Возникновение и формирование межличностных отношений в спортивном коллективе
Спортивная деятельность имеет все признаки и содержательные характеристики общения между людьми, построенного на двигательном, психомоторном и идеомоторном базисе социальной жизни. Даже в индивидуализированных видах спортивной деятельности, таких как спортивная стрельба, подводное ориентирование, прыжки с парашютом и др., спортсмены вступают в соревновательное общение друг с другом по определенным правилам. В командных же видах спортивной деятельности, например в спортивных играх, психологические закономерности общения, взаимоотношений и психологической атмосферы в командах, взаимопонимания между спортсменами, командой и тренером являются определяющим фактором сплоченности команд, а следовательно, и фактором спортивного успеха. Социально-психологические исследования в спорте ставят целью изучение влияния различных форм и видов общения и взаимоотношений участников различных спортивных групп, команд, клубов, спортивных организаций на соревновательную успешность спортсменов. Перед спортивной группой как формальной организацией с момента ее возникновения стоят конкретные и четкие задачи, на выполнение которых нацелены как тренер, так и весь коллектив. Деятельность по выполнению поставленных задач заставляет тренера и рядовых членов команды взаимодействовать, кооперировать свои усилия, искать и устанавливать личные, деловые (формальные) контакты, которые являются первым и основным условием возникновения формальных (деловых) отношений. В ходе этого процесса (общения) устанавливаются, сохраняются и изменяются отношения между участниками совместной деятельности. В процессе формализованных совместных действий благодаря личным контактам и общению делового характера постепенно возникают контакты и связи, окрашенные эмоциями, симпатиями, взаимным интересом друг к другу, т. е. возникают неформальные отношения.
Возникновение и формирование межличностных отношений в спортивных коллективах происходят в соответствии с общими закономерностями формальных организаций и проходят сложный, но всегда однонаправленный путь, который можно разбить на несколько этапов: -возникновение потребности и ее осознание; -превращение потребности в стойкий интерес к той или иной деятельности, способной удовлетворить возникшую потребность; -сравнение и оценка своих возможностей, способностей с требованиями той деятельности, в которой надлежит принять участие для удовлетворения потребностей; -формирование мотива поведения, направленного на поиск деятельности, способной удовлетворить возникшую потребность; -установление контактов и связей с тренером и спортсменами в процессе деятельности; возникновение формальных, взаимоотношений, способствующих удовлетворению потребности; -возникновение симпатий, предпочтений, дружбы, общих интересов и увлечений на основе формальных взаимоотношений; формирование неформальных отношений. В спортивных командах, как показано в исследованиях Р.Л. Кричевского, Ю.Л. Ханина, И.П. Волкова, Ю.Я. Киселева, Г.Д. Горбунова, М.В. Прохоровой, В.Д. Гончарова, Ю.А. Коломейцева и др., развиваются и формируются различные формы и виды межличностных взаимоотношений и взаимовлияний как по вертикали (системы: "тренер-спортсмен", "тренер-команда"), так и по горизонтали (системы: "спортсмен-спортсмен", "спортсмен-команда"). Изучение закономерностей функционирования и влияния этих систем взаимоотношений на реальное поведение и рост спортивных достижений участников команд является сложным делом, требующим кропотливого и хорошо обоснованного научного подхода, что и выражает настоящее диссертационное исследование.
Установление правильных взаимоотношений в системе «тренер — спортсмен» — дело исключительно сложное и тонкое, граничащее с искусством, где многое зависит от личных качеств как самого тренера, так и ею учеников. Кроме этого, взаимоотношения подвержены влиянию объективных факторов (возраст, пол, уровень спортивного мастерства, время занятий у данного тренера) и субъективных (уровень культурного и интеллектуального развития тренера и спортсменов, стиль руководства, психологическая совместимость и идентичность системы ценностей и мировоззрения и т.д.). Развитие общества, коллектива, личности невозможно без борьбы противоположных идей и позиций, столкновения различных точек зрения и мнений, преодоления противоречий и разногласий, застоя и косности. Конфликты во взаимоотношениях людей в спорте не только неизбежны, но и нередко необходимы для совершенствования этих взаимоотношений по правилам соревнований. Однако тренеры часто жалуются на скрытые конфликтные взаимоотношения членов одной команды, что снижает ее сплоченность и может привести к досадному проигрышу в соревнованиях с более слабой, но более дружной командой. КОНФЛИКТ — столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия (=> конфликт, внутриличностный). В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая: 1) либо противоречивые позиции сторон по какому — то поводу; 2) либо противоположные цели или средства их достижения в данных условиях; 3)либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов, и пр. Конфликты во взаимоотношениях высококвалифицированных спортсменов в команде имеют, в отличие от других видов человеческой деятельности, свою социально-психологическую специфику. Они редко носят открытый характер, но если конфликт публично объективируется, то это чревато снижением уровня сплоченности и сыгранности команды. С научной точки зрения, конфликт во взаимоотношениях в спорте — это многослойное и разноплановое социально-психологическое явление, включенное в структуру как индивидуальной, так и совместной деятельности спортсмена с членами его спортивной команды или с членами команды соперников.
С первого взгляда конфликтная ситуация представляется как отрицательное явление, однако занятия физической культурой учат преодолевать конфликтные ситуации. Большую роль в формировании межличностных отношений играют условия, в которых это происходит: сельская или городская местность, состояние материальной базы спортивного сооружения (в том числе размеры зала) личность преподавателя.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|