Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Диктис. Диомед. Дионис. Диоскуры. Дриопа. Европа. Загрей. Иасион. Идоменей. Иксион. Илифия. Иокаста. Ипполита. Ифигения. Калидонская охота




ДИКТИС

Брат царя острова Серифа Полидекта. В сети Д., ведущего образ жизни простого рыбака, попадает ящик, в который были за­ключены Даная вместе с младенцем Персеем. Д. дает приют спасенным и старается держать Данаю подальше от глаз Полидекта, справедливо опа­саясь, что царь захочет взять ее в же­ны.

ДИОМЕД

1) Царь Фракии, сын Ареса, кормивший своих коней мясом захваченных чужеземцев. Геракл одо­лел Д. и бросил его на съедение коням-людоедам, которых потом при­вел к царю Эврисфею. 2) Сын этолийского царя Тидея и дочери Адраста Деипилы. Вместе с Адрастом принима­ет участие в походе и разорении Фив. Как один из жени­хов Елены Д. сражается впоследствии под Троей, возглавляя ополчение на 80 кораблях. В доспехах, одаренных сияющим пламенем, он убивает мно­жество троянцев и нападает на Энея, которого спасает от гибели Афродита. Тогда Д. обрушивается на богиню, ранит ее и заставляет оставить поле боя. Пользуясь покровительством Афины, Д. выходит в бой против са­мого бога Ареса и тяжело его ранит. Д. участвует в погребальных играх в честь Патрокла; вместе с Одиссеем проникает в осажденную Трою и похищает там статую Афины (Палла­дий), обладание которой предвещает победу над троянцами. Д. долго слывет (вместе с Нестором) одним из немногих ахейских героев, благопо­лучно вернувшихся домой из-под Трои; поздние источники вводят версию об измене жены Д. Эгиалы, вследствие чего Д. вынужден бежать из Аргоса и окон­чить свою жизнь в Италии.

Щит Д. с культовым изобра­жением Афины находился в ее храме в Аргосе. Д. приписывалось основание храма Афины «Остроглядящей», находившуюся здесь статую Афины отождествляли с похищенным ахейцами в Трое Палладием. Д. счи­тался основателем храмов Афины в го­родах Метона (Мессения) и Прасия (Аттика); в Саламине (Кипр) он почитался вместе с Афиной. Подтверждением «божественного» происхождения Д. является то, что это единственный герой «Илиады», осмеливающийся вступать в сражения с богами-олим­пийцами.

ДИОНИС

Бахус, Вакх, в греческой мифологии бог плодоносящих сил земли, раститель­ности, виноградарства, виноделия. Божество восточного (фракийского и лидийско-фригийского) происхожде­ния, распространившееся в Греции сравнительно поздно и с большим трудом утвердившееся там. Распространение и утвержде­ние культа Д. в Греции связано с ростом городов-государств (полисов) и раз­витием полисной демократии. В этот период культ Д. стал вытеснять куль­ты местных богов и героев. Д. как божество земледельческого круга, связанное со стихийными силами земли, постоянно противопоставлялся Аполлону — как прежде всего боже­ству родовой аристократии. Народ­ная основа культа Д. отразилась в мифах о незаконном рождении бога, его борьбе за право войти в число олимпийских богов и за повсеместное установление своего культа.

По разным архаическим мифам Д. называется и сыном Зевса Критского и Персефоны, и сыном Зевса и Деметры. Согласно основному мифу, Д. — сын Зевса и дочери фиванского царя Кадма Семелы. По наущению ревнивой Геры Семела попросила Зевса явиться к ней во всем своем величии, и тот, представ в сверкании молний, испе­пелил огнем смертную Семелу и ее терем. Зевс выхватил из пламени Д., появившегося на свет недоношенным, и зашил его в свое бедро. В поло­женное время Зевс родил Д., рас­пустив швы на бедре, а потом отдал Д. через Гермеса на воспитание нисейским нимфам или сестре Семелы Ино. Д. нашел виноградную лозу. Гера вселила в него безумие, и он, скитаясь по Египту и Сирии, пришел во Фригию, где богиня Кибела — Рея исцелила его и приобщила к своим мистериям. После этого Д. через Фракию отправился в Индию. Из восточных земель он возвращается в Грецию, в Фивы. Во время плавания с острова Икария на остров Наксос Д. похищают морские разбойники-тирренцы. Они пришли в ужас при виде удивительных превращений Д. и заковали его в цепи, чтобы продать в рабство, однако оковы сами упали с рук Д. оплетя виноградными лозами и плющом мачту и паруса корабля, Д. превращался в медведицу и льва. Сами пираты, бросившиеся со страха в море, превратились в дельфинов Также бытовали представления о Д. -быке и Д. -козле. Символом Д. как бога плодоносящих сил земли был фаллос.

На острове Наксос Д. встретил любимую им Ариадну, покинутую Тесеем, похитил ее и на острове Лемнос вступил с ней в брак; от него она родила Энопиона, Фоанта и др. Повсюду, где появляется Д., он учреждает свой культ; везде на своем пути обучает людей виноградарству и виноделию. В шествии Д., носившем экстатический характер, участвовали вакханки, сатиры, менады или бассариды (одно из прозвищ Д. — Бассарей) с тирсами (жезлами), увитыми плющом. Опоясанные змеями, они все сокрушали на своем пути, охваченные священным безумием. С воплями «Вакх, Эвое» они славили Д. -Бромия («бурного», «шумного»), били в тимпаны, упиваясь кровью растерзанных диких зверей, высекая из земли своими тирсами мед и молоко, вырывая с корнем деревья и увлекая за собой толпы женщин и мужчин. Д. славится как Лиэй («освободитель»), он освобождает людей от мирских забот, снимает с них путы размеренного быта, рвет оковы, которыми пытаются опутать его враги, и сокрушает стены. Он насылает безумие на врагов и страшно их карает; так он поступил со своим двоюродным братом фиванским царем Пенфеем, который хотел запретить вакхические неистовства. Пенфей был растерзан вакханками под предводительством своей матери Агавы, принявшей в состоянии экстаза сына за животное. На Ликурга — сына царя эдонов, выступавшего против культа Д., бог наслал безумие, а затем Ликург был растерзан своими же лошадьми.

В число 12 олимпийских богов Д. вошел поздно. В Дельфах он стал почитаться наряду с Аполлоном. На Парнасе каждые два года устраивались оргии в честь Д., в которых участвовали фиады — вакханки из Аттики. В Афинах устраивались торжественные процессии в честь Д. и разыгрывался священный брак бога с супругой архонта басилевса. Из религиозно-культовых обрядов, по­священных Д. (греч. tragodia, букв, «песнь о козле» или «песнь козлов», т е. козлоногих сатиров — спутников Д. ), возникла древнегреческая трагедия.

ДИОСКУРЫ

Братья Кастор и Полидевк, близнецы, сыновья Леды и спартанского царя Тиндарея (традиционно Полидевк считался сыном Зевса, в связи с чем Кастор считался смертным, а Полидевк бессмертным), братья Елены и Клитемнестры. Полидевк славился как кулачный боец, Кастор — как укротитель коней. Они вернули на родину похищенную Тесеем и Пирифоем Елену. Диоскуры — участники похода аргонавтов, в котором Полидевк победил в кулачном бою царя Амика, и Калидонской охоты. Диоскуры враждовали со своими родичами Афаретидами, у которых похитили невест — Фебу и Гилаиру — дочерей своего дяди Левкиппа. Кроме того Диоскуры и Афаретиды вступили в спор из-за дележа стада быков. В поединке Кастор пал от руки Линкея и бессмертный Полидевк убил Линкея.

Полидевк был взят Зевсом на Олимп, но из любви к погибшему брату Полидевк уделил ему часть своего бессмертия. Они оба попеременно в виде утренней и вечерней звезды в созвездии Близнецов являются на небе.

ДИРКА

Жена фиванского царя Лика, притеснявшая Антиопу, возлюбленную Зевса. Когда сыновья Антиопы Зет и Амфион, рожденные ею от Зевса, выросли и захватили Фивы, они, мстя за муки матери, убили Лика, а Д. обрекли на жестокую казнь — привя­зали ее к рогам дикого быка. Тело уби­той Д. было брошено в ручей на Кифероне, который получил ее имя.

ДРИОПА

Дочь Дриопа. По аркадской версии мифа, возлюбленная Гермеса, от которого родила Пана. Ребенок был покрыт волосами, с рогами и козьими копытами. Испуганная его видом, Д. бросила сына, но Гермес отнес его на Олимп, где он всем пон­равился и получил имя Пан. Согласно фессалийской версии мифа, Д. стала возлюбленной Аполлона, овладевшего ею силой. Смертным мужем Д. был Андремон, которому она родила сына Амфиса, ставшего царем основанного им одно­именного города. В наказание за то, что она обрывала цветы лотоса — растения, в которое была превращена одна из нимф-гамадриад, саму Д. превратили в дерево.

ЕВРОПА

Дочь финикийского царя Агенора. Влюбившийся в Е. Зевс по­хитил ее, то ли превратившись сам в смирного быка, то ли послав за ней быка. На спине этого прекрасного бело­го быка Е. переплыла море и попала на Крит, где Зевс разделил с ней ложе, после чего она родила сыновей Миноса, Сарпедона и Радаманфа. Потом она стала супругой бездетного критского царя Астерия («звездного»), усыновивше­го и воспитавшего ее детей от Зевса. С мифом о Е. связана ис­тория ее брата Кадма, отправившего­ся на бесплодные розыски сестры и обосновавшегося в Фивах.

ЕЛЕН

Сын Приама и Гекубы, обладающий пророческим даром. По одному из вариантов мифа, Е. и Кассандра — близнецы, дар ясновидения они получают от священных змей в храме Аполлона (на Троянской равнине), где были забыты взрослыми во время празднества. Е. (как и Кассандра) пытается отговорить Париса от путешествия за Еленой, так как знает, какие бедствия принесет этот брак Трое. Е. не раз дает Гектору советы, которым тот охотно следует. После смерти Париса между Е. и его младшим братом Деифобом разгорается спор за руку Елены; победу одерживает Деифоб, и разгневанный Е. удаляется на гору Ида, где попадает в плен к Одиссею. Тот вынуждает Е. открыть ахейцам условия, при которых они смогут завоевать Трою (по другому варианту мифа, Е. сам перешел в греческий лагерь, желая отомстить Деифобу). Среди названных Е. условий чаще всего упоминается захват ахейцами изображения Афины (пал­ладия), хранящегося в ее троянском храме, а также участие в Троянской войне Филоктета с его луком. После взятия Трои Е., сдружившийся с Неоптолемом, советует ему возвращаться на родину по суше, бла­годаря чему Неоптолем, доставшаяся ему в добычу Андромаха и сам Е. из­бегли гибели во время морской бури, обрушившейся у острова Эвбея на ахейское войско. По завещанию Неоптолема Е. получает в жены Андромаху и царствует с ней в Эпире до конца своей жизни.

ЕЛЕНА

Спартанская царица, прекраснейшая из женщин. Отцом Е. был Зевс, матерью — Деда или Немезида. В юности Е. была похищена Тесеем и Пирифоем, досталась по жребию Тесею, который поселил ее у своей матери Эфры в Афидне (по другой версии, в Трезене). В то время как Тесей и Пирифой отправляются в преисподнюю, чтобы добыть Персефону, Е. освобождают и возвращают в Спарту к своему земно­му отцу и супругу Леды Тиндарею Диоскуры. Слух о красоте Е. распространяется настолько широко по всей Греции, что сватать девушку собираются несколько десятков знатнейших героев всей Эллады (Менелай, Одиссей, Диомед, Сфенел, оба Аякса, Филоктет, Патрокл, Протесилай и др. ). Так как Тиндарей боится своим выбором оби­деть остальных претендентов и вызвать их вражду к себе и будущему зятю, он по совету Одиссея связывает всех претендентов на руку Е. совмест­ной клятвой оберегать в дальнейшем честь ее супруга. После этого мужем Е. выбирается Менелай, вероятно, не без влияния его старшего брата Агамемнона, уже женатого на дочери Тиндарея Клитеместре. От брака с Менелаем у Е. рождается Гермиона. Когда спустя некоторое время богиня Афродита, выполняя обещание, данное Парису — сыну троянского царя Приама, приводит его в дом Менелая, Е., по на­иболее распространенной версии, ув­лекается юным красавцем и, воспользовавшись отъездом супруга, бежит с Парисом в Трою, захватив с собой большие сокровища и много рабов. По другой версии мифа, Зевс или Гера подменили подлинную Е. ее призраком, за который и шла Троянская война. Сама же Е. пере­носится в Египет, где живет под защитой мудрого старца Протея, дожидаясь возвращения Менелая из троянского похода. О путешествии Е. с Па­рисом также существует несколько вариантов мифа: по одному из них, оно проходило без особых осложнений и заняло всего три дня; по другому беглецы были застигнуты бурей, кото­рую подняла богиня Гера, и их корабль занесло к берегам Финикии (в Сидон); по третьему — Парис сознательно уп­лыл в противоположную сторону от Трои и долгое время находился с Е. в Финикии и на Кипре, чтобы избе­жать погони. Прибыв, наконец, в Трою, Е. своей красотой снискала симпатии многих троянцев, несмотря на бед­ствия, которые навлекла на их город.

О поведении Е. во время Троянской войны тоже есть разные версии. Гомер влечение Е. к Парису объясняет воздействием Афродиты, которому не может про­тивиться никто из смертных. В остальном Е. в «Илиаде» явно тяготится своим по­ложением, и в послегомеровских поэмах о разрушении Трои ей приписывается даже созна­тельное содействие грекам: она не выдает троянцам Одиссея, дважды пробиравшегося в город, и помогает ему и Диомеду похитить из местного храма деревян­ную статую Афины; в ночь захвата Трои симпатии и помощь Е. также на стороне греков. Однако Менелай после взятия города разыскивает Е. с мечом в руках, чтобы казнить ее за измену ему как мужу. Но при виде жены, сияющей преж­ней красотой, он выпускает меч из рук и прощает ее. Ахейское войско, уже готовое побить Е. камнями, увидев ее, отка­зывается от этой мысли.

Возвращение Е. с Менелаем после долгих скитаний произошло в момент похорон Эгисфа и Клитеместры, павших от рук Ореста. О после­дующей судьбе Е. также существуют различные версии. По одним, она была после смерти Менелая изгнана его сыновьями и бежала то ли на остров Родос, то ли в Тавриду; по другим, была после смерти перенесена на остров Левка в устье Дуная, где соединилась вечным союзом с по­гибшим в Троянской войне Ахиллом.

Недалеко от Спарты было святилище Е., в са­мой Спарте находился священный платан Е.. Под про­звищем Дендритис («древесная») Е. почиталась в Кафиях и на Родосе.

ЗАГРЕЙ

Имя буквально значит «ве­ликий охотник», «великий ловчий». Одна из архаиче­ских ипостасей бога Диониса. Сын Зевса Критского и богини Персефоны, с которой Зевс вступил в брак в образе змея. Посланные богиней Герой тита­ны напали на З., но он устрашил их, превратившись в дракона, тигра и бы­ка. Но Гера своим свирепым мычанием побудила титанов к действию, и они растерзали 3. Зевс сбросил ти­танов в Тартар, опалил мать титанов землю страшным пожаром, а затем послал на нее потоп. Ряд мифов связан с воскрешением Диониса- З., сердце которого спасла Афина.

ЗЕВС, Дий

В греческой ми­фологии верховное божество, отец богов и людей, глава олимпийской семьи богов. З. — исконно греческое божество; его имя означает «светлое небо». З. — сын Кроноса (отсюда имена З. Кронид, Кронион) и Реи. Он при­надлежит к третьему поколению богов, свергших второе поколение — тита­нов. Отец З., боясь быть низложенным своими детьми, проглатывал каждый раз только что рожденного Реей ребенка. Рея обманула мужа, дав ему проглотить вместо родившегося З. завернутый камень, а младенец втайне от отца был отправлен на Крит на гору Дикта. Согласно другому варианту, Рея родила З. в пещере горы Дикта и поручила его воспитание куретам и корибантам, вскормившим его молоком козы Амалфеи. Возмужавший З. вывел своих брать­ев и сестер из утробы Крона, напоив его по совету Метиды зельем. За это они отдали во владение З. громы и молнии. Затем З. начал борьбу за власть с Кроном и другими титанами. В титаномахии, продолжавшейся десять лет, З. помогали сторукие (гекатонхейры); киклопы выковали ему гром и молнию. Побежденные титаны были низвергнуты в Тартар.

Три брата — З., Посейдон и Аид раз­делили власть между собой. З. доста­лось господство на небе, Посейдону — море, Аиду — царство мертвых. В древнейшие време­на З. совмещал функции жизни и смерти. Он владычествовал над землей и под нею, вершил суд над мертвыми. Отсюда один из эпитетов З. — Хтоний («подземный»). З. Хтония почитали в Коринфе. Однако позд­нее З. стал олицетворять только светлую сторону бытия. В период патриархата З. помещается на горе Олимп и именуется Олимпийским (или Фессалийским).

Против З. восстает Гея и насылает на него свое порождение — Тифона, но З. побеждает его. По одному из вариантов, З. забросил Тифона в Тартар, по другому — навалил на него Этну. Но Гея породила новых детей — гигантов, и раз­разилась гигантомахия.

По совету Геи — земли и Урана — неба З. проглатывает свою первую супругу Метиду, чтобы избежать рождения от нее сына, который будет сильнее отца. Фемида, дочь Геи, открывает 3. тайну, известную и Прометею, что такой же сын родится от Фетиды. Отказавшись от брака с Фетидой и выдав ее за героя Пелея, З. способствовал возникновению Троянской воины, исполняя просьбу матери Земли. Вторая супруга З. — богиня справедливости Фемида. Их дочери горы сообщают жизни богов и людей размеренность и порядок, а мойры — богини судьбы, от которой сам 3. уже не зависит, как бы продолжают его волю. Управляемый З. мир олимпийцев заметно меняется. Хариты, дочери З. от Эвриномы, вносят в жизнь радость, веселье, изящество. Деметра как супруга З. — уже не порождающая чудовищ земля, а богиня обработанных полей. Даже Аид похищает Персефону, дочь З., с его дозволения. Мнемозина, богиня памяти, рождает З. девять муз (так З. становится источником вдохновения, наук и искусств). От Лето у З. — Аполлон и Артемида. Третья по счету, но первая по значению жена Гера — богиня законного супружества и покровительница брачных законов. Так З. постепенно преобразует мир, порождая богов, вносящих в этот мир закон, порядок, науки, искусства, нормы морали.

З. все еще пользуется своим древнейшим орудием — громами и молниями, грубой силой подавляя сопротивление или наказывая. У Гомера он «громовержец», «высокогремящий», «тучегонитель», насылатель ветров, дождей и ливней. В виде дуба, корни которого омывал ручей, почитался З. Додонский в Додоне; его супругой считалась океанида Диона.

З. Олимпийский — покровитель общ­ности людей, городской жизни, за­щитник обиженных и покровитель молящих, ему повинуются другие боги. Он дает людям законы. Он — породитель всего живого, «дарователь жиз­ни». З. покровительствует родо­вой общности людей, отсюда З. «родовой». Он следит за соблюдением клятв. З. — помощник воинов и сам стратег, полководец.

З. Олимпийский — отец многих героев, проводящих его божественную волю и благие замыслы. Его сыновья: Геракл, Персей, Диоскуры, Сарпедон, знаменитые цари и мудрецы Минос, Радаманф и Эак. Покровительствуя героям, уничтожающим хтонических чудовищ, З. осуждает кровопролитие и стихийные бедствия войны в лице Ареса. Будучи «отцом людей и богов», З. вместе с тем является грозной карающей си­лой. По велению З. прикован к скале Прометей, укравший искру Гефестова огня, чтобы помочь людям, обречен­ным З. на жалкую участь. Несколько раз З. уничтожал человеческий род, пытаясь создать совершенного человека. Он послал на землю потоп, от которого спаслись только Девкалион, сын Прометея, и его супруга Пирра. Троянская война — тоже следствие решения З. покарать людей за их нечестие. З. уничтожает род атлан­тов, забывших о почитании богов, и Платон называет этого З. «блюсти­телем законов». З. насылает проклятия, которые страшно реализуются на отдельных героях и целом ряде поколений (Тантал, Сизиф, Атриды, Кадмиды).

Атрибуты З. — эгида, скипетр, иног­да молот. Культовые праздники в честь З. немногочисленны, поскольку ряд его функций был возложен на других богов — исполнителей воли З., находившихся в гораздо более близких отношениях к человеку: на Аполлона — пророчество, на Деметру — земледелие, на Афину — муд­рость и искусства. В честь З. Олим­пийского устраивались панэллинские Олимпийские игры в Олимпии — как символ единения и взаимного согласия греческих полисов.

ЗЕТ, 3еф

Сын Зевса и Антиопы, брат-близнец Амфиона. З. посвятил себя пастушеским занятиям, Амфион — игре на кифаре. З. был женат на Фиве, именем кото­рой назван город Фивы. Стены города возвели братья: З. носил и складывал камни, Амфион игрой на лире приводил их в движение и заставлял ло­житься в установленное место.

ИАСИОН

Сын Зевса (вариант: Корифа) и плеяды Электры (вари­ант: Электрионы), брат Дардана, возлюбленный Деметры. Древнее критское божество земледелия. Со­гласно одному из мифов, И. со­шелся с полюбившей его Деметрой на трижды вспаханном поле на остро­ве Крит, и Зевс поразил его за это молнией. По более позднему варианту мифа, гнев Зевса был вызван тем, что И. со­вершил насилие над Деметрой. Скорбь Деметры после смерти И. была так велика, что она отказалась давать урожай; тогда боги позволили И. ежегодно покидать аид и возвращаться к Деметре на землю (миф аналогичен мифу о похищении Персефоны и возвраще­нии ее на землю). Возвращение И. на землю символизирует смену времен года. От союза И. с Деметрой родился Плутос (бог богатства и изобилия) — олицетворение плодородия земли. От Деметры И. получил в дар зерна пшеницы и научил людей земледелию. По одному из вариантов мифа, И. был братом Гармонии, жены Кадма, на свадьбе которой он и встретился с Деметрой. Согласно Вергилию, И. и Дардан родились в Италии, но более распространен миф, что И. и его брат родились на Крите и оттуда переселились на остров Самофракия, где Зевс посвятил их в мистерии Деметры. Зевс повелел им распространять Са­мофракийские мистерии по всей зем­ле, и поэтому братья много странствовали.

ИДОМЕНЕЙ

Внук Миноса, царь Крита. Будучи одним из женихов Елены, И. участвует в Троянской войне, возглавляя ополчение шести критских городов, приплывшее на 80 кораблях. Сам И. особенно отличился в бою близ кораблей, принимал участие в погребальных играх в честь Патрокла, а впо­следствии в числе других ахейских воинов проник в Трою в чреве деревянного коня. О его дальнейшей судьбе существуют различные вер­сии: либо он благополучно возвра­тился на Крит, либо был изгнан с родного острова. Изгнание И. объясняется по-разному. Согласно одной версии мифа, И. изгнал Левк, воспитанный в доме И. и соблазнивший его жену Меду. Согласно другой версии мифа, во время морского по­хода из-под Трои флот И. попал в бурю и И. дал обет Посейдону в слу­чае спасения принести ему в жерт­ву первого, кто выйдет навстречу И. на родине. Этим человеком оказал­ся сын (или дочь) И. Либо И. при­нес его в жертву, но жертва была неугодной богам, либо жертвопри­ношение не осуществилось, но так или иначе боги наслали на Крит моровую язву. Избавиться от нее критяне могли, только изгнав И. По этой версии, И. был изгнан и окончил жизнь на юге Италии — в Калабрии, где воздвиг храм Афине.

ИКАР

Сын Де­дала. Дедал помог Ариадне, влюбленной в Тесея, освободить героев из лабиринта после убийства ими Минотавра. Царь Минос, узнав об этом, заключил Дедала вместе с сыном Икаром в лабиринт, откуда их освободила Пасифая. Сделав крылья (склеив перья воском), Дедал вместе с сыном улетели с острова. Икар, поднявшись слишком высоко, упал в море, так как солнечный жар растопил воск.

ИКСИОН

Царь лапифов в Фессалии, сын Флегия, брат Корониды. И. обещает своему будущему тестю Деионею боль­шие дары за руку его дочери Дии. Ког­да Деионей после свадьбы требует обе­щанное, И. убивает его, столкнув в яму с пылающими углями. Так как совершено убийство члена семьи, никто не решается взять на себя ритуальное очищение И. Только Зевс, сжалившись над И., очищает его, избавляет от безумия, постигшего его после убийства тестя, и даже допу­скает к трапезе богов. На Олимпе И. осмеливается домогаться любви бо­гини Геры, и Зевс создает ее образ из облака, которое от соединения с И. рождает на свет чудовищное потом­ство — кентавра (или кентавров). Когда же И. начинает похваляться своей победой над Герой, Зевс велит привязать его к вечно вращающемуся колесу (по многим версиям мифа, огненному) и забросить в небо. По другому ва­рианту, привязанного к огненному колесу И. Зевс обрекает на вечные муки в тартаре.

ИЛИФИЯ

Богиня-покровительница рожениц, дочь Зевса и Геры. Ревнивая Гера задержала роды Алкмены и вовремя не допустила к ней И.; она также задержала И. во время родов Лето, и та родила Аполлона, не дож­давшись И. И. посылает роженицам острые боли, но и освобождает их от страданий. Гомер называет нескольких И. — дочерей Геры.

ИО

Дочь аргосского царя Инаха. Воз­любленная Зевса. Опасаясь гнева ревнивой Геры, Зевс превратил И. в белоснежную телку, но Гера по­требовала ее себе в дар и приставила к ней стражем Аргоса, убитого по воле Зевса Гермесом. После этого И., мучимая оводом, насланным Герой, странствовала по Греции, Азии, Егип­ту, где приняла свой прежний вид и родила от Зевса сына Эпафа — родо­начальника героев (Данай, Египет, Даная, Алкмена, Персей, Амфит­рион, Геракл и др. ). Во время своих странствий И. встретила прикован­ного к кавказским скалам Прометея, предрекшего великую будущность потомкам И. и Зевса.

ИОКАСТА

Фиванская царица, жена Лая, мать и затем жена Эдипа. После гибели Лая и освобождения Эдипом Фив от Сфинкс (когда Эдип получил в награду престол и руку овдовевшей царицы) И. стала женой не узнанного ею собственного сына и матерью его детей. В «Царе Эдипе» Софокла И. сначала всячески старается успо­коить супруга, оскорбленного непо­стижимым для него обвинением про­рицателя Тиресия, будто он является убийцей Лая; однако, выслушав рассказ коринфского вестника и по­няв, с кем она делила ложе, она молит Эдипа прекратить дальнейшее расследование, а затем уходит во дворец, где кончает жизнь самоубий­ством. Еврипид в «Финикиянках» изо­бразил И., пережившей ужасное от­крытие и пытающейся примирить враждующих между собой своих сы­новей Этеокла и Полиника. Узнав о готовящемся братоубийственном по­единке, она устремляется на поле боя и, застав сыновей при последнем издыхании, закалывает себя мечом над их телами.

ИОЛА

Дочь эхалийского царя Эврита, возлюбленная Геракла. Геракл пытался жениться на ней дважды. Когда это случилось в первый раз, Автолик увел у Эврита стадо, и царь, заподозрив Геракла в краже, отказал герою. Второй раз — много лет спустя, когда Эврит обещал отдать И. в жены тому, кто победит его и его сыновей в стрельбе из лука. Однако, когда Геракл одержал победу, Эврит попытался не исполнить обещания, и Геракл, убив его, силой захватил И. Жена Геракла Деянира, боясь, что И. займет ее место, по коварному со­вету кентавра Несса, послала Гераклу отравленный хитон. Умирая в страш­ных муках, Геракл обручил И. со своим сыном Гиллом.

ИОЛАЙ

Сын брата Геракла Ификла и Автомедусы. И. был близким другом Геракла, возни­чим его колесницы и участником мно­гих подвигов героя. Когда Геракл ре­шил взять себе в жены Иолу (сватовство оказалось неудачным), он отдал И. свою прежнюю жену Мегару. На лошадях Геракла И. одержал победу на Олимпийских иг­рах. Вместе с сыновьями Геракла И. от­правился на Сардинию, где приоб­щил местных обитателей к греческой культуре и где впоследствии, как и в Фивах, существовал его культ. На обратном пути в Грецию И. остановился в Сицилии, где тоже основал греческую колонию и удостоился почестей героя. И. присутствовал при самосожжении Геракла и, не найдя в пепле костра костей друга, первый объявил, что герой взят на небо и должен быть причислен к богам. И. был похоронен в могиле своего деда Амфитриона в Фивах, где в его честь были учреждены игры.

ИППОЛИТА

Царица амазонок. Рассказы об И. связаны с мифами о Геракле и Тесее. По наиболее рас­пространенному мифу, Геракл должен был доставить Эврисфею волшебный пояс, который носила И. Геракл убил И. и добыл пояс. По другой версии мифа, Геракл взял И. в плен и отдал Тесею. Иногда мифы о Геракле и Тесее сливаются, герои в них изобража­ются воюющими вместе против И. (варианты: против Антиопы или Меланиппы). По одному из вариантов, Тесей предпринял самостоятельный поход против амазонок и захватил в плен их царицу. Чтобы спасти свою царицу, амазонки вторглись в Аттику, достигли Афин, но потерпели поражение у холма Ареса. Когда Тесей справлял свадьбу с Федрой, И. (у ко­торой от Тесея был сын Ипполит) в сопровождении амазонок явилась на пир, чтобы перебить пирующих, но была убита людьми Тесея (варианты: самим Тесеем, либо ее нечаянно убила амазонка Пенфесилея).

ИФИГЕНИЯ

Дочь Агамемнона и Клитеместры. Когда греческий флот, направлявшийся под Трою, задержал­ся в беотийской гавани Авлиде из-за отсутствия попутного ветра, жрец Калхант объявил, что богиня Артемида гневается на греков за оскорбление, нанесенное ей Агамемноном, и требует принести ей в жертву И. Уступая настойчивым требованиям ахейского войска и главным об­разом Одиссея и Менелая, Агамемнон вызвал И. в Авлиду под пред­логом ее бракосочетания с Ахил­лом; в момент жертвоприношения И. была похищена с алтаря Арте­мидой, заменившей ее ланью; по другой версии — медведицей или телкой. Са­ма же И. была перенесена богиней в Тавриду и сделана жрицей в ее храме. Здесь она должна была при­носить в жертву всех попавших в эти края чужеземцев. От руки И. чуть было не погиб ее брат Орест, прибывший в Тавриду по велению Аполлона для того, чтобы вернуть в Элладу деревянный кумир Артемиды. Но брат и сестра узнали друг друга, и И. спасла Ореста; они вместе возвратились в Грецию. И. продолжала служить Артемиде в ее храме в аттическом поселении Бравроне. Здесь уже в историческое время показывали могилу И., а в соседнем селении Галах Арафенидских и других местах — деревянную статую Артемиды, доставленную якобы из Тавриды.

КАДМ

Сын финикийского царя Агенора, основатель Фив (в Беотии). Послан­ный отцом вместе с другими братьями на поиски Европы, К. после долгих неудач во Фракии обратился к дель­фийскому оракулу Аполлона и полу­чил указание прекратить поиски и следовать за коровой, которая ему повстречается при выходе из святи­лища; там, где корова ляжет отдохнуть, К. должен основать город. В указанном месте К. пришлось всту­пить в борьбу с драконом, растерзав­шим его спутников. Убив чудовище камнями, К. по совету Афины засеял поле его зубами, из которых выросли вооруженные люди (спарты), тут же вступившие в единоборство друг с другом. Пятеро оставшихся в живых стали родоначальниками знатнейших фиванских родов в основанной К. крепости Кадмее, вокруг которой вы­росли Фивы. Так как убитый К. дракон был сыном бога Ареса, К. пришлось в те­чение 8 лет нести искупительную службу у бога, после чего Арес по воле Зевса выдал за К. свою дочь Гармонию и пригласил на их свадьбу всех богов. От этого брака, по традиционной вер­сии, у К. родились сын Полидор, будущий дед Лая, и четыре дочери: Автоноя (мать Актеона), Ино, Ага­ва и Семела. В старости К. вместе с Гармонией переселились в Иллирию, где они превратились в змей и в конце концов оказались в элизиуме. В ис­торическое время К. приписывали изобретение греческого письма.

КАЛИДОНСКАЯ ОХОТА

Один из наиболее распространенных мифов, в котором объединены сказания о многих героях островной и материковой Греции. Царь Калидона (города в Южной Этолии) Ойней, супруг Алфеи, собрав обильный урожай и принеся после этого жертвы всем богам, забыл богиню охотницу Артемиду и тем самым оскорбил ее. Разгневанная богиня наслала на Калидон огромной величины свирепого вепря, который опустошал поля, с корнем вырывал садовые деревья и убивал прячущихся за городские стены жителей. Ойней решил устроить охоту на вепря и пригласил участвовать самых отважных героев Эллады, пообещав тому, кто убьет вепря, в награду шкуру зверя. Во главе охотников встал сын Ойнея Мелеагр. Мифографы различных областей Греции включают в перечень охотников местных героев своих областей и называют разное число участников охоты. В «Мифологической библиотеке» Аполлодора называется свыше 20 участников: калидонцы Мелеагр и Дриас, плевронцы — сыновья Фестия, мессенские близнецы Идас и Линкей, Диоскуры из Спарты, Тесей из Афин, аркадяне Анкей и Кефей, фессалийцы Адмет, Пирифои, Пелеи и Ясон, Амфиарай из Аргоса, Амфитрион и его сын Ификл из Фив и единственная женщина —Аталанта из Аркадии. Более поздние авторы считают, что в охоте участвовало более 50 героев, причисляя к охотникам Лаэрта (отца Одиссея), пилосца Нестора, Теламона — сына Эака, лапифов Пирифоя и Мопса, мессенца Левкиппа и других героев не только материковой Греции, но и из Магнесии, Итаки, Саламина, Крита и других областей. Когда собаки выгнали вепря из леса, свирепый зверь сразу бросился на охотников. Нестор спасся лишь потому, что, подпрыгнув, ухва­тился за дерево, но многие пали жер­твой острых клыков вепря, а некото­рые погибли от ран, нанесенных друг другу случайно в пылу охоты: Пелей ранил своего тестя Эвритиона. Решающий удар вепрю нанес Мелеагр, и ему по праву при­надлежал почетный трофей.

Успех охотников побудил Артемиду к новым козням. Она вызвала жесто­кую войну за охотничий трофей меж­ду калидонцами и родственными им жителями Плеврона куретами. В этой войне калидонцы сперва сражались успешно, но когда Мелеагр убил бра­та своей матери Плексиппа, Алфея прокляла сына и пожелала ему смер­ти. Оскорб­ленный Мелеагр отказался участво­вать в дальнейших битвах, и куреты стали одерживать победы. Когда они были уже на стенах Калидона, рас­каявшаяся мать, отец и все жители стали уговаривать героя встать на защиту родного города, но Мелеагр отказывался, пока жена Клеопатра не попросила его взяться за оружие. Мелеагр перебил всех сыновей Фестия, но сам погиб в сра­жении.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...