Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Утраты станции. Калужская (ныне Октябрьская). Ст. ЦПКиО. Центральный зал со скамьями




Утраты станции

 

1. Мраморные скамьи в центральном и боковых залах станции.

2. Бра в подземном зале около эскалаторов.

 

 

Ст. ЦПКиО. Центральный зал со скамьями

 

 

Ст. ЦПКиО. Название станции и профиль Горького в торце

 

 

Ст. ЦПКиО. Один из барельефов подземного зала

 

Калужская (ныне Октябрьская)

 

Калужская открыта в составе первого участка Кольцевой линии 1 января 1950 года. Свое название станция получила по бывшему наименованию площади, на которую выходит ее вестибюль. Это несколько парадоксальный момент, ведь площадь называлась Октябрьской с 1922 года в честь активных боев за Советскую власть рядом с ней. Конечно, можно предположить, что вестибюль расположен рядом с Большой Калужской улицей (ныне — Ленинский проспект), но последующее переименование станции 6 июня 1961 года в Октябрьскую говорит о привязке к площади.

Архитектор станции Калужская — Л. М. Поляков. Оформление и архитектура станции поражает. Если к некоторым другим станциям можно было применять слова «подземный храм» несколько поверхностно, то к данной станции они подходят как никогда в точности. Калужская — это квинтэссенция темы Победы, отраженная на всех станциях Кольцевой линии, это памятник Триумфа победителей и памятник павшим воинам, пантеон. Тема станции ясна и легка для понимания: автор хотел восславить Советскую армию в архитектуре, ее триумф и ему это удалось.

 

 

Ст. Калужская. Вид наземного вестибюля

 

Наружный вид наземного вестибюля подчинен основной идее станции — он построен в форме Триумфальной арки. Входные двери были сделаны из черного кованого железа с золотым орнаментом в виде венков славы. По обе стороны от входа расположены два массивных торшера из литого чугуна на постаментах. Над входом-аркой трубят о Славе изображенные на барельефах мужская и женская фигуры в форме военной поры. Тема триумфа продолжается и в интерьере вестибюля: на сводах, поддерживаемых арками, расположены барельефы с изображением знамен, труб, оружия. Тройные светильники на стенах напоминают горящие факелы. Под потолком раньше располагалось огромное кольцо люстры, в настоящее время она демонтирована. Кассовый зал переходит в эскалаторный зал, перекрытый куполом, своды которого украшают барельефы с фигурами девушек в развевающихся плащах с горнами и венками славы в руках (скульптор — Г. И. Мотовилов). Днем зал залит солнечным светом, проходящим через полукруглые окна. По углам зала стоят огромные торшеры, оплетенные лентами и лавровыми листьями. Пассажир, находясь в эскалаторном зале, как бы представляет себе звуки горна, горящие факелы, приглашающие спуститься вниз — в главное помещение станции.

Подземный зал предстает подземным древним храмом, на стенах которого закреплены факелы-светильники, а на полу постелена ковровая дорожка из гранита. Цилиндрический свод зала расчленен арками, перекинутыми с пилона на пилон. Основания арок украшают скульптурные портреты воинов. Вентиляционные решетки между «факелов» окрашены золотом. Возле каждого пилона стояли мраморные скамьи. Пассажир, спустившись по эскалатору, проходит в свете факелов по ковру к великолепной апсиде, с подсвеченным голубым потолком. Нишу закрывает массивная высокая решетка, а рядом с ней стоят два торшера. Весь интерьер подталкивает пассажира на мысль, что эта ниша напоминает алтарь, а решетка и торец — иконостас. Автор хотел создать этой декорацией эффект неба, чтобы пассажир не ощущал себя глубоко под землей. Однако последующая критика станции касалась именно торцевой декорации, воспевая остальные части станции. Она была связана с тем, что пассажиры стали шутить на тему голубого неба за решеткой.

Боковые залы повторяют тему среднего: те же арки, факелы и решетки. Путевая стена облицована желтой керамической плиткой, с рельефными вставками в виде венков, расписанных золотом. Буквы названия станции «Калужская» ранее располагались в керамической рельефной раме. После смены названия новые буквы закрепили непосредственно на плитках, но с более редким шагом, поэтому остались места без плиток с позолоченным рельефом.

Несмотря на частичную критику станции, её автор Л. М. Поляков удостоится Сталинской премии второй степени. А последующее строительство станции Пушкинская в Ленинграде по этому же проекту учтет недостатки и в торце вместо решетки появится памятник Пушкину.

В конце 1980-х годов вестибюль станции встроят в огромное серое здание.

 

Утраты станции

 

1. Входные двери наземного вестибюля с позолоченным кованым орнаментом. Позже были заменены обычными. После реконструкции вестибюля в 2010 году орнаменты дверей были восстановлены из более дешевого материала.

2. Барельеф на фронтоне наземного павильона с табличкой на фоне пушек и знамен. Уничтожен при встраивании вестибюля.

3. Мраморные скамьи в среднем зале станции.

4. Пара люстр над эскалатором в подземной части станции.

 

 

Ст. Калужская. Интерьер наземного вестибюля с оригинальной люстрой (из фонда РГЛКФД г. Красногорск, автор неизвестен. апрель 1950)

 

 

Ст. Калужская. Центральный зал

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...