Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анхис. Аполлон. Апсирт. Apaxha. Аргонавты




АНХИС

Отец Энея. Когда А. пас стада в окрестностях горы Ида, к нему явилась плененная его красотой Афродита, выдавшая себя за дочь фригийского царя Отрея. Сблизив­шись с А., богиня открыла ему, что родит от него славного героя Энея, но запретила разглашать тайну их брака. Однако А. во время пирушки с друзьями нарушил запрет и был за это сражен молнией Зевса (по древнейшему варианту, очевидно, насмерть). По более поздней версии, А. от молнии Зевса лишился сил или ослеп. В ночь па­дения Трои Эней вынес А. на своих плечах из горящего города. А. скончался в пути, по одним источникам, в Аркадии у горы Анхисии, где показывали его могилу рядом с древним храмом Афродиты, по дру­гим, — в южной Италии или Сицилии. Эней устроил в честь отца погре­бальные игры, к которым римляне возводили Троянские игры, отмечав­шиеся вплоть до периода империи. Миф о любви Афродиты и А., имеющий аналогию в многочисленных греческих мифах о соединении богинь со смерт­ными, был сначала использован пред­ставителями рода Энеадов в Троаде для укрепления своего авториаета, затем римским родом Юлиев, воз­водивших через Энея свое происхож­дение к богине Венере.

АПОЛЛОН

Сын Зевса и Лето, брат Артемиды, олимпийский бо Г. Образ А. соединяет воедино небо, землю и преисподнюю.

А. родился на плавучем острове Астерия, принявшем возлюбленную Зевса Лето, которой ревнивая Гера запретила вступать на твердую землю. Остров, явивший чудо рождения двух близнецов — А. и Артемиды, стал именоваться после этого Делосом (греч. «являю»), а пальма, под которой разрешилась Лето, стала священной, как и само место рождения A. Он рано возмужал, еще совсем юным убил змея Пифона, или Дельфиния, опустошавшего окрестности Дельф. В Дельфах, на месте, где когда-то был оракул Геи и Фемиды, А. основал свое прорицалище. Там же он учредил в свою честь Пифийские игры, получил в Темпейской долине (Фессалия) очищение от убийства Пифона и был прославлен жителями Дельф в пеане (священном гимне). А. поразил также своими стрелами великана Тития, пытавшегося оскорбить Лето, киклопов, ковавших молнии Зевсу, а также участвовал в битвах олимпийцев с гигантами и титанами. Губительные стрелы А. и Артемиды приносят внезапную смерть старикам, иногда поражают без всякого повода. В Троянской войне А. стреловержец помогает троянцам, и его стрелы девять дней несут в лагерь ахейцев чуму, он незримо участвует в убийстве Патрокла Гектором и Ахилла Парисом. Вместе с сестрой он губитель детей Ниобы. В музыкальном состязании А. побеждает сатира Марсия и, разгневанный его дерзостью, сдирает с него кожу. А. боролся с Гераклом, пытавшимся овладеть дельфийским треножником.

Наряду с губительными действиями А. присущи и целительные: он врач, или Пеон, Алексикакос («помощник»), защитник от зла и болезней, прекративший чуму во время Пелопоннесской войны. В позднее время А. отож­дествлялся с солнцем во всей полноте его целительных и губительных функций. Эпитет А. — Феб указывает на чистоту, блеск, прорицание.

А. -прорицателю приписывается ос­нование святилищ в Малой Азии и Италии — в Кларосе, Дидимах, Коло­фоне, Кумах. A. — пророк и оракул, мыслится даже «во­дителем судьбы» — Мойрагетом. Он наделил пророче­ским даром Кассандру, но после того как был ею отвергнут, сделал так, что ее пророчества не пользовались дове­рием у людей. Сре­ди детей А. также были: прорицатели Бранх, Сибилла, Мопс — сын А. и прорицательни­цы Манто, Идмон — участник похода аргонавтов.

А. — пастух (Номий) и охранитель стад. Он — основатель и строитель городов, родоначальник и покровитель племен, «от­чий». Иногда эти функции А. связаны с мифами о служе­нии А. людям, на которое посылает его Зевс, разгневанный независимым нра­вом А. Так, после раскрытия заговора Геры, Посейдона и А. против Зевса А. и Посейдон в образе смерт­ных служили у троянского царя Лаомедонта и возвели стены Трои, которые затем разрушили, гневаясь на Лаомедонта, не отдавшего им обусловленной платы. Когда сын А. врачеватель Асклепий за попытки во­скресить людей был поражен молнией Зевса, А. перебил циклопов и в нака­зание был послан служить пастухом к царю Адмету в Фессалию, где приум­ножил его стада и вместе с Гераклом спас от смерти жену царя Алкесту.

А. — музыкант, кифару он получил от Гермеса в обмен на коров. Он покровитель певцов и музыкантов, Мусагет — во­дитель муз и жестоко наказывает тех, кто пытается состя­заться с ним в музыке.

АПСИРТ

Сын колхидского царя Ээта, брат Медеи. Когда Медея бежала с аргонавтами, она взяла с собой брата. Спасаясь от преследования Ээта, Ме­дея убила А. и разбросала куски его тела по волнам, зная, что отец вынуж­ден будет прекратить погоню, чтобы собрать тело сына и похоронить его.

APAXHA

Дочь Идмона — красильщика тканей из Колофона. Славилась как вышивальщица и ткачиха, чьим искусством восхищались нимфы реки Пактола. Гордясь своим мастерством, А. вызвала на состяза­ние саму богиню Афину, которая при­няла вызов, но, явившись сначала в образе старухи, предупредила А. о не­обходимом смирении перед богами. А. не вняла этому совету и не устраши­лась богини, представшей в полном своем величии. Афина выткала на пур­пуре изображения двенадцати олим­пийских божеств, а по четырем углам ткани, обведенной узором оливковой ветви, представила как бы в назидание А. наказания, которые претерпели смертные, пытавшиеся соперничать с богами. В свою очередь А. выткала любовные похождения Зевса, Посейдона, Диониса. Разгневанная богиня разор­вала прекрасную ткань и ударила А. челноком. Та от горя повесилась. Одна­ко Афина вынула ее из петли и прев­ратила с помощью зелья Гекаты в па­ука, который вечно висит на паутине и неустанно ткет пряжу.

АРГОНАВТЫ

Участники плавания на корабле «Арго» за золотым руном в страну Эю (или Колхиду).

АРГОС, Аргус

Вели­кан, сын Геи-Земли. Тело А. было испещрено бесчислен­ным множеством глаз (по другим вер­сиям, сто или четыре глаза), причем спали одновременно только два глаза. Гера приставила неусыпного А. стра­жем и пастухом к Ио, возлюбленной Зевса, превращенной в корову. По при­казу Зевса, не вынесшего страданий Ио, А. был убит Гермесом, предварительно усыпившим его игрой на свире­ли и рассказом о любви Пана к наяде Сиринге. Гера перенесла глаза А. на оперение павлина.

АРЕС, Арей

Бог войны, коварной, веро­ломной, войны ради войны, в отличие от Афины Паллады — богини войны честной и справедливой. Первоначаль­но А. просто отождествлялся с войной и смертоносным оружием. Древ­нейший миф об А. свидетельствует о его негреческом, фракийском проис­хождении. Софокл называет А. «презренным» богом и призывает Зевса, Аполлона, Артемиду и Вакха поразить его молниями, стре­лами и огнем. Древние черты А. отразились в мифе о порож­дении им вместе с одной из эриний фиванского дракона, убитого Кадмом. Даже в детях А. — героях проявляются черты не­обузданности, дикости и жестокости (Мелеагр, Аскалаф и Иалмен, Флегий, Эномай, фракиец Диомед, амазонки). Спутницами А. были богиня раздора Эрида и кровожадная Энио. Его кони (дети Борея и одной из эриний) носили имена: Блеск, Пламя, Шум, Ужас; его атрибуты — копье, горящий факел, со­баки, коршун. Его рождение вначале рассказывалось так: Гера породила А. без участия Зевса от прикосновения к волшебному цветку. В олимпий­ской мифологии А. стал считаться сыном Зевса. Его эпитеты: «сильный», «огромный», «быстрый», «беснующийся», «вредоносный», «ве­роломный», «губитель людей», «раз­рушитель городов», «запятнанный кровью». Зевс называет его самым не­навистным из богов, и не будь А. его сыном, он отправил бы его в тартар, даже глубже всех потомков Урана. Но вместе с тем А. уже настолько слаб, что его ранит не только Афина, но и смертный герой Диомед. Он влюбляется в самую красивую и нежную богиню Афродиту. О любви А. упоминается в античной литературе часто и даже называются дети от этой связи: Эрос и Антерос, Деймос («ужас»), Фобос («страх») и Гармония.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...