Подробней о деньгах и делоискательстве прочитайте в моей книге «РППП: Решение проблем по-простейшему». 2 страница
Многие банки в рекламных целях выдают пластиковые карты бесплатно и с бесплатным обслуживанием; воспользуйтесь сей возможностью. Хорошо (этично) ли путешествовать без денег? Специально выезжать из дома без денег, оставляя средства дома, надеясь, что водители либо попутчики накормят, оденут и спонсируют — конечно же, НЕхорошо. Когда я покидаю Москву и отправляюсь в дальний путь, то обычно беру с собой почти все деньги, имеющиеся у меня на данный момент; да и раньше почти всегда брал — когда вернусь в Россию, там-то деньги всегда появляются. Другое дело, если человек оказался без денег в процессе путешествия: бывает, что деньги утратились (например, похищены ментами или воришками), или просто кончились. В 1990-е годы это нередко происходило, о чём знают читатели моих разнообразных книг. Когда мы ехали из Магадана в 1996 году, из Ирана в 1997, из Индии в 1998, из Судана в 1999 году, так оно и бывало — денег на обратном пути уже не было. Но это не повод для паники: ведь возвращаться домой можно и с пустым кошельком. Ничего от этого не изменяется, разве что начинают очень много дарить еды, если вы проболтаетесь о своей безденежности. Так что лучше о своей безденежности не говорить, чтобы окружающие не подумали, что у вас какие-то проблемы, и не побежали все вместе в посольство, в полицию или ещё куда-то решать вашу проблему за вас. В далёкие времена 1990-х, однако, почти не были распространены в мире: интернет, мобильная связь, быстрые международные денежные переводы и другие современные явления. Сейчас уже XXI век, и мы живём в другой стране — в богатой и цивильной России 2010-2020. Один-два месяца любого производительного труда в Москве или другом большом городе России приносит денег на полгода скромных непринуждённых путешествий по странам второго и третьего мира (если не буржуйствовать), а если потрудиться в РФ полгода, то остальные полгода можно путешествовать и с достаточным удобством.
Конечно, комфортнее деньги иметь, и даже если они неожиданно утратились, украдены или кончились, сейчас можно написать Е-майл или позвонить домой, чтобы кто-то из друзей выслал денег в долг. Это гораздо проще, чем продавать завалявшиеся в рюкзаках металлические монеты, зимние варежки, фотоаппараты, часы, примуса и советские открытки на далёких азиатских рынках. Мы пробовали и это (продажу ненужного), это можно, но сейчас — не нужно, не эффективно. Время стало дороже, деньги — дешевле. Итак, сейчас, в XXI веке, если российский путешественник долго и усердно путешествует, рекламируя всем свою безденежность, то это не хорошо, по меньшей мере странно. Если у нас нет денег, или нам жаль их тратить, или нам лень трудиться в России, или неудобно одалживать, или мы у всех уже всё одолжили и не отдали? Или мы так привыкли жить не по средствам, отчего любые деньги кончаются, не успев начаться — не нужно говорить об этом на каждом перекрёстке, всем водителям и торговцам. Это портит ваш имидж, и позорит Россию в дополнение к тому. Рекламировать нужно свои достоинства, а не недостатки. Отчего у вас кончились деньги? Может быть, и-за вашего же расточительства. Возможно, что вы когда-то купили телефон за $300-500, или на вас одеты ботинки за 10000 рублей или рюкзак за 20000, или вы питались в кафе и ресторанах, пили платное кофе по 150-200 рублей, или курили сигареты, вместо того, чтобы есть рис или заваривать гречку и овсянку кипятком, вот деньги и ушли? Если жили не по средствам, вот у вас всё и кончилось, продавайте свой мобильник, или попросите денежный перевод из дома — почти наверняка в той стране, где вы находитесь, это возможно.
С другой стороны, поиском спонсоров, крупных или мелких, занимаются многие уважаемые люди. Просить подвезти бесплатно, или получить в подарок овощ на базаре, или попроситься даром в какой-нибудь музей или национальный парк — это можно, ничего в этом страшного или греховного нет. Люди угощают нас, подвозят, зовут в гости, дарят нам различные предметы одежды, снаряжения и даже деньги, пропускают бесплатно в некоторые музеи, при этом им приятно сделать доброе дело — одарить приятного им человека. Они от этого не оскудевают, а только радуются. Проверьте сами: находясь дома, при средствах, не жадничайте и тоже делайте добрые дела, одаривайте других хороших людей, одним словом — поступайте с другими людьми так же хорошо. А как вообще хранить, приумножать, накапливать деньги? И нужно ли это? Подробно этот вопрос изучается в книге «РППП: Решение проблем по-простейшему». Всё-таки «Вопросы и ответы» — не бизнес-руководство, а книга, больше связанная с путешествиями. Как добыть деньги, куда их вложить, другие бытовые и жизненные проблемы — всё это в РППП. А если у читателя скопилось очень много денег (например, 1 миллион долларов), то РППП для их приумножения уже читать не обязательно: тогда читатель уже сам хорошо разбирается в деньгах, лучше писателя. Еду с собой берёте в путешествие? Довольно глупо будет выглядеть человек, отправляющийся в путешествие на 2-3 месяца или даже на год с полным запасом продуктов, купленных дома. Полярные путешественники обычно таскают с собой по 100-200 кг груза, зная, что путь их лежит по ненаселённой местности Арктики или Антарктики и пополниться будет негде. Я беру с собой еду только тогда, когда иду в пеший поход по безлюдной местности, или на Лесной Трезвый Сход АВП, в наш общий пищевой котёл. Или когда лечу из России в очень дорогую страну типа Японии или США – где стоимость простой еды в несколько раз выше, чем у нас. Да и там, в тех же Штатах, постепенно можно освоиться, пока питаешься содержимым своих карманов, найдётся и источник дешёвой местной пищи. Имеет смысл завозить еду ещё в Исландию и Норвегию. В большинство других регионов мира тащить жор-запасы нет смысла. Что же касается автостопщика, путешествующего по России, ближней Европе, Африке, Азии, местам населённым, — вам вряд ли понравится таскать с собой больше припасов, чем требуется на день. Торпеда с крупой, чай, немного сахара, кусок хлеба — вот и все запасы, которые можно быстро использовать, быстро и пополнить.
Если у вас есть деньги, вы заметите, что в разных регионах страны и мира существуют разные виды дешёвой еды. Где-то очень дёшевы арбузы, где-то хлеб, где-то бананы на рынке, где-то — батоны и молоко под вечер в супермаркетах... Если вы готовите сами, вам не потребуются харчевни. 100 граммов любой крупы на человека достаточно, чтобы сварить еду и поесть. Более того, еду едят во всех жилищах и в гостях. Едой в мире так часто угощают, что проблема в цивилизованных странах обычно в другом — как бы это всё съесть? Карта обязательна? Сейчас, в расцвете XXI века, нет большой надобности искать бумажные карты в библиотеках, магазинах или офисах туринформации. Электронные карты можно закачать на смартфон (например, я пользуюсь Maps. me – хотя говорят, что они скоро испортятся), если у вас нет буржуй-телефона — дома у друзей на компьютере возьмите с интернета гугл-карты и распечатайте их, потом выбросьте. Географическая карта очень полезна и удобна, но не обязательна. Равно как и всякие устройства, GPSы, навигаторы, планшеты, смартфоны и пр., — можно их иметь и применять, но не обязательно. Обязательны только мозги. А какие приложения для путешествия нужно установить на телефон? Не знаю. Это же не важно. Если человек, ещё не начав путешествовать, задаётся такими вопросами, значит у него телефон вырос уже вместо мозга. И карта, и кошелёк, и компас, и градусник, и записная книжка, и вся память, и мозг уже в телефоне! Телефон уже за человека считает порою, сколько он съел, сколько прошёл; спросишь человека, голоден ли он, а он смотрит в телефон, чтоб тот подсказал ему это. Даже поход в туалет уже скоро будут сверять с телефоном. Не переусердствуйте! Установите себе карты, закачайте нужные вам регионы, через которые поедете. Что касается остального, то это уже вопрос вашей привычки, удобства, исторической эпохи. Не забудьте, что телефон может разрядиться, потеряться, интернет может иссякнуть, и мозг останется единственным управляющим органом. Поэтому лучше заранее обдумать маршрут, представить себе, по каким дорогам, городам он пройдёт, чем всё доверять навигатору.
Часто при голосовании используете таблички? В России – нет. Обычно автостопщики голосуют рукой, а уже когда водитель останавливается — сообщают ему свой пункт назначения. Я знаю только одного человека, активно и успешно использующего таблички для автостопа в России – это Иван Найдёнов из Тюмени. В Европе многие голосуют на заправках с табличками, привлекая внимание водителей названием их родного населённого пункта. В Мексике, в Малайзии я пробовал голосовать табличками, несколько раз это даже удавалось. В тёплых странах наше белое лицо привлекает водителей на трассе лучше и эффективнее, чем табличка. Однако, в странах типа Китая, Японии, Кореи, где разговорный язык непонятен для нас, автостопщиков, полезно иметь небольшой текст, карточки с текстом или бумажки с текстами на китайском или другом местном языке, которые мы уже можем показывать водителям и простым людям. Фразы «Кипяток», «Туалет», «У меня нет проблем», «Здравствуйте, я путешественник из России! можете подвезти меня по пути в сторону... бесплатно? когда будете сворачивать, высадите меня» и прочие важные слова можно иметь в написанном виде и показывать при надобности. Я так иногда и делаю. Какой у тебя автостопный стаж? Точно мне это неизвестно. У меня есть знакомые, которые точно знают свой стаж — Денис Коновалов, Алексей Кулешов, Егор Паагирев проехали существенно больше 500 тысяч километров именно автостопом. Больше всех проехал Алексей Воров — два миллиона с хвостиком. Что касается меня, то я давно уже бросил считать, так как в моих поездках автостоп часто спутан с другими видами транспорта. Из приблизительных соображений можно выявить (2020), что я проехал именно автостопом более 650 тыс, но менее 800 тысяч километров. А вот на поездах (обычных, с билетом) я преодолел большее расстояние. Тебя узнают на трассах, в транспорте? Прямо на трассах -- нечасто. Первый раз такое случалось в 1996 году, после того, как про меня показали две телепередачи и потом я ехал из Москвы в Магадан. Под Читой остановился водитель, видевший меня по телевизору незадолго до этого. Потом время от времени такое бывало, ну в год раз-два. На Сахалине в Холмске случайно встретился на дороге таксист, который видел меня по ТВ и был поражён, предложил исполнить любое моё (транспортное) желание – я выбрал перевозку в Южно-Сахалинск, что он и осуществил. В 2020 году под Петрозаводском остановился водитель, который когда-то был на моей лекции в этом городе. Так что на трассах бывает, но редко.
В крупных городах России, когда я гуляю или еду в транспорте, узнают, летом в среднем один раз в день, что в Москве, что во Владивостоке, что в Иркутске. В маленьких сёлах не узнают (разве что покажут по телевизору, тогда несколько месяцев подряд идёт эпидемия узнавания). Узнают летом в поездах, обычно один человек на вагон меня знает. Потому, что в поездах летом ездят не только среднеобычные люди и вахтовики, но и туристы, а среди них есть процент знающих меня. Зимой в поездах в РФ узнают очень редко. В Индонезии узнавали на улицах, бывало, благодаря СМИ. В Африке и Америке – по-моему, никогда. Случалось ли, чтобы тебя подобрала дважды одна и та же машина? Чтобы в разных регионах спустя долгое время — такого совпадения не припомню. Всё же очень много есть автомобилей, встречи такие редки, случайны. Но бывает, что по одной трассе двигаясь далеко, два раза подряд подвезёт один и тот же водитель, который, например, в город заезжал или ночевал где-то, а наутро оп, и опять подобрал. Такое вот бывает. Кого больше — водителей или автостопщиков? Водителей, конечно, больше, в тысячи раз. Многие водители ездят целый год, так и не увидев ни одного автостопщика. Автостопщиков в нашей стране немного. Вероятность увидеть же аса автостопа, например, Ворова, совсем небольшая, потому что такие не стоят долго на дороге, а быстро уезжают. А сколько километров ты проехал на поездах? Если взять обычные пассажирские поезда РЖД, то очень большое расстояние, больше чем автостопом. Некоторые удивятся, но по отечественным железным дорогам я проехал более миллиона километров — в основном, в плацкартных вагонах. Мне нравятся поезда, в них можно спать или пить чай. Поездами я добираюсь до многих мест, где я провожу свои лекции. С каждым годом поезда РЖД становятся всё лучше – там часто есть и розетка, можно писать тексты на ноутбуке, поглядывая иногда в окно поезда. В некоторых составах появился душ. Поезда у нас почти никогда не опаздывают. Соотношение цены и скорости мне нравится. Кроме того, я немало ездил по железным дорогам стран бывшего СССР (по всем, кроме Туркмении). И по железным дорогам других стран, хотя спать и пить чай там можно далеко не везде. В Азии я ездил по железным дорогам много где. Это — Монголия, Китай, Вьетнам, Таиланд, Малайзия, Индонезия, Филиппины (немного, но там немного и действует), Бангладеш, Иран, Пакистан, Индия, Шри-Ланка, Израиль, Сирия (до войны), Турция, Южная Корея, Япония, и немножко проехал по территории КНДР. В Африке я ездил на поездах в Египте, Судане, Танзании, на Мадагаскаре, в Мавритании, Марокко, Эфиопии, Тунисе, немного в Анголе. На Американском континенте это США, Мексика и Коста-Рика, а также Куба. Что касается Европы, то там я ездил по железным дорогам Польши, Германии, Австрии, Швейцарии, Франции, Италии, Словении, Словакии, Чехии, Румынии, Болгарии, Сербии, Черногории, Венгрии, Испании, Португалии, Швеции, Финляндии, Бельгии, Голландии, Греции, Македонии, и немножко в Норвегии, Косово, Люксембурге, Дании и Монако. Таким образом, я проехал по железным дорогам в 72 странах. Если же прибавить микротерриторию Западной Сахары, по которой идёт кусочек мавританской ж. д. линии, и ещё Сингапур, где вроде нет нормальной железной дороги, но есть метро, в котором я тоже ездил, и Гонконг с аналогичным свойством, то выйдет, что я проехал по железным дорогам 75 стран и территорий (на конец 2020 года), причём во многих странах проехал большую часть (более 50%) железнодорожных путей, а на Шри-Ланке и в Мавритании — 99%. Есть человек, который проехал на поездах значительно больше километров неповторяющихся железных дорог, чем я. Это Сергей Болашенко, изучатель железных дорог. А сколько у тебя авиаперелётов? Интересный вопрос, но не готов ответить — давно не считал. Точно больше 150, часть по России, часть зарубежные. Но авиастоп из них только один (из Нарьян-Мара в Рыбинск), остальные полёты были с билетом. Несколько раз летал на вертолёте, но тоже с билетом. Если вам нужен человек, который совершил больше всех авиаперелётов — то среди моих знакомых это Павел Губин. У него более полутора тысяч полётных сегментов. А как насчёт плаваний, много ли их было? Тоже любопытный вопрос, но тут подсчёт совсем сложен, ведь есть совсем небольшие плавания (паромы, лодки-моторки, пироги через мадагаскарские реки)... Большими океанскими пароходами я пользовался в Индонезии (часто гидростопом, бесплатно, и на грузовых тоже), на Филиппинах, плавал и по России (самое длинное российское плавание — Омск—Салехард в 2019 году, тут на неделю плавания я соблазнил целую тусовку, 58 человек от АВП плыли на одном корабле «Родина», так что оно и самое многолюдное). Большие международные паромы в Балтийском море, ракета из Сочи в Трабзон, пароход «Клавдия Еланская» вокруг Кольского полуострова, Соловки—Архангельск (мой первый гидростоп)... Если брать относительно долгие плавания с ночёвкой в море, то я провёл в море ночей пятьдесят. Путешествовал ли ты на парусных судах? Нет, такого не случалось. Хотя до сих пор парусные суда действуют на локальных маршрутах вдоль африканского побережья, использовать их мне не приходилось. Есть и «понтовые» парусники, на которых передвигаются специально обученные люди; так, на фрегате «Паллада» ходил мой товарищ Григорий Кубатьян. Мне не доводилось. Права у тебя есть? Водительские. Водительских прав у меня нет, и водить автомашину пока что не умею. Но, есть высокая вероятность, что научусь когда-нибудь. Машину не думал себе завести? Думал, но не надумал: по моим подсчётам, от автомобиля, при моём стиле жизни, будут одни постоянные хлопоты и расходы. Конечно, на машине можно перевозить больше книг на фестивали и на лекции. Но если подсчитать возможное увеличение книгооборота и необходимые расходы на автомобиль, то совсем нерентабельно. А ездить на машине во всякие дальние страны, в Китай, Африку, Индонезию, будет дороже, чем стоимость самого транспортного средства. Спросите тех, кто ездит в автомобильные кругосветки – сколько хлопот, бюрократии и расходов у них. Так что — нет. Возите ли вы с собой видеокамеру? В наше время многие фотоаппараты, даже очень компактные, и даже телефоны, по счастью, научились снимать видео в нормальном, вполне приемлемом разрешении, и бытовое минутное видео снимают все подряд, и я тоже. В Контакте у меня на страничке или в Ютюбе посмотрите мои минутные видеоролики, а на казанском телеканале «Хузур-ТВ» (huzurtv. ru) выложено несколько десятков серий моих похождений, которые я снимал в разных странах мира на самый простой фотоаппарат стоимостью $100. Всё упрощается, аппаратура дешевеет, снимать можно очень маленькими и недорогими камерами, простым фотоаппаратом или смартфоном, а потом можно просто выложить итог в интернете, где эти видеоролики посмотрят тысячи людей, и десятки тысяч. Чтобы посмотрели не тысячи, а миллионы, нужно уже быть хорошим мастером по «продаже себя», успешным пиарщиком или просто известным человеком; ну или вы должны снять что-то необычайное — быть может, вам и повезёт. Но самое важное, что нужно потом хорошо смонтировать все эти материалы. Неплохие фильмы я встречал у Володи Шарлаева, Андрея Троицкого, Олега Приходько, Валерия Шанина и иных. Но труд монтажа значительно больше и дольше, чем минутное удовольствие видеосъёмки. А если не монтировать, а выкладывать всё сотнями часов, то и смотреть никому не захочется, интернет завален бесконечными фуфло-дорожными-видео, типа «Путешествие со ста рублями из Москвы в Самару. Серия 7, объездная Рязани. 1 час 45 минут. 20 просмотров». Что собой представляет «Воровский» рюкзак? Алексей Воров, уже с начала 1980-х годов, известен как дизайнер и изготовитель некоторых предметов снаряжения. Самым популярным его произведением является рюкзак оригинальной конструкции (с 1984 года выпускается в таком виде). Он небольшой, с фронтальной загрузкой, при езде помещается на колени; бывает в двух вариантах — «штурмовик» (объём около 30 литров) и «экспедиционник» (чуть побольше). Они весьма прочные и надёжные; сотни автостопщиков ходят и ездят с ними. Изготовляет рюкзаки непосредственно А. Воров; к нему (http: //vk. com/pasl_4) и нужно обращаться гражданам, живущим или бывающим в Петербурге. В магазинах эти рюкзаки почти нигде не продаются, и по почте Алексей их не высылает — договаривайтесь сами с друзьями, кто поедет в Петроград. Промышленного производства «воровских» рюкзаков в России или, например, в Китае — нет. Также А. Воров шьёт палатки (без каркаса), пуховые куртки и другое снаряжение на заказ. У меня уже около двадцати лет имеется и используется зимой тёплый пуховой спальный мешок от мастера. Если кому что-то нужно, то проще вам найти самого Алексея Ворова в Контакте, написать ему и заказать нужный предмет. Однако, повторяю, по почте заказы не высылаются — самовывоз из Питера, в некоторых случаях он может передать предмет с оказией в Москву. Как отличить автостопщика (путешественника) на трассе от просто голосующих местных? Автостопщик выглядит необычно для данной местности, отличается внешне. Обычно автостопщик имеет рюкзак; местные жители чаще ездят с сумками. Автостопщик чаще стоит на удобной позиции, вне населённых пунктов; местные жители тяготеют к своим деревням и к автобусным остановкам. Иногда также на одежде автостопщика есть светоотражающие полосы, но это не обязательно. В целом, ярко одетые люди с рюкзаками часто оказываются автостопщиками; местные деревенские жители предпочитают сумки и тёмную одежду. Где купить рюкзак, спальник, палатку, и т. д.? В магазинах туристского снаряжения. Их множество — в Москве, Питере, во всех крупных городах в России и Украине. Спросите любого туриста или автостопщика, вам подскажут, например, «Декатлон». Найти адреса можно в интернете – Декатлоны есть от Питера до Красноярска. Сейчас, в 2010-2020-х годах, активный туризм стал модным направлением, и магазины оборудования для туризма и спорта появились во всех городах от 200-тысячного населения и выше. Если у вас небольшой сибирский или дальневосточный город, то можно поискать в магазинах типа «Рыбалка», «Охота», или съездить налегке в ближайший крупный город. Многие недорогие предметы снаряжения — палатки, спальники — продаются и в обычных больших гипермаркетах, которые уже получили распространение на территории СНГ, а также в Европе.
Если у вас никогда не было предмета снаряжения, который вы хотите купить — возьмите с собой знающего человека, чтобы он посоветовал, что лучше взять. И не берите с собой в дальний путь новый, неопробованный в коротких путях предмет — лучше старый, но испытанный, чем новый, но с незнакомыми свойствами. Будьте осторожны с новыми, малоизвестными производителями, соблазняющими дешевизной или, напротив, дороговизной. И ботинки, и рюкзак нужно брать в дальний поход уже испробованными. Сколько весит твой рюкзак? оо-о-ох, какой тяжёлый! Ребята, рюкзак у меня может иметь разный вес, в зависимости от цели поездки. Если я приехал в ваш город с лекцией, и привёз свои книги, то конечно рюкзак будет тяжёлым — тут и 30-40, а бывало, что и 50-60 килограммов было в прежние годы, когда не были распространены транспортные компании, позволяющие заранее недорого завезти книги в тот или иной пункт. Вообще, если я еду с книгами, то я перемещаюсь не автостопом, а на общественном транспорте, тут можно увезти практически сколько угодно, вы на меня на равняйтесь. Если я еду в далёкое вольное путешествие, то в рюкзаке у меня может быть 15, максимум 20 килограммов. Если рюкзак будет больше, то всё путешествие будешь думать, где его поставить, куда его деть. Тогда первым делом в каждом городе будешь искать сперва место, где пристроить рюкзак. Ну даже с 20-килограммовым тоже это уже нужно будет делать, иначе прогулки по городу будут не столь приятными. В небольших поездках по тропическим странам это может быть, например, 12 килограммов. А если я иду в пеший поход в ненаселённой местности, то вес еды прибавляется, будет, скажем, 25 или 28 килограммов на старте. Зимой тоже больше, чем летом — потому что одежды больше. Где найти адреса для вписки (ночлега)? Зайдите на сайт www. couchsurfing. com и вступите во всемирную систему поиска спального места. В 2020 году этот сайт из бесплатного стал платным, но нынешняя стоимость использования – около 350 рублей в год (1 рубль в день) – вполне себе небольшая, хотя и она отвадила от сайта большую часть пользователей из регионов и в целом снизила посещаемость сайта. Многие люди — готовы вписывать, но не готовы платить за право получать запросы от гостей, даже символическую сумму. Для тех, кому 1 руб в день много, или кто ищет другие пути — найдите вКонтакте группы «вписки», «Автостоп», «Академия вольных путешествий», «Couchsurfing», найдите разделы «Поиски ночлега/вписки», заранее сообщите о себе: я, такой-то, из города Н., ищу вписку в городе М. в таких-то числах такого-то месяца… Озаботьтесь этим заранее. В современный век интернета это сделать всё проще! Дружите с другими путешественниками и обменивайтесь адресами с ними. Сами почаще зовите в гости иных людей, приглашайте к себе иногородних, обменивайтесь адресами на фестивалях, автостопных сборищах, на концертах, на Лесном Трезвом Сходе АВП… Приютите у себя дома, для начала, ну человек пятьдесят (не обязательно сразу, можно по нескольку человек и в разные дни), возьмите у них адреса и потом приедете к ним сами. Сами оказавшись в гостях, ведите себя на вписке хорошо, не будите по ночам хозяев, приносите продукты и готовьте еду, мойте посуду и полы, в результате вас будут любить и рекомендовать в другие жилища. В каких самых необычных местах тебе случалось ночевать? О, во множестве самых необычных мест! Мы с друзьями, помню, ночевали однажды в Пальмире (Сирия) в погребальной башне, расчистив этаж от костей прежних обитателей башни и города. Ночевали в Ереване на самой вершине монумента, посвящённого 50-летию Советской Власти, что находится над большой лестницей над всем городом (тогда, в 1997 году, в монумент можно было проникнуть и подняться на 30-метровую высоту по внутренней ржавой лестнице). На вышке мы ночевали и над Кабулом в 2002 году: над Кабулом есть гора, на которой в советские годы соорудили бассейн (наверное, когда воду в него закачивали, в остальном Кабуле вода кончалась). После войн, в 2002, бассейн стоял многолетне сухим, а над ним стояла вышка для прыжков в воду. На ней, на высшей точке Кабула, мы и забазировались на ночлег (с арбузами), а наутро солдаты НАТО пришли с автоматами нас снимать – думали, верно, что талибы захватили высшую точку. Да, она вся была со следами обстрелов. Однажды я с Андреем Мамоновым попросился заночевать в церкви (в Африке), мы поставили палатку на возвышении перед алтарём, и легли в неё спать; и тут в храме включили свет и началась церковная служба, так мы в палатке во время службы и пролежали, не стали вылезать, чтобы не смущать прихожан (а те, верно, подумали, что это некий священный вигвам). Потом свет погасили, и мы остались досыпать в палатке! Однажды в 1999 году в Судане мы приехали в деревню очень поздно, все уже спали; мы нашли один пустой открытый двор и легли там спать, а наутро это оказалось — сельский общественный туалет (утренние посетители его сильно удивились, придя туда на рассвете по своим надобностям). Поскольку Судан очень жаркая и сухая страна, никто ночью из нас не понял, что мы спим в туалете: всё было там сильно высохшее! Я ставил палатку на разных кладбищах, и ночевал в склепах, распугивая летучих мышей; зимой в Эвенкии ночевал в палатке в лесу с друзьями при морозе около -40º С; в Индонезии спал в ректорате университета прямо на столе ректора (там было меньше насекомых, чем на полу); ночевал в больницах, пожарных частях, некоторых тюрьмах, воинских частях и в сельсоветах; в юртах, в школах, в кузовах машин, в вагонах и локомотивах грузовых поездов, как стоящих, так и движущихся; в заброшенных пароходах и баржах и в действующих таковых. Случалось спать и в коровнике, и в хижине папуаса между ним самим, его жёнами, детьми, курами и свиньями. В мебельном магазине на продающихся там диванах; в особняках в гостях у очень богатых людей; на крыше гаража; на крыше автобусной остановки (городской и действующей); в мечетях (иногда очень центральных), в церквях, в храмах разнообразных религий; в высокогорных хижинах для альпинистов (до высоты 4700 м) и в загонах для высокогорного скота; во всевозможных памятниках мировой архитектуры; и на китайском заводе, где меня приняли поначалу за одного из китайских гастрбайтеров-нацменьшинств, приехавших из деревни на заработки… и на вокзалах, и в котельных, и в аэропортах, и в монастырях, и на чердаках, и в кузовах машин едущих, и стоящих, и в палатках, и без оных, и на исторических развалинах, на колоннах и под колоннами, и в стогах сена, и в пустыне на песке, и на полях, и в недостроенных дачах, коттеджах, новостройках, недостройках, послестройках, и на почтамтах, телеграфах, в сараях, на заводах, фабриках, в школах, в университетах, и в учительской, и в спортзалах, и в зданиях таможни (и даже на столе таможенном, на котором в дневное время расчленяют сумки проезжающих), и у самих погранцов, и в ментовках, и в шлюпках, лодках, и в поездах, и в электричках, и в библиотеках, и в самолётах, и в нежилых избах, и в подъездах («парадняках»), и в турклубах, и на лыжных базах, и в сдаваемых коттеджах, и на пляжах, и в интернет-кафе, и на снегу, и на кладбищах, и в пятизвёздочных отелях (куда меня приглашали бесплатно), и на вписках самых разных, да и просто под открытым небом. А вот на вершине пирамиды Хеопса ночевал не я, а Саша Казанцев. В последние десять лет необычных мест ночёвки стало поменьше, потому что стало больше опыта. В необычных местах ночёвки обычно проблемы с помывкой, с едой и с электричеством, а эти блага мне постепенно становятся всё нужней. Одновременно я становлюсь опытней и умнее, да и активность, и известность помогают — во многих городах мира меня зовут уже в гости, как только я изъявляю в интернете желание появиться там — так уже приглашающие находятся сами. Какое самое необычное транспортное средство, которым приходилось ехать? Ну, для многих будет казаться необычным — а для опытных вольных путешественников вполне нормально, — что я ездил автостопом в кабинах локомотивов, и в вагонах грузовых поездов, и в домиках геологов, которые перевозятся по железной дороге на Север, и в грузовом самолёте, и в барже, и на лодке-долблёнке, и на обычном пассажирском пароходе, и на грузовом судне-контейнеровозе, на машине-самоделке, а также и на машине, которая везлась в кузове другой машины… Я проехал на Памире около 100 км до Мургаба верхом на бочке бензовоза (наверху, вцепившись руками в верхний люк бензовоза, на высоте 4000+ метров над уровнем моря, среди заснеженных вершин Памира, по дороге очень тряской и не очень хорошей). За полтора-два часа я промёрз до невозможности (а в кабине было уже переполнение); но интересно, что по приезду водитель захотел денег, и я действительно дал ему 10 сомони. Ну и по железной дороге тоже я ездил на бочке с нефтепродуктом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|