Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предыстория и история социального правового государства




Содержание

 

Введение

1. Правовое и социальное государство: история вопроса, понятие и сущность

1.1 Предыстория и история социального правового государства

1.2 Понятие правового и социального государства

2. Проблемы социальной термодинамики правового государства

2.1 Понятие социальной термодинамики и ее значение для концепции правового государства

2.2 Проблемы социального и правового государства

Заключение

Список использованных источников

Приложения


Введение

 

Идеология социального государства и социальных прав начинается в социализме. Соответственно, выражения "социальное справедливое государство" и "социалистическое государство" использовались как синонимичные. В заочном споре с Б.Н. Чичериным как противником социализма Б.А. Кистяковский, задаваясь вопросом: "Является ли социалистическое государство по своей природе прямою противоположностью правовому государству", давал отрицательный ответ, поскольку социалистическое государство не добавляет ни одного принципа, которой не был бы известен правовому государству. В таком государстве каждому будет обеспечено достойное человеческое существование не в силу милосердия, а в силу присущих каждой личности права человека и гражданина. Право на достойное существование лишь разовьет выработанные и установленные правовым государством принципы.

Тезис об отсутствии принципиальной и качественной разницы между правовым государством и социально справедливым государством выдвигался на фоне признания логики социального государства, которая требует "изъять все средства производства из частноправового оборота". "В социально справедливом государстве они должны превратиться из собственности привилегированных групп в общенародное достояние. Понятно, что при этом та сфера безграничной личной свободы, которая в современном обществе создается и гарантируется гражданским правом, будет значительно сокращена". А все утверждения о том, что "социалистическое государство, сделавшись единственным и всеобщим работодателем, превратится в деспотическое государство", "превратит современное свободное общество в какие-то военные поселения или казармы", ассоциирование социалистического государства с "грядущим рабством", "основаны на недостаточном знакомстве с системой подлинно научных социалистических идей".

Рассуждения о перспективе социализма, а также практика его реализации объясняют, почему в настоящее время сторонники социального государства не называют себя сторонниками социалистического государства, хотя, по сути, "термин "социальное государство" является стыдливым аналогом термину социалистическое государство".

Сущностный принцип социального государства - изъятие и перераспределение материальных благ одних групп населения в пользу других (богатых в пользу бедных, социально сильных в пользу социально слабых), обеспечение социальных прав одних за счет других (бедных за счет богатых, социально слабых и незащищенных за счет социально сильных) - возникает в правовом государстве и поверх его. Социальная перераспределительная деятельность существующих государств, хотя и различается своей масштабностью (от умеренной до сильной), - реальность, требующая объяснения, которое может быть дано посредством ответа на вопрос о соотношении социального государства и правового государства.

При всем многообразии представлений о соотношении правового и социального государства можно выделить два принципиально разных варианта, непосредственно отражающих противоположные сущностные подходы к феноменам правового и социального государства: либо социальное государство - продолжение правового государства, либо социальное государство - отход от правового. Эти два подхода логически связаны с дискуссией о правовой природе прав второго поколения - социальных прав. Если признавать правовой характер социальных прав, то логичен взгляд на социальное государство как на развитое правовое. Если же исходить из неправового характера социальных прав, тогда логичен вывод о принципиальном отличии социального государства от правового.

Целью написания данной курсовой работы является изучение понятия правового и социального государства.

Для достижения поставленной цели в курсовой работе решены следующие основные задачи:

раскрыть историю вопроса, понятие и сущность правового и социального государства;

рассмотреть конституционно-правовую проблему строительства в России демократического социального государства;

Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

социальное правовое государство идеология


Правовое и социальное государство: история вопроса, понятие и сущность

 

Предыстория и история социального правового государства

 

Социальное правовое государство - относительно новый комплексный институт в системе социальной защиты, оформившийся после Второй мировой войны. Но предпосылки его коренятся издавна в традициях благотворительности, которая, проявляясь в осознании необходимости поддержки слабых и убогих, принимала самые различные формы социальной помощи. Сначала важную роль в становлении этой традиции сыграли патриархальные устои родовой, соседской, крестьянской общины, ремесленных цехов, других средневековых сообществ и корпораций, соответствующие неформальные институты морали и обычного права. Церковь и каноническое право стремились к утверждению справедливости. Не случайно понятие права в соответствии с канонами церкви формулировалось как "творчество в области доброго и равного".

Сложнее приходило осознание того, что государство несет ответственность за "убогих и сирых". Правда, отдельные меры принимались на государственном уровне даже в период Древнего мира. Например, в законах Хаммурапи была закреплена обязательная забота о вдовах, сиротах, храмовых рабах. Во времена Киевской Руси из установленной десятины выделялись средства на поддержку богаделен, помогающих сиротам, бедным, инвалидам, бездомным, а также вводились сборы на строительство школ, приютов. Представители монарших фамилий нередко лично курировали благотворительность. Но все же само участие государства носило скорее благотворительный, чем политико-управленческий характер.

Научная концепция государства, ответственного за благосостояние народа, начала формироваться в XVIII-XIX вв. Появились проекты социалистов-утопистов о переустройстве общества на справедливых социально-экономических началах. В учении А. Сен-Симона и его учеников учтены уроки Великой французской революции, в которой они увидели не только борьбу буржуазии и феодалов, но и широких слоев неимущих и угнетенных - против тех и других. Прозорливость их учения была и в том, что соотношение государственного и общественного в реализации социальной помощи определялось не спецификацией отдельных сфер и органов государства, а с учетом социальной миссии государства в целом. По их мнению, буржуазное государство не в состоянии обеспечить достойную жизнь человеку и должно быть заменено "государством труда" на основе сочетания принципов одинаковых возможностей заниматься трудом, иерархии способностей и научного планирования.

В Германии в начале 1830-х гг. формируется учение о закреплении за государством функции обеспечения справедливости. Появление марксизма было связано с попыткой теоретического разрешения проблем бедности и несправедливости. Параллельно с этим Р. фон Моль разрабатывает концепцию "полицейского (административного) государства", в котором заметны признаки правового и социального государства, объединяющего на основе правовых принципов медицинские и образовательные учреждения, органы охраны порядка, обеспечивающие в том числе регулирование цен, борьбу с дороговизной, трудоустройство и др.

Дальнейшее развитие концепции ответственного государства было связано с его социально-правовым обоснованием. В 1850 г. Л. фон Штайн вводит в научный оборот понятие "социальное государство". Либеральное понимание политики государства расширяется путем включения в перечень функций таких направлений, как "поддержание абсолютного равенства в правах для всех различных общественных классов, для отдельной частной самоопределяющейся личности посредством своей власти". Государство, согласно Штайну, "обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо в конечном счете развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве".

Подобные идеи поддержали германские государствоведы Г. Вагнер, А. Вагнер, Ф. Найман и др. Эти позиции выражали актуальную политическую задачу - преодолеть обострение социальных противоречий. Растущее давление рабочего и профсоюзного движения заставляло правительства промышленно развитых стран идти на социальные уступки. Мотивом многих институциональных нововведений были опасения по поводу возможного усиления социалистов в рабочем движении. В Германии канцлер О. фон Бисмарк, позднее кайзер Вильгельм II прямо предупреждали о такой угрозе. Советники канцлера О. фон Бисмарка (особенно Г. Вагнер) инициировали в Германии разработку нормативных правовых актов об обязательном социальном страховании профессиональных групп работников, самоуправляемых товариществах взаимного страхования. Это позволяло аккумулировать финансовые ресурсы как гарантии качественной медицинской и реабилитационной помощи, высокий уровень страховых выплат. Такая социально-правовая конструкция получила условное название "модель Бисмарка" и в модифицированном виде использовалась долгое время в Германии и некоторых других странах. В 1871 г. Германия вводит государственное социальное страхование от несчастных случаев на производстве, в 1880 г. - финансирование медицинской помощи, в 1883 г. - пособия по болезни.

Социальное страхование от несчастного случая устанавливается и в других странах: в Австрии в 1887 г., во Франции - в 1898 г., в Норвегии - в 1894 г., Новой Зеландии - в 1900 г., Швеции - в 1901 г. Медицинское страхование стало государственным в Австрии в 1888 г., в Швеции - в 1891 г., в Норвегии - в 1909 г. На рубеже веков осуществляются реформы Дж. Джолитти, который, будучи премьер-министром Италии, сотрудничал с социалистами и профсоюзами. Под их давлением он легализовал рабочие организации, признал право на забастовки.

В полной мере концепции и институты социального правового государства получили развитие в XX в. Это был сложный и противоречивый процесс в контексте борьбы основных идейно-политических течений - либерализма, социализма и консерватизма, формирования теорий институционализма, солидаризма, позитивизма, естественно-правовой теории. Либеральные теоретики выступали за государство, в котором сохраняется логическая рациональность права, минимальное государственное регулирование экономики, сдерживается политика перераспределения социальных благ, гарантируется индивидуальная автономия. Иначе неизбежны государственный патернализм и засилье бюрократии, приводящие к стагнации экономики и, соответственно, к сужению материальной базы самой социальной политики. Социалисты считали, что право должно быть, прежде всего, инструментом социальной справедливости и, соответственно, использоваться государством для компенсации социального неравенства. Консерваторы выступали за приоритет традиционных моральных ценностей, трудовой этики, институтов семьи, общины, обществ взаимопомощи и церкви.

На пути к ценностному и институциональному оптимуму, сохраняющему достоинство всех людей, с одной стороны, и высокую эффективность воспроизводства благ, с другой, немалое значение приобрела теория английского экономиста Дж. Кейнса о регулировании безработицы. Институты социально-трудовых отношений помогала выстраивать Международная организация труда (МОТ), принимавшая с 1919 г. свои конвенции. Значительное влияние оказало укрепление государственного регулирования общества, чему способствовали последствия Первой мировой войны, создавшие благоприятные условия для естественных монополий. Все это вело к серьезному вторжению государства не только в область экономики, но также семьи, школы, воспитания.

Социальная ориентация европейского права столкнулась с новыми трудностями обеспечения национальной безопасности и поддержания количественного и качественного потенциала рабочей силы, выявила необходимость новых концепций. Европейская социальная модель стала предметом общественных дискуссий и политических конфликтов (как на национальном, так и европейском уровне). Эту модель предлагается модифицировать с помощью концепций work state (принцип трудового вклада), "активизирующего социального государства", "либерального социального государства", сочетающих социальный гуманизм, личную ответственность и солидарность, сетевую активность населения, усиление субсидиарности. С ростом терроризма, уголовной, в том числе экономической, преступности оказались востребованными идеи полицейского государства Р. Моля.

Обобщая опыт разных стран, можно сделать вывод, что современное социальное и правовое государство:

обеспечивает гарантии соблюдения прав и свобод человека;

сочетает институты социальной защиты и рыночной экономики;

создает возможности для каждого члена общества реализовать свой трудовой потенциал для обеспечения своей семье благополучия;

осуществляет при структурных преобразованиях максимально возможные инвестиции в человека;

сочетает достижение высоких жизненных стандартов для большинства граждан с адресной поддержкой наиболее уязвимых слоев;

предусматривает, что любой хозяйствующий субъект несет определенную социальную ответственность;

создает условия для участия хозяйствующих субъектов, работников в выработке и социальной экспертизе управленческих решений;

реализует систему социального партнерства в качестве механизма достижения общественного согласия;

ориентировано на укрепление семьи;

способно ответить на вызовы глобализации и угрозы терроризма.

Как отмечает Л. Витте, последствия расширения Евросоюза на Восток в 2004 г. принесут в ЕС гибридную социальную модель, в которой социалистическое прошлое комбинируется с либеральным будущим. Более консервативная модель ждет Россию. Здесь проявится своя специфика в силу чрезвычайной широты территории, разнообразия условий проживания, этнокультурных особенностей, социально-экономического развития регионов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...