Контроль качества отдельного аудиторского задания
Порядок реализации внутрифирменных процедур контроля качества на уровне отдельного аудиторского задания регламентирует международный стандарт аудита № 220R «Контроль качества аудита отчетной финансовой информации». Согласно требованиям стандарта обязанности по реализации процедур контроля качества в ходе выполнения каждой аудиторской проверки возлагаются на членов аудиторской группы. В обязанности членов аудиторской группы также входят: предоставление информации о соблюдении требования независимости; следование внутрифирменной системе контроля качества (в отношении навыков и компетентности персонала, независимости, принятия клиента и продолжения сотрудничества с ним, соблюдения требований законодательных и нормативных актов). Процедуры контроля качества должны применяться при: руководстве выполнением задания; принятии клиента и продолжении сотрудничества с ним, а также при выполнении конкретных аудиторских заданий; назначении аудиторской группы на выполнение задания; выполнении задания; мониторинге выполнения аудиторского задания. Ответственность руководства за качество выполнения аудиторских заданий. Всю ответственность за качество аудиторского задания несет соответствующий партнер. В этом контексте партнер должен требовать от членов аудиторской группы: а) выполнения работы в соответствии с профессиональными стандартами, требованиями законодательных и нормативных актов; б) следования внутрифирменным политике и процедурам контроля качества; в) выдачи аудиторского заключения, которое соответствует положению дел фирмы-клиента; г) обеспечения качества аудиторской работы.
Этические требования. Партнер должен проверить, соблюдают ли члены аудиторской группы установленные этические требования. Согласно Кодексу этики профессиональных бухгалтеров Международной федерации бухгалтеров к фундаментальным принципам профессиональной этики относятся: а) честность; б) объективность; в) профессиональная компетентность и должная тщательность; г) конфиденциальность; д) профессиональное поведение. Партнер должен внимательно относиться к фактам несоблюдения этических требований. В случае возникновения проблем, связанных с профессиональной этикой, партнеру следует оформить это документально и принять соответствующие меры. Независимость Партнер должен сделать заключение о соблюдении требования независимости при проведении аудита. С этой целью партнеру необходимо: своевременно определить и оценить обстоятельства и взаимоотношения, которые создают угрозу независимости; предпринять действия для устранения угроз или снижения их до приемлемого уровня; документально оформить выводы о соблюдении принципа независимости. В случае невозможности устранения или сведения до приемлемо низкого уровня угроз независимости партнер должен принять решение об отказе от выполнения задания. Все результаты должны быть документально оформлены. Принятие клиента и продолжение сотрудничества с ним. Процесс принятия клиента и продолжения сотрудничества с ним включает оценку: честности собственников и руководства фирмы-клиента; компетентности аудиторов, которые будут принимать участие в проверке, и наличия необходимого времени и персонала для проведения аудита; возможности соблюдения аудиторами этических требований. Все возникающие в данном случае проблемы должны быть оформлены документально. Назначение рабочей группы на задание. Партнер должен убедиться в том, что все члены рабочей группы аудиторов обладают необходимыми профессиональными навыками и компетентностью, а также в том, что они имеют достаточно времени, чтобы выполнить аудиторскую проверку в соответствии с профессиональными стандартами, требованиями законодательных и нормативных актов, а также выдать аудиторское заключение, соответствующее положению дел на фирме-клиенте.
Необходимые профессиональные навыки и компетентность включают: практический опыт выполнения заданий аналогичного характера и сложности; понимание и соблюдение профессиональных стандартов, а также требований законодательных и нормативных актов; обладание необходимыми техническими знаниями, в том числе знаниями о соответствующих информационных технологиях; знание отрасли клиента; способность формирования профессионального мнения; понимание внутрифирменной политики и процедур контроля качества. Выполнение задания. Партнер руководит действием членов аудиторской группы, информируя их: об их обязанностях; о характере бизнеса субъекта; об уровне риска; о возможных проблемах; об особенностях выполнения задания. Аудиторская группа, соблюдая принцип профессионального скептицизма, должна выполнять работы с должной тщательностью. Важно, чтобы все члены аудиторской группы имели четкое представление о целях выполняемой ими работы. Партнер должен осуществлять надзор за выполнением аудиторского задания, который включает: контроль за ходом аудита; оценку навыков и компетентности аудиторов; определение наличия у аудиторов времени, необходимого для выполнения порученных заданий; оценку понимания членами рабочей группы рекомендаций по проведению аудита; определение соответствия фактически выполняемой работы запланированной; рассмотрение важных вопросов, которые могут внести изменения в план проверки, и др. Результатом такого надзора является подтверждение того, что: работа выполнена в соответствии с профессиональными стандартами, а также требованиями законодательных и нормативных актов; существенные вопросы урегулированы; необходимые консультации проведены, а рекомендации, полученные по результатам консультаций, выполнены и оформлены документально;
необходимые поправки в характер, сроки и объем процедур внесены; сделанные выводы документально оформлены; полученные доказательства могут быть оценены как достаточные и уместные и как подтверждающие аудиторское заключение; цели аудиторской проверки достигнуты. Консультации Партнер обязан убедиться в том, что: а) аудиторская группа получала необходимые консультации по сложным или спорным вопросам; б) вся информация по консультациям была оформлена документально; в) выводы, сделанные в результате консультаций, были учтены в ходе аудиторской проверки. Расхождения во мнениях При возникновении расхождений мнений между членами аудиторской группы и консультантами следует придерживаться требований внутрифирменных стандартов или обратиться к партнеру. Обзорная проверка контроля качества Обзорная проверка контроля качества должна предоставить объективную оценку: а) выявленных аудиторской группой по результатам выборочной проверки рабочих документов существенных недостатков; б) выводов, являющихся основанием для подготовки аудиторского заключения. Объем обзорной проверки зависит от сложности аудиторского задания и риска того, что аудиторское заключение не будет соответствовать положению дел на фирме-клиенте. Обзорная проверка качества аудита листинговых компаний должна предусматривать следующие процедуры: оценку независимости аудиторской фирмы; оценку значимости рисков, выявленных в ходе выполнения задания, и определение соответствия им проведенных аудиторских процедур; проверку выводов в отношении уровня существенности и рисков; проверку проведенных консультаций по сложным или спорным вопросам; изучение несоответствий бухгалтерской отчетности, аудиторского заключения фактическому положению дел на фирме; проверку существенности и характера исправленных и неисправленных искажений отчетности, выявленных в ходе аудита; проверку вопросов, подлежащих представлению руководству, лицам, отвечающим за управление, или третьим лицам;
проверку соответствия рабочих документов по аудиту фактически выполненной работе. Мониторинг. Партнеру следует определить: а) могут ли недостатки, выявленные в процессе мониторинга, негативно отразиться на качестве аудиторского задания; б) являются ли достаточными принятые аудиторской фирмой меры для устранения недостатков. Особое внимание следует уделить удовлетворению интересов пользователей профессионального мнения аудитора. В качестве критерия может выступать мнение клиента о том, насколько деятельность аудитора способствует успеху и продвижению клиента на рынке (как аудитор помог выявить ошибки, предотвратить их системный характер или мошеннические действия; как оказанные консультации способствовали улучшению системы учета, совершенствованию управления на фирме, продвижению на рынке; как аудитор оценил перспективы развития клиента при проверке прогнозной финансовой информации, снизил информационные риски и т. д.). Это означает, что с самого начала аудитор должен предвидеть «разрыв ожиданий и стараться преодолеть его. Чаще всего разрыв проявляется в том, что аудиторы видят свою задачу в сборе надежных доказательств и представлении верного и объективного мнения о проверенной отчетности. Пользователи же считают, что обязанность аудиторов состоит, прежде всего, в обнаружении ошибок (преднамеренных и случайных) и что все аудиторские тесты должны быть составлены только с целью выявления злоупотреблений и несоответствий или же в разрешении налоговых проблем фирмы-клиента и занижении суммы выплачиваемых налогов. Аудиторы же относят выявление ошибок к побочному продукту проверки. Это означает, что большинство аудиторских тестов сформированы таким образом, что имеют своей целью не детальный поиск ошибок, а только подтверждение достоверности отчетности. И если в процессе проверки обнаруживаются ошибки, то аудитор их исследует с точек зрения существенности, системного характера и связи с другими элементами отчетности. Разрешение налоговых проблем вообще не является задачей аудита, поскольку это сопутствующая работа и услуга («налоговый аудит»), на которые заключается отдельный договор и по которому формируется особая методика проверки. Для решения данной проблемы основное внимание необходимо обращать на обеспечение понимания аудируемым лицом характера предоставляемой услуги. Другими словами, клиент должен осознать свои потребности и ожидания, которые важны для принятия им обоснованных экономических решений и формирования объективного мнения аудитора. Такая возможность предоставляется аудитору на подготовительном этапе аудиторской проверки. Это осуществляется, во-первых, путем проведения переговоров, что способствует пониманию интересов и потребностей клиентов, его текущих и перспективных планов; во-вторых, путем составления письма о проведении аудита, в котором отражаются предварительные условия, согласованные сторонами в ходе переговоров, в-третьих, путем заключения договора оказания аудиторских услуг, в котором определяются права, обязанности и ответственность сторон.
Следовательно, «качество аудита» можно определить как степень необходимого доверия к мнению аудитора со стороны пользователей в отношении достоверности информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности клиента. Таким образом, качественное профессиональное мнение аудитора – это независимое и объективное мнение, которое придает уверенность его пользователям в принятии экономических решений и их выполнении. 3. Контроль качества работы аудиторских организаций. Обязанность по установлению системы внешней проверки качества уполномоченным органом предусмотрена Законом об аудиторской деятельности. Предполагается, что объектом контроля качества в рамках деятельности аудиторских организаций выступает установленная ими система внутреннего контроля качества аудита. Внешний контроль осуществляется на основе данных, полученных по результатам представления аудиторскими организациями ежегодных отчетов об аудиторской деятельности, а также в связи с жалобами и обращениями надлежащих пользователей аудиторской отчетности или в связи с обращениями правоохранительных органов. В случае выявления в ходе внешней проверки качества работы аудиторских организаций фактов систематического нарушения требований нормативных правовых актов или стандартов аудиторской деятельности проверяющие обязаны сообщить о них в уполномоченный орган. Виновные в таких нарушениях лица могут быть привлечены к ответственности, установленной Законом об аудиторской деятельности, вплоть до аннулирования у них квалификационного аттестата аудитора, а также аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|