Роль тренер в создании социально-психологического климата и эффективной деятельности спортивной команды
«Человек — писал Антуан де Сент-Экзюпери, — это узел связи». И еще: «Одинокой личности не существует. Тот, кто замыкается в своем одиночестве, наносит ущерб общине. Тот, кто грустит, наводит грусть на других». Что бы мы ни делали, о чем бы ни думали, всегда наши мысли, чувства, дела так или иначе кому-то адресованы. [12]. Как уже говорилось, взаимоотношения спортивных команд делятся на отношения по горизонтали («спортсмен — спортсмен») и отношения по вертикали («спортсмен— тренер»). Исследования показали, что характер взаимоотношений оказывает существенное влияние на результативность деятельности отдельных спортсменов и всей команды. Все динамические процессы, происходящие в малой группе, обеспечивают определенным образом эффективность групповой деятельности. В командных видах спорта взаимосвязанная деятельность проявляется особенно ярко, однако и в других видах победа команды осуществима лишь при совместном стремлении ее участников к общей цели. Это объясняется тем, что при индивидуальных действиях каждого члена команды к победе приводит единое направление усилий, общая атмосфера, чувство сопереживания и поддержки. Одним из факторов, способствующих достижению группой цели, является авторитет, которым обладает тренер (преподаватель). Несмотря на официальность должности, изначально предполагающей наличие авторитета, последним не всегда обладает преподаватель. Если в группе новичков или в классах начальной школы любой руководитель представляется авторитетным, то среди более опытных и взрослых участников авторитет должности должен быть подтвержден определенными личностными качествами. Известно, что несоответствие между должностными обязанностями и личностными особенностями, а также реальными возможностями руководителя приводит к снижению эффективности работы группы. Кроме того, авторитет зависит и от объективности, тактичности руководителя, а также присущего ему взаимопонимания, умения опираться на индивидуальные особенности участников группы и на коллектив в целом.
Тренер может завоевать авторитет только тогда, когда его поведение естественно и вытекает из его мировоззрения и убеждений, когда слово и дело у него не расходятся. Тренер должен быть личностью требовательной. Без этого трудно рассчитывать на успехи в работе. Отсутствие этого качества истолковывается спортсменами как «мягкотелость», неумение руководить. Таким образом, перед тренером встает исключительная по трудности задача — управление развитием личностных качеств членов команды. Вот почему успешно выступающая команда — это прежде всего психологически правильно сбалансированный коллектив, где с учетом личностных качеств создан благоприятный психологический климат. В спорте тренер, безусловно, самый главный наставник, причем для юного спортсмена он является еще и ориентиром в становлении личности. Еще немаловажным аспектом в взаимоотношениях команды, является выбранный стиль руководства тренера. В психологии принято выделять условно выделять три основных типа руководства: авторитарный, демократический и либеральный. Условно, потому что типов руководства может быть больше, и они зависят, в том числе, и от индивидуально-личностных особенностей сам их тренеров, от опыта их работы и общения со спортсменами. Влияние стиля руководства на различные аспекты жизнедеятельности коллектива многообразно: под его воздействием изменяется личность спортсменов, эффективность их деятельности, поведение, взаимоотношения. В зависимости от уровня развития группы, сложившихся в ней межличностных отношений в группе может образовываться различный психологический климат. Под этим понятием подразумевают более или менее стабильное преобладающее настроение в коллективе. Следует различать психологический климат и психологическую атмосферу. В отличие от первого атмосфера способна быстро изменяться под влиянием тех или иных обстоятельств; климат же – явление более устойчивое. Хороший психологический климат способствует успешному продвижению команды к достижению общей цели, преодолению препятствий, умению находить компромиссные решения в конфликтных ситуациях. Негативный климат приводит к возникновению конфликтов, разобщению людей, сложностям при достижении групповой цели и, как следствие, разрушению группы вообще.
Каждый член группы участвует в формировании психологического климата и ощущает на себе его влияние. Положительный или отрицательный настрой в команде передается от одного человека к другому, определяя модель самочувствия, поведения и, как следствие, результативность. Общий эмоциональный настрой во многом зависит от преподавателя. Чтобы эффективно оказывать психологическую помощь в спорте, осуществлять психологическое сопровождение специалисту нужно создать атмосферу доверия и взаимопонимания, установить такие отношения со спортсменом, которые и позволят конструктивно воздействовать на его психику. Следуя из выше указанного, можно сказать, что тренер – это главное звено. Только от него зависит, как будут развиваться взаимоотношения в команде, и как они будут проявляться в достижениях спортивных результатов. Важно сплотить команду в единое целое. Сплоченный коллектив, отличается способностью к быстрой мобилизации, сопереживанию успехов и неудач, а также такими групповыми социально-психологическими феноменами, как единое коллективное настроение и коллективное мышление. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
А.С. Макаренко отмечал, что движущей силой развития коллектива является динамика целей, а стимулом к развитию – гармоничное сочетание целей, как коллективных, так и личных. Главным стимулом, побуждающим коллектив к единству действий, является общность интересов и задач. Объем и результат деятельности, недостижимый для индивида, может быть достигнут с помощью согласованной коллективной работы.
Важным фактором, влияющим на психологический климат группы (команды) являются межличностные отношения – объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат эмоциональные состояния взаимодействующих людей. Психологический климат формируется под влиянием групповых эмоций, возникающих в результате достижения командой успеха или, наоборот, неудачи. Но наличие самого благоприятного психологического климата не исключает периодического возникновения в группе конфликтов - острых противоречий, возникающих между членами группы при наличии у них взаимоисключающих форм поведения. Хороший психологический климат способствует успешному продвижению команды к достижению общей цели, преодолению препятствий, умению находить компромиссные решения в конфликтных ситуациях. Негативный климат приводит к возникновению конфликтов, разобщению людей, сложностям при достижении групповой цели и, как следствие, разрушению группы вообще. Спортивная деятельность носит коллективный характер, протекает и подготавливается в присутствии других людей и при их участии. Спортивная команда представляет собой коллектив со своими психологическими особенностями, в котором между спортсменами складываются определенные отношения. Создать хороший социально-психологический климат в спортивном коллективе, подобрать команду так, чтобы все ее члены не только успешно взаимодействовали на поле, площадке, но и гармонировали между собой как личности, построить правильные взаимоотношения в коллективе — большое искусство и большой педагогический труд. В заключение необходимо сказать, что все личностные качества спортсмена и тренера, находясь в сложном взаимодействии, по-разному проявляются в различных ситуациях, создают мир отношений, который в одних случаях помогает успешному развитию деятельности и способностей тренера и спортсменов, а в других тормозит это развитие. Все сказанное приобретает особую остроту в спорте высших достижений, так как в этой сфере деятельности наиболее важно знать, как сформировать позитивные межличностные отношения в команде, как избежать конфликта или выйти из него, как создать такой социально-психологический климат, который способствовал бы успешному формированию мотивации спортсмена, его готовности переносить предельные нагрузки и стремлению к достижению высоких результатов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Акимова Л.Н. Психология спорта: Курс лекций/ Л.Н. Акимова – Одесса: Студия «Негоциант», 2004. – 127 с. 2. Андреева Г.М. Социальная психология/ Г.М. Андреева - М.: Аспект Пресс, 1999, 375 с.3. Белова О.В. Общая психодиагностика. Методические указания/ О.В. Белова – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996 (www.twirpx.com) 4. Волкова И.П. Практикум по спортивной психологии/ И.П. Волков - Питер, 2002. — 288 с: ил. — (Серия «Практикум по психологии»). 5. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений/ Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов - М.: Издательский центр «Академия», 2000. -288с. 6. Головин С.Ю. Словарь практического психолога/ С.Ю. Головин. - Минск: Харвест,1998. – 622 с. (www.twirpx.com) 7. Гуревич К.М. Психологическая диагностика. Учебное пособие / К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой. — М.: Изд-во УРАО, 1997. – 182 с. 8. Коломейцев Ю.А. Взаимоотношения в спортивной команде/ Ю.А. Коломейцев – М.: Физкультура и спорт, 1984. - 128 с. 9. Кондратьев М.Ю. Азбука социального психолога-практика/ М.Ю. Кондратьев, В.А. Ильин – М.: ПЕРСЭ, 2007. – 464 с. (www.slovari.yandex.ru). 10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность/ А.Н. Леонтьев. – М.: Политиздат, 1975. – 304 с. 11. Луценко Ю.В. Формирование психологического климата спортивной команды в тренерской деятельности: автореф. Дис… канд. пед. наук: 19.00.07: СПБ / Ю.В. Луценко: РГОД – 1997. – 141 с. (www.lib.ua - ru.net) 12. Реан А.А. Социальная педагогическая психология/ А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 416 с. 13. Родионов А.В. Психология физического воспитания и спорта: учебник для вузов. – М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2004. – 576 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|