Эксплуатационные свойства и применение трансмиссионных масел
В сельскохозяйственном производстве, кроме моторных масел, широко используются трансмиссионные, гидравлические, индустриальные, трансформаторные масла, масла для гидравлических передач. Компрессионные, приборные и другие масла имеют ограниченное применение. Трансмиссионные масла применяют для смазывания агрегатов трансмиссий автомобилей, тракторов, сельскохозяйственных машин и т.п. Передача энергии от двигателя к рабочим органам может осуществляться механическими передачами, гидромеханическими или гидрообъемными. Наибольшее распространение на данный момент получили механические передачи. Механические передачи представляю собой цилиндрические, конические, червячные, гипоидные и т. п. зубчатые передачи. Зубчатые передачи работают при больших удельных нагрузках, достигающих в ряде случаев 4000 мПа. Максимальная температура масла в зоне контакта зубьев шестерен может достигать 200…250оС и более. Средняя скорость скольжения в цилиндрических и конических составляет от 1,5 до 12 м/с. Для гипоидных передач скорость скольжения может достигать 15 м/с и более, а для червячных редукторов до 25 м/с. Поэтому трансмиссионные масла должны иметь высокие эксплуатационные свойства – противоизносные и противозадирные, вязкостно-температурные, противокоррозионные. Противоизносные и противозадирные свойства трансмиссионных масел является основной их характеристикой. Они обеспечиваются наличием на трущихся поверхностях хемосорбированной (модифицированный слой) и адсорбированной пленки. Первая пленка образуется за счет химических сил в результате взаимодействия химически активных элементов (сера, фосфор, хлор), входящих в состав присадки, а вторая – за счет сил межмолекулярного взаимодействия адсорбированный на поверхности трения масляной пленки.
Все трансмиссионные масла классифицируются по вязкости и эксплуатационным свойствам в соответствие с ГОСТ 17479.2-85.
Таблица 3.4. Классификация трансмиссионных масел по вязкости
В зависимости от значения кинематической вязкости при 100оС трансмиссионные масла делят на шесть классов (таблица 3.4.). В соответствии с классом вязкости ограничены допустимые пределы кинематической вязкости при 100оС и отрицательная температура, при которой динамическая вязкость не превышает 150 Па·с. При данной вязкости еще гарантируется надежная работа сборочных единиц трансмиссий. Масла, относящиеся к классу вязкости (6), рекомендуется применять в условиях Арктики, (9) - в условиях Севера, а (43) - в тропических условиях. По эксплуатационным свойствам и возможным областям применения трансмиссионные масла делят на пять групп: ТМ-1…ТМ-5 (таблица 3.5.). Наример обозначения трансмиссионного масла: ТМ-5-18, где ТМ – трансмиссионное масло; 5 – группа масла с противозадирными присадками высокой эффективности для гипоидных передач; 18 – класс вязкости.
Таблица 3.5. Группы трансмиссионных масел по ГОСТ 17479.2-85
Зарубежная классификация трансмиссионных масел
За рубежом наиболее широкое распространение получила классификация трансмиссионных масел, разработанная в США по классу качества АРI и классу вязкости SAE. вязкости SAE70W…85W предназначены для эксплуатации в зимнее время; масла классов SAE80…250 применяют в летний период эксплуатации.
Таблица 3.6. Классы вязкости трансмиссионных масел по классификации SAE
Все зарубежные масла наряду с маркировкой по API и SAE имеют так же по аналогии с отечественными маслами товарную маркировку. По классу качества все трансмиссионные масла разбиты на шесть категорий в зависимости от конструкционных особенностей трансмиссий, условий их эксплуатации и содержания присадок (таблица 3.7.). По вязкости трансмиссионные масла делят на семь классов. Масла первых четырех классов считаются зимними. Классификация трансмиссионных масел по вязкости и их характеристика представлена в таблице 3.6. Низкотемпературная область применения масел так же ограничена минимальной температурой, при которой вязкость масла становится равной 150Па∙с. Эта вязкость и для зарубежных марок считается предельной, при которой сохраняются шестерни, подшипники, узлы и агрегаты трансмиссий от повреждений из-за недостаточной текучести масла.
Примеры обозначения трансмиссионных масел по API и SAE: 1. Норси API GL-5, SAE 85W-90, где Норси – название фирмы, GL – масло трансмиссионное, 5 – категория вязкости масла, 85W – вязкость при низкой температуре, 90 – вязкость при 100оС. 2. Тейбол API CD/SF, GL-4, SAE10W-30 – универсальное масло, которое применяется в двигателях (карбюраторных и дизельных) и в трансмиссиях.
Таблица 3.7. Категории трансмиссионных масел по классификации API
Литература: 2, с. 129-133; 3; 4.
Вопросы для самопроверки
1. Условия работы трансмиссионных масел? 2. Какие требования предъявляются к трансмиссионным маслам? 3. Классификация трансмиссионных масел? 4. Как работает противоизносная и противозадирная присадка? 5. Какими свойствами должны обладать смазки, предназначенные для гипоидных передач?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|