Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие социальной термодинамики и ее значение для концепции правового государства




 

Термин "социальная термодинамика" прижился в политологических и исторических работах, хотя пока нечасто встречается в правовых публикациях. Связывая его с понятием правового государства, мы хотели бы подчеркнуть функциональность и актуальность этой ведущей конституционно-правовой ценности для контролирования развития социально-политического процесса в нашей стране и изгнания из него "демона стихийности".

Бунты и революции с завидным постоянством сопровождали российскую историю, подтверждая идею Вильфредо Парето о постоянной циркуляции противоборствующих элит и контрэлит. Причины революций и социальных потрясений обычно представляют в категориях социомеханики, т.е. объяснения и прогнозирования общественных изменений как функции чисто социальных факторов: структурных условий или специфических исторических обстоятельств, а также идей, представлений и символов. Марксизм искал философский камень для разгадки тайны социальных революций в несоответствии характера производственных отношений уровню развития производительных сил. Другие теории в качестве первопричины революций называют борьбу за власть различных слоев элиты, опирающихся на социальную и политическую активность широких общественных группировок, или указывают на влияние враждебных внешних сил. Многие видят истоки революций в случайных кризисных ситуациях, вызванных превратностями истории, когда "низы не хотят, а верхи не могут" жить по-старому. На идеологическом уровне причины революций усматривают в идеях социального протеста, имеющих утопически-эмансипаторский характер. В их основе чаще всего лежат символы равенства, прогресса и свободы, актуализация которых должна привести к созданию лучшего социального порядка. При этом ярко выражено универсалистское и миссионерское стремление сформировать новый тип человека и как можно быстрее совершить модернизационный переход от традиционализма в новую историческую эпоху. Подчеркивается также важность восприятия субъектами социального действия окружающего мира в целом и политической сферы в частности как арены, где может быть осуществлена попытка соединить трансцендентальное и земное, т.е. где можно достичь спасения. В общем, мнения правят миром.

Между тем при всей важности названных факторов, как правило, не учитывается следующее обстоятельство: все социальные и политические процессы происходят не просто в обществе, но в естественной среде, состоящей из людей как биологических индивидов. Но дуализм человека как существа одновременно и социального, и природного не может не приниматься в расчет, если мы хотим видеть живую картину, а не абстрактную и половинчатую схему. Природные особенности человека заставляют учитывать закономерности его поведения в составе не только классов или иных социальных групп, но и этнических общностей, причастных не только к социуму, но и к биосфере. Именно этносы представляют собой единство социальных и природных начал в больших группах людей, осознающих свою общность и общность своей исторической судьбы. Социальные и этнические процессы пересекаются, но не совпадают, поскольку имеют разную природу, а значит, различия в происхождении и закономерностях развития.

Понятие этноса позволяет перейти с социомеханического уровня анализа глубже, на уровень своего рода социальной "термодинамики" - теории об источниках социального движения, где общественное поведение людей рассматривается уже не через призму рациональных мотивов, а с точки зрения колебаний жизненной энергии человеческих популяций. Natura bis maxima - природа сильна вдвойне. Именно переменчивый поток жизненной силы является естественной основой, субстратом, поверх которого пишется социальная история. Поэтому отправляться улучшать мир, игнорируя это обстоятельство, - примерно то же самое, что поднимать в небо самолет, не позаботившись о том, есть ли в его баках горючее.

Как известно, циклы жизненной энергии этносов были описаны Л.Н. Гумилевым в его знаменитой теории этногенеза. Основная его идея состоит в том, что история каждого этноса представляет собой колебательное движение, проходит стадии подъема, активности, инерции и спада. В принципе против подобного подхода никто никогда и не возражал, ибо все этапы, о которых говорил ученый: подъем (скрытый, а потом явный), акме (высшее развитие, "горение"), надлом, инерция, обскурация (застой), фаза реликта и, наконец, исчезновение, - являются периодами земного существования любого живого (зарождающегося, развивающегося и отмирающего) явления. "Продолжительность жизни этноса, как правило, одинакова и составляет от момента толчка до полного разрушения около 1500 лет", а "до превращения этноса в реликт около 1200 лет", - считал Л.Н. Гумилев. Впрочем, он был далеко не первым, кто отметил подобную цикличность, хотя его предшественники и относили ее к периодам жизни не этносов, а народов и цивилизаций - с другим количеством фаз и с иными названиями. К.Н. Леонтьев считал, что "самый долгий срок государственной жизни народов" составляет 1200 лет. Н.Я. Данилевский называл "периодом цивилизаций" другой временной промежуток - от четырех до шести веков. По мнению О. Шпенглера, время существования "цивилизации" составляет 1500 лет.

Однако в отличие от других теорий цикличного развития центральным звеном этногенеза у Л.Н. Гумилева служит понятие пассионарности, призванное дать объяснение источнику человеческой активности, порождающей новые циклы. Пассионарность - это непреоборимое внутреннее стремление некоторых индивидов к активной деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели <7>. Наличие взрывов такой активности (Л.Н. Гумилев называл их пассионарными толчками), порождающих новые людские общности, - бесспорный исторический факт. Их поразительные по неожиданности и мощи проявления, так и не нашедшие приемлемого объяснения с точки зрения каких бы то ни было экономических и политических процессов, ставят в тупик исследователей. Один из критиков гумилевской теории этногенеза А. Янов признает: "В самом деле, кто и когда объяснил, почему, скажем, дикие и малочисленные кочевники-монголы вдруг ворвались на историческую сцену в XIII веке и ринулись покорять мир, громя по пути богатейшие и культурные цивилизации Китая, Средней Азии, Ближнего Востока и Киевской Руси, - только затем, чтобы несколько столетий спустя тихо сойти с этой сцены, словно их никогда там и не было? А другие кочевники - столь же внезапно возникшие из Аравийской пустыни и на протяжении столетия ставшие владыками полумира, вершителями судеб одной из самых процветающих цивилизаций в истории? Разве не кончилось их фантастическое возвышение таким же, как монгольское, превращением в статистов этой истории? А гунны, появившиеся ниоткуда и рассеявшиеся в никуда? А вечная загадка величия и падения Древнего Рима? (Сюда следовало бы добавить и такой грандиозный этногенный взрыв, как Великое переселение народов со II по VI в. н.э. - А.С.) Откуда взлетели и куда закатились все эти исторические метеоры? И почему? Не перечесть философов и историков, пытавшихся на протяжении столетий ответить на эти вопросы. Но ведь общепризнанных ответов на них нет и по сию пору. И вот Гумилев, опираясь на свою устрашающую эрудицию, предлагает совершенно оригинальные ответы".

Теория пассионарности подвергалась и подвергается критике - среди многих историков это стало почти правилом хорошего тона. Ее упрекают прежде всего в подмене социальных закономерностей биологическими, поскольку, по Гумилеву, пассионарность - признак, передающийся генетически. Однако, справедливости ради, надо признать: сам профессор Гумилев никогда не утверждал, что теория этногенеза отменяет социальные законы развития общества. Экспонента социального развития, по его мнению, лишь накладывается на синусоиду этногенеза, результатом чего является либо усиление действия социальных факторов, либо ослабление их влияния - в зависимости от возрастания или падения уровня пассионарного напряжения, "социальной температуры" общества. В этом смысле можно говорить о переходе этнических и социальных движений различной природы в когерентное состояние. Причем рассмотрение энергетической истории этногенеза есть взгляд под особым углом зрения, когда из совокупного результата действия социальных и природных сил вычленяется лишь естественная составляющая.

Однако, учитывая нынешние реалии, с такой оценкой фактов уже вряд ли можно согласиться. Прежде всего, если не поддаваться искушению евразийства, становится очевидным, что с точки зрения энергетики этногенеза этапы развития западноевропейской и российской цивилизаций в основном совпадали, русский этнос никогда не делился на два - древнерусский и великорусский и фазы его развития должны датироваться иначе. Так, в IX столетии в результате некоего "энергетического" подъема на Западе создается империя Карла Великого и одновременно в Восточной Европе - славяно-норманское государство "от варяг бо прозвашася Русью" (призвание варягов - "руси" в 862 г.) <12>. С XI в. в Западной Европе начинается акматическая фаза наивысшей степени "горения" (индикатор ее наступления - крестовые походы и последующие колониальные захваты), завершающаяся в точке своего крайнего напряжения "надломом" (религиозная реформация XVI в., "проросшая" эпохой буржуазных революций XVII - XVIII вв.). При этом в России начало акматической фазы также приходится скорее не на XVI в., как считал Л.Н. Гумилев, а на выраженную экспансию славянских племен на европейский северо-восток, которая началась уже в XI в., что имело своим результатом вытеснение или ассимиляцию там угро-финских племен и образование Владимиро-Суздальской, а затем Московской Руси в XII - XIV вв. В XVI - XVII вв. явственно наблюдается акматический "перегрев" (опричнина, Смутное время и т.д.), имевший следствием "пассионарный надлом" XVII - XVIII вв., когда происходит характерное для последнего "осевое" цивилизационное смещение: церковный раскол XVII в., западнические реформы Петра I, восстание декабристов 1825 г., после которого наступило "затишье", и с XIX в. в Восточной Европе, как и в Западной, начался инерционный спад, "золотая осень" цивилизации.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...