Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Коммерциализация, инновации, предпринимательство




Рассмотренные выше аспекты применения теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) дают ответы на многие вопросы зарождения, исследования и создания продукта, содержащего инновационную составляющую. Однако создание продукта не исчерпывает его жизненного цикла – продукт должен «выйти» на рынок, найти «своего» потребителя и принести доход человеку или группе людей, создавших продукт. Если выражать этот процесс тремя словами, то инновационная идея должна быть «рождена, реализована и коммерциализована».

Коммерциализацию инновационных идей следует рассматривать в более широком аспекте, чем просто разработку и продажу нового продукта. Не всякий новый продукт содержит в себе явную потребительскую ценность, и не всегда действительно хорошее промышленное изделие, компьютерное устройство или программное приложение может быстро найти своего потребителя. Именно поэтому понятие «коммерциализация» тесно связано с понятиями «инновации», «предпринимательство» и «качество» (рис. 7.1). Это итерационный процесс – будучи запущенным, он продолжается циклически: новые решения, которые нашли свое выражение в новом продукте порождает новые идеи и инновации.

Рис. 7.1. Взаимосвязь между понятиями «инновации»,
«предпринимательство», коммерциализация» и «качество»

Действительно, новый продукт не найдет дорогу на рынок, если он не будет обладать новой ценностью (New Value) для пользователя, если не будет благоприятной возможности (Facility) для его реализации именно в этот период времени и если он не будет содержать набора полезных функций, которые в достаточной мере удовлетворят ожиданиям потребителя (Consumer Expectations).

Таким образом, коммерциализация продукта как создание новой ценности и подчинение деятельности целям извлечения прибыли является сложным и многофакторным процессом, тесно связанным с процессами воплощения идеи в продукте! Это – наличие идеи, содержащей элемент нового знания, понимание возможности её реализации (пусть даже при ограниченных ресурсах), поиск единомышленников, создание команды, привлечение финансирования, реализация продукта, защита интеллектуальной собственности, вывод продукта на рынок, оценка его перспектив. А это и есть то, что составляет базовую основу предпринимательства!

Здесь уместно задать несколько вопросов. Предпринимательство и бизнес – это одно и то же? Может ли любой человек стать предпринимателем? Предпринимателями рождаются или становятся? Можно ли этому научиться? И что для этого нужно делать? Вопросы, действительно, важные, попробуем ответить на них в общих чертах.

Очевидно, что с развитием экономики образ человека, открывающего и развивающего свой бизнес, претерпевал серьезные изменения. В таблице 7.1 приведены сравнительные характеристики бизнесмена 90-х годов и предпринимателя середины 2000-х [1]. Разница налицо! Не последнюю роль сыграли в этом информационные технологии, привнесшие в бизнес культуру открытости [2].

Таблица 7.1. Характеристики делового человека 90-х годов ХХ века
и современного предпринимателя

90-е годы Настоящее время
Учредитель предприятия малого бизнеса, являющийся, как правило, его собственником Полноценный предприниматель, организующий эффективный Start Up или имеющий эффективную компанию
Единоличный босс Признанный лидер
Действует в одиночку или с небольшой группой Действует в сообществе единомышленников и партнеров
Замкнутый, скрытный, идет на контакты в исключительных случаях Открытый, любознательный, пытливый
Полагается, в основном, на свои силы «NetWorker» (человек, формирующий деловые контакты путем неформального социального общения)
Не любит рисковать, использует ситуацию, когда видит, что она складывается благоприятно для него Ищет неформальные возможности, видит их и использует для создания новой ценности, трезво оценивая возможные риски
Действует по наитию (интуитивно) Действует согласно бизнес-плану
Собственные, часто моментальные решения, вызванные реакцией на ситуацию Согласованные решения, принимаемые на основе реальных фактов и планов
Собственность преимущественно у мужчин Смешанная совместная собственность (учредителями в разных долях могут быть и мужчины, и женщин)

Раньше деятельность любой компании, относящейся к категории предприятия малого бизнеса, автоматически относили к предпринимательской, а человека, открывшего компанию, считали предпринимателем. Однако к концу ХХ столетия пришли к пониманию, что эта деятельность будет предпринимательской, если в результате появляется продукт, содержащий новое решение (Innovation) и новую ценность (New Value), созданная на основе инновации. Такая деятельность приводит, как правило, к созданию новых ниш рынка и формирует «своего» потребителя.

Ярким примером предпринимательской деятельности в 70-е годы могут послужить системы быстрого питания (Fast Food), которые быстро завоевали мир. Они отличались от небольших классических кафе (предприятий малого бизнеса, существующим чаще всего на семейном подряде) тем, что предложили новую потребительскую ценность – экономию времени потребителя и повышение его настроения, основанную на высокотехнологичном оборудовании для быстрого изготовления стандартных блюд, хорошем сервисе, доброжелательном персонале. Такая модель существенно повысила эффективность бизнеса, сформировала новый рынок и нового массового потребителя!

Ввиду того, что с развитием экономики и технологий, появлением новых бизнес-моделей точка зрения (фокус) на предпринимательство постоянно изменялась, сложилось несколько определений понятия «предпринимательство» (табл. 7.2). Приведенные в таблице определения не дают, конечно, полного определения понятия предпринимательства, так как они ограничены временн ы ми, экономическими и технологическими рамками. Однако видно, что более поздние определения включают ключевые слова «благоприятная рыночная возможность», «неопределенность», «риск» и т.д.

Таблица 7.2. Определение понятия «предпринимательство»

Определение Источник
Получение прибыли, действуя в условиях неопределенности и риска F. Knight (1921)
Реализация новых комбинаций в организации фирмы − новых продуктов, новых услуг, новых источников сырья, новых методов производства, новых рынков, новых форм организации J. Schumpeter (1934)
Действие в условиях неопределенности, координирование производственных ресурсов, введение инноваций и предоставление капитала B. Hoselitz(1952)
Целенаправленная деятельность с целью инициации и развития бизнеса, ориентированного на извлечение прибылей A. Cole (1959)
Умеренное принятие риска D. Mc Clelland (1961)
Решения и оценки в управлении ограниченными ресурсами M. Casson(1982)
Создание новых организаций N. Gartner (1985)
Преследование благоприятной рыночной возможности безотносительно доступных в настоящий момент ресурсов H.Stevenson, M.Roberts, & H.Grousbeck (1989)
Преследование благоприятной рыночной возможности безотносительно доступных в настоящий момент ресурсов, но с учетом предшествующих результатов выбора, сделанных основателями, и их опыта в индустрии M.Hart, H.Stevenson & J.Dial (1995)

В этом смысле по нашему мнению в настоящее время наиболее адекватное определение содержит книга Питера Дракера «Innovation and Entreprenership» (1985 г.): «Предпринимательский менеджмент − удовлетворение новых потребностей и желаний пользователей, решение новых проблем потребителей посредством использования новых возможностей».

Об этом позже говорили Джеффри Тиммонс и Стефан Спинелли в книге «New Venture Creation: Entrepreneurship for the 21-st Century» (2003 г.): «Предпринимательство − это образ мыслей, рассуждений и действий, всецело захваченный открывающейся возможностью реализации, стремящийся к целостному подходу и сбалансированному лидерству».

Используя определение A. Cole (1959), можем сделать вывод, что конечной целью цивилизованного предпринимательства является извлечение прибыли методами и средствами, не противоречащими нравственным и юридическим законам, социальной основе бытия и развития общества.

Проанализировав приведенные выше определения можно сформулировать наше определение предпринимательства следующим образом:.

«Предпринимательство − это процесс создания <стоимости / ценности> (Value Creation) благодаря нетрадиционному образу мышления, набору ресурсов, часто недостаточных, но позволяющих воспользоваться благоприятной возможностью. Это цивилизованный способ извлечения прибыли за счет удовлетворения ожиданий потребителя путем вывода на рынок качественного уникального продукта, обладающего новой потребительской ценность».  

 


Определение содержит ключевые фразы, определяющие реалии нового времени: «создание новой потребительской ценности», «качественный уникальный продукт», «вывод продукта на рынок (коммерциализация)», «цивилизованный способ извлечения прибыли». Отсюда следует, что:

«Предприниматель − это человек, видящий, распознающий и использующий благоприятные рыночные возможности, реализация которых требует ресурсов больше, чем он располагает в настоящий момент, для создания новой (инновационной) ценности».

 


При этом совокупность ресурсов ничем не ограничивается заранее − это могут быть ресурсы материальные, финансовые, информационные, компетентностные, интеллектуальные, правовые и т.д. Отсюда следует также, что не всякий человек, занимающийся бизнесом, является предпринимателем.

Из определения П. Дракера видно, что предпринимательству можно обучать, т.е. вырабатывать необходимые компетенции для реализации предпринимательского менеджмента.

Выше было показано, что предпринимательство имеет своей частью инновационную составляющую. Что же такое инновация? В книге «Проектирование бизнеса. Почему проектное мышление есть будущее конкурентное преимущество» Роджер Мартин (R. Martin «The Design of Business. Why Design Thinking is the Next Competitive Advantage, 2009) дал очень ёмкое определение понятию «инновация»:

«Говоря об инновации, мы говорим о том, чтобы видеть мир не таким, каков он есть, а таким, каким он мог бы быть».  

 

 

В общем случае, инновация есть результат процесса, состоящего из следующих стадий:

· генерирование новых идей, содержащих новую ценность для применения;

· инвестирование ресурсов в разработку нового знания на базе новых идей (научное исследование, проектная разработка);

· получение и осмысление нового знания, реализация технологии или решения на его основе;

· получение новой ценности или преимущества перед аналогами (если они есть) после внедрения нового знания

· внедрение и/или коммерциализация нового знания (инновационной разработки) в процессы жизнедеятельности человека;

· отсутствие в практике или на рынке таких же эффективных аналогов в период до 2-х лет.

Инновационный продукт перестает быть инновационным при наполнении рынка продуктами с аналогичными свойствами и характеристиками. Отсюда возникает вопрос: где и как предприниматель отыскивает и использует инновации?

Можно указать на шесть источников инновационных возможностей [3]:

· непредвиденное – неожиданное озарение идеей, незапланированный успех или, напротив, неудача, нестандартное событие, имеющее, тем не менее, благоприятное продолжение;

· несоответствие – различие между тем, «что есть» и тем, как это представляется, как это «должно быть»;

· насущная потребность – необходимость, связанная с работой (поставленной задачей), которую нужно выполнить для получения устойчивого конкурентного преимущества;

· изменения в структуре рынка – явления, связанные с быстрым ростом, конвергенцией возможностей и трансфером технологий, появлением новых бизнес-моделей;

· демография – изменения в численности, возрасте, составе, уровне образования и доходов населения существенно влияют на то, что, когда, где и в каком объёме будут покупать;

· изменения настроений и восприятия – формирование и развитие культуры общества, вкусов, моды, привычек;

· новые знания – сфера отражения и закрепления результатов развития науки, техники, методологий и технологий, на базе которых создаются новые понятия, идеи, новаторские предложения и разработки.

Инновационный процесс – упорядоченная, планируемая и регулируемая деятельность по обеспечению разработки новых продуктов на основе новых идей (инноваций), их коммерциализации. Это сложная динамическая последовательность действий, связанных с обеспечением зарождения, преобразования и использования инноваций для создания новых потребительских качеств и благ, получения прибыли, достижения конкурентоспособности.  
Таким образом, можно дать определение понятию «инновационный процесс» в следующем виде:

 

Инновационный процесс включает:

· формирование инновационной идеи;

· поиск инвестиций в научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР), в создание нового знания, интеллектуального продукта, в бизнес-модель, техническую (технологическую) разработку, изделие, изобретение.

· инициация инновации, создание условий для реализации инновационной идеи;

· процесс научного исследования и создания собственно интеллектуального продукта;

· защита интеллектуальной собственности;

· отбор и аудит на возможность коммерциализации наиболее перспективных разработок;

· маркетинг инновационной продукции и оценка экономической эффективности;

· Start-Up – организация и становление будущего производства;

· выпуск (производство) инновации;

· коммерциализация (бизнес-реализация) инновации, вывод продукта на рынок;

· продвижение инновации, информирование и рекламирование инновационного продукта;

· диверсификация, более широкое распространение инновации.

Жизненный цикл инновации представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов, образующих замкнутый, завершенный оборот развития в течение какого-либо промежутка времени и имеет следующие стадии (рис. 7.2):

· Чистая наука: этапы инициации создания инновации и проведение НИР или НИОКР − часто на энтузиазме реализаторов идеи. Затраты не дают быстрой отдачи. Используется рисковое инвестирование, частый случай − инвестирование венчурным капиталом. Риск заключается в значимой вероятности получения в будущем разработки, которую трудно коммерциализовать. Этап заканчивается показом прототипа возможному пользователю. Основные игроки этого этапа – научные и технические энтузиасты, предприниматели, видящие потенциальные возможности идеи и продукта.

· Ранний рынок: вывод на рынок продукта (инновации) и начального получения прибыли после компенсации затрат на инициацию и НИОКР. Возможны как рост продаж, так и полный крах реализованной идеи (падение в «пропасть»). Основные игроки – провидцы с развитой интуицией, позволяющей им взлететь над «пропастью».

· Бурный рост продаж нового изделия (продукта, услуги), становление и развитие рынка. На этом этапе инновационное решение проходит решающую проверку – если продукт, в основном, отвечает потребностям, то возможен нарастающий рост продаж (эффект «кегельбана»), если же продукт был ожидаем, причем ожидаем массовым потребителем, то это приводит к ситуации, когда продукт максимально быстро уходит «с колес» (эффект «торнадо»). Основные игроки – прагматики, «бизнесмены-новаторы», подхватывающие новый продукт.

· «Мэйн-стрит»: достижение стабильного состояния максимальных продаж и/или получения максимальной прибыли от производства и реализации продукта. Появление на рынке аналогичных продуктов. Стадия падения продаж. В некоторых благоприятных ситуациях возможно повышение объема продаж за счет усилий по пролонгации (агрессивная реклама, информирование о новых свойствах этого же товара, маркетинговые мероприятия по подогреву спроса и т. д), Эта стадия заканчивается выходом товара с рынка, поиском новых идей и возможностей для формирования следующей инновации. Основные игроки – классические «бизнесмены-консерваторы», получающие стабильный доход от продаж.

Рис. 7.2. Жизненный цикл инновации

В некоторых случаях жизненный цикл инновации для предпринимателя может быть завершен сразу после стадии НИОКР − это, как правило, коммерциализация полученного продукта посредством трансфера технологии, полной или частичной передачи прав на продукт, продажа авторских прав.

Следует отдавать себе отчёт, что наукоемкий высокотехнологический продукт не может быть инновационным длительное время. Инновационным он может быть, например, во время стадии выведения на рынок и начала роста объема продаж − до ситуации наполнения рынка аналогом, который «подхватывается» и производится конкурентами. Как показывает опыт, срок внедрённой инновации составляет от одного до трёх лет – именно такой срок нужен конкурентам для массового создания аналогов инновационного продукта (китайские производители достаточно быстро «подхватывают» производство инновационной продукции и быстро выводят на рынок множество аналогов, включая прямые подделки). Тем не менее, по завершении периода, когда внедрённая разработка перестала быть инновацией, она может реально сохранять статус наукоёмкой и высокотехнологичной, на базе которой могут создаваться и развиваться новые знания и инновационные идеи.

Отметим, что создание инноваций и новых деловых возможностей, основанных на новых знаниях, является наиболее сложным процессом, который сопровождается наибольшей неопределенностью и, соответственно, наибольшими рисками [4]. Именно в этом случае для инновационного предпринимателя чрезвычайно важно иметь соответствующий уровень и набор компетенций для формирования и реализации предпринимательского менеджмента.

Реализация инноваций в продукте, который содержит новую потребительскую ценность и который быстро находит своего пользователя, является частью процесса, называемого технологическим предпринимательством. Базовой основой технологического предпринимательства является выявление новых возможностей и формирование нового знания, разработка на их основе новых технологий и инструментов, которые, в свою очередь, используются для создания инновационных продуктов. На рисунке 7.3 показана одна из возможных схем технологического предпринимательства и ее результат в виде миниатюрной микросхемы памяти.

Рис. 7.3. Возможная схема технологического предпринимательства

 

Здесь уместно привести слова главы венчурного фонда «Asset Management Company» Франклина Джонсона, профинансировавшего более 250 стартапов: «Задача предпринимателя – взять то множество открытий, которые делают ученые по всему миру, и превратить эту науку в продукт, которым могут пользоваться люди. Вначале у нас есть наука, потом инженерия, и только потом – предпринимательство!». Приведем несколько популярных слоганов технологического предпринимательства:

o Думай раскованно, ищи инновации!

o Помоги себе сам!

o Меньше говори и планируй – больше делай!

o Ищи союзников!

o Управляй возможностями!

o Делай быстро, создавай технологии!

o Закладывай качество в основу успеха!

o Продвигай продукт!

o Продавай ценность!

o Тиражируй успех!

Рассмотрим возможности и пути коммерциализации инновационного продукта на примере коммерциализации одного из самых сложных и «непредсказуемых» продуктов – программного обеспечения. Программное обеспечение занимает особое место в ряду высокотехнологичных продуктов.

Это связано со следующими – в большой степени уникальными – обстоятельствами, отличающими производство сложного качественного программного продукта от других видов деятельности [12,13]:

· программные продукты относятся к одним из самых сложных систем, которые создаются человеком, программное обеспечение по самой своей природе обладает рядом существенных и неотъемлемых свойств, таких, как сложность, незримость (виртуальность) и изменяемость, которые затрудняют работу по его разработке, внедрению, эффективному использованию и сопровождению;

· методы, процедуры и процессы программирования, которые эффективно работают для одного человека или для небольшой команды при разработке программ умеренных размеров, плохо масштабируются для разработки крупных и сложных систем (т.е. систем, состоящих из миллионов строк кода и требующих нескольких лет работы сотен разработчиков программного обеспечения);

· скорость изменения компьютерных и программных технологий создает потребность в новых и эволюционирующих программных продуктах – пользовательские ожидания и конкурентная борьба, возникающие в таких условиях, существенно затрудняют возможность выпускать качественное программное обеспечение в короткие сроки;

· коллективы работников программных продуктов должны быть динамичны и легко адаптироваться к новым технологическим системам, однако труд программиста в большой степени является творческим трудом и команды разработчиков, как правило, состоят из творческих личностей различной квалификации – и часто бывает очень трудно привести их к «общему знаменателю»;

· каждый успешный программный проект по-своему уникален и индивидуален, он подобен мозаике со сложным рисунком, и поэтому очень трудно выделить из него некий базовый «процесс-клише», который всегда можно было применить в дальнейших разработках; по сходной причине трудно поставить производство сложного и уникального ПО на поток, так как часто для его разработки требуется создание сопутствующего специфического программного «инструментария» для разработки, оптимизации и тестирования»;

· ключевые области процесса разработки программных средств обязательно должны быть «погружены» в специфическую среду организационных и вспомогательных процессов создания инфраструктуры, управления версиями и конфигурацией, распределения ответственности, производственного и административного контроля, внутреннего аудита, обучения персонала, регулирования взаимоотношений «поставщик-покупатель» и т.д.;

· и, наконец, одна из специфических проблем программирования состоит в том, что его продуктивность растет очень медленно – по некоторым оценкам, средний программист способен создать 60-80 полноценных строк операторов в день. Кроме того, эти оценки должны быть уменьшены для больших систем, так как вероятность увеличения числа ошибок в сложных системах увеличивается пропорционально сложности системы.

О сложности и незримости программного продукта и в связи с этим мотивации создания специализированных методов ИТ-менеджмента наиболее ярко сказано в великолепной книге Фредерика Брукса «Как создаются программные системы или Мифический человеко-месяц» [13]. Приведём здесь несколько высказываний Ф. Брукса о сложности и незримости программных объектов.

Сложность. Сложность программных объектов более зависит от их размеров, чем, возможно, для любых других создаваемых человеком конструкций, поскольку никакие две их части не схожи между собой (по крайней мере, выше уровня операторов). Если они схожи, то мы объединяем их в одну подпрограмму, открытую или закрытую. В этом отношении программные системы имеют глубокое отличие от компьютеров, домов и автомобилей, где повторяющиеся элементы имеются в изобилии.

Сами цифровые компьютеры сложнее, чем большинство изготовляемых людьми вещей. Число их состояний очень велико, поэтому их трудно понимать, описывать и тестировать. У программных систем число возможных состояний компьютеров.

Аналогично, масштабирование программного объекта – это не просто увеличение в размере тех же самых элементов, это обязательно увеличение числа различных элементов. В большинстве случаев эти элементы взаимодействуют между собой неким нелинейным образом, и сложность целого растет значительно быстрее, чем линейно.

Сложность программ является существенным, а не второстепенным свойством. Поэтому описания программных объектов, абстрагирующиеся от их сложности, часто абстрагируются от их сущности. Математика и физические науки за три столетия достигли больших успехов, создавая упрощенные модели сложных физических явлений, получая из этих моделей свойства и проверяя их опытным путем. Это удавалось благодаря тому, что сложности, игнорировавшиеся в моделях, не были существенными свойствами явлений. И это не действует, когда сложности являются сущностью.

Многие классические трудности разработки программного обеспечения проистекают из этой сложности сущности и ее нелинейного роста при увеличении размера. Сложность служит причиной трудности процесса общения между участниками бригады разработчиков, что ведет к ошибкам в продукте, превышению стоимости разработки, затягиванию выполнения графиков работ. Сложность служит причиной трудности перечисления, а тем более понимания, всех возможных состояний программы, а отсюда возникает ее ненадежность. Сложность функций служит причиной трудностей при их вызове, из-за чего программами трудно пользоваться. Сложность структуры служит причиной трудностей при развитии программ и добавлении новых функций так, чтобы не возникли побочные эффекты. Сложность структуры служит источником невизуализуемых состояний, в которых нарушается система защиты конечного программного продукта.

Сложность служит причиной не только технических, но и административных проблем. Из-за сложности трудно осуществлять надзор, а в результате страдает концептуальная целостность. Трудно найти и держать под контролем все свободные концы. Обучение и понимание становится колоссальной нагрузкой, из-за чего текучесть рабочей силы превращается в катастрофу.

Незримость (виртуальность). Программный продукт невидим и невизуализуем. Геометрические абстракции являются мощным инструментом. План здания помогает архитектору и заказчику оценить пространство, возможности перемещения, виды. Становятся очевидными противоречия, можно заметить упущения. Масштабные чертежи механических деталей и объемные модели молекул, будучи абстракциями, служат той же цели. Геометрическая реальность схватывается в геометрической абстракции.

Реальность программного обеспечения не встраивается естественным образом в пространство. Поэтому у него нет готового геометрического представления подобно тому, как местность представляется картой, кремниевые микросхемы – диаграммами, компьютеры – схемами соединений. Как только мы пытаемся графически представить структуру программы, мы обнаруживаем, что требуется не один, а несколько неориентированных графов, наложенных один на другого. Несколько графов могут представлять управляющие потоки, потоки данных, схемы зависимостей, временных последовательностей, соотношений пространства имен. Обычно они даже не являются плоскими, не то что иерархическими. На практике одним из способов установления концептуального контроля над такой структурой является обрезание связей до тех пор, пока один или несколько графов не станут иерархическими.

Несмотря на прогресс, достигнутый в ограничении и упрощении структур программного обеспечения, они остаются невизуализуемыми по своей природе, тем самым лишая нас одного из наиболее мощных инструментов оперирования концепциями. Этот недостаток не только затрудняет индивидуальный процесс проектирования, но и серьезно затрудняет общение между разработчиками.

Сложность и специфичность методологических процедур и процессов разработки программного обеспечения и управления программными проектами совершенно наглядно видна из названий великолепных книг, написанных корифеями ИТ-бизнеса: «Выживают только параноики» Эндрю Гроува, «Путь камикадзе» Эдвард Йордана, «Остаться в живых» Стива Макконнела, «Как пасти котов» Дж. Ханка Рейнуотера, «Радикальное управление ИТ-проектами» Роберта Томсетта и, наконец, «Психбольница в руках пациентов» Алана Купера. Во всех этих изданиях (о книге Фредерика Брукса было сказано выше) содержится красочное и в иных случаях драматическое описание реального опыта бизнес-управления крупными проектами по разработке сложных программных продуктов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...