Утраты станции. Четвертая очередь. Триумф. Парк культуры имени Горького (ныне Парк культуры)
Утраты станции
1. 12 панно А. Д. Гончарова над средним путем станции. 2. Оригинальные светильники на потолке станции. Заменены в 1960-х годах типовыми с люминесцентными лампами. 3. Барельеф с профилем И. В. Сталина и цитатой из Конституции под ним. Снят в конце 1950-х в ходе борьбы с культом личности Сталина. Цитата демонтирована позже. 4. Роспись и оригинальные кольцевые люстры двух больших круглых плафонов на потолке станции.
Четвертая очередь. Триумф
Четвертая очередь метро — это изначально Кольцевая линия, а также внезапно открытый в 1953 году Арбатский радиус глубокого заложения (см. Четвертая очередь метро: Глубокий Арбат). На Кольцевой линии в рамках Четвертой очереди было построено 12 станций: • Парк Культуры и Отдыха имени Горького. • Калужская. • Серпуховская. • Павелецкая. • Таганская. • Курская. • Комсомольская. • Ботанический сад. • Новослободская. • Белорусская. • Краснопресненская. • Киевская. Кольцевая линия метрополитена проектировалась задолго до своего строительства. Изначально, в 1933 году, Кольцевую собирались построить ровно под Садовым кольцом, но эта линия не была в числе приоритетных, городу требовались радиусы. В 1938 году вышла в свет перспективная карта Московского метрополитена: на ней Кольцевая уже стала проектироваться по бывшему Камер-коллежскому валу. Например, точки были поставлены на станциях: Калужская застава, Серпуховская застава, Завод имени Сталина, Спартаковская, Красносельская, Ржевский вокзал, Савеловский вокзал, Динамо, Киевская, Усачевская и т. д. То есть, сопоставляя с современными станциями метро видно, что Кольцевая прошла бы через Ленинский проспект, Тульскую, Автозаводскую, Римскую, Бауманскую, Красносельскую, Рижскую, Савеловскую, Динамо, Киевскую, Спортивную. Но Кольцевая на тот момент все также остается в числе менее приоритетных линий.
Планы начинают меняться в начале 1940-х. Стало понятно, что центральные пересадочные узлы не выдержат нарастающего пассажиропотока, срочно нужен второй пересадочный контур. Также было необходимо реализовать одну из главных целей строительства метро в Москве: связать между собой вокзалы столицы — много людей прибывало в Москву транзитом, пересаживаясь с одного вокзала на другой. Кольцевая линия в своем сегодняшнем виде была спроектирована в 1941 году, она представляла собой кольцо длиной 19, 4 км, проходящим на юге под Садовым кольцом, а на севере отходя от него на километр. Великая Отечественная война еще шла, а уже началось строительство первого участка «ПКиО имени Горького — Курская», который прошел точно под Садовым кольцом. Его предполагалось построить к 1948 году, но из-за тяжелой послевоенной ситуации работа несколько затянулась. Участок был открыт 1 января 1950 года, причем станция Курская с одним вестибюлем, вместо двух намеченных. Тематика новых станций отражала действительность: триумф советского народа. Все наземные вестибюли строились как Триумфальные арки, как парадные ворота в подземные дворцы, архитектура была насквозь пронизана темой Победы. Сталин упоминался в оформлении как главный полководец, олицетворение Победы в войне, символ светлого будущего. Второй участок Кольца «Курская — Белорусская» был пущен 30 января 1952 года также с заметными сокращениями: на Комсомольской вместо трех вестибюлей в проекте — построен один, на Белорусской также один выход вместо двух. Все станции имели по одному вестибюлю. Таким образом, метрострой изо всех сил ускорял открытие участков, откладывая постройку вторых выходов «в долгий ящик». Второй участок уже отошел от трассы Садового кольца, чтобы связать вокзалы. Замкнулось кольцо 14 марта 1954 года пуском участка «Белорусская — ПКиО имени Горького», уже после смерти Сталина, но на станциях продолжалось его прославление, правда, в последний раз.
Невероятная красота Кольцевой поражала всех: на ее станциях было смонтировано 700 люстр и светильников, лучшие мастера отделочных работ установили для облицовки залов около 50 000 м2 мрамора и гранита различных сортов, привезенных с Кавказа, Урала, Алтая, Украины, Узбекистана, Карелии. Известные художники и скульпторы украшали подземные дворцы, дополняя решения лучших архитекторов. Авторы станций Калужская, Курская, Комсомольская, Белорусская были отмечены Сталинскими премиями по архитектуре. Впервые были сооружены наклонные ходы увеличенного диаметра, позволившие установить четыре эскалатора вместо трех, а всего смонтировано 60 эскалаторов. Если можно было бы составить эти эскалаторы в один, то получилась бы лестница длиной 10 км!
Парк культуры имени Горького (ныне Парк культуры)
Станция «ПКиО имени Горького» открылась 1 января 1950 года в составе первого участка Кольцевой линии. Название станция получила по соседней с ней радиальной станции, открытой в составе Первой очереди метро. Автор станции — архитектор И. Е. Рожин при участии Е. М. Марковой. По проекту Рожина был возведен наземный вестибюль на месте демонтированного южного вестибюля радиальной станции. Новый вестибюль стал общим для обеих станций. В его архитектуре автор старался избежать лишней декоративности, а внести нотку, перекликающуюся с Провиантскими складами, которые находятся на другой стороне Садового кольца. Полностью реализовать задуманное не удалось: Рожин проектировал длинную аркаду, а пришлось строить типовую для того времени версию. На вестибюле встречаются элементы архитектуры Провиантских складов, позаимствованных автором: например, декоративные арки над нишами, расположенные по обе стороны от выхода. Над дверьми выхода расположен барельеф с изображением отдыхающих советских людей. Интерьер вестибюля достаточно просторный. Центральный зал перекрыт куполом. Паруса украшают четыре барельефа на тему отдыха в Парке культуры (скульптор Г. И. Мотовилов). Над эскалаторами и в кассовом зале висят большие люстры в виде кольца.
Подземная часть станции любопытна оформлением потолка среднего зала — сложные пересечения сводов обработаны в виде плетеных жгутов, ими автор старался обогатить и разнообразить пространство. Пилоны облицованы серым мрамором. Возле каждого пилона в центральном зале находились мраморные скамейки. Арочные завершения пилонов украшают барельефы, которые повествуют о досуге советской молодежи. Их автор — скульптор И. Рабинович. Освещают станцию оригинальные граненые фонари-светильники, которые были подвешены архитектором напротив проходов между пилонов. Вследствие чего была допущена ошибка: освещенные люстрами рельефы стали отбрасывать двойные тени. Торец центрального зала украшает бронзовый барельеф с профилем Максима Горького и надпись «Центральный парк культуры и отдыха имени А. М. Горького». Путевые стены облицованы черным мрамором, что делает станцию очень мрачной. В проекте для путевых стен предназначался белый мрамор, но его заполучить не удалось. В итоге автор согласился на темный цвет, в ущерб легкости и торжественности. Станция в момент открытия из-за небольшого пассажиропотока не нуждалась в строительстве отдельного перехода на радиус, под переход стал использоваться выход в город. Затем, когда пассажиропоток увеличился, уже не было финансовой возможности его соорудить, но разговоры про его строительство и сооружение второго выхода со станции регулярно встречаются в прессе. В последние годы появилась тенденция замены ламп люстр более яркими, энергосберегающими. Данная ситуация коснулась и Парка Культуры: станция стала более освещенной, в то же время исказив первоначальный облик.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|