Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Афродита. Ахелой. Axepoht. Бореады. Бриарей. Галатея. Галиррофий




АФРОДИТА

Богиня любви и красо­ты. Имеет малоазийское происхож­дение. Этимология имени богини не ясна. Существуют две версии происхождения богини: соглас­но одной (поздней) она — дочь Зев­са и Дионы; сог­ласно другой, она родилась из крови оскоплен­ного Кроном Урана, которая попала в море и образовала пену; отсюда народная этимология ее имени «пенорожденная» (от греч. «пена») и одного из ее прозвищ Анадиомена — «появившаяся на поверхности моря». Гесиод говорит, что вместе с А. из крови Урана появились на свет эринии и гиганты (следовательно, А. старше Зевса). А. обладала кос­мическими функциями мощной, про­низывающей весь мир любви. А. представ­лялась как богиня плодородия, веч­ной весны и жизни. Отсюда эпитеты богини: « А. в садах», «священносадовая», « А. в стеблях», « А. на лугах». Она всегда в окружении роз, миртов, анемонов, фиалок, нарциссов, лилий и в сопровождении харит, ор и нимф. А. прославлялась как дарующая земле изобилие, вершинная («богиня гор»), спутница и добрая помощница в пла­вании («богиня моря»), т. е. земля, море и горы объяты силой А. Она — богиня браков и даже родов, а также «детопитательница», Любовной власти А. подчинены боги и люди. Ей неподвластны только Афина, Артемида и Гестия.

По своему восточному проис­хождению А. близка и даже отождествляется с финикийской Астартой, вавилоно ассирийской Иштар, египет­ской Исидой. Подобно этим восточным богиням плодородия А. появляется в сопровождении свиты диких зверей — львов, волков, медве­дей, усмиренных вселенным в них бо­гиней любовным желанием. В Греции эти малоазийские черты боги­ни, сближающие ее также с богиней-матерью и Кибелой, становятся мягче. Хотя служение А. часто носило чувст­венный характер ( А. считалась даже богиней гетер, сама именовалась гете­рой и блудницей), постепенно архаи­ческая богиня с ее стихийной сек­суальностью и плодовитостью превра­тилась в кокетливую и игривую А., занявшую свое место среди олимпий­ских богов. Мужем А. яв­ляется Гефест — самый искусный мас­тер и самый некрасивый среди богов. Хромоногий Гефест трудится у накова­лен в своей кузнице, а Киприда, не­жась в опочивальне, расчесывает зо­лотым гребнем кудри и принимает гос­тей — Геру и Афину. Любви А. домогались Посейдон и Арес. О любви Ареса и А. по вествует ряд источников и называются дети от этой связи: Эрот и Антэрот, а также Деймос, Фобос («страх» и «ужас» — спутники Ареса) и Гармония. Сыном А. от Гермеса считается Гермафродит (называемый также Афродитом).

Как и другие олимпийские боги, А. покровительствует героям, но это покровительство распространяется только на сферу любви. Она обещает Парису любовь Елены и следит за прочностью их союза. А. пытается вмешиваться в военные события под Троей, будучи принципиальной за­щитницей троянцев, вместе с такими богами малоазийского происхождения, как Аполлон, Арес, Артемида. Она спасает Париса во время его поединка с Менелаем. Она вме­шивается в сражение, в котором со­вершает свои подвиги Диомед, и пытается вынести из битвы троянского героя Энея — своего сына от воз­любленного Анхиса. Однако Диомед преследует богиню и ранит ее в руку, так что Энея подхватывает Аполлон, за­крыв его черным облаком. Арес на своей золотой колеснице доставляет А. на Олимп, где ее заключает в объя­тия мать Диона. А. с наслаждени­ем внушает любовные чувства людям и сама влюбляется, изменяя хромоно­гому супругу.

Геродот сообщает о почитании А. Урании в Сирии, в Персии, у арабов и даже скифов. Был храм А. Урании в Афинах. Храм А. Урании на острове Кифера считался у эллинов самым древним и са­мым священным; статуя самой богини была деревянной и изображала боги­ню вооруженной. А. Пандемос тоже имела свой храм на афинском акрополе.

Многочисленные святилища А. имелись в других областях Греции (Коринф, Беотия, Мессения, Ахайя, Спарта), на островах — Крит (в горо­де Пафос, где находился храм, имевший общегреческое значение, и отсюда прозвище А. — Пафосская богиня), Кифера, Кипр, Сицилия (от горы Эрике — прозвище Эрикиния). Осо­бенно почиталась А. в Малой Азии (в Эфесе, Абидосе), в Сирии (в Библе).

АХЕЛОЙ

Бог одноименной реки в Этолии, сын Океана и Тефиды. Известен миф о неудач­ном сватовстве А. к Деянире, которая была напугана его даром оборотничества и приняла предложение Геракла. Из-за Деяниры Геракл сражался с А., применившим всевозможные хитрости: обратился сначала в змею, потом в быка. У А. - быка Геракл отломал ро Г. Побежденный А. в обмен на свой рог подарил Гераклу рог изобилия козы Амалфеи. A. — отец множества водных источников, дочерьми А. и му­зы Мельпомены (или Терпсихоры) являются сладкогласые сирены, пожира­ющие людей.

AXEPOHT

Одна из рек в аиде, через которую Харон перевозит души умерших. А. постепенно переходит в болото или Ахерусийское озеро.

АХИЛЛ, Ахиллес

Один из величай­ших героев Троянской войны, сын царя мирмидонян Лелея и морской боги­ни Фетиды. Стремясь сделать своего сына неуязвимым и таким образом дать ему бессмертие, Фетида по ночам закаляла его в огне, а днем натирала амброзией. Однажды ночью Пелей, увидев своего малолетнего сына в ог­не, вырвал его из рук матери. Согласно другой вер­сии, Фетида купала А. в водах подземной реки Стикс, чтобы таким образом сделать его неуязвимым, и только пятка, за которую она его держала, осталась уязвимой (отсюда выражение «ахил­лесова пята»). Оскорбленная вмеша­тельством Пелея, Фетида покинула му­жа, и тот отдал А. на воспитание муд­рому кентавру Хирону, который вы­кормил его внутренностями львов, медведей и диких вепрей, обучил игре на сладкозвучной кифаре и пению. Как самый юный из поколения героев — будущих участ­ников Троянской войны — А. не входил в число женихов Елены (по другим версиям мифа, его удержал от сватов­ства Хирон, обладавший даром пред­видения) и не должен был принимать участие в походе. Фетида, зная, что ее сыну все же предопределено судь­бой погибнуть под Троей, стремилась спасти его и с этой целью спрятала А. во дворце царя Ликомеда на острове Скирос. Там А. жил, одетый в женские одежды, среди дочерей Ликомеда. Здесь от тайного брака А. с дочерью Ликомеда — Деидамией родился сын Пирр, прозванный позднее Неоптолемом. Когда ахейские вожди узнали предсказание жреца Калханта, что без участия А. поход под Трою обре­чен на неудачу, они отправили на Ски­рос посольство во главе с Одиссеем. Под видом купцов Одиссей и его спут­ники разложили перед собравшимися женские украшения вперемежку с ору­жием (мечом, щитом и др. ). По вер­сии, восходящей, вероятно, к Еврипиду, Одиссей велел своим воинам сыграть сигнал тревоги. Испуганные де­вушки разбежались, тогда как А. схватился за оказавшееся под руками оружие и бросился навстречу врагу. Так опознанный греками А. стал участником похо­да на Трою. Во главе ополчения мирмидонян на 50 кораблях, в сопровождении своего верного друга и по­братима Патрокла, прибыл А. в Авлиду. К этому времени относится его участие в жертвоприно­шении Ифигении. По Еврипиду, Атриды для того, чтобы вызвать Ифигению в Авлиду (для принесения ее в жертву), сообщили ей о бракосочетании с А., причем без его ведома; поэтому, когда А. узнал об этом, он готов был с ору­жием в руках защищать Ифигению. Однако в более ранней версии мифа А. был заинтересован в жертвоприношении Ифигении не меньше, чем все войско, чтобы быстрее отплыть под Трою. По дороге в Трою, во время остановки войска на острове Тенедос, от руки А. погиб царь Тенес; при первой же схватке на побережье Троады А. убил местного героя Кикна, а вскоре за тем — троянского царевича Троила. Так как каждое из этих событий по разным причинам задевает бога Аполлона, они служат в дальнейшем объяснением мести, которую Аполлон свершает руками Париса над А. на десятом году осады Трои. Особенно прославился А. уже в первые годы войны, когда греки, после неудачных попыток взять Трою штурмом, стали разорять окрестности Трои и совершать многочисленные экспедиции против соседних городов Малой Азии и близлежащих островов. Он разорил города Лирнесс и Педас, плакийские Фивы — родину Андромахи, Метимну на Лесбосе. Во время одной из таких экспедиций А. взял в плен прекрасную Брисеиду и Ликаона (сына Приама), которого продал в рабство на острове Лемнос.

В решающем поединке с Гектором А. одерживает победу, предвещающую, однако, его собственную гибель, о которой он знает от своей матери и вновь слышит из уст умирающего Гектора. После сражений, в которых А. побеждает пришедших на помощь троянцам царицу амазонок Пенфесилею и вождя эфиопов Мемнона, он врыва­ется в Трою и здесь, у Скейских во­рот, погибает от двух стрел Париса, направляемых рукой Аполлона: пер­вая стрела, попав в пяту, лишает А. возможности устремиться на про­тивника, и Парис сражает его второй стрелой в грудь. Душа А. была перенесена на остров Левка, где герой продолжал жить жизнью блаженных.

В лаконском городе Прасии су­ществовал храм А., в котором совер­шалось ежегодное празднование. Пе­ред расположенным по дороге из Спар­ты в Аркадию храмом А. приноси­ли жертвы спартанские эфебы. Культ А. был занесен также в греческие колонии на Сицилии и в Южной Италии (Тарент, Кротон и др. ) Как место культа почитался жителями могильный курган А. и Патрокла у мыса Сигей. Александр Македонский, а впоследствии римский император Каракалла устраивали здесь погребальные игры. Святилища А. имелись также в городах Визан­тии, Эритрах, близ Смирны.

АЯКС, Аянт

Имя двух участников Троянской войны; оба воевали под Троей как соискатели руки Елены. В «Илиаде» они часто выступают рука об руку: в битве за стену, окружающую ахейский лагерь, в обороне кораблей, в сражении за тело Патрокла и сравниваются с двумя могучими львами или бы­ками.

А. Оилид, сын Оилея и Эриопиды (Эриопы), царь Локриды, предво­дитель ополчения из Локриды (Средняя Греция). Искус­ный копьеметатель и прекрасный бе­гун, уступающий в скорости только Ахиллу. Его воины славятся как лучники и пращники. Он — «меньший А. » или «малый А. », не столь могучий и не столь высокий ростом по сравнению с А. Теламонидом. Он известен своим буйным и дерзким нравом. Так, во время взятия Трои он совершил насилие над Кассандрой искавшей защиты у алтаря Афины. По совету Одиссея ахейцы собирались за это святотатство побить А. камнями, но тот нашел убежище у алтаря той же Афины. Однако при возвращении флота из-под Трои разгневанная богиня разбила бурей у Кикладских островов ахейские корабли. А. спасся и, уцепившись за скалу, похвалялся, что он жив вопреки воле богов. Тогда Посейдон расколол трезубцем скалу, А. упал в море и поги Б. Тело его было погребено Фетидой на острове Миконос, вблизи Делоса. Святотатство А. по решению оракула жители Локриды искупали в течение тысячи лет, посылая в Трою ежегодно двух дев, которые прислуживали в храме Афины, никогда не покидая его. Этот обычай прекратился после Фокидской войны (4 в. до н. э. )

А. Теламонид ведет свой род от Зевса и нимфы Эгины. Он — внук Эака, сын Теламона и Перибеи, двоюродный брат Ахилла. Имя его связано с мифом, в котором фигурирует Геракл как друг саламинского царя Теламона. Во время посещения острова Саламин Геракл обращается с мольбой к Зевсу даровать Теламону доблестного сына. Зевс в знак согласия с просьбой Геракла посылает в виде знамения орла. А. — царь Саламина, приведший под Трою 12 кораблей. Под Троей А. прославился как герой, уступающий в доблести только Ахиллу. Он огромен ростом («большой А. »), грозен, могуч, вооружен громадным семикожным щитом, покрытым медью. Защищая корабль от огня, он убивает в рукопашной схватке 12 мужей. После гибели Ахилла А. самоотверженно защищает от троянцев его тело и поэтому считает себя вправе унаследовать доспехи убитого героя. Однако до­спехи присуждаются (причем судья­ми выступают троянцы или союзники ахейцев) Одиссею, и оскорбленный А. решает перебить ночью ахейских вождей. Но Афина, спасая ахейцев, насылает на него безумие и жертвой меча А. становятся стада скота. Когда рассудок возвращается к А., он не может пережить навлеченного им на себя позора и, обманув бди­тельность своей жены Текмессы и соратников, в отчаянии кончает жизнь самоубийством. Тело А. по решению Агамемнона не было предано огню, и его могилой стал Ретейский мыс. А. не может забыть нанесенного ему Одиссеем оскорбления даже в аиде, где на приветливые речи Одиссея он отвечает мрачным молчанием, сохраняя и в царстве мертвых непреклонный и упорный дух.

А. Теламонид почитался как герой. На агоре в городе Саламине находился его храм. Перед битвой у Саламина, как сооб­щает Геродот, греки принесли молитвы богам и призвали на помощь А. и его отца Теламона. Празд­ник в честь А. справлялся с большой торжественностью в Ат­тике и на Саламине.

БОРЕАДЫ

Крылатые сыновья (Калаид и Зет) бога северного ветра Борея и Орифии, дочери афинского царя Эрехфея, братья Клеопатры и Хионы. Подобно отцу, Б. олицетворяли ветры, их действия были быстры и стремитель­ны. Б. — участники похода аргонавтов. Во время похода они освободили Финея — мужа Клеопатры от терзав­ших его гарпий. По другому мифу, Б. освободили свою сестру Клеопатру и ее сыно­вей, которых заковала в цепи вторая жена Финея. Во время пребывания аргонавтов на ост­рове Кеос Б. настояли на продолже­нии похода, не дожидаясь Геракла, отправившегося искать пропавшего Гиласа. По позднему мифу, Б. были убиты Гераклом на острове Тенос, который тем самым отомстил им за то, что его покинули на Кеосе. На их могиле Геракл установил два камня, которые шевелились и звучали, когда дул северный ветер. По другому мифу, Б. погибли, как им и было предсказано, из-за того, что не смогли настигнуть всех гарпий.

БОРЕЙ

Бог северного ветра, сын титанидов Астрея (звездного неба) и Эос (утренней зари), брат Зефира и Нота. Изобра­жается крылатым, длинноволосым, бо­родатым, могучим божеством. Место его обиталища — Фракия, где царят холод и мрак. Он оборотень — превращается в жеребца, породившего с кобылицами Эрихтония двенадцать быстрых, как ветер, жере­бят. От браков с эринией и гарпией у Б. тоже лоша­диное потомство. Ряд мифов связыва­ет Б. с царями Аттики. Сыновья Б. Зет и Калаид относятся уже к по­колению героев — участников похода аргонавтов.

БРИАРЕЙ

Сын бога неба Урана и богини земли Геи. Чудовищное су­щество с 50 головами и сотней рук, один из трех братьев сторуких — участников титаномахии. Когда боги восстали против Зевса, его спас призванный на помощь богиней Фетидой Б., одним своим видом устрашивший врагов Зевса. Б. — супруг дочери Посейдона.

ВАКХ, Бахус

Одно из имен Диониса.

ГАЛАТЕЯ

Морское божество, нереида — дочь Иерея. В нее влюблен страшный сици­лийский киклоп Полифем, а она, от­вергая его, сама влюблена в Акида-Ациса (сына лесного бога Пана). По­лифем подстерег Акида и раздавил его скалой; Г. превратила своего несчаст­ного возлюбленного в прекрасную про­зрачную речку.

ГАЛИРРОФИЙ

Сын Посейдона и нимфы Эвриты. Был послан отцом срубить священную оливу Афины, но топор, которым он начал рубить дерево, вырвался из рук Г. и смертельно его ранил. По другому варианту мифа Г. покушался на честь Алкиппы (дочь Ареса и Агравлы), и Арес убил его. Посейдон обратился к ареопагу из двенадцати олимпийских богов, обвиняя Ареса в убийстве своего сына, но ареопаг оправдал его.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...