Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Диагностика взаимоотношений в спортивной команде

Психология не может стать прочной

и точной, как физические науки,

если не будет базироваться на эксперименте и измерении.

Д.М. Кеттел [3].

Становление и развитие психодиагностики происходит в конце XIX в. Оно связано с зарождением дифференциально-психологического изучения человека, которое складывалось под влиянием запросов практики. В конце XIX века оформилась "индивидуальная психология", целью которой было изучение индивидуальных особенностей человека с помощью экспериментально-психологических методов. Первыми достижениями индивидуальной психологии были исследования учеников В.Вундта: Э.Крепелина, Д.Кеттела, а также других ученых – А.Бине, А.Лазурского.

Одно из значений термина "диагноз" в переводе с греческого языка — "распознавание". Диагностика понимается как распознавание чего-либо (например болезни в медицине, отклонения от нормы в дефектологии, неисправности в работе какого-либо технического средства и т.д.).

Спортивная психодиагностика - это прикладной раздел психологии спорта, предметом которой являются измерение и контроль психи­ческих особенностей спортивной деятельности и ее исполнителей - спортсменов.

Практическое использование психо­диагностики в спорте позволяет решать следующие задачи:

- обеспечить отбор спортсменов и снизить субъективный отсев из команд;

- определять степень и уровень готовности спортсмена и команды к предстоящим соревнованиям;

- разработать адекватные методы индивидуальной подготовки спортсменов, а соответственно сократить время и затраты на спортивную подготовку;

- разработать и предложить тренеру индивидуальные рекомендации по работе со спортсменом или командой.

Современная социальная психология обладает значительным арсеналом различных методов и методик, число которых продолжает расти. К известным методикам следует отнести социометрию, систему взаимооценок и самооценок, различные «рейтинговые» шкалы, социодраму, наблюдения, беседы, интервью, анкеты. Здесь дается краткое описание, техника применения и обработка некоторых из них.

1) Методика исследования отношения спортсменов к тренеру. Для выявления отношений спортсменов к тренеру можно использовать шкалу «ТС-1», разработанную и описанную Ю. Л. Ханиным и А. В. Стамбуловым (1967 г.).Суть ее состоит в том, что спортсмен, отвечая «да» или «нет» на 24 утверждения шкалы, в конечном счете дает оценку тренеру по трем параметрам взаимоотношений:

1) гностическому, характеризующему тренера с профессиональной стороны;

2) эмоциональному, отражающему роль тренера в создании хороших отношений, поддержке, внимании и т. д.;

3) поведенческому, создающему представление об особенностях внешнего поведения и общения тренера со своими учениками.

2) Социодрама. Метод социодрамы почти не нашел применения при изучении межличностных отношений в спорте.

Основное содержание этого метода заключается в том, что психолог или тренер, определив рамки действия и распределив роли между членами команды, предлагает спорт-

смену в той или иной заданной ситуации в соответствии с принятой ролью вести себя так, как:

— повел бы себя в жизни;

— хотелось бы вести себя;

— ждут близкие люди.

Проигрывание ролей происходит импровизированно, без всякой подготовки. Спонтанные высказывания субъекта, которому «подыгрывают» психолог или тренер, члены спортивной группы, помогают ему освободиться от напряжения. В то же время социодрама позволяет вскрыть конфликтные отношения в группе, восстановить ее равновесие, найти психологическое объяснение различным поступкам субъекта, выявить причины негативных эмоций.

3) Социометрия. Самым популярным и широко распространенным методом исследования взаимоотношений в спортивных командах является метод социометрии. Его популярность, видимо, объясняется не только простотой, доступностью проведения, но и надежностью полученных данных.

«Малой группой» в спорте является любая спор­тивная команда, бригада спортсменов, спортивный класс, учебная группа в ДЮСШ и др. В малых группах люди общаются лицом к ли­цу, что дает им возможность непосредственно воспринимать друг друга и строить взаимоотношения на основе эмоционально переживаемых межличностных взаимоотношений. Удобным методом изучения взаи­моотношений в спортивных командах является социометрия. Озна­комиться с методикой социометрии полезно каждому практическому работнику сферы спорта. Знание принципов социометрии помогает руководителю в принятии управленческих решений, а тренеру — в его воспитательной деятельности, в создании сплоченной команды и руко­водстве ею во время тренировок и соревнований. Социометрия предна­значена для изучения особенностей межличностных взаимоотношений, образующих так называемую социально-психологическую структуру группы.

Краткое описание методики.Основной инструмент методики — социо­метрические критерии (вопросы),которые предназначены для выявле­ния особенностей межличностных отношений членов группы. Предла­гаются два типа критериев — формальные и неформальные.

Социально-психологическая структура малой группыопределяет­ся с помощью количественного и сравнительного анализа ответов испытуемых минимум на два вопроса — на один формальный и один не­формальный. Максимальное число критериев в опыте: для детей и подростков 1-3, студентов 2-4, для взрослых и пожилых людей — не более 7 критериев. Число выборов (d)может быть ограниченным («Выберите только одного (двух, трех..., не более пяти)членов груп­пы...») либо неограниченным (в этом случае теоретически возмож­ным число выборов равно (N - X), где JV — число членов изучаемой группы.

Предлагаются два способа обработки результатов социометриче­ского опроса: 1) табличный способ с помощью социоматрицы выборов2) графический способ с помощью социограммы или рисунка.

На основе данных социоматрицы выборов подсчитываются два пер­сональных индекса: 1) индекс социометрического статусачлена груп­пы, характеризующий его личное влияние на структуру малой груп­пы; 2) индекс эмоциональной экспансивности,характеризующий по­требность испытуемого во влиянии на других членов группы (данный индекс высчитывается при использовании процедуры неограничен­ного числа выборов из (JV-1) возможности, где N — число членов изу­чаемой группы). Для процедуры с лимитом выборов данный индекс малоинформативен.

4) Выявление склонности к конфликтным взаимоотношениям.

Для выявления предрасположенности человека к конфликтным взаимоотношениям в совместной спортивной дея­тельности применяется тест Томаса, адаптированный в нашей стране проф. Н. В. Гришиной. В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных ва­риантов в 12 суждениях о поведении индивида в конфликтной ситуа­ции. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.

Обработка данных опроса.За каждый ответ А или Б приписывается один балл. Количество баллов, набранных испытуемым по каждой шка­ле, дает представление о выраженности у него тенденции к проявле­нию соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях. Тест можно использовать в групповом варианте — как в сочетании с други­ми тестами, так и отдельно. Затраты времени на опрос одного испы­туемого — не более 15-20 мин.

5)Социально-психологический анализ взаимовлияний в команде.

Для этого теста используется ряд заданий:

Задание 1. Анализ ситуаций общения тренера со спортсменами в ходе соревнования.

Задание 2. Анализ конфликтов во взаимоотношениях спортсменов.

Задание 3. Предупреждение и разрешение конфликтов в общении членов команды.

Задание 4. Организация социально-психологического тренинга взаимовлияний в команде.

6)Социально-психологические методы формирования и изучения командной сплоченности.

Считается, что сплоченность игроков команды влия­ет на успешность ее соревновательной деятельности. Однако в прак­тике спорта встречаются и обратные примеры, особенно в профессио­нальных командах.

Командная сплоченностьявляется социально-психологическим групповым феноменом, объективно выражающимся в сыгранности, а субъективно — в чувстве общностичленов команды, обозначаемом в речи словом «Мы» и противопоставлением себя соперникам словом « Они ».

Используются задания:

Задание 1. Принципы и упражнения для формирования командной сплоченности.

Задание 2. Измерение психологической атмосферы в команде.

Задание 3. Изучение привлекательности команды для спортсменов.

Задание 4. Изучение влияния соревнований на личность спортсменов.

Задание 5. Изучение влияния зрелищных эффектов на психику соревнующихся спортсменов.

Задание 6. Изучение отношения спортсменов к конкретному соревнованию.

Психодиагностика личности оказывает помощь учителю и воспитателю в решении большинства как принципиальных, так и ситуативных вопросов. Важно, чтобы школьный психолог, консультирующий педагога, обладал не только высокой общеметодической компетентностью, но и понимал существотех проблем, на решение которых направлена его помощь.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...