Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эксплуатационные свойства и применение трансмиссионных масел




В сельскохозяйственном производстве, кроме моторных масел, широко используются трансмиссионные, гидравлические, индустриальные, трансформаторные масла, масла для гидравлических передач. Компрессионные, приборные и другие масла имеют ограниченное применение.

Трансмиссионные масла применяют для смазывания агрегатов трансмиссий автомобилей, тракторов, сельскохозяйственных машин и т.п. Передача энергии от двигателя к рабочим органам может осуществляться механическими передачами, гидромеханическими или гидрообъемными. Наибольшее распространение на данный момент получили механические передачи.

Механические передачи представляю собой цилиндрические, конические, червячные, гипоидные и т. п. зубчатые передачи. Зубчатые передачи работают при больших удельных нагрузках, достигающих в ряде случаев 4000 мПа. Максимальная температура масла в зоне контакта зубьев шестерен может достигать 200…250оС и более. Средняя скорость скольжения в цилиндрических и конических составляет от 1,5 до 12 м/с. Для гипоидных передач скорость скольжения может достигать 15 м/с и более, а для червячных редукторов до 25 м/с. Поэтому трансмиссионные масла должны иметь высокие эксплуатационные свойства – противоизносные и противозадирные, вязкостно-температурные, противокоррозионные.

Противоизносные и противозадирные свойства трансмиссионных масел является основной их характеристикой. Они обеспечиваются наличием на трущихся поверхностях хемосорбированной (модифицированный слой) и адсорбированной пленки. Первая пленка образуется за счет химических сил в результате взаимодействия химически активных элементов (сера, фосфор, хлор), входящих в состав присадки, а вторая – за счет сил межмолекулярного взаимодействия адсорбированный на поверхности трения масляной пленки.

Все трансмиссионные масла классифицируются по вязкости и эксплуатационным свойствам в соответствие с ГОСТ 17479.2-85.

 

Таблица 3.4. Классификация трансмиссионных масел по вязкости

Класс вязкости Кинематическая вязкость при температуре 100оС, мм2/с, в пределах Температура, при которой динамическая вязкость не превышает 150Па·с, оС не выше
  - -55
  6,00…10,99 -45
  11,00…13,99 -35
  14,00…24,99 -18
  25,00…41,00 -
  42,00… -

 

В зависимости от значения кинематической вязкости при 100оС трансмиссионные масла делят на шесть классов (таблица 3.4.).

В соответствии с классом вязкости ограничены допустимые пределы кинематической вязкости при 100оС и отрицательная температура, при которой динамическая вязкость не превышает 150 Па·с. При данной вязкости еще гарантируется надежная работа сборочных единиц трансмиссий.

Масла, относящиеся к классу вязкости (6), рекомендуется применять в условиях Арктики, (9) - в условиях Севера, а (43) - в тропических условиях.

По эксплуатационным свойствам и возможным областям применения трансмиссионные масла делят на пять групп: ТМ-1…ТМ-5 (таблица 3.5.).

Наример обозначения трансмиссионного масла: ТМ-5-18, где ТМ – трансмиссионное масло; 5 – группа масла с противозадирными присадками высокой эффективности для гипоидных передач; 18 – класс вязкости.

 

 

Таблица 3.5. Группы трансмиссионных масел по ГОСТ 17479.2-85

Группа масел по эксплуатацион-ным свойствам Состав масел Рекомендуемая область применения
ТМ-1 Минеральные масла без присадок Цилиндрические, конические и червячные передачи, работающие при контактных напряжениях от 900 до 1600 мПа и температуре масла в объеме до 90оС
ТМ-2 Минеральные масла с противозадирными присадками умеренной эффективности То же, при контактных напряжениях до 2100 мПа и температуре масла в объеме до 130оС
ТМ-3 Минеральные масла с противозадирными присадками средней эффективности То же, при контактных напряжениях до 2500 мПа и температурах масла в объеме до 150оС
ТМ-4 Минеральные масла с противозадирными присадками высокой эффективности То же и гипоидные передачи, работающие при контактных напряжениях до 3000 мПа и температурах масла в объеме до 150оС
ТМ-5 Минеральные масла с противозадирными присадками высокой эффективности и многофункционального действия Гипоидные передачи, работающие с ударными нагрузками при контактных напряжениях выше 3000 мПа и температуре масла в объеме до 150оС

Зарубежная классификация трансмиссионных масел

За рубежом наиболее широкое распространение получила классификация трансмиссионных масел, разработанная в США по классу качества АРI и классу вязкости SAE. вязкости SAE70W…85W предназначены для эксплуатации в зимнее время; масла классов SAE80…250 применяют в летний период эксплуатации.

 

 

Таблица 3.6. Классы вязкости трансмиссионных масел по классификации SAE

Класс вязкости Температура, при которой динамическая вязкость не превышает 150 мПа∙с, оС Кинематическая вязкость при 100оС, мм2
минимальная максимальная
70W -55 4,1 -
75W -40 4,2 -
80W -26 7,0 -
85W -12 11,0 -
  - 7,0 <11
  - 11,0 <13,5
  - 13,5 <24
  - 24,0 <41
  - 41,0 -

 

 

Все зарубежные масла наряду с маркировкой по API и SAE имеют так же по аналогии с отечественными маслами товарную маркировку.

По классу качества все трансмиссионные масла разбиты на шесть категорий в зависимости от конструкционных особенностей трансмиссий, условий их эксплуатации и содержания присадок (таблица 3.7.). По вязкости трансмиссионные масла делят на семь классов. Масла первых четырех классов считаются зимними. Классификация трансмиссионных масел по вязкости и их характеристика представлена в таблице 3.6. Низкотемпературная область применения масел так же ограничена минимальной температурой, при которой вязкость масла становится равной 150Па∙с.

Эта вязкость и для зарубежных марок считается предельной, при которой сохраняются шестерни, подшипники, узлы и агрегаты трансмиссий от повреждений из-за недостаточной текучести масла.

Примеры обозначения трансмиссионных масел по API и SAE:

1. Норси API GL-5, SAE 85W-90, где Норси – название фирмы, GL – масло трансмиссионное, 5 – категория вязкости масла, 85W – вязкость при низкой температуре, 90 – вязкость при 100оС.

2. Тейбол API CD/SF, GL-4, SAE10W-30 – универсальное масло, которое применяется в двигателях (карбюраторных и дизельных) и в трансмиссиях.

 

 

Таблица 3.7. Категории трансмиссионных масел по классификации API

Категория масла по API Состав масла Условия эксплуатации Область применения
GL-1 Без присадок или с депрессорной и атипенной присадками Относительно мягкие с невысокими нагрузками и скоростями скольжения Механические коробки передач грузовых автомобилей и сельскохозяйственных машин
GL-2 То же, что для категории GL-1. Дополнтельно может входить анти-фрикционная присадка Умеренные по нагрузкам и скоростям скольжения Червячные передачи транспортных средств; в качестве добавки к индустриальным транс-миссионным маслам
GL-3 Со слабо эффективной противоздирной приса-дкой Умеренно-жесткие со средними нагрузками и скоростями скольжения Механические коробки передач грузовых авто-мобилей; спирально-конические передачи задних мостов
GL-4 С противозадирной присадкой средней эффективности Тяжелые по нагрузкам и скоростям скольжения Механические коробки передач легковых авто-мобилей; спирально-конические передачи задних мостов
GL-5 С высоко эффективными проти-возадирными и противоизносными присадками Очень тяжелые по нагрузкам и скоростям скольжения, включая ударные нагрузки в гипоидной передаче Гипоидные передачи легковых и грузовых автомобилей
GL-6 С большим количеством серо-фосфоросодержащей присадки Для гипоидных передач с высоким крутящим моментом, большими скоростями скольжения Гипоидные передачи ведущих мостов, харак-теризующиеся большим сдвигом осей (более 50 мм)

Литература: 2, с. 129-133; 3; 4.

 

Вопросы для самопроверки

1. Условия работы трансмиссионных масел?

2. Какие требования предъявляются к трансмиссионным маслам?

3. Классификация трансмиссионных масел?

4. Как работает противоизносная и противозадирная присадка?

5. Какими свойствами должны обладать смазки, предназначенные для гипоидных передач?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...