Вопрос N54. ЧС и система ГО в законах и подзаконных актах РФ.
Стр 1 из 6Следующая ⇒ Вопрос N53. Защитное заземление. Его виды. Это наиболее часто применяемое средство от статического электричества; его цель – устранение электрических разрядов на проводящих элементах оборудования. Защитное заземление – преднамеренное электрическое соединение с землей или ее эквивалентом металлических нетоковедущих частей, которые могут оказаться под напряжением. Областью применения служат трехфазные трехпроводные сети напряжением до 1000В с изолированной нейтралью и сети с напряжением выше 1000В с любым режимом нейтрали. Заземляющее устройство состоит из заземлителя и заземляющих проводников, соединяющих заземляемое оборудование с заземлителем. В зависимости от расположения заземлителей относительно заземляющего оборудования заземляющие устройства делятся на выносные и контурные. Заземлители выносного заземляющего устройства располагаются на некотором удалении от заземляемого оборудования. Контурное заземляющее устройство, заземлители которого располагают по контуру вокруг заземляемого оборудования на небольшом расстоянии друг от друга (несколько метров), обеспечивает лучшую степень защиты. Зануление – преднамеренное электрическое соединение с нулевым защитным проводником металлических нетоковедущих частей, которые могут оказаться под напряжением. Зануление применяется в трехфазной цепи с заземленной нейтралью напряжением до 1000В. В сети с занулением нужно различать нулевой защитный провод (НЗ) и нулевой рабочий проводник (НР). НЗ – проводник, соединяющий зануляемые части с заземленной нейтральной точкой обмотки источника тока или ее эквивалентом. НР используют для питания током электроприемников и тоже соединяют с заземленной нейтралью трансформатора или генератора. При замыкании одной из фаз на зануленный корпус в цепи этой фазы возникает ток короткого замыкания, который воздействует на токовую защиту (плавкий предохранитель), в результате чего происходит отключение от аварийной цепи. Еще до срабатывания защиты ток короткого замыкания вызывает перераспределение напряжений в сети, приводящее к снижению напряжения корпуса относительно земли.
Защитное отключение – быстродействующая защита, обеспечивающая автоматическое отключение электроустановки при возникновении в ней опасности поражения током. Устройство защитного отключение (УЗО) постоянно контролирует сеть и при измерении ее параметров, вызванном подключением человека в сеть, отключает сеть или ее участок. Все УЗО состоят из датчика, преобразователя и исполнительного органа. Увлажнение воздуха. Считается, что при относительной влажности 70% и более на материалах скапливается достаточное количество влаги, чтобы предотвратить накопление зарядов статического электричества. Хотя при увлажнении воздуха происходит генерирование зарядов, но образовавшиеся заряды не успевают накапливаться. На практике высокая относительная влажность в помещении поддерживается посредством свободного испарения с больших поверхностей воды, распылением воды и выпуском пара из форсунок. Ионизация воздуха. При нормальных атмосферных условиях воздух – хороший диэлектрик и содержит небольшое количество носителей электрического заряда в единице объема. Если на некоторый объем воздуха воздействовать тепловыми ультрафиолетовыми или рентгеновскими лучами, обладающими ионизирующей способностью, то количество пар ионов в единице объема воздуха резко увеличится. Обычно после прекращения ионизирующего воздействия ионы нейтрализуются. Но если ионизировать воздух в местах скопления электростатических зарядов, то под воздействием создаваемого ими электрического поля разноименно заряженные ионы перемещаются в противоположных направления. Ионы, полярность которых противоположна зарядам на неэлектризованном материале, перемещаются к его поверхности и нейтрализуют статические заряды.
Сущность способа – образование необходимого количества положительных и отрицательных ионов в местах генерирования и скопления зарядов. Чаще всего для ионизации воздуха используют коронный разряд и радиоактивное излечение. В связи с этим распространены индукционные, высоковольтные и радиационные нейтрализаторы.
Вопрос N54. ЧС и система ГО в законах и подзаконных актах РФ. В нашей стране ведется активная работа по созданию законодательных норм в области промышленной безопасности. В мае 1994 г. было образовано Министерство Российской Федерации по делам ГО, Чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (МЧС). На него возложены следующие функции: - координация деятельности органов государственного управления России по защите населения и национального достояния, предупреждению и ликвидации ЧС, обусловленных авариями, катастрофами, стихийными бедствиями и применением возможным противником современных средств поражения; - организация разработки и реализации государственных программ, направленных на предотвращение ЧС, защиту населения от их последствий, повышение устойчивости функционирования народного хозяйства и др. В соответствии с этим научно-исследовательскими учреждениями выполняется Государственная научно-техническая программа "Безопасность населения и народнохозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф". Она предусматривает внедрение современных и эффективных механизмов профилактики и предупреждения ЧС и принятия соответствующих законодательных актов. В 1993 году в связи с принятием новой Конституции Российской Федерации началась реорганизация органов законодательной и представительной власти па всех уровнях. В период 1993-95 гг. значительная часть законов, подзаконных и иных правовых актов в области безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера приведена в соответствие с положениями новой Конституции.
По инициативе министерств и ведомств, входящих в РСЧС, было разработано и принято около 40 федеральных законов, 18 указов Президента Российской Федерации, более 100 постановлений Правительства Российской Федерации и несколько десятков приказов МЧС России, вводящих в действие соответствующие инструкции, наставления, положения и уставы. Федеральный Закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", принятый в 1995 г., определил общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты населения, земельного, водного и воздушного пространства в пределах страны, а также объектов экономики, социального назначения и окружающей природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Закон регламентирует действия органов власти, служб и подразделений ГО РФ в условиях ЧС и подчеркивает право населения на своевременную и полную информацию о характере ЧС, ее масштабах, поражающих факторах. Его действие распространено на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления, а также предприятий и учреждений независимо от их организационно-правовых форм собственности и населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Законодательно объединив органы управления, силы и средства федеральных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединении в компетенцию которых входят функции по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Федеральный Закон позволяет в рамках правового поля предупреждать возникновение и развитие чрезвычайных ситуаций, снижать потери и ущерб от них.
Законом определены три основные цели в области защиты населения и территорий: • предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций; • снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций; • ликвидация чрезвычайных ситуаций. Права и обязанности граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Федеральным законом «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» определено, что граждане Российской Федерации имеют право: § на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; § в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций; § быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности; § обращаться лично, а также направлять в государственные органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; § участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; § на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; § на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; § на бесплатное государственное социальное страхование, получение компенсации и льгот за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций; § на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, я порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья; § на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка. Порядок и условия государственного социального страхования, виды и размеры компенсаций и льгот, перечисленных выше, предоставляемых гражданам Российской Федерации, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации обязаны: • соблюдать законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; • соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности; не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций; • изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области; • выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций; • при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ. В 1996 г. был принят одноименный закон Республики Башкортостан, регламентирующий действия соответствующих республиканских органов. Закон "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей". Совместно с Федеральным законом «О защите населения...» он явился правовой основой создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и деятельности спасателей. Законом "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" установлены права, обязанности и ответственность спасателей, определены основы государственной политики в области правовой и социальной защиты спасателей, других граждан Российской Федерации, принимавших участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Закон определил общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории Российской Федерации. Он позволяет регулировать отношения в этой области между органами государственной власти, местного самоуправления и иными юридическими липами, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, положив в основу их деятельности принцип гуманизма и милосердия. Многие проблемы защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера нашли отражение в Указах Президента России и постановлениях Правительства страны. Нормативно-техническая документация по безопасности в чрезвычайных ситуациях представлена Государственными Стандартами Российской Федерации. ([18]-[22]). Так ГОСТ Р 22.0.01-94 устанавливает основные положения комплекса государственных стандартов по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) и определяет для этого комплекса: • цели и основные задачи стандартизации; • структуру комплекса стандартов и их обозначение; • организацию работ по стандартизации. Положения стандарта применяют организации, учреждения, предприятия, коллективы и отдельные лица, участвующие в разработке государственных стандартов по проблеме обеспечения безопасности населения, объектов народного хозяйства и окружающей природной среды в ЧС, технические комитеты по стандартизации; министерства (ведомства) и другие органы управления, осуществляющие планирование, организацию и проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|