Проблема № 4: характеры родителей могут не совпадать с характером ребенка
Проблема № 4: характеры родителей могут не совпадать с характером ребенка
Ваш ребенок – «яблоко от яблони» или пришелец с Марса? Похожи ли вы как две капли воды или… как искра и динамит?
В предыдущем разделе я рассказал, как влияет на поведение вашего малыша его характер. А теперь настала пора оценить ваш характер. (Да, у вас он тоже имеется! )
Джуди все делает стремительно, а ее дети на редкость медлительны. Поэтому она называет Эмили и Теда «лежачий полицейский № 1» и «лежачий полицейский № 2», ведь они вынуждают ее переходить с привычно высокой скорости на черепаший шаг.
Очень немногие из нас идеально «подходят друг другу» со своими детьми. У психологов есть термин для обозначения того, насколько характер родителя совпадает с характером ребенка: «степень соответствия». И в данном случае, в отличие от отношений любовников, противоположности не всегда притягиваются. Какой из приведенных ниже вариантов больше подходит к вашей ситуации?
Обычно нам проще ладить с детьми, если они похожи на нас. Но не всегда. Например, упрямые родители и упрямые дети – взрывоопасная смесь. Какой вы человек? Вернитесь к списку особенностей разных характеров в разделе «Характер: легкий, осторожный или боевой». Оцените себя по таким параметрам, как интенсивность эмоций, обычное настроение и т. д. Насколько вы похожи со своим малышом? В чем дополняете друг друга, а в чем расходитесь? Половина всех проблем в родительстве (и любых близких взаимоотношениях) сразу уходит, если уладить личностные противоречия.
Кто вы своему малышу – друг или начальник?
Пока наши детки пребывают в младенческом возрасте, мы даем им все, в чем они нуждаются: молоко, чистые подгузники, тепло и нежность. Мы стараемся изо всех сил, и лучшая награда для нас – их смех и объятия.
Но после первого дня рождения кое‑ что меняется. Ребенок начинает ползать, потом ходить и громко выражать свое мнение («Да‑ а‑ ай! »). Мы все еще стараемся действовать «как надо» и давать ему 90 % того, что он хочет, но в 10 % случаев мы просто не можем или не хотим выполнять требования ребенка. И что же происходит? Ему это не нравится. Мы с любовью признаем его чувства. Он закатывает истерику! Мы прибегаем к разумным доводам. Он закатывает истерику! Мы пытаемся отвлечь его… объяснить… предостеречь. Он закатывает истерику! Очень скоро мы и сами впадаем в такое же состояние. И вступаем в схватку с малышом, будто два профессиональных борца на ринге. Так где же выход? На моих лекциях растерянные родители часто спрашивают, как заставить детей вести себя хорошо: «Надо ли мне быть мягче? Или, наоборот, тверже? Не ломаю ли я ее? Не сдаюсь ли слишком легко? » Они не могут добиться послушания, потому что собственного опыта не хватает, а со всех сторон летят противоречивые советы: будьте более гибкими! Будьте тверже! Будьте ребенку другом! Будьте начальником!
Большинство из нас хотели бы великодушно удовлетворять все запросы ребенка в надежде на то, что он последует нашему примеру и научится быть добрым и великодушным. Но, к несчастью, попытки быть «другом» и систематические уступки требованиям маленького «первобытного человечка» могут научить его тому, что визг и вопли отлично работают, и превратить в капризулю. Другой подход заключается в том, чтобы устанавливать строгие правила и за их нарушение прибегать к дисциплинарным мерам, и тогда в доме будет порядок, а ребенок вырастет послушным. Но если бы это действительно работало, воспитание детей было бы очень простым делом. Вы просто велите своему ребенку прекратить… и он именно так и делает. К сожалению, родители, которые пытаются быть «начальниками» для своих детей, слишком полагаются на угрозы и часто приходят к открытому противостоянию (особенно с неуступчивыми, волевыми детьми).
Так как же быть?
Будьте послом
Мы живем не в черно‑ белом мире. Иногда нужно быть ребенку другом, а иногда начальником, но лучше всего, если вы сумеете воспринимать себя как посла… посла, который прибыл из XXI века к «дикому» маленькому карапузу, живущему в вашем доме. Должно быть, вы сейчас думаете: «Посол? Да что он имеет в виду? » Что ж, вы знаете, чем занимаются послы, да? Они отправляются в дальние страны и устанавливают с их правителями хорошие отношения, договариваясь, договариваясь, договариваясь… Они оказывают помощь, устраивают приемы, выказывают уважение. Но это не какие‑ нибудь слабаки. В случае серьезного конфликта они умеют твердо сказать: «Моя страна этого не допустит». Родители‑ «послы» делают то же самое. Они выстраивают хорошие отношения с детьми, давая, давая, давая. Они дают пищу, любовь, игрушки, массаж спинки – все время дают. Но время от времени им также приходится занимать твердую позицию, устанавливать жесткие ограничения и добиваться их соблюдения. Чтобы выстраивать хорошие отношения с герцогами и королями, лучшие в мире послы должны уметь две вещи: • общаться с уважением (чтобы не разрушить сложившиеся отношения, случайно обидев принимающую сторону); • разговаривать на языке страны, в которой они находятся. (Даже самый лучший посол ничего не добьется, если не владеет языком людей, с которыми работает. )
Точно так же, чтобы выстроить хорошие взаимоотношения с малышами, лучшие в мире родители должны владеть двумя главными дипломатическими умениями: • общаться с уважением; • говорить на языке, который понимает малыш с его незрелым мозгом.
Читая следующую часть книги, вы немного повеселитесь, обучаясь этим двум важным родительским умениям.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|