Каноническое проектирование ИС
Организация канонического проектирования ИС ориентирована на использование главным образом каскадной модели жизненного цикла ИС. Стадии и этапы работы описаны в стандарте ГОСТ 34.601-90. В зависимости от сложности объекта автоматизации и набора задач, требующих решения при создании конкретной ИС, стадии и этапы работ могут иметь различную трудоемкость. Допускается объединять последовательные этапы и даже исключать некоторые из них на любой стадии проекта. Допускается также начинать выполнение работ следующей стадии до окончания предыдущей. Стадии и этапы создания ИС, выполняемые организациями-участниками, прописываются в договорах и технических заданиях на выполнение работ: Стадия 1. Формирование требований к ИС. На начальной стадии проектирования выделяют следующие этапы работ: · обследование объекта и обоснование необходимости создания ИС; · формирование требований пользователей к ИС; · оформление отчета о выполненной работе и тактико-технического задания на разработку. Стадия 2. Разработка концепции ИС. · изучение объекта автоматизации; · проведение необходимых научно-исследовательских работ; · разработка вариантов концепции ИС, удовлетворяющих требованиям пользователей; · оформление отчета и утверждение концепции. Стадия 3. Техническое задание. · разработка и утверждение технического задания на создание ИС. Стадия 4. Эскизный проект. · разработка предварительных проектных решений по системе и ее частям; · разработка эскизной документации на ИС и ее части. Стадия 5. Технический проект. · разработка проектных решений по системе и ее частям; · разработка документации на ИС и ее части;
· разработка и оформление документации на поставку комплектующих изделий; · разработка заданий на проектирование в смежных частях проекта. Стадия 6. Рабочая документация. · разработка рабочей документации на ИС и ее части; · разработка и адаптация программ. Стадия 7. Ввод в действие. · подготовка объекта автоматизации; · подготовка персонала; · комплектация ИС поставляемыми изделиями (программными и техническими средствами, программно-техническими комплексами, информационными изделиями); · строительно-монтажные работы; · пусконаладочные работы; · проведение предварительных испытаний; · проведение опытной эксплуатации; · проведение приемочных испытаний. Стадия 8. Сопровождение ИС. · выполнение работ в соответствии с гарантийными обязательствами; · послегарантийное обслуживание. Oбследование – это изучение и диагностический анализ организационной структуры предприятия, его деятельности и существующей системы обработки информации. Материалы, полученные в результате обследования, используются для: · обоснования разработки и поэтапного внедрения систем; · составления технического задания на разработку систем; · разработки технического и рабочего проектов систем. На этапе обследования целесообразно выделить две составляющие: определение стратегии внедрения ИС и детальный анализ деятельности организации. Основная задача первого этапа обследования - оценка реального объема проекта, его целей и задач на основе выявленных функций и информационных элементов автоматизируемого объекта высокого уровня [8]. Эти задачи могут быть реализованы или заказчиком ИС самостоятельно, или с привлечением консалтинговых организаций. Этап предполагает тесное взаимодействие с основными потенциальными пользователями системы и бизнес-экспертами. Основная задача взаимодействия - получить полное и однозначное понимание требований заказчика. Как правило, нужная информация может быть получена в результате интервью, бесед или семинаров с руководством, экспертами и пользователями.
По завершении этой стадии обследования появляется возможность определить вероятные технические подходы к созданию системы и оценить затраты на ее реализацию (затраты на аппаратное обеспечение, закупаемое программное обеспечение и разработку нового программного обеспечения). Результатом этапа определения стратегии является документ (технико-экономическое обоснование проекта), где четко сформулировано, что получит заказчик, если согласится финансировать проект, когда он получит готовый продукт (график выполнения работ) и сколько это будет стоить (для крупных проектов должен быть составлен график финансирования на разных этапах работ). В документе желательно отразить не только затраты, но и выгоду проекта, например время окупаемости проекта, ожидаемый экономический эффект (если его удается оценить).
Ориентировочное содержание этого документа: · ограничения, риски, критические факторы, которые могут повлиять на успешность проекта; · совокупность условий, при которых предполагается эксплуатировать будущую систему: архитектура системы, аппаратные и программные ресурсы, условия функционирования, обслуживающий персонал и пользователи системы; · сроки завершения отдельных этапов, форма приемки/сдачи работ, привлекаемые ресурсы, меры по защите информации; · описание выполняемых системой функций; · возможности развития системы; · информационные объекты системы; · интерфейсы и распределение функций между человеком и системой; · требования к программным и информационным компонентам ПО, требования к СУБД; · что не будет реализовано в рамках проекта. На этапе детального анализа деятельности организации изучаются задачи, обеспечивающие реализацию функций управления, организационная структура, штаты и содержание работ по управлению предприятием, а также характер подчиненности вышестоящим органам управления. На этом этапе должны быть выявлены: · инструктивно-методические и директивные материалы, на основании которых определяются состав подсистем и перечень задач;
· возможности применения новых методов решения задач. Аналитики собирают и фиксируют информацию в двух взаимосвязанных формах: · функции - информация о событиях и процессах, которые происходят в бизнесе; · сущности - информация о вещах, имеющих значение для организации и о которых что-то известно. При изучении каждой функциональной задачи управления определяются: · наименование задачи; сроки и периодичность ее решения; · степень формализуемости задачи; · источники информации, необходимые для решения задачи; · показатели и их количественные характеристики; · порядок корректировки информации; · действующие алгоритмы расчета показателей и возможные методы контроля; · действующие средства сбора, передачи и обработки информации; · действующие средства связи; · принятая точность решения задачи; · трудоемкость решения задачи; · действующие формы представления исходных данных и результатов их обработки в виде документов; · потребители результатной информации по задаче. Одной из наиболее трудоемких, хотя и хорошо формализуемых задач этого этапа является описание документооборота организации. При обследовании документооборота составляется схема маршрута движения документов, которая должна отразить: · количество документов; · место формирования показателей документа; · взаимосвязь документов при их формировании; · маршрут и длительность движения документа; · место использования и хранения данного документа; · внутренние и внешние информационные связи; · объем документа в знаках. По результатам обследования устанавливается перечень задач управления, решение которых целесообразно автоматизировать, и очередность их разработки. На этапе обследования следует классифицировать планируемые функции системы по степени важности. Один из возможных форматов представления такой классификации - MuSCoW. Эта аббревиатура расшифровывается так: Must have - необходимые функции; Should have - желательные функции; Could have - возможные функции; Won't have - отсутствующие функции.
Функции первой категории обеспечивают критичные для успешной работы системы возможности. Реализация функций второй и третьей категорий ограничивается временными и финансовыми рамками: разрабатывается то, что необходимо, а также максимально возможное в порядке приоритета число функций второй и третьей категорий. Последняя категория функций особенно важна, поскольку необходимо четко представлять границы проекта и набор функций, которые будут отсутствовать в системе. Модели деятельности организации создаются в двух видах: · модель "как есть"("as-is")- отражает существующие в организации бизнес-процессы; · модель "как должно быть"("to-be") - отражает необходимые изменения бизнес-процессов с учетом внедрения ИС. На этапе анализа необходимо привлекать к работе группы тестирования для решения следующих задач: · получения сравнительных характеристик предполагаемых к использованию аппаратных платформ, операционных систем, СУБД, иного окружения; · разработки плана работ по обеспечению надежности информационной системы и ее тестирования. Привлечение тестировщиков на ранних этапах разработки является целесообразным для любых проектов. Если проектное решение оказалось неудачным и это обнаружено слишком поздно (на этапе разработки или, что еще хуже, на этапе внедрения в эксплуатацию), то исправление ошибки проектирования обходится очень дорого. Чем раньше группы тестирования выявляют ошибки в информационной системе, тем ниже стоимость сопровождения системы. Время на тестирование системы и на исправление обнаруженных ошибок следует предусматривать не только на этапе разработки, но и на этапе проектирования. Для автоматизации тестирования следует использовать системы отслеживания ошибок (bug tracking). Это позволяет иметь единое хранилище ошибок, отслеживать их повторное появление, контролировать скорость и эффективность исправления ошибок, видеть наиболее нестабильные компоненты системы, а также поддерживать связь между группой разработчиков и группой тестирования (уведомления об изменениях по e-mail и т.п.). Чем больше проект, тем сильнее потребность в bug tracking.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|