Вопрос N 74. Мониторинг окружающей среды.
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Естественные изменения окружающей среды (ОС), как кратковременные, так и длительные, наблюдаются и изучаются геофизическими службами: гидрометеорологической, сейсмической, ионосферной, гравиметрической, магнитометрической и др. Для выделения антропогенных изменений возникла необходимость в организации специальной системы наблюдений – мониторинга окружающей среды. Мониторингу можно дать следующие определения: 1) автоматизированный контроль окружающей природной среды в пространстве и реальном времени в соответствии с заранее подготовленной программой; 2) система наблюдений, позволяющая выделить изменения состояния биосферы под влиянием человеческой деятельности. В любом случае мониторинг – это всегда автоматизированная система, основанная на современных способах получения и обработки информации с помощью информационно-вычислительных комплексов. Мониторинг включает следующие виды деятельности; · наблюдение за факторами, воздействующими на окружающую природную среду (ОПС); · оценку фактического состояния ОПС; · прогноз изменения состояния ОПС и оценку этого изменения. Многочисленные виды мониторинга могут быть классифицированы по задачам, по уровню наблюдения, по объектам наблюдения. Так, в зависимости от поставленной задачи различают мониторинг антропогенных загрязнений и мониторинг антропогенных воздействий и изменений, не связанных с ингредиентным загрязнением. По уровню наблюдения различают: · импактный (<impact (англ.) – воздействие) мониторинг, т.е. мониторинг на уровне сильных воздействий на ОС в локальном масштабе (региональный мониторинг); · фоновый, или базовый – отражающий фоновое состояние ОС, т.е. состояние, обусловленное антропогенным воздействием в глобальном масштабе (трансграничный перенос загрязнений, изменение оптических свойств атмосферы и т.п.). Следует заметить, что фоновое состояние ОПС в прошлом можно восстановить по данным анализа колец старых деревьев, проб годовых слоев ледников, донных отложений (исторический, или палеомониторинг).
В зависимости от объектов наблюдения выделяют следующие виды мониторинга. Геофизический мониторинг – сбор данных о загрязнениях, мутности атмосферы, метеорологических и гидрологических параметрах среды. Этот мониторинг включает также наблюдение за состоянием элементов неживой (абиотической) составляющей биосферы, в том числе конструкций и зданий, которые подвергаются разрушению, в частности, из-за кислотных дождей. Биологический мониторинг – определение состояния биотической (биота – совокупность живых организмов) составляющей биосферы и ее реакции на антропогенное воздействие, т.е. это мониторинг живых организмов и популяций. В биологическом мониторинге можно выделить следующие подсистемы: · наблюдение за состоянием здоровья населения и воздействием на него факторов окружающей среды; · наблюдение за наиболее чувствительными («критическими») к конкретному виду воздействий (или комплексу воздействий) биологическими объектами (например, лишайниками, отельными видами растений, чувствительными к диоксиду серы SO2 или же зоопланктоном); · генетический мониторинг – наблюдение за распределением, частотой генетических изменений (мутаций) у человека или представителей других биологических видов под влиянием изменений в окружающей природной среде. Экологический мониторинг подразделяют также в зависимости от природных сред, в которых осуществляется контроль изменений: · мониторинг приземного и верхнего слоев атмосферы,
· мониторинг гидросферы, · мониторинг литосферы, а также по изучаемым факторам (мониторинг различных загрязнителей). В зависимости от масштаба наблюдений различают глобальный мониторинг, региональный мониторинг и локальный мониторинг. Особое место в системе мониторинга занимает так называемый национальный мониторинг, который отличается не столько масштабом (в пределах государства), сколько основной целью: получение информации в национальных интересах. Система мониторинга является частью существующей службы наблюдений и контроля состояния окружающей среды. В качестве примера можно привести мониторинг атмосферного воздуха. С целью предупреждения появления повышенного уровня загрязнения в соответствии производится, в соответствии с ГОСТами контроль качества воздуха населенных пунктов. ГОСТами предусмотрен стационарный, маршрутный и передвижной посты наблюдения за загрязнением. Контроль качества воздуха ведется более чем в 530 городах России. В крупных городах страны контроль состояния атмосферного воздуха и водоемов ведут автоматизированные системы АНКОС. Наличие непрерывно поступающей информации о состоянии ОС в крупных городах позволяет оперативно принимать необходимые меры по устранению недопустимых загрязнений путем сокращения выбросов промышленных предприятий, объектов энергетики и снижения плотности движения автотранспорта.
Вопросы N 75. Экономическое обеспечение охраны труда и среды обитания. Гл.2. "З-на об охране труда РБ" также включает ст.14 "Финансирование охраны труда" Финансирование охраны труда осуществляется государством через фонды охраны труда. В государственном бюджете есть специальная статья на обеспечение охраны труда; эти бюджетные средства используются для содержания органов надзора и контроля за безопасностью, для финансирования НИ-работ в области безопасности и выполнения целевых программ по охране труда. Фонд охраны труда (в рамках субъекта республиканский РБ) складывается из: 1. Целевых ассигнований, выделяемых Советом Министров. 2. Части средств фонда социального страхования 3. Части фондов охраны труда предприятий. 4. Части штрафов налагаемых на предприятия за нарушение законодательства об охране труда.
5. Части штрафов, налагаемых на должностные лица. 6. Добровольных отчислений предприятий. 7. Добровольных взносов граждан и организаций. Городской и районный фонд охраны труда формируется за счет тех же источников, за исключением 2, 5. Фонд охраны труда предприятий: Гл. источник - средства предприятия, выделяемые на охрану труда, а также добровольные взносы граждан и прочие поступления. Глава 3. "Гарантия реализации права работников на охрану труда", речь идет о гарантии права на охрану труда при приеме на работу и в процессе трудовой деятельности эти позиции должны быть отражены в индивидуальном (коллективном) трудовом договоре (контракте). Глава 4. Надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда. Государственной надзор осуществляется республиканскими органами надзора и контроля, не зависящими в своей деятельности от администрации предприятия. Должностные лица государственных органов надзора и контроля государственные инспекторы по охране труда могут беспрепятственно войти на предприятие и проверить соответствии законодательства. Высший законодательный орган надзора прокуратура РБ. Говорится также об общественном контроле за соблюдением законодательных и иных актов и о правах профсоюзов. Профсоюзы имеют право принимать участие в расследовании несчастных случаев, получать информацию, осуществлять проверку состояния, условий и охраны труда, принимать участие по созданию комиссий по приемке оборудования, разработке нормативных актов, закрыть, остановить производство, имеют право обращаться с требованиями привлечения к ответственности должностных лиц. Глава 5. Ответственность за нарушения законодательных и иных актов по охране труда. Ответственность складывается из 1. ответственности предприятий за не
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|