Как находить «правильную точку» с людьми всех возрастов
Как находить «правильную точку» с людьми всех возрастов
В общем и целом «правильная точка» находится на пару уровней ниже, чем уровень эмоционального возбуждения. Но у разных людей может быть по‑ разному. В частности: • малышей эмоции захлестывают так, что с ними надо быть более экспрессивными; • застенчивые дети и взрослые обычно менее эмоционально выразительны, и если «отзеркаливать» их чувства слишком близко «к оригиналу», им может показаться, что их передразнивают, над ними насмехаются. Поэтому с ними лучше быть посдержаннее; • подростки любят драматизировать, но им не нравится, если мы, признавая их чувства, ведем себя так же. Поэтому лучше «целиться ниже» – проявлять участие, но достаточно сдержанно.
Сильвия сказала Карле, что видит: она очень‑ очень рассердилась. Но говорила она при этом с дурашливой интонацией, нараспев, и в результате ее трехлетняя дочурка впала в еще большее неистовство! Подумав над этим, Сильвия поняла, что, пытаясь отвлечь Карлу и представить ситуацию в смешном свете, она не дала малышке возможности почувствовать, что ее слышат и уважают. Удивительно, но стоило Сильвии произнести те же слова снова, только другим тоном, показывающим, что она понимает, как ее дочь расстроена, и Карла тут же успокоилась и взглянула на мать с признательностью.
Как практиковать ПФФ
Самый простой способ научиться использовать новое правило – это опробовать его в общении с подругой, которая чем‑ то расстроена, но не сильно. Комментируйте чувства подруги с выражением легкой озабоченности на лице и с соответствующей интонацией. Затем, слегка освоившись с этой техникой, попытайтесь применить ее в общении с кем‑ то, кто выбит из колеи по‑ настоящему.
Чтобы что‑ то вошло в привычку, нужно время. Поэтому не огорчайтесь, если поначалу вы будете иногда забывать применить ПФФ. Терпение, и очень скоро вы будете удивлены тем, как много комплиментов вам будут отпускать по поводу того, какой вы великолепный слушатель, душевный друг и заботливый родитель.
Как применять ПФФ в общении с детьми? Ответы на вопросы родителей
В: Не должна ли я высказываться первой? В конце концов, я же мама. О: Конечно, ваша малышка должна вас уважать, и у вас будет много возможностей научить ее этому. Но, когда она расстроена, а вы настаиваете на том, чтобы она сперва выслушала вас, это заставляет ее почувствовать себя нелюбимой. Мы все время призываем детей ждать своей очереди. Что ж, лучший способ научить их этому – и самим поступать так же.
В: Мне кажется, что правило фастфуда – немного странное и неестественное. Надо ли мне в таком случае следовать ему? О: Его использование, как и любое новое умение, требует практики. Но большинство родителей начинают следовать ему «на автомате» буквально через одну‑ две недели.
В: Если мой малыш упал, но не плачет, надо ли мне применять ПФФ? О: ПФФ отражает реакцию вашего ребенка. Поэтому, если он не расстроился из‑ за падения, просто скажите: «Вот это да! Ты упал. Это был большой бум! »
В: Надо ли мне следовать ПФФ, когда жалобы моего сына кажутся мне необоснованными? О: В первое время да. Вам будет проще научить его уважать вашу точку зрения, если сначала вы покажете ему, что понимаете, как воспринимает происходящее он.
В: Должна ли я когда‑ либо высказываться первой? О: Конечно. Помните, ПФФ гласит: «Первым высказывается тот, кто больше расстроен». Обычно это ваш малыш, но если он в опасности, ведет себя агрессивно или нарушает важное семейное правило, вы говорите первой (см. главу 7). В конце концов, в таких ситуациях вы расстроены больше. Так, если ваша дочка, впав в истерику, выскакивает на проезжую часть, вы высказываетесь первой! Бежите, хватаете ее и говорите: «Нет! Нельзя на дорогу! Опасно! » А уж потом, когда вы будете на тротуаре, уделите минутку тому, чтобы признать ее чувства.
После ПФФ… Ваша очередь!
Эмоции и обучение – как масло и вода: они не смешиваются! Вот почему, когда ваш малыш бьется, пытаясь выбраться из детского автомобильного кресла, это не лучший момент для лекции на тему несчастных случаев на дорогах. Даже взрослые, пребывая в расстроенных чувствах, с трудом внимают доводам разума. Неудивительно, что малыш не услышит вас, пока волна его эмоций не начнет спадать. Когда ребенок впадает в состояние пещерного человека, признайте его смятение, и лишь потом, когда он немного успокоится, можно попытаться отвлечь его, утешить или решить его проблему. А вот что еще вы можете сделать и сказать, когда придет ваша очередь: • Телесный контакт. Обнимите, взъерошьте малышу волосы, положите руку ему на плечо или просто спокойно посидите рядышком. • Шепот. Пошептаться – хороший способ сменить тему и восстановить общение. • Предложите варианты. «Мы не будем пить газировку, но как насчет вкусного сока? » • Объясните свою позицию … коротко. Оставьте важные уроки на потом, когда малыш будет спокоен и сможет лучше на них сосредоточиться. • Научите, как можно выражать чувства. «Сделай такое лицо, чтобы я поняла, как ты расстроен» или «Когда я злюсь, я топаю ногами, вот так…» • Поговорите о том, как чувства и эмоции ощущаются физически. «Ты так разозлился! Ты, наверное, чувствовал, как у тебя кровь кипит! » или «Когда я пугаюсь, у меня сердце начинает стучать громко, как барабан». • Позвольте ребенку исполнить свое желание… в фантазиях. (Это одно из моих любимых «упражнений». ) «Хотелось бы мне, чтоб я могла убрать этот дождь и мы бы пошли на улицу и прямо сейчас поиграли». • Поговорите в формате «ты – я». Когда буря улеглась и настала ваша очередь говорить, очень коротко поделитесь своими чувствами, используя предложения в формате «ты – я», чтобы помочь малышу научиться понимать чувства других: «Когда ты ударил мамочку ногой, я страшно разозлилась! » или «Когда ты назвала меня " глупой", мне стало очень грустно и обидно».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|