Эксплуатационные свойства и применение пластичных смазок
⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10 В сельскохозяйственном производстве в большом количестве используются мазеобразные продукты – пластичные смазки. Пластичная смазка – это трехкомпонентные коллоидные системы, содержащие жидкую основу (дисперсионную среду) 70…90%, загустители (дисперсионную фазу) 10…15%, модификаторы структуры и добавки – присадки, наполнители (1…15%). В качестве дисперсионной среды применяют масла нефтяного (до 97%) и синтетического происхождения. Наиболее часто использую индустриальные масла с вязкостью 15…20сСт при рабочей температуре 40оС. Загустители (дисперсионная фаза) могут быть мыльными и не мыльными. К мыльным загустителям относятся соли натуральных или жирных синтетических кислот: кальциевые, литиевые, натриевые, бариевые, алюминиевые, цинковые свинцовые и др. К не мыльным загустителям относятся твердые углеводороды – парафины, церезины, воски, озокериты и подобные им продукты. В качестве присадок используют известные ранее присадки, используемые для получения моторных и трансмиссионных масел. Наполнители – это высокодисперсные, нерастворимые в маслах вещества, улучшающие их эксплуатационные свойства. Чаще всего используют наполнители с низким коэффициентом трения: графит, дисульфид молибдена, тальк, слюду, нитрат бора, асбест, полимеры, оксиды и комплексные соединения металлов и т. п. Классификация пластичных смазок. В марке пластичной смазки указывается назначение, тип загустителя, температурный интервал применения, дисперсионную среду (жидкая основа) и добавки, консистенцию – число пенетрации. В соответствие с ГОСТ 23258-78 пластичные смазки делятся на четыре группы: антифрикционные, консервационные, канатные, уплотнительные. В свою очередь группа антифрикционных смазок делится на ряд подгрупп, которые обозначаются прописными буквами русского алфавита: С – общего назначения для нормальных температур; О – общего назначения для повышенных температур; М – многоцелевая; Ж – термостойкие; Н – морозостойкие; И – противозадирные; Х – химически стойкие; П – приборные; Т – редукторные; Д – приработочные; У – узкоспециализированные; Б – брикетные.
Комплексное мыло обозначают строчной буквой (к), после которой указывают индекс соответствующего мыла, например: кЛи, кБа. Смесь двух и более загустителей обозначают составными индексами: Ка-На, Ли-Ба и т.д., причем на первом месте ставят индекс загустителя, который входит в состав смазки в большом количестве (таблица 3.13.). Индексы М, О, Н, которые обозначают тип загустителя (мыло, органические и неорганические вещества), ставят в случаях, когда тип дисперсионной фазы не предусмотрен перечнем. Тип дисперсионной среды обозначают строчными буквами: нефтяное масло – н, синтетические углеводороды – у, сложные эфиры – э и т. д. При изготовлении смазок на нефтяной масле индекс «н» не указывают. Наличие твердых добавок обозначают также строчными буквами – индексами: графит – г, дисульфид молибдена – д и т.д. (таблица 3.14.). Температурный диапазон применения обозначают дробью, где величины температуры уменьшены в 10 раз: в числителе – нижний предел применения без знака минус, а в знаменателе – верхний.
Таблица 3.13. Индексы типа загустителя
Пример обозначения смазки и его расшифровка. Смазка УНа 3/12э-3: где (У) – узкоспециализированная смазка; (На) – загущена натриевым мылом; (3/12) – работоспособна в диапазоне температур от минус 30 до плюс 120оС; (э) – приготовлена на сложном эфире; (3) – число пенетрации (густота) 220…250 при 25оС.
Таблица 3.14. Индексы дисперсионных сред и твердых добавок, входящих в состав пластичных смазок
Таблица 3.15. Классификация пластичных смазок по консистенции
Литература: 2 с.145-161; 3; 4. Вопросы для самопроверки 1. Что такое пластичные смазки? 2. Типы загустителей и их влияние на основные эксплуатационные свойства смазок? 3. Наполнители и их влияние на качественные показатели пластичных смазок? 4. Маркировка пластичных смазок? 5. Что такое пенетрация пластичных смазок и как она определяется? 6. В чем заключаются тиксотропные свойства пластичных смазок? Специальные жидкости 4.1. Охлаждающие жидкости. Для обеспечения нормального теплового режима работающего двигателя внутреннего сгорания требуется обеспечивать постоянный отвод теплоты от нагретых деталей. Количество теплоты, отводимой при охлаждении, зависит от конструктивных особенностей двигателя и находится в пределах 25…35% от общей величины, выделяющейся при сгорании топлива. Охлаждение двигателей может быть воздушным или жидкостным. В качестве охлаждающих жидкостей широко применяют воду и низкозамерзающие смеси (антифризы). Вода – наиболее распространенная охлаждающая жидкость. Она доступна, безопасна в пожарном отношении, безвредна для человека и имеет высокую удельную теплоемкость – 4,19 кДж/кг, превосходящую все другие известные охлаждающие жидкости. Существенным недостатком воды как охлаждающей жидкости, является высокая температура застывания и наличие водорастворимых примесей, способствующих образованию накипей. Накипь представляет собой смесь различных соединений кальция и магния. Соли кальция и магния, находящиеся в растворенном состоянии, придают воде свойство, которое получило название «жесткость». Различают жесткость общую, временную и постоянную.
Общая жесткость характеризуется суммарным содержанием в воде ионов кальция и магния, входящих в состав всех солей: хлоридов, сульфатов, бикарбонатов, нитратов и силикатов. Измеряют жесткость в миллиграммах-эквивалентах на один литр воды (мг-экв/л). Временная жесткость (карбонатная) характеризуется содержанием в воде растворимых двууглекислых солей – Ca(HCO3)2 и Mg(HCO3)2. При нагревании выше 80…85оС эти соли разлагаются с выделением осадков – карбонатов кальция CaCO3, гидроксида магния Mg(OH2), углекислого газа и воды. Постоянная жесткость (некарбонатная) определяется присутствием в воде более стойких солей таких как: CaSO4, MgSO4, CaCl2, MgCl2 и т. д. Эти соединения при кипячении не разлагаются и не выпадают в осадок, если их концентрация не превосходит предел насыщения. В образовании накипи участвуют соли как временной, так и постоянной жесткости, но в большей степени образование накипи определяется величиной временной жесткости. «Жесткая» вода подлежит обязательному умягчению с целью удаления катионов кальция и магния. Этот процесс можно осуществить следующими способами: термическим, химическим и магнитным. В зимний период целесообразно использовать в системах охлаждения ДВС низкозамерзающие жидкости (антифризы). Антифриз – водный раствор этиленгликоля с антикоррозионными, антивспенивающими, стабилизирующими и красящими присадками. Химическая промышленность выпускает ряд антифризов на базе этиленгликоля марки «Тосол».
Таблица 4.1. Основные показатели охлаждающих жидкостей марки «Тосол»
Кроме того, в настоящее время налажено производство ряда перспективных охлаждающих жидкостей: «Спектрол Антарктида», «Спектрол Тосол А-40», антифриз «HORD», «Тосол-Север», антифриз «G-48». 4.2. Тормозные жидкости. При торможении давление в гидроприводе тормозной системы может достигать 10 мПа, а температура – 150…190оС. Тормозные жидкости должны иметь высокую температуру кипения, хорошие вязкостно-температурные и смазывающие свойства, высокую физическую и химическую стабильность, не разрушать материалы уплотнений. Тормозные жидкости могут быть на касторовой, глицериновой и гликолевой основе. Основные марки тормозных жидкостей и их характеристики представлены в таблице 4.2.
Таблица 4.2. Характеристика основных марок тормозных жидкостей
4.3. Пусковые жидкости предназначены для улучшения пусковых качеств карбюраторных и дизельных двигателей в экстремальных условиях. Предприятиями выпускается две марки пусковых жидкостей: «Холод Д-40» для дизельных двигателей и «Арктика» для карбюраторных. Обязательным компонентом пусковых жидкостей является этиловый эфир. Эфир обеспечивает самовоспламенение рабочей смеси при сравнительно низких температурах (около 200оС). Для обеспечения плавного и последовательного воспламенения основного топлива в состав пусковых жидкостей вводят изопропиловый спирт и смесь низкокипящих углеводородов, которые воспламеняются после эфира. 4.4. Амортизаторные жидкости. В конструкциях машин применяются гидравлические амортизаторы, где происходит преобразование кинетической энергии колебания их остова в тепловую энергию. Преобразование одного вида энергии в другой достигается за счет перетекания жидкости через дроссельное отверстие под давлением из одной полости в другую. Давление жидкости в амортизаторах может достигать 8…11 мПа, а температура – плюс 140оС.
В качестве амортизаторных жидкостей используют маловязкие нефтяные масла, в которые добавляют вязкостную, депрессорную, антиокислительную, противоизносную, диспергирующую и антипенную присадки. Выпускают следующие марки амортизаторных жидкостей: АЖ-12Т, МГП-12 (Славол-АЖ), АЖ-170, ГРЖ-12.
Литература: 2 с. 162-178; 3; 4. Вопросы для самопроверки 1. Каковы требования, предъявляемые к охлаждающим жидкостям? 2. Что называется жесткостью воды, виды жесткости и единицы ее измерения? 3. Влияние накипи на надежность работы двигателя и способы предупреждения накипеобразования? 4. Состав, свойства и марки низкозамерзающих жидкостей? 5. Состав, свойства и марки тормозных жидкостей? 6. Какие жидкости используют для облегчения запуска? 7. Свойства и марки жидкостей, используемых в гидроамортизаторах?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|