Утраты станции. Таганская
Утраты станции
1. Медальон с изображением Ленина и Сталина в торце станции. Заменен в конце 1950-х на мозаичное панно П. Корина в связи с развенчанием культа личности Сталина. 2. Люстра над эскалаторами и бра на стенах. Заменены типовым освещением люминесцентными лампами. Следы бра и места подвеса люстры остались до сих пор. 3. Освещение куполов в проемах между пилонов станции. Освещение фриза в наземном вестибюле. 4. На медальоне в наземном вестибюле заменено слово «Сталинград» на «Волгоград» по причине его переименования в 1961 году. 5. С флага на медальоне наземного вестибюля в 1961 году убран профиль И. В. Сталина. 6. На мозаичном фризе бронзовые профили И. В. Сталина на знаменах заменены на пятиконечные звезды.
Ст. Павелецкая. Элемент фриза в наземном вестибюле. Надпись: «Мы на пустыни двинемся войной». (Фотограф: Е. Евпалов, 2011 г. )
Ст. Павелецкая. Мозаичное панно на торцевой стене в настоящее время
Таганская
Таганская Кольцевой линии была открыта 1 января 1950 года в составе участка Парк Культуры — Курская. Название станция получила по наименованию площади, на которую выходит её вестибюль. Хотя, если быть точнее, в момент постройки станции вестибюль выходил на Верхнюю Таганскую площадь. В 1963 году она была объединена с Нижней и получила название Таганская. Данная площадь — центр бывшей Таганной слободы, где ремесленники делали таганы — треноги, соединенные обручем, служащие подставкой для котла при готовке пищи на огне. Станция посвящена прославлению Героев войны. Её архитекторы К. С. Рыжков и А. А. Медведев. Наземный вестибюль станции — простое монументальное сооружение, построенное в общем стиле вестибюлей станций Четвертой очереди. Арочные входы, украшенные гирляндами по фризу, приглашают пройти через них в народный подземный дворец. Центральный вход, по бокам которого расположены кассы, перекрыт кессонированным сводом, поддерживаемым рядами колонн. Эскалаторный зал перекрыт крестовым куполом, а в его центре расположена огромная золоченая люстра.
Эскалаторный спуск имеет промежуточную площадку в виде круглого зала. Интересный момент связан с постройкой этого зала: для его сооружения нельзя было выкопать котлован над ним (не позволял храм Святителя Николая, имеющий статус памятника архитектуры). Инженеры решили задачу так: сделали железобетонный цилиндр подземного зала на поверхности и опускали его на нужную глубину, а затем соорудили над ним купол. Стены зала облицованы золотистым мрамором «Ороктой» с прожилками, придавшими залу яркий колорит — этот мрамор уже известен по облицовке колонн станции Завод имени Сталина.
Ст. Таганская. Интерьер наземного вестибюля с оригинальной люстрой
Ст. Таганская. Кессоны и роспись купола промежуточного зала
По периметру зала расположены спаренные пилястры. Кессоны купола завораживают. В центре купола располагается плафон работы художницы А. К. Ширяевой «Салют Победы». На нем изображено небо Москвы в ночь победных салютов и реющее на этом фоне советское знамя. В подземной части станции архитекторы не стали делать мощных декоративных пилонов, а занялись поиском органичной формы с конструкцией тюбингов. Авторы использовали конструктивную особенность тюбинговых колец — их кривизну. Пилоны станции украшены майоликовыми панно с мотивами русского орнамента, оформляющих скульптурные портреты воинов Советской армии. На панно можно встретить Героев кавалеристов, железнодорожников, партизан, танкистов, моряков, пехотинцев. Любопытно, что в центральном зале они решены в бело-голубом цвете, а в боковых залах — в белом. Освещается станция бронзовыми люстрами с десятью плафонами в виде бутонов. В боковых залах люстры несколько скромнее, чем в среднем. Кессоны в форме ромбов на своде центрального зала изначально были выкрашены голубой краской по общей цветовой схеме с панно, но через несколько лет их забелили. Путевые стены облицованы светлой керамической плиткой, нижняя часть темным мрамором. Внимания заслуживают таблички с названием, которые выполнены также из майолики на голубом фоне в едином стиле со станцией.
Интересна судьба торцевой стены. При открытии её украшала скульптурная композиция «Сталин и молодежь», на которой И. В. Сталин был изображен среди счастливого советского народа на фоне кремлевских башен и знамени с профилем В. И. Ленина. Скульпторы: Е. П. Блинова и П. А. Баландин. Под этой группой располагались 4 мраморные таблички с изображениями городов-героев Ленинграда, Сталинграда, Севастополя и Одессы. Именно эти города назвал Героями И. В. Сталин в Приказе Верховного Главнокомандующего от 1 мая 1945 года. Позднее, в конце 1950-х, изображение Сталина из панно удалили, добавив туда гипсовые гербы союзных республик. Панно стало называться «Салют Победы на Красной площади». В 1966 году торец станции прорубили для организации перехода на Таганскую радиальную, и это панно также было утрачено.
Ст. Таганская. Керамическое панно на одном из пилонов центрального зала
Ст. Таганская. Скульптурная композиция в торце станции
В 2005–2006 годах наземный вестибюль станции закрывался на реконструкцию для замены эскалаторов. Заодно заменили покрытие пола, отделку балюстрады эскалаторов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|