Государственная охрана объектов культурного наследия
В соответствии с Конституцией РФ охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. Законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к мероприятиям по государственной охране объектов культурного наследия отнесены: 1) государственный контроль за соблюдением законодательства в области охраны и использования объектов культурного наследия; 2) государственный учет объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со ст. 3 Закона, формирование и ведение реестра; 3) проведение историко-культурной экспертизы; 4) установление ответственности за повреждение, разрушение или уничтожение объекта культурного наследия, перемещение объекта культурного наследия, нанесение ущерба объекту культурного наследия, изменение облика и интерьера данного объекта культурного наследия, являющихся предметом охраны данного объекта культурного наследия; 5) согласование в случаях и порядке, установленных Законом, проектов зон охраны объектов культурного наследия, землеустроительной, градостроительной и проектной документации, градостроительных регламентов, а также решений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления об отводе земель и изменении их правового режима; 6) контроль за разработкой градостроительной и проектной документации, градостроительных регламентов, в которых должны предусматриваться меры, обеспечивающие содержание и использование объектов культурного наследия в соответствии с требованиями Закона;
7) разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия; 8) выдача в случаях, установленных Законом, разрешений на проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ; 9) согласование в случаях и порядке, установленных Законом, проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ и проектов проведения указанных работ; 10) выдача в случаях, установленных Законом, разрешений на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия; 11) установление границы территории объекта культурного наследия как объекта градостроительной деятельности особого регулирования; 12) установка на объектах культурного наследия информационных надписей и обозначений; 13) контроль за состоянием объектов культурного наследия; 14) иные мероприятия, проведение которых отнесено Законом и законами субъектов РФ к полномочиям соответствующих органов охраны объектов культурного наследия. В настоящее время в соответствии с п. 1, 3 и 4 ст. 63 ФЗ-73 до регистрации объекта культурного наследия в Реестре действуют правила охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 16.09.82 № 865 и ст. 31, 34, 35, 40, 42 Закона РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры», согласно которым реализация соответствующих полномочий по охране и использованию памятников истории и культуры осуществляется государственными органами охраны памятников истории и культуры вне зависимости от их категории историко-культурного значения. Вышеупомянутые правила обеспечивают непрерывность и преемственность осуществления функций по государственной охране объектов культурного наследия в переходный период действия Закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Федеральным законодательством предусматривается возможность передачи федеральных полномочий по государственной охране объектов культурного наследия соответствующим региональным органам охраны объектов культурного наследия. Основными условиями такой передачи целесообразно считать: 1) наличие самостоятельного органа исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия; 2) согласование Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране объектов культурного наследия назначения на должность и отстранения от должности руководителя соответствующего регионального органа охраны объектов культурного наследия, а также вопросов реорганизации (ликвидации) данного органа; 3) наличия квалифицированных специалистов в соответствующем региональном органе охраны объектов культурного наследия; 4) контроль за реализацией переданных полномочий со стороны федерального органа охраны объектов культурного наследия. Эффективность реализации мероприятий по государственной охране объектов культурного наследия в значительной степени зависит от организации системы государственной охраны в Российской Федерации. В соответствии с Указами Президента РФ от 09 марта 2004 г. № 314 и от 20 мая 2004 г. № 649 в сфере охраны культурного наследия образованы Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ (Минкультуры России), Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Росохранкультура) и Федеральное агентство по культуре и кинематографии (Роскультура). К полномочиям Минкультуры России отнесено осуществление государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия. К полномочиям Роскультуры отнесены ведение единого государственного реестра объектов культурного наследия и организация проведения государственной историко-культурной экспертизы в отношении объектов культурного наследия.
К полномочиям Росохранкультуры отнесены остальные функции федерального органа охраны объектов культурного наследия, определенные Законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». С позиций практической реализации функций государственной охраны объектов культурного наследия разделение указанных полномочий между Росохранкультурой и Роскультурой нецелесообразно, т.к. в соответствии со ст. 33 Закона государственная охрана представляет собой единый процесс, государственный учет является ее основой, а проведение государственной историко-культурной экспертизы - основанием для принятия решений, входящих в компетенцию Росохранкультуры. Разделение же полномочий между Федеральными службами и Федеральными агентствами основано на принципе отделения контрольно-надзорных функций от функций по управлению государственным имуществом и оказанию платных услуг. Учитывая изложенное, целесообразно объединить функции по государственной охране объектов культурного наследия, как не связанные с нормативно-правовым регулированием и управлением государственным имуществом в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Организация деятельности государственных органов охраны объектов культурного наследия в субъектах РФ в настоящее время требует совершенствования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|