Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопросы для самоконтроля. Литература. ЛЕКЦИЯ 12




Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятия «семья» и раскройте ее основные функ­
ции.

2. Что такое социальный статус семьи? Покажите взаимосвязь всех
компонентов, его составляющих. Дайте типологию семей с точки зрения
их социального статуса.

3. Что является предметом деятельности социального педагога в семье?
Назовите основные виды социально-педагогической помощи.

4. Каковы основные модели и формы работы с семьей?

Литература

1. Азаров Ю. П. Семейная педагогика. — М., 1989.

2. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки дет. пси­
хиатра. — М., 1988.

3. Воспитание детей в неполной семье: Пер. счеш. /Общ. ред. Н. М. Ер­
шовой. —
М., 1980.

4. Гребенников И. В., Дубровина И. В., Разумихина Г. П. Этика и пси­
хология семейной жизни. — М., 1987.

5. О положении семей в РФ. — М., 1994.

6. Помощь родителям в воспитании детей / Общ. ред. В. Я. Пилиповс-
кого. —
М., 1992.

7. Фромм А. Азбука для родителей. — М., 1994.


ЛЕКЦИЯ 12

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИСЯ

БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Основные понятия. Из истории опеки и попечитель­ства детей в России. Попечение сирот в современных условиях. Социально-педагогическая деятельность с приемной семьей. Социально-педагогическая деятель­ность в учреждениях государственного попечения.

Основные понятия

В начале лекции дадим определение основных понятий, ко­торые мы будем рассматривать ниже. Опека — это «форма ох­раны личных и имущественных прав недееспособных лиц (де­тей, лишившихся родителей, душевнобольных)»1. Под опекой также понимают лица или учреждения, на которые возложено такое наблюдение. Лицо, которому поручена опека, называют опекуном, а его обязательства опекунством.

Попечительство — понятие близкое по своему значению к опеке. Попечительство — это форма защиты личных и имуще­ственных прав несовершеннолетних (и некоторых других кате­горий людей), то есть под попечение, по сравнению с опекой, может попадать значительно более широкая категория детей.

Проблемы, которые мы будем рассматривать в лекции, каса­ются прежде всего детей-сирот. В настоящее время широко ис­пользуются в обыденной речи и теоретических исследованиях два понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота (социаль­ное сиротство). Дети-сироты —• это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Социальный сирота — это ребенок, который имеет биологических родите­лей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях бе­рет на себя общество и государство.

Таким образом, к категории детей, оставшихся без попече­ния родителей, относятся дети, у которых родители:

• умерли;

'Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1994. - С. 445.


 

• лишены родительских прав;

• ограничены в родительских правах;

• признаны безвестно отсутствующими;

• недееспособны (ограниченно дееспособны);

• отбывают наказание в исправительных колониях;

• обвиняются в совершении преступлений и находятся под
стражей;

• уклоняются от воспитания детей;

• отказываются забрать детей из лечебных, социальных уч­
реждений, куда ребенок помещен временно.

Согласно закону Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, остав­шихся без попечения родителей» опека и попечительство -форма устройства таких детей для содержания, воспитания, образования, защиты их прав и интересов. Опека устанавлива­ется над детьми, не достигшими возраста 14 лет, попечитель­ство устанавливается над этой категорией детей в возрасте от 14 до 18 лет. В дальнейшем, употребляя слово «сирота», мы будем иметь в виду и ребенка, оставшегося без родителей, и социаль­ного сироту.

Из истории опеки и попечительства детей в России

В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети, которые по разным причинам остаются без попече­ния родителей. И в этом случае общество и государство берет на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей.

В России, как было показано выше, практика социальной помощи детям-сиротам имеет свои глубокие культурно-истори­ческие традиции и до Октябрьской революции 1917г. была свя­зана прежде всего с милосердием и благотворительностью.

После 1917 г., когда большевики осудили благотворитель­ность как буржуазный пережиток, государство было вынужде­но взять на себя защиту о тех детях, которые находились в осо­бенно тяжелом положении. Сиротство и беспризорность стали в тот период острейшими социальными и педагогическими про­блемами, которые требовали безотлагательного решения.

В России создается система социально-правовой охраны не­совершеннолетних (СПОН), одной из задач которой явилось воспитание и перевоспитание детей, оказавшихся без родите­лей. Н. К. Крупская (1869-1939), видный советский государ­ственный деятель, одна из основоположниц системы народно-


 



7 М. А. Галагузова193


го образования, так описывала ситуацию, сложившуюся в Рос­сии в самом начале становления советского государства: «Сей­час у нас нет недостатка в ребятах, которые нуждаются в том, чтобы их содержало государство: вопрос об их воспитании -вопрос крайне острый, и мы совершенно не справляемся с этой задачей. И вопрос совсем не в том, что нет средств — это само собой, — вопрос еще в том, что мы плохо обдумали методы ра­боты в детском доме, что вопрос о детских домах у нас ставится недостаточно глубоко, недостаточно обстоятельно, а между тем вопрос идет о будущем целой массы ребят»1.

В 20-х годах в стране стала развиваться достаточно разветв­ленная система социального обеспечения детей-сирот, которая включала детские дома различных категорий (дошкольные, для учащихся, с профессиональным обучением, лечебные, для инвалидов и др. ), а также трудовые колонии и трудовые комму­ны для трудновоспитуемых детей, которые в большинстве сво­ем были сиротами или потеряли связь с семьей.

Однако в середине 30-х годов с окончательным утверждени­ем в стране тоталитарного режима все это многообразие различ­ных видов детских учреждений исчезло и было заменено уни­фицированной системой домов младенца и детских домов-ин­тернатов, которая сохранялась на протяжении всего советско­го периода.

В 30-х годах Н. М. Щелованов (1892-1984) — физиолог, спе­циалист по изучению нервно-психического развития детей пер­вых лет жизни, разработал руководство по воспитанию детей в яслях и домах ребенка. Он подчеркивал, что в органах здраво­охранения существует неправильный взгляд на дома младенца как на временную организацию, которая за ненадобностью ско­ро перестанет существовать, которая является бесперспектив­ной. Это мнение опровергала прежде всего сама жизнь, посколь­ку на практике наблюдалась совсем другая картина: количество детей, которые появлялись в домах ребенка, непрерывно возра­стало. Н. М. Щелованов в своих работал утверждал, что «дома младенца нужны не для «подкидышей», а для детей, временно или навсегда утративших родителей, главным образом для си­рот или полусирот, которые, конечно, всегда будут, а в связи с этим необходимы и дома младенца для их воспитания»2.

1 Крупская Н. К. К вопросу о детдомах // На путях к новой школе. 1924. № 6.

- С. 6-9.

2 Щелованов Н. М. Основные предпосылки для организации воспитатель­
ной работы в домах младенца // Вопросы материнства и младенчества. 1938. —С. 16-24.


Н. М. Щеловановым вместе с сотрудниками была разработа­на система организации и воспитания детей в доме ребенка, которая могла бы дать положительные результаты при условии: первое — хорошей и правильной постановки оздоровительной и воспитательной работы в каждом отдельно взятом учрежде­нии для детей соответствующих возрастов; второе — при нали­чии взаимосвязи и преемственности воспитания различных возрастных групп детей и соответствующих воспитательных учреждений; третье — при обеспечении фактической возмож­ности перевода детей из специализированного учреждения в учреждение для более старших групп, т. е. из дома младенца в дома ребенка, из последнего в дошкольный детский дом и т. д.

В 80-х годах система учреждений, оказывающих помощь детям-сиротам расширяется: появляются детские дома семей­ного типа, начинает разрабатываться институт приемной семьи и др. Функции таких учреждений также расширяются, начи­нают включать социальную защиту ребенка, медико-психоло­го-педагогическую реабилитацию, социальную адаптацию и интеграцию таких детей в общество.

Попечение сирот в современных условиях

В современных условиях количество детей, оставшихся без попечения родителей, возрастает с каждым годом. Сиротство — одна из тех проблем, которые крайне остро стоят перед нашим обществом. В нашей стране ежегодно более полумиллиона де­тей разного возраста остаются без попечения родителей. Реаль­ную картину сиротства в России определить сложно. Причин тому много, но одно обстоятельство имеет особенно важное зна­чение. На протяжении почти всего XX века политика нашего государства состояла в том, чтобы определять детей-сирот в специально организованные для них учреждения, что может рассматриваться как своеобразная резервация детей. Поэтому общество уделяло недостаточно внимания этой категории де­тей, фактически оно не решало их проблемы, а скорее их «кон­сервировало».

Педагоги и психологи, занимающиеся исследованием про­блем ребенка в учреждениях интернатного типа, установили, что разлука с близкими в ранний период жизни фатальным об­разом предопределяет дальнейшую судьбу ребенка. Разлука с матерью или вообще отсутствие близких сказывается на разви­тии детей. Наиболее трагичен тот факт, что стремительно растет количество брошенных новорожденных младенцев, которые



                         

 



наиболее чувствительны к отрыву их от биологической матери. Это более типично для крупных индустриальных городов. Дет­ство — период, когда закладываются фундаментальные каче­ства личности, обеспечивающие психологическую устойчи­вость, позитивные нравственные ориентации на людей, жизне­способность и целеустремленность. Эти духовные качества лич­ности не формируются спонтанно, они формируются в услови­ях родительской любви, когда семья создает у ребенка потреб­ность быть признанным, способность сопереживать и радовать­ся другим людям, нести ответственность за себя и других.

Ребенок, потерявший родителей — это особый, по-настояще­му трагический мир. Потребность иметь отца и мать — одна из сильнейших потребностей ребенка.

Проблема социального сиротства является сегодня пробле­мой, характерной для многих развитых и развивающихся стран. Так, американские исследователи отмечают, что по всему миру больницы, родильные дома, специальные заведе­ния заполнены брошенными младенцами. Их называют по-разному — «отказные дети», «казенные младенцы», «рож­денные, чтобы быть покинутыми», «вечные новорожденные» и др. По данным международных экспертов ООН, отмечается заметный рост брошенных детей в странах Западной и Вос­точной Европы. Отмечается рост таких детей и в развиваю­щихся странах.

Распространение явления социального сиротства в нашей стране обусловлено особыми социальными условиями и процес­сами в обществе, характеризующими развитие России на про­тяжении XX века и связанными с тремя разрушительными вой­нами (первая мировая война, гражданская война, Великая Оте­чественная война), террором 20-30-х годов, а также последстви­ями перестройки конца 80-х — начала 90-х годов.

Назвать все причины сиротства довольно трудно, поскольку это многоаспектная проблема, которой занимаются ученые раз­ных областей наук (медики, психологи, социологи, педагоги и многие другие) и которая до конца еще не исследована. Однако по крайней мере три причины такого явления можно назвать. Первая заключается в том, что родители (чаще всего мать) добровольно отказываются от своего несовершеннолетнего ре­бенка, причем чаще это наблюдается в младенческом возрасте: отказ от новорожденного в родильном доме, подброшенные но­ворожденные. С юридической точки зрения отказ от ребенка — правовой акт, который официально подтверждается специаль­ным юридическим документом. В течение трех месяцев роди-


тели (мать) могут изменить свое решение, и ребенок может быть возвращен в семью.

Вторая причина связана с принудительным изъятием ребен­ка из семьи, когда родителей лишают родительских прав в це­лях защиты интересов ребенка. В основном, это происходит с неблагополучными семьями, в которых родители страдают ал­коголизмом, ведут антисоциальный образ жизни, недееспособ­ны и т. п. Лишение родителей родительских прав — это также правовой акт, который осуществляется по решению суда и оформляется специальным юридическим документом.

И третья причина связана со смертью родителей. Сюда же могут быть отнесены дети, потерянные в силу каких-либо при­родных или социальных катаклизмов, вынуждающих населе­ние страны к хаотической миграции.

Одна из главных задач любого общества и государства — осу­ществление права ребенка на воспитание в семье. Эти права ребенка зафиксированы как в международных документах (Конвенция ООН о правах ребенка и др. ), ратифицированных Россией, так и в российских законодательных актах. Так, в Семейном кодексе РФ в качестве приоритетных и самостоятель­ных выделяются следующие права ребенка: право жить и вос­питываться в семье, право на общение с родителями и другими родственниками, право на свою защиту, право на имя, отчество и фамилию.

Поэтому государство в первую очередь прилагает все усилия к тому, чтобы сохранить ребенка в семье и предотвратить его передачу на воспитание в государственное учреждение. Если сохранение ребенка в семье оказывается невозможным, пред­почтение отдается поискам для него новой семьи. Но при пере­даче ребенка и в воспитательное учреждение и в новую семью делается все возможное, чтобы ребенок оставался в среде, кото­рая была бы связана с его этнической группой, местными обы­чаями и культурными корнями.

В каждой стране создается, развивается и укрепляется си

|

стема социальных альтернативных решений, касающихся вос­питания и развития ребенка. К ним можно отнести следующие возможные варианты:

- сохранение ребенка в родной семье;

- возвращение в семью,

- усыновление внутри страны,
— усыновление в другой стране,

- передача на воспитание в семью,

- передача в специальные воспитательные учреждения.


Попечение детей-сирот может быть осуществлено двумя пу­тями — усыновлением или передачей на государственное попе­чение, что представлено на схеме:

ПОПЕЧЕНИЕ СИРОТ

УСЫНОВЛЕНИЕ

                                                 ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПОПЕЧЕНИЕ

                                                  Временная приемная семья

Приемная семья

Приют

Опекунская семья

Дом ребенка

Семья усыновителя

Детский дом

Школа-интернат

Усыновление — это специальная мера защиты ребенка, при которой юридически устанавливаются родственные связи меж­ду ребенком и человеком или супружеской парой, не являющи­мися его родными отцом и матерью. Важным обстоятельством для воспитания и развития ребенка является то, что в случае усыновления ребенок обретает именно семью, а не какую-либо ее замену. Усыновление ребенка осуществляют местные орга­ны исполнительной власти в лице органов опеки и попечитель­ства; усыновление устанавливается решением суда.

Государственное попечение — создание неусыновленному ребенку (ребенку-сироте) нормальных условий для его воспита­ния и развития путем помещения в специально созданные для этого учреждения. Ребенок может быть помещен в детский при-


ют, дом ребенка, временную приемную семью, детский дом, школу-интернат.

Рассмотрим социально-педагогическую деятельность с при­емной семьей и в детских домах, специфику и особенности ра­боты социального педагога по сравнению с другими специали­стами, которые работают с детьми-сиротами.

Социально-педагогическая деятельность с приемной семьей

Усыновленный ребенок может попадать в разные типы при­емных семей: это может быть опекунская семья или семья усы­новителя. Разница между ними заключается в том, что в пер­вом случае для ребенка находят людей, с которыми он связан родственными узами, во втором — роль семьи выполняют люди, не имеющие родственных связей с ребенком.

Опекунская семья, таким образом, полагает родственные свя­зи (прямые или косвенные) ребенка с опекуном. Определяют опекуна органы опеки и попечительства на основании решения суда. В задачу опекуна входит воспитание и развитие ребенка, защита его прав. Опекун осуществляет контроль за сохранени­ем и использованием имеющегося у несовершеннолетнего ре­бенка движимого и недвижимого имущества, но сам не имеет права распоряжаться этим имуществом.

Семья усыновителей по существу является новой юридичес­кой и фактической семьей ребенка, в которой он обретает ста­тус родного ребенка. Ребенок может получить фамилию усыно­вителей и даже новое имя. Все права и обязанности усыновлен­ного ребенка приравниваются к правам и обязанностям родных детей.

Усыновление ребенка может проходить в несколько этапов: значале ребенку пытаются найти усыновителей в данном реги-ше; если этот вариант не разрешается, тогда усыновителей нцут в пределах страны; затем возможно международное усы-ювление.

Еще одна разновидность приемной семьи — временная при­емная семья. Это новое явление для нашего общества. Как пра­вило, деятельность такой приемной семьи необходима тогда, когда дети в срочном порядке изымаются из семьи в силу раз­личных обстоятельств, таких как кризисная ситуация в родной семье, болезнь или отсутствие родителей и др.

Временная приемная семья является чрезвычайно распрос­траненной в ряде развитых стран как форма защиты детства. В

 

199                          



России приемная семья пока не нашла повсеместного внедрения и распространения. Это связано с экономическими, социальны­ми и политическими катаклизмами, переживаемыми в нашей стране. Жизненный уровень населения настолько низок, что вообще идет речь о выживании семьи, и только в редких, пожа­луй, исключительных случаях семьи могут брать на себя фун­кции временной приемной семьи.

Временную приемную семью отличает от опекунской или се­мьи усыновителя прежде всего то, что это семья профессиональ­ных специалистов. Если обратиться к зарубежному опыту, то можно выделить несколько ее признаков: наличие у родителей определенной профессиональной квалификации, соответству­ющей психолого-педагогической подготовки такой семьи; оп­лата услуг деятельности такой семьи; время нахождения ребен­ка в семье учитывается в качестве рабочего стажа приемных родителей; работа приемных родителей происходит в их соб­ственном доме.

Деятельность временной приемной семьи предполагает пре­бывание ребенка в ней до решения его дальнейшей судьбы: воз­вращения в родную семью, направления в детский дом, интер­нат или другое учреждение. При возвращении ребенка в родную семью предполагается устранение тех условий, при которых ребенок был изъят из семьи: лечение родителей, реабилитация кризисной семьи и др.

Нахождение ребенка в такой приемной семье может коле­баться от одного месяца до нескольких лет в зависимости от степени неблагополучия родной семьи. Кратковременное на­хождение ребенка в приемной семье означает необходимость срочной помощи ребенку в случае кризисной обстановки в род­ной семье, неожиданной потери родителей и других обстоя­тельств. Длительное нахождение ребенка в приемной семье может быть обусловлено длительным процессом реабилитации родной семьи ребенка или какими-либо другими причинами.

Учитывая сложность контингента детей, поступающих во временную приемную семью (социальная запущенность, болез­ни, физические или психические недостатки), в них должны создаваться особые условия для нормального развития ребенка: комфортная психологическая обстановка, заботливое внима­тельное отношение к нему, позволяющие ребенку выйти из стресса в связи с разлукой с родными или пережитой сложной ситуацией. Основная цель такой семьи — поддержание контак­тов с биологическими родителями и возвращение ребенка в род­ную семью. Если невозможно возвращение ребенка в родную


семью, тогда он находится в приемной до тех пор, пока не состо­ится решение суда в отношении дальнейшей судьбы ребенка. Фактически подобная приемная семья выполняет функции «скорой помощи» в случае возникновения в биологической се­мье каких-либо кризисных условий.

Внедрение института приемной семьи требует прежде всего создания нормативно-правовой базы, которая обеспечила бы эффективный механизм выявления и отбора приемных семей, этапов подготовки приемных родителей к их деятельности, юридических прав и обязанностей приемных родителей и др.

Несмотря на различия типов приемных семей и их функций, можно выделить ряд общих положений, которые определяют деятельность социального педагога с приемными семьями. Эту деятельность можно разбить на ряд этапов: подбор семейных пар, обучение родителей, патронирование их деятельности по вопросам обучения и воспитания детей. Следует иметь в виду, что деятельность социального педагога всегда выступает совме­стно с деятельностью других специалистов: социальных работ­ников, медиков, психологов, дефектологов и других.

При подборе приемных семей социальному педагогу наряду с другими специалистами важно знать, кто может выступать в качестве приемных родителей, каковы мотивы принятия ребен­ка в семью, каковы условия проживания семьи, позволяют ли они осуществлять достойное воспитание и развитие ребенка.

В качестве приемных родителей могут выступать: семейные пары, имеющие собственных детей, семейные пары без детей, неполные семьи, одинокие люди. Выделяют целый комплекс мотивов, побуждающих людей взять на постоянное или времен­ное воспитание ребенка в семью. К ним относятся:

- желание иметь ребенка в случае невозможности по физи­
ологическим причинам иметь собственного;

- смерть собственного ребенка;

- гибель близких родственников;

— желание иметь детей, в то время как свои собственные дети уже выросли;

- чувство милосердия к детям, нуждающимся в поддержке
и защите;

- чувство одиночества;

- религиозные мотивы и другие.

Обычно приемные родители руководствуются не одним, а несколькими мотивами. Однако наряду с позитивными мотива­ми могут выступать и отрицательные мотивы, такие как мате­риальная выгода, физическая эксплуатация детей и др.


 




 


Социально-педагогическая деятельность, как и любой вид деятельности, определяется целью, субъектом и объектом дея­тельности, ее функциями, методами и способами организации этой деятельности. Целью социально-педагогической деятель­ности с приемной семьей является — нормальное воспитание и развитие ребенка в семье. В качестве субъектов деятельности выступают социальный педагог и другие специалисты, как было сказано выше. Объектом деятельности выступают семья, ребенок в приемной семье. Социально-педагогическую деятель­ность с приемной семьей можно условно разделить на ряд эта­пов, выделить для каждого этапа функции деятельности соци­ального педагога и методы этой деятельности, что отражено в таблице:

Социально-педагогическая деятельность с приемной семьей

 

 


 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...