Классификация и ассортимент моторных масел
Классификация моторных масел осуществляется в соответствии с ГОСТ 17479.1-85 по вязкости и по эксплуатационным свойствам (уровню качества). По вязкости летние и зимние масла делятся на семь классов (6; 8; 10; 12; 14; 16; 20), а всесезонные (загущенные) на десять классов (3з/8; 4з/6; 4з/8; 4з/10; 5з/10; 5з/12; 5з/14; 6з/10; 6з/14; 6з/16). Считается, что масла с вязкостью 6…8 мм2/с относятся к зимним. Класс вязкости для летних и зимних масел обозначает их вязкость в мм2/с (сСт) при 100оС. Для всесезонных масел класс вязкости обозначается дробью, в которой числитель отражает условную вязкость масла при температуре минус 18оС (цифрами от 3 до 6), а знаменатель – вязкость в мм2/с при 100оС. Цифра (3) условна обозначает вязкость, находящуюся в пределах 1200…1400 мм2/с, цифра (4) – 2400…2600 мм2/с, цифра (5) – 5600…6000 мм2/с, а цифра (6) – вязкость 10000…10600 мм2/с. Буква (з), стоящая у основания цифры, указывает на присутствие в масле загущающей присадки. По эксплуатационным свойствам (уровню качества) все моторные масла обозначаются буквами русского алфавита, начиная с буквы (А): А – для нефорсированных карбюраторных двигателей; Б – для малофорсированных карбюраторных и дизельных двигателей; В – для среднефорсированных карбюраторных и дизельных двигателей; Г – для высокофорсированных карбюраторных и дизельных двигателей; Д - для высокофорсированных карбюраторных и дизельных двигателей, работающих в более тяжелых условиях, чем масла группы Г; Е - для высокофорсированных карбюраторных и дизельных двигателей, работающих в более тяжелых условиях, чем группа Д и т. д. Цифра (1), стоящая у основания буквы, обозначающей группу, указывает на применяемость масла в карбюраторном двигателе, а цифра (2) – в дизельном. Отсутствие цифрового индекса у основания буквы указывает на универсальное масло, которое можно использовать как в карбюраторном двигателе, так и в дизельном.
Например, масло марки М–10–В2 расшифровывается следующим образом: буква (М) –масло моторное, цифра (10) - вязкость при 100оС в сСт, буква (В) с индексом (2) - предназначено для среднефорсированных дизелей. В марке масла М-6з/10-Г1 цифра (6) обозначает условную вязкость масла при минус 18оС, которой соответствует кинематическая вязкость 10000…10600 мм2/с, буква (з) указывает на наличие загущающей (вязкостной) присадки, число (10) – на вязкость при 100оС в сСт, буква (Г) с индексом (1) – на принадлежность масла к группе, которая предназначена для высокофорсированных карбюраторных двигателей. В марке М-4з/8-В2Г1 буквы В2Г1 указывают на возможность использования масла как в среднефорсированных дизельных (В2), так и в высокофорсированных бензиновых (Г1) двигателях. Масла М-8-Г2к и М-10-Г2к предназначены для современных высокофорсированных двигателей, буква (к) указывает на использовании композиции присадок. Это масло считается более качественным по сравнению с другими данной группы и рекомендуется к использованию в двигателях ЯМЗ-740 автомобилей КАМАЗ и в двигателях ЯМЗ-240 тракторов К-701. В таблицах 3.1., 3.2., и 3.3. приведены марки отечественных моторных масел и основные их характеристики.
Международная система маркировки моторных масел Качественный уровень масла оценивается по квалификационной системе, разработанной Американским нефтяным институтом – сокращенно АРI. Буквы АРI на этикетке предшествуют символам класса качества. Качество масла – это комплекс свойств, который необходим для выполнения работы масла по назначению. По системе АРI установлены три ряда деления моторного масла по назначению (качественному уровню): S - ряд моторных масел для бензиновых двигателей.
С – ряд моторных масел для дизельных двигателей. ЕС – новый ряд энергосберегающих моторных масел, уменьшающих расход топлива.
Таблица 3.1. Основные характеристики универсальных масел
Ассортимент моторных масел Таблица 3.2. Основные характеристики моторных масел для дизелей
Таблица 3.3. Основные характеристики моторных масел для бензиновых двигателей
Ступени качественного уровня обозначаются латинскими буквами, начиная от (А) и далее по алфавиту, при этом масла уровня (А) и (В) сняты с производства, как устаревшие. Универсальные масла для бензиновых и для дизельных двигателей обозначают двумя символами соответствующего ряда: первый символ является основным, а второй указывает на возможность применения этого масла для двигателей другого типа. Например, АРI CG/SH масло предназначено для дизельных двигателей, но его можно использовать и для бензиновых двигателей. Вязкость масла определяется и указывается по спецификации SAE J300. SAE – это аббревиатура «Общества автомобильных инженеров США». Согласно спецификации существуют два ряда степеней вязкости: зимний – с буквой «W – winter» и летний - без буквенного обозначения. Стандартные ряды вязкости: - зимний ряд: SAE 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W; - летний ряд: SAE 20, 30, 40, 50, 60. Всесезонные масла состоят из комбинации зимнего и летнего ряда разделенных знаком «тире» (например, SAE 10W-40). Другие виды записи являются неверными (например, SAE 10W/40 или SAE10W40). Литература: 2, с. 107-124; 3; 4. Вопросы для самопроверки 1. Какие эксплуатационные требования предъявляются к моторным маслам? 2. Классификации моторных масел? 3. Зарубежная классификация моторных масел? 4. По какому принципу делят моторные масла на летние, зимние и всесезонные?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|