая определяла ряд проектов по реформированию вооруженных сил партнерских стран, а для некоторых из них стала первой ступенью на пути к, членству в альянсе. Консультации и сотрудничество в рамках ССАС в основном касаются политических вопросов и вопросов, связанных с безопасностью. ПРМ. Государствам-членам предлагалось направить в штаб-квартиру НАТО на постоянной основе офицеров по связи и принимать участие в полевых учениях по миротворческим операциям. + проведение консультаций с НАТО в случае возникновения угрозы территориальной целостности, политической независимости или безопасности государства-участника. Одной из причин создания программы ПРМ было стремление избежать ненужного роста напряженности в отношениях с Россией. Апрель 1999 - новая стратегическая концепция, предусматривающая возможность использования вооруженных сил блока вне зоны ответственности НАТО без санкций СБ ООН или ОБСЕ. Новое видения роли НАТО как блюстителя международной безопасности в глобальном масштабе. Изменение первоначальной цели блока - оказание взаимопомощи участниками договора в случае вооруженного нападения на одного или несколько из них. Концепция определяет цели и задачи альянса, исследует перспективы его деятельности в свете развития стратегической обстановки, вызовов в сфере обеспечения безопасности и факторов риска. + представлен подход НАТО к безопасности в XXI веке. Она содержит 3 фундаментальных элемента; а) подтверждение обязательства о коллективной обороне; б) укрепление трансатлантических связей; и в) обеспечение большей приспособленности стратегии НАТО к вызовам нового столетии. Отличия концепции 1999 от концепции 1991: больший упор на идеологическую составляющую действий стран НАТО, их приверженность общим демократическим ценностям, защита и проецирование которых выносилась в качестве одного из приоритетных направлений развития организации.
НАТО - центральная роль в формирующейся системе евро-атлантической безопасности. Возможность крупномасштабной агрессии против НАТО - маловероятна, но существует ряд др опасностей, которые могут дестабилизировать обстановку, что может привести к кризисам и вооруженным конфликтам и затронуть безопасность членов организации. Опасности за пределами территории участников блока: серьезные эк, соц и политич трудности, этническое и религиозное соперничество, территориальные споры, недостаточные или неудачные попытки реформ, нарушения прав человека, распад государств. + существование мощных ядерных сил вне НАТО, распространение ОМУ и средств его доставки, распространение технологии двойного назначения, взлом и причинение ущерба инф системам НАТО, терроризм, саботаж и организованная преступность, нарушение поступления жизненно важных ресурсов и неконтролируемое передвижение больших масс людей, особенно вследствие вооружённых конфликтов. Одна из главных задач НАТО - содействие эффективному предотвращению конфликтов, включая проведение операций в ответ на кризисы (+ вне пределов территории союзников по НАТО). Они могут проводиться как в мирных, так и в боевых условиях и осуществляться в течение длительного времени, что потребует создания постоянно готовых к переброске сил быстрого реагирования и заранее отработанной системы ротации ранее развернутых сил (нужно лишь решение Совета НАТО - разрешение СБ ООН не является обязательным). Список опасностей для НАТО – широк => при желании он может быть использован как предлог для интервенции против любой страны мира, что противоречит статье 2 Устава ООН о мирном урегулировании споров и неприменении силы в международных МО, а также статье 24 о главной ответственности СБ ООН за поддержание мира. Фактический пересмотр правовых рамок самого Североатлантического договора (статей 4 и 5). Статья 4 - возможность консультацийчленов организации в случае, если их политическая независимость, территориальная целостность или безопасность окажутся под угрозой, не говорится о вооружённом вмешательстве за пределами территории стран альянса. Статья 5 - обязательство о взаимопомощи лишь в случае нападения на членов НАТО в Европе или в Северной Америке, после принятия новой концепции эти две статьи трактуются уже как «право» НАТО на вооружённое вмешательство по всему миру по собственному усмотрению.
В конце 1990-х в Европе - беспокойство насчет ведения военных операций за пределами нац границ и их проведения без санкции СБ ООН. Вторжения натовских войск в Югославию в 1999 - первый пример осуществления на практике новой стратегической концепции блока, принятие которой через месяц после нападения на Югославию должно было узаконить задним числом агрессивные действия НАТО. Потери среди гражданского населения страны - сопутствующий ущерб (Пентагон). Факты сфабрикованных ЦРУ сведений о захоронениях мирных албанцев в Косово, расстрелянных югославской армией (побудительный толчком для ряда европейских стран НАТО присоединиться к вторжению), резкая реакция на агрессию НАТО со стороны России, Китая, Индии - усилило сомнения в правильности курса на активное вооружённое вмешательство блока в дела других государств. Решение Пражской сессии о второй волне расширения НАТО после окончания холодной войны стало важным элементом трансформации НАТО. В 1999 году прошла первая волна расширения блока, когда в НАТО были приняты Польша, Чехия и Венгрия. В апреле 1999 года было объявлено о принятии «Плана действий по подготовке к Членству в НАТО» (ПДПЧ), который описывал шаги по подготовке стран-кандидатов к вступлению в НАТО. Прага 2002 - сессия Совета НАТО на высшем уровне: в ряде выступлений руководителей Пентагона европейцам было дано ясно понять, что если они не прислушаются к американским рекомендациям и, в частности, не создадут в ближайшее время силы быстрого реагирования (СБР) НАТО, готовые к применению по всему миру, и не займутся наращиванием современной военной техники, то США могут обойтись и без НАТО. Расширение НАТО влечет за собой появление целого спектра проблем, возникающих вследствие различий в экономическом и политическом развитии, в уровнях и качестве военных потенциалов, в подходах к роли и месту ООН. Высказывались опасения, что расширение Альянса чревато потерей оперативности при принятии решений и снижением управляемости структуры в целом. Расширение блока делает его еще более громоздким и неповоротливым.
Чтобы не повторять ошибки предыдущей волны расширения и максимально подтянуть семь вступающих в НАТО стран к своим требованиям, Совет НАТО поставил Болгарии, Латвии, Литве, Эстонии, Румынии, Словении и Словакии весьма жёсткие требования. Им было необходимо пройти серию циклов работ по ПДПЧ (реформирование законодательства, реформирование экономики и гражданских институтов, реформирование вооружённых сил). 2 апреля 2004 года сразу семь новых стран - Эстония, Латвия, Литва, Болгария, Румыния, Словакия и Словения - официально стали членами НАТО. На Стамбульском саммите в основном говорили об укреплении евроатлантической солидарности, расширении сферы деятельности НАТО за пределы Европы, реорганизации вооруженных сил альянса, о ситуации в Ираке и Афганистане. 2 апреля 2008 года в столице Румынии Бухаресте саммит НАТО: повестка дня включала рассмотрение вопросов, связанных с дальнейшим расширением НАТО, развитием отношений со странами-партнерами, повышением военного потенциала блока, участием альянса в операциях по урегулированию кризисов, созданием системы ПРО в Европе, обеспечением энергетической и информационной безопасности, а также с поиском приемлемых для блока решений по выстраиванию отношений с РФ. Принята декларация, в которой отражены основные решения саммита, уточнены цели и задачи деятельности альянса на ближайшую и среднесрочную перспективу, определены ключевые направления развития блока в военно-политической и военной областях. В то же время было признано целесообразным активизировать сотрудничество с Тбилиси и Киевом в рамках «интенсифицированного диалога» и в ходе очередной сессии Совета НАТО на уровне министров иностранных дел повторно рассмотреть заявки этих стран о присоединении к ПДПЧ. Было принято решение о принятии в НАТО Хорватии и Албании (вошли в 2009). Македония, выполнив к этому времени уже девять годовых национальных программ ПДПЧ, не была принята из-за вето Греции, наложенного по причине споров о названии страны. В декабре 2009 года министры иностранных дел стран-членов НАТО пригласили Черногорию участвовать в ПДПЧ, а Босния и Герцеговина получила заверения в том, что она тоже получит такое приглашение, как только будет достигнут необходимый прогресс по проведению реформ. 20 ноября 2010 в Лиссабоне принята новая стратегическая концепция «Активное участие, современная оборона». 3 важнейшие задачи НАТО - коллективная оборона, кризисное регулирование и безопасность на основе сотрудничества, а также подчеркивается солидарность НАТО, важность трансатлантических консультаций и необходимость постоянно осуществлять процесс реформ. Подтверждает неизменность курса на продолжение политики «открытых дверей», что должно способствовать усилению влияния и расширению зоны ответственности блока. Подчеркивается стремление к сотрудничеству с «любыми государствами и соответствующими организациями во всем мире». ЧИКАГО, 20-21 мая Основные темы: Афганистан, ПРО Предполагается, что уже в следующем году НАТО передаст афганским силам контроль за безопасностью в стране, а к 31 декабря 2014 года прекратит все боевые действия. Новый президент Франции Франсуа Олланд повторил предвыборное обещание о том, что его войска выйдут раньше, чем должны были, уже к концу этого года, хотя согласился оставить некоторую их часть для "небоевых" задач. +Страны НАТО высказали пожелание и дальше оказывать экономическую помощь Афганистану. Завершен первый этап создания ПРО (создана защита от одиночных запусков из стран, находящихся вне евроатлантического пространства). К 2018 году создание системы завершится. Россию успокоили пунктом из декларации, где говорится, что ПРО не сможет подорвать силы стратегического сдерживания России, и альянс готов к диалогу по этой теме. (Наземный радар будет установлен в Турции. Согласились разместить у себя средства ПРО Испания, Румыния и Польш). Обсуждался вопрос о транзите грузов для сил НАТО в Афганистане через территорию Пакистана. Пакистанский /южный/ маршрут снабжения Международных сил содействия безопасности в Афганистане /ИСАФ/ остается закрытым с ноября 2011 года после ошибочного авиаудара коалиции по блокпостам пакистанской армии близ границы с Афганистаном, в результате которого погибли 24 военнослужащих. Транзит через пакистанскую территорию приобретает особую значимость для НАТО в условиях планируемого вывода из Афганистана 130-тысячного контингента ИСАФ. По имеющейся информации, переговоры США и Пакистана о возобновлении транзита уперлись в финансовую сторону вопроса. Исламабад настаивает на выплатах по 5 тыс долларов за каждый перевезенный контейнер, что почти в 30 раз дороже, чем до закрытия транспортного маршрута. Вашингтон, в свою очередь, считает запрашиваемую цену неприемлемой. + Пакистан требует официальных извинений от США за гибель своих пограничников. Сотрудничество с Россией "имеет стратегическую важность, так как оно содействует созданию единого пространства мира, стабильности и безопасности". "Через продолжающиеся усилия в Совете НАТО-Россия мы стремимся установить, как независимые системы ПРО НАТО и России могут работать вместе для обеспечения европейской безопасности", - говорится в декларации. Подписали соглашение о приобретении 5 беспилотных летательных аппаратов /БЛА/ разведывательного назначения в совместное пользование государств альянса (заложена основа для создания принципиально новой системы НАТО - системы наблюдения за поверхностью земли). Подтвердили перспективы вступления в НАТО Боснии и Герцеговины, Грузии, Македонии и Черногории, получивших статус стран-аспирантов /термин, применяемый к тем странам, которые уже получили План действий по членству и демонстрируют прогресс в его выполнении/. + в итоговой декларации саммита отмечается, что НАТО поддерживает интеграцию Сербии в евроатлантические институты.
Афганистан стал для Североатлантического блока своего рода экспериментальной площадкой, на которой он не только испытывает на прочность политическую солидарность по линии «США - европейские члены организации», но пытается найти для себя новое место в мире путем обновления собственных функций и пересмотра географической зоны ответственности. Бухарестский саммит (2008) «Стратегическое видение ИСАФ» (Международные силы содействия безопасности в Афганистане под командованием НАТО). Этот документ подчеркивает, что, во-первых, все страны альянса «твердо разделяют» готовность к долгосрочному пребыванию в Афганистане и участию в его стабилизации и реконструкции. Во-вторых, НАТО намерена активно поддерживать и расширять самостоятельность афганского руководства и его ответственность за ситуацию в стране. В-третьих, страны НАТО будут способствовать лучшей координации, как военных, так и гражданских усилий международного сообщества в Афганистане. Наконец, в-четвертых, альянс намерен уделить особое внимание расширению сотрудничества с непосредственными соседями Афганистана, в частности, Пакистаном. 2010 - Генеральный секретарь НАТО и Президент Карзай подписали соглашение о долгосрочном партнерстве между НАТО и Афганистаном, которое продолжится после выполнения боевой задачи. На основании этого партнерства НАТО останется в Афганистане столь долго, сколько потребуется для оказания поддержки этой стране, чтобы она не могла больше служить прибежищем для террористов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|