Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация и ассортимент моторных масел




Классификация моторных масел осуществляется в соответствии с ГОСТ 17479.1-85 по вязкости и по эксплуатационным свойствам (уровню качества).

По вязкости летние и зимние масла делятся на семь классов (6; 8; 10; 12; 14; 16; 20), а всесезонные (загущенные) на десять классов (3з/8; 4з/6; 4з/8; 4з/10; 5з/10; 5з/12; 5з/14; 6з/10; 6з/14; 6з/16). Считается, что масла с вязкостью 6…8 мм2/с относятся к зимним.

Класс вязкости для летних и зимних масел обозначает их вязкость в мм2/с (сСт) при 100оС. Для всесезонных масел класс вязкости обозначается дробью, в которой числитель отражает условную вязкость масла при температуре минус 18оС (цифрами от 3 до 6), а знаменатель – вязкость в мм2/с при 100оС. Цифра (3) условна обозначает вязкость, находящуюся в пределах 1200…1400 мм2/с, цифра (4) – 2400…2600 мм2/с, цифра (5) – 5600…6000 мм2/с, а цифра (6) – вязкость 10000…10600 мм2/с. Буква (з), стоящая у основания цифры, указывает на присутствие в масле загущающей присадки. По эксплуатационным свойствам (уровню качества) все моторные масла обозначаются буквами русского алфавита, начиная с буквы (А):

А – для нефорсированных карбюраторных двигателей;

Б – для малофорсированных карбюраторных и дизельных двигателей;

В – для среднефорсированных карбюраторных и дизельных двигателей;

Г – для высокофорсированных карбюраторных и дизельных двигателей;

Д - для высокофорсированных карбюраторных и дизельных двигателей, работающих в более тяжелых условиях, чем масла группы Г;

Е - для высокофорсированных карбюраторных и дизельных двигателей, работающих в более тяжелых условиях, чем группа Д и т. д.

Цифра (1), стоящая у основания буквы, обозначающей группу, указывает на применяемость масла в карбюраторном двигателе, а цифра (2) – в дизельном. Отсутствие цифрового индекса у основания буквы указывает на универсальное масло, которое можно использовать как в карбюраторном двигателе, так и в дизельном.

Например, масло марки М–10–В2 расшифровывается следующим образом: буква (М) –масло моторное, цифра (10) - вязкость при 100оС в сСт, буква (В) с индексом (2) - предназначено для среднефорсированных дизелей. В марке масла М-6з/10-Г1 цифра (6) обозначает условную вязкость масла при минус 18оС, которой соответствует кинематическая вязкость 10000…10600 мм2/с, буква (з) указывает на наличие загущающей (вязкостной) присадки, число (10) – на вязкость при 100оС в сСт, буква (Г) с индексом (1) – на принадлежность масла к группе, которая предназначена для высокофорсированных карбюраторных двигателей. В марке М-4з/8-В2Г1 буквы В2Г1 указывают на возможность использования масла как в среднефорсированных дизельных (В2), так и в высокофорсированных бензиновых (Г1) двигателях. Масла М-8-Г2к и М-10-Г2к предназначены для современных высокофорсированных двигателей, буква (к) указывает на использовании композиции присадок. Это масло считается более качественным по сравнению с другими данной группы и рекомендуется к использованию в двигателях ЯМЗ-740 автомобилей КАМАЗ и в двигателях ЯМЗ-240 тракторов К-701. В таблицах 3.1., 3.2., и 3.3. приведены марки отечественных моторных масел и основные их характеристики.

 

Международная система маркировки моторных масел

Качественный уровень масла оценивается по квалификационной системе, разработанной Американским нефтяным институтом – сокращенно АРI. Буквы АРI на этикетке предшествуют символам класса качества. Качество масла – это комплекс свойств, который необходим для выполнения работы масла по назначению. По системе АРI установлены три ряда деления моторного масла по назначению (качественному уровню):

S - ряд моторных масел для бензиновых двигателей.

С – ряд моторных масел для дизельных двигателей.

ЕС – новый ряд энергосберегающих моторных масел, уменьшающих расход топлива.

 

Таблица 3.1. Основные характеристики универсальных масел

№ п/п Показатель М-8-В М-6з/10-В
  Кинематическая вязкость при 100оС, мм2/с 7,5…8,5 9,5…10,5
  Индекс вязкости    
  Щелочное число, мг КОН/г, не менее 4,2 5,5
  Зольность сульфатная, %, не более: механических примесей воды   0,015 следы   0,02 следы
  Температура застывания, оС, не выше -25 -30
  Температура вспышки, оС, не ниже    

 


Ассортимент моторных масел

Таблица 3.2. Основные характеристики моторных масел для дизелей

№ п/п Показатель М-8-Г2 М-8-Г М-10-Г2 М-10-Г М-8-Д М-10-Д
  Кинематическая вязкость при 100оС, мм2 11± 11± 8…8,5 ≥11,4
  Индекс вязкости            
  Щелочное число, мг КОН/г, не менее         8,5 8,2
  Зольность сульфатная, % не более 1,65 1,15 1,65 1,15 1,5 1,5
  Содержание активных элементов, %, не менее: цинка кальция бария фосфора     0,06 0,15 0,45 0,06     0,05 0,19 - 0,05     0,06 0,15 0,45 0,06     0,05 0,19 - 0,05     - - - -     0,04 0,15 - -
  Массовая доля, %, не более: механических примесей воды   0,015 следы   0,015 следы   0,015 следы   0,015 следы   0,02 следы   0,025 следы
  Температура застывания, оС, не выше -25 -30 -15 -18 -30 -18
  Температура вспышки в открытом тигле, оС, не ниже            

Таблица 3.3. Основные характеристики моторных масел для бензиновых двигателей

№ п/п Показатель М-8-В1 М-10-В1 М-4з/6-В1 М-5з/10-Г1 М-6з/12-Г1
  Кинематическая вязкость, мм2/с, при температуре: 100оС -18оС -30оС   7,5…8 - -   10±0,5 - -   5,5...6,5 ≤2600 ≤11000   10…11 - -   ≥12 ≥10400 -
  Динамическая вязкость при 18оС, мПа∙с, не более     -     -     -        
  Индекс вязкости, не менее          
  Щелочное число, мг КОН/г, не менее 4,0 3,5 5,5   7,5
  Зольность сульфатная, %, не более   1,3   1,3   1,3   0,9   1,3
  Массовая доля, %, не более: механических примесей воды   0,015 следы   0,015 следы   0,02 следы   0,015 следы   0,015 следы
  Содержание активных элементов, %, не менее: цинка кальция   0,09 0,16   0,05 0,08   - -   0,12 0,20   0,10 0,23
  Температура застывания, оС, не выше     -25     -15     -42     -38     -30
  Температура вспышки, оС, не ниже                    

 

Ступени качественного уровня обозначаются латинскими буквами, начиная от (А) и далее по алфавиту, при этом масла уровня (А) и (В) сняты с производства, как устаревшие.

Универсальные масла для бензиновых и для дизельных двигателей обозначают двумя символами соответствующего ряда: первый символ является основным, а второй указывает на возможность применения этого масла для двигателей другого типа. Например, АРI CG/SH масло предназначено для дизельных двигателей, но его можно использовать и для бензиновых двигателей.

Вязкость масла определяется и указывается по спецификации SAE J300. SAE – это аббревиатура «Общества автомобильных инженеров США». Согласно спецификации существуют два ряда степеней вязкости: зимний – с буквой «W – winter» и летний - без буквенного обозначения.

Стандартные ряды вязкости:

- зимний ряд: SAE 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W;

- летний ряд: SAE 20, 30, 40, 50, 60.

Всесезонные масла состоят из комбинации зимнего и летнего ряда разделенных знаком «тире» (например, SAE 10W-40). Другие виды записи являются неверными (например, SAE 10W/40 или SAE10W40).

Литература: 2, с. 107-124; 3; 4.

Вопросы для самопроверки

1. Какие эксплуатационные требования предъявляются к моторным маслам?

2. Классификации моторных масел?

3. Зарубежная классификация моторных масел?

4. По какому принципу делят моторные масла на летние, зимние и всесезонные?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...