Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рис. 19.1. Классы условий труда




Рис. 19. 1. Классы условий труда

 

 

Допустимые условия труда (2 класс) характеризуются такими уров­нями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест. Возмож­ные изменения функционального состояния организма восстанавлива­ются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не должны оказывать неблагоприятного действия в ближай­шем и отдаленном периоде на состояние здоровья работающих и их потомство.

Условия труда 1 и 2 классов относятся к безопасным. Вредные условия труда (3 класс) характеризуются наличием вред­ных производственных факторов, превышающих гигиенические норма­тивы и оказывающих неблагоприятное действие на организм работаю­щего и/или его потомство.

Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нор­мативов и выраженности изменений в организме работающих подразде­ляются на 4 степени вредности:

1 степень 3 класса (3. 1) — условия труда характеризуются такими отклонениями уровней вредных факторов от гигиенических нормати­вов, которые вызывают функциональные изменения, восстанавливаю­щиеся, как правило, при более длительном (чем к началу следующей смены) прерывании контакта с вредными факторами и увеличивают риск повреждения здоровья;

2 степень 3 класса (3. 2) — условия труда с такими уровнями вред­ных факторов, которые вызывают стойкие функциональные изменения,

приводящие в большинстве случаев к увеличению производственно-обусловленной заболеваемости, появлению начальных признаков про­фессиональных заболеваний;

3 степень 3 класса (3. 3) — условия труда, характеризующиеся таки­ми уровнями вредных факторов, воздействие которых приводит к раз­витию, как правило, профессиональных заболеваний в легких формах в период трудовой деятельности, росту хронической (производственно-обусловленной) патологии, включая повышенные уровни заболеваемо­сти с временной утратой трудоспособности;

4 степень 3 класса (3. 4) — условия труда, при которых могут воз­никать тяжелые формы профессиональных заболеваний (с потерей об­щей трудоспособности), отмечаются значительный рост числа хрониче­ских заболеваний и высокие уровни заболеваемости с временной утра­той трудоспособности.

Работа во вредных условиях труда является нарушением санитар­ного законодательства Российской Федерации и может быть разреше­на только по обоснованным технологическим причинам. При этом обя­зательным является использование средств индивидуальной защиты и ограничение времени воздействия на работающих вредных производ­ственных факторов. Защита временем означает введение внутрисменных перерывов, сокращение рабочего дня, увеличение продолжитель­ности отпуска, ограничение стажа работы в данных условиях. Защита временем уменьшает риск повреждения здоровья работающего, но, как правило, не изменяет класс условий труда.

Опасные (экстремальные) условия труда (4 класс) характеризуются уровнями производственных факторов, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск развития острых профессиональных поражений, в том числе и тяжелых форм.

Работа в опасных (экстремальных) условиях труда не допускается, за исключением работ по ликвидации или предупреждению аварийных ситуаций.

 

 

19. 2. ОЦЕНКА ТЯЖЕСТИ И НАПРЯЖЕННОСТИ ТРУДА

 

Тяжесть труда характеризует энергетическую нагрузку на организм при физическом труде.

Тяжесть трудового процесса оценивается по следующим 7 пока­зателям:

• физическая динамическая нагрузка;

• масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную;

• стереотипные рабочие движения;

• статическая нагрузка;

• рабочая поза;

• наклоны корпуса;

• перемещение в пространстве.

По тяжести труда различают три класса условий труда:

1 класс — оптимальный (легкая физическая нагрузка);

2 класс — допустимый (средняя физическая нагрузка);

3 класс — вредный (тяжелый труд).

Следует отметить, что некоторые показатели тяжести труда оцени­ваются отдельно для мужчин и для женщин.

Физическая динамическая нагрузка выражается в единицах внеш­ней механической работы за смену (кгм). Динамическая работа — это процесс периодического сокращения и расслабления скелетных мышц, приводящий к перемещению груза, а также тела человека или его частей в пространстве. Физическая динамическая нагрузка подразделяется на региональную (с участием мышц рук и плечевого пояса) и общую (с участием мышц рук, корпуса и ног).

Для подсчета физической динамической нагрузки определяется мас­са груза, перемещаемого вручную в каждой операции и путь его пере­мещения в метрах. Подсчитывается общее количество операций по пе­реносу груза за смену и суммируется величина внешней механической работы за смену в целом.

Так, например, в соответствии с гигиеническими критериями при региональной нагрузке до 2500 кгм для мужчин и 1500 кгм для женщин получается 1 (оптимальный) класс условий труда.

При оценке массы поднимаемого и перемещаемого груза вручную в кг учитывается, как часто приходится его переносить. Если до 2-х раз в час, то тяжести перемещают при чередовании с другой работой. При этом допустимая норма (2 класс) для мужчин — до 30 кг, для женщин — до 10 кг. Если более 2 раз в час, то считается, что тяжести переносятся постоянно в течение смены, и допустимая норма для мужчин до 15 кг, для женщин — до 7 кг. Для расчета суммарной массы грузов, переме­щаемых в течение каждого часа смены, суммарный за смену грузооборот делится на количество часов в смене. При этом различают подъем грузов с пола или с рабочей поверхности. Хотя нормативов на высоту рабочей поверхности не приводится.

Стереотипные рабочие движения (количество за смену) оценивают при локальной нагрузке — с участием мышц кистей и пальцев рук и при региональной. Стереотипные означает повторяющиеся движения. Количество стереотипных движений до 20000 при локальной нагруз­ке (например, у программистов) соответствуют оптимальным условиям труда, более 60 000 — вредным 2 степени.

Статическая нагрузка связана с удержанием человеком груза или приложением усилий без перемещения тела или его отдельных частей. Статическая нагрузка рассчитывается перемножением двух параме­тров: массы удерживаемого груза или статического усилия (т, кг) и времени его удержания в статическом состоянии     (t, с) :

Р = mt.

Для расчета статической нагрузки следует также учесть группу участвующих мышц: одной руки, обеих рук, корпуса и ног. Так при легкой физической нагрузке (оптимальный класс условий труда) вели­чина статической нагрузки за смену при удержании груза одной рукой не должна превышать 18 000 кгс для мужчин и       11 000 кгс для женщин, при удержании двумя руками — до 36 000 кгс и 22 000 кгс соответ­ственно. Статическая нагрузка более утомительна для человека, чем динамическая. Это объясняется непрерывным напряжением мышц, без периодического расслабления, как при динамической нагрузке.

Рабочая поза — это положение тела, конечностей и головы в про­странстве и относительно друг друга. Различают свободную, неудоб­ную, фиксированную и вынужденную рабочую позу.

Оптимальному классу соответствует свободная рабочая поза, т. е. возможность смены рабочего положения сидя — стоя по усмотрению самого работника. Свободную рабочую позу имеют, например, опера­торы в нефтегазовой промышленности, учителя в школах и т. д.

Фиксированная поза означает невозможность изменения взаимно­го положения частей тела относительно друг друга. Фиксированная ра­бочая поза у сварщиков, станочников, хирургов (поза стоя), водителей (поза сидя) и т. д.

Неудобная рабочая поза — работа с поворотом туловища, неудоб­ным расположением конечностей, например, поднятыми вверх руками.

Вынужденная рабочая поза — это неестественная поза: лежа, на ко­ленях, на корточках и т. д.

Для установления класса условий труда по этому показателю рас­считывается время пребывания в процентах от времени смены в той или иной позе. Например, классу 3. 1 соответствует нахождение:

• до 50% времени смены в неудобной и/или фиксированной позе;

• до 25% времени смены в вынужденной позе;

• до 80% времени смены в позе стоя.

Рассчитывается количество наклонов корпуса за смену. При этом учитываются только наклоны с углом более 30° от вертикальной оси. Оптимальные условия допускают до 50 наклонов за смену, допусти­мые — до 100, свыше 100 — вредные условия (тяжелый труд).

Под перемещением в пространстве (по горизонтали и вертикали) по­нимают переходы в течение смены (в км), обусловленные необходимо­стью выполнения производственных функций: линейные обходчики на трубопроводном транспорте природного газа, почтальоны и т. д.

Оценка тяжести физического труда проводится на основе всех при­веденных выше показателей. При этом вначале устанавливается класс по каждому измеренному показателю. Окончательная оценка тяжести труда устанавливается по показателю, получившему наиболее высокую степень тяжести. При наличии двух и более показателей класса 3. 1 и 3. 2 условия труда оцениваются на 1 степень выше. Наивысшая степень тяжести труда — класс 3. 3.

Напряженность труда характеризует эмоциональную нагрузку на организм при умственном труде. Напряженным является труд руково­дителей предприятий, инженерно-технических и научных работников, диспетчеров, операторов, преподавателей, работников конвейерного производства. Нередко выполнение умственного труда сочетается с по­ниженной мышечной активностью — гипокинезией.

Напряженность труда оценивается по 22 показателям, объединен­ным в 5 групп.

1. Интеллектуальные нагрузки:

• содержание работы;

• восприятие сигналов (информации) и их оценка;

• распределение функций по степени сложности задания;

• характер выполняемой работы.
2. Сенсорные нагрузки:

• длительность сосредоточенного наблюдения в % от времени смены;

• плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 час работы;

• число производственных объектов одновременного наблюдения;

• размер объекта различения в мм при длительности сосредоточен­ного наблюдения (% времени смены);

• наблюдение за экранами видеотерминалов (часов в смену);

• нагрузка на слуховой анализатор;

• нагрузка на голосовой аппарат (суммарное количество часов, наговариваемых в неделю);

 

3. Эмоциональные нагрузки:

• степень ответственности за результат собственной деятельности, значимость ошибки;

• степень риска для собственной жизни;

• степень ответственности за безопасность других лиц.

4. Монотонность нагрузок:

• число элементов (приемов), необходимых для реализации просто­го задания или в многократно повторяющихся операциях;

• продолжительность (в с) выполнения простых производственных заданий или повторяющихся операций;

• время активных действий (в % к продолжительности смены), в остальное время — наблюдение за ходом производственного процесса;

• монотонность производственной обстановки (время пассивного наблюдения за ходом технологического процесса в % от времени смены)

5. Режим работы:

• фактическая продолжительность рабочего дня;

• сменность работы;

• наличие регламентированных перерывов и их продолжительность.
По напряженности различают 3 класса условий труда:

1класс — оптимальный (напряженность труда легкой степени);

2класс — допустимый (напряженность труда средней степени);

3класс — вредный (напряженный труд).

Приведем некоторые примеры определения показателей напряжен­ности труда из каждой группы.

1. Интеллектуальные нагрузки. Условия умственного труда, при ко­торых отсутствует необходимость принятия решения, считаются опти­мальными (оператор по считыванию данных). Если же оператор рабо­тает и принимает решения в рамках одной инструкции, то такие усло­вия труда относятся к допустимым (оператор по вводу данных в ПК, кассир). Работа с использованием нескольких инструкций или требую­щая решения сложных задач по известным алгоритмам является напря­женной 1-й степени (мастер, руководитель подразделения). Творческая (эвристическая) деятельность, требующая решения сложных задач при отсутствии очевидного алгоритма решения, или личное руководство в сложных ситуациях характеризуют труд как напряженный 2-й степени (научные и творческие работники, программисты, руководители предприятий).

Обработка какой-либо информации или выполнение задания без оценки его результатов характеризуют труд как напряженный легкой степени (1 класс) (лаборант, вахтер). Если же к указанной работе до­бавляется необходимость проверки полученного результата, то такие условия труда являются напряженными средней степени (2 класс) (сле­сарь, токарь, нормировщик). Распределение производственного задания между другими лицами и контроль за исполнением относятся к напря­женному труду 2-й степени (класс 3. 2) (руководители предприятий).

Работа, выполняемая по индивидуальному плану, соответствует оптимальной интеллектуальной нагрузке (лаборанты). Работа по опре­деленному графику с возможными изменениями в процессе деятельно­сти относится ко 2-му классу (техник, технолог, некоторые инженерно-технические работники). Работа в условиях дефицита времени харак­теризует класс 3. 1 (все работы на конвейерах, операторы на пультах управления, диспетчеры). Работа в условиях дефицита времени и ин­формации с повышенной ответственностью за конечный результат со­ответствует классу 3. 2 (водители, диспетчеры).

2. Сенсорные нагрузки. Напряженность труда зависит от числа производственных объектов одновременного наблюдения (контрольно-измерительные приборы, объекты труда и т. д. ) Если таких объектов 6-10, то сенсорные нагрузки относятся ко 2 классу (у водителя: зеркало заднего вида, боковые зеркала, приборы на щите управления, сигна­лы светофора, дорожные знаки, пешеходы, перебегающие улицу на красный свет и т. д. ). 11-25 объектов соответствуют классу 3. 1 (диспет­черы). Более 25 — класс 3. 2. (машинист блочного управления на ГРЭС или преподаватель, проводящий письменный экзамен в аудитории у 50 студентов). Работа на персональных компьютерах до двух часов за смену считается оптимальной, до трех — допустимой, от 3 до 4 ча­сов — напряженный труд первой степени (класс 3. 1), более 4 часов — напряженный труд второй степени (класс 3. 2).

3. Эмоциональные нагрузки. Большое влияние на напряженность труда оказывает степень ответственности исполнителя за конечный или промежуточный результат труда и значимость ошибки. Повышение сте­пени ответственности приводит к дополнительным эмоциональным на­грузкам. Например, если исполнитель несет ответственность за функ­циональное качество основной работы, он может принимать решения, связанные с исправлением результатов работы за счет дополнительных усилий всего коллектива. Такой вид деятельности является напряжен­ным 1-й степени (класс 3. 1) (бригадир, инженер-технолог). Если же ра­ботник несет персональную ответственность за функциональное каче­ство конечной продукции, производственного задания или его действия могут привести к поломке оборудования, остановке технологического процесса или создать ситуацию, опасную для жизни, то его условия тру­да являются напряженными 2-й степени (класс 3. 2) (главный инженер, главный технолог).

Степень риска для собственной жизни в процессе выполнения про­изводственных обязанностей либо исключена (1 класс), либо вероят­на (класс 3. 2) (водитель, летчик, космонавт, пожарный, газоспасатель). Аналогично устанавливается класс условий труда при оценке степени ответственности за безопасность других людей: исключена — 1 класс, вероятна — класс 3. 2 (врач-реаниматолог, авиадиспетчер). Авиадиспет­чер, не подвергая опасности свою жизнь, отвечает за безопасность пас­сажиров во время полета. Трагическая авиакатастрофа в ночь с 1 на 2 июля 2002 года, приведшая к гибели 71 человека, в том числе 52 детей, в результате столкновения в воздухе на юге Германии пассажирского са­молета ТУ-154 авиакомпании «Башкирские авиалинии» и Боинга-757, произошла в результате ошибочных действий швейцарского авиадис­петчера.

4. Монотонность нагрузок. Однообразие и простота выполняемых человеком операций приводит к определенному физиологическому со­стоянию, называемому монотонней. При этом в коре головного мозга развивается торможение, которое сопровождается изменением вегета­тивных функций и выражается в виде сонливости (работники конвей­ерных линий, штамповщики, водители транспорта по одной и той же дороге). Степень монотонности определяется числом элементов (прие­мов), необходимых для выполнения простого задания или многократно повторяющихся операций и продолжительностью во времени выполне­ния этих элементов или операций. Если число элементов составляет 10 и более, условия труда считают оптимальными, от 9 до 6 — допустимы­ми, менее 6 — напряженными.

5. Режим работы. Важными факторами напряженности трудово­го процесса являются фактическая продолжительность рабочего дня и сменность работы. Оптимальными являются односменная работа (без ночной смены) и продолжительность рабочего дня 6.. . 7 часов. На нефтегазовых предприятиях в условиях непрерывного производства продолжительность рабочей смены составляет 8 (класс 2) или 12 часов (класс 3. 1), работа трехсменная, в том числе в ночную смену (класс 3. 1).

Повышенная напряженность труда может привести к заболеваниям сердечно-сосудистой и нервной системы, состоянию стресса.

Общая оценка напряженности труда проводится по всем 22 показа­телям. По каждому из 22 показателей в отдельности определяется свой класс условий труда. Если по характеру производственной деятельно­сти какой-либо показатель не представлен, то по данному показателю ставится 1 класс (оптимальный) — напряженность труда легкой сте­пени. Окончательная оценка напряженности труда определяется по таблице 19. 1. Наивысшая степень напряженности труда соответствует классу 3. 3.

 

Таблица 19. 1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...