Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопросы для самоконтроля. Литература. ЛЕКЦИЯ 14. Последствия. Возрастной период




Вопросы для самоконтроля

1. Раскройте особенности подросткового возраста, влияющие на фор­
мирование отклонений от принятых норм.

2. Раскройте сущность понятий «девиантноеповедение», «делинквен-
тное поведение», «криминальное поведение».

3. Назовите и обоснуйте основные причины девиантного поведения
несовершеннолетних.

4. Назовите основные идеи биологических, психологических и соци­
альных теорий девиации.

Литература

1. Азбука нравственного воспитания / Под ред. И. А. Каирова, О. С.
Богдановой. — М., 1979.

2. Алмазов Б. Н. Психическая средовая дезадаптация несовершенно­
летних. — Свердловск, 1986.

3. Баженов В. Г. Воспитание педагогически запущенных подростков.
— Киев, 1986.


 

4. Беличева С. А. Основы превентивной психологии. — М., 1993.

5. Бестужев-Лада И. В. Факторы риска. — М., 1989.

6. Леей В. Л. Нестандартный ребенок. — М., 1983.

7. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. —
М., 1986.

ЛЕКЦИЯ 14

АЛКОГОЛИЗМ КАК ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ

Проблема алкоголизма. Особенности детского алкого­лизма. Причины и последствия детского алкоголизма. Уровни вовлеченности детей в употребление спирт­ных напитков.

Проблема алкоголизма

Детский алкоголизм является сегодня одной из серьезней­ших социально-педагогических проблем. Эта проблема имеет глубокие культурные, политические и социально-экономичес­кие корни, и для принятия эффективных мер ее преодоления необходимо знать историю этой проблемы.

Употребление спиртных напитков началось свыше восьми тысяч лет назад. Открытие арабским химиком и врачом Альбу-казисом Коза этилового спирта — продукта брожения различ­ных растительных веществ — повлекло за собой распростране­ние и употребление этого вещества.

Изобретение водки относят к VI веку, и оно приписывается монахам-бенедектинцам, которые распространили этот напи­ток во всей системе существующих монастырей.

На Руси употребление спиртных напитков началось с момен­та создания Киевского государства и было развито среди всех слоев населения: князей, бояр, духовенства, простого люда, но приготовление и продажа спиртных напитков находились в руках князей и высших сословий.

Ни робкие начинания Иоанна Калиты по предупреждению народного пьянства, ни потопление кабатчиков в Волхове Ва­силием III, ни жесткие постановления Стоглавого Собора при Иоанне Грозном и запреты на торговлю спиртным Бориса Году-


 



8*



нова, ни уничтожение кабаков Екатериной II, ни возникнове­ние обществ трезвости и антиалкогольного движения не приве­ли ни к исчезновению спиртных напитков, ни к исчезновению самой проблемы алкоголизации населения.

Этому способствовал ряд причин. Во-первых, пьянство как социальное явление отвлекает народ от существующих в обще­стве проблем. Во-вторых, торговля спиртным приносила и при­носит ощутимую прибыль государству. Производство алкоголя всегда было и остается одной из ведущих отраслей промышлен­ности и экспорта любой страны.

Производство и потребление алкоголя в нашей стране постоян­но растет. Так, по подсчетам статистиков, в 1980 г. по сравнению с 1950г. оно выросло в 10, 4 раза. И это без учета «домашних вин», самогона и других спиртосодержащих жидкостей, потребление которых, по мнению социологов, составляет 100% к алкоголю, произведенному государством. Согласно данным Всемирной орга­низации здравоохранения, потребление алкоголя свыше 8 литров на душу населения в год ведет к изменению генофонда нации, так как детей с психическими и физическими отклонениями от нор­мы при таком положении рождается больше, чем здоровых. Осо­бенно тревожным фактором является раннее приобщение и быст­рое привыкание к спиртному детей и подростков.

Существует несколько определений алкоголизма. С медицин­ской точки зрения алкоголизм — это хроническое заболевание, характеризующееся неодолимым влечением к спиртным напит­кам. С социальных позиций алкоголизм — форма девиантного поведения, характеризующаяся патологическим влечением к спиртному и последующей социальной деградацией личности.

Начальная стадия развития алкоголизма, отличающаяся особым болезненным состоянием человека, которое развивается в результате неумеренного и систематического употребления спиртных напитков, называется пьянством.

Особенность пьянства и алкоголизма как форм отклоняюще­гося поведения состоит в том, что эти явления предопределяют взаимосвязанные с ними другие социальные отклонения: пре­ступность, правонарушения, социальный паразитизм, амораль­ное поведение, самоубийства.

Особенности детского алкоголизма

О детском алкоголизме говорят в том случае, когда его при­знаки впервые появляются до достижения ребенком возраста 18 лет.


У детей алкоголизм, в отличие от взрослых, имеет ряд харак­терных особенностей:

—быстрое привыкание к спиртным напиткам. Если у взрос­
лого человека переход от пьянства к алкоголизму занимает 5-
10 лет, то у ребенка формирование хронического алкоголизма
происходит в 3-4 раза быстрее. Это объясняется анатомо-физи-
ологическим строением детского организма. Мозговая ткань ре­
бенка, в отличие от взрослого, богаче водой и беднее белком. В
воде алкоголь хорошо растворяется и усваивается организмом,
только 7% его выводится легкими и почками. Остальные 93%
действуют как яд, оказывая разрушительное действие на все
органы и системы и вызывая быстрое привыкание организма к
этому яду;

—злокачественное течение болезни. Это объясняется тем, что
в подростковом и юношеском возрасте организм находится в
стадии формирования и устойчивость центральной нервной
системы к действию алкоголя снижена, вследствие чего проис­
ходят глубокие и необратимые процессы ее разрушения;

- принятие ребенком больших доз алкоголя. Это связано с тем, что принятие алкоголя детьми не одобряется обществом, поэтому подростки, как правило, пьют тайком, обычно без за­куски, принимая всю дозу одномоментно;

—быстрое развитие запойного пьянства. Для подростков ста­
новится нормой пить по любому поводу, при этом в состоянии
легкого опьянения они начинают чувствовать себя неуверенно.
Более того, трезвость становится для них странным состояни­
ем. Поэтому характерно стремление к полному опьянению -
только в этом случае выпивка расценивается как удачная, пол­
ноценная;

—низкая эффективность лечения. У широкого круга подро­
стков употребление алкоголя включается в структуру потреб­
ностей, о чем свидетельствует: высокий уровень распространен­
ности употребления спиртных напитков среди опрошенных не­
совершеннолетних и их товарищей; высокая активность (в том
числе и противоправная) в поисках алкогольных напитков или
средств для их приобретения; широкий набор поводов для упот­
ребления алкоголя; систематическое употребление алкоголь­
ных напитков.

Пьянство среди несовершеннолетних тесно связано с их от­клоняющимся поведением. В основе этой связи лежит самая главная для подростков опасность алкоголизма — он резко ос­лабляет самоконтроль. Взаимосвязь пьянства и преступности несовершеннолетних проявляется в нескольких отношениях:


 


 


 


— большинство преступлений несовершеннолетних соверша­
ется в нетрезвом состоянии (22% краж личной собственности,
76% хулиганских действий, 61% изнасилований, 56, 6% разбо­
ев). Наиболее часто в состоянии опьянения совершаются на­
сильственные (агрессивные) преступления. Это обусловлено
тем, что опьянение снимает действующие в обычных условиях
навыки социально одобряемого поведения;

- многие преступления совершаются с целью добычи спир­тного или средств для его приобретения (40, 5% подростков, осужденных за имущественные преступления, совершили хи­щение для приобретения спиртных напитков);

—пьянство способствует формированию у несовершеннолет­
них мотива и умысла на совершение многих преступлений (в
криминологии даже имеется термин «пьяная» мотивация);

—пьянство способствует созданию криминальной ситуации;

—пьянство выступает как средство приобщения несовершен­
нолетних к группе сверстников с антиобщественным поведени­
ем;

—пьянство является способом вовлечения несовершеннолет­
них в преступную деятельность, организаторами которой вы­
ступают взрослые.

Причины и последствия детского алкоголизма

К проблеме детского алкоголизма обращались разные уче­ные: медики, педагоги, психологи, которые выделяли причи­ны алкоголизма у детей, а также его последствия. Представим причины и последствия алкоголизма для детей согласно их воз­расту в виде таблицы (стр. 231).

Из приведенной таблицы видно, что приобщение к спирт­ным напиткам детей и подростков наиболее интенсивно про­ходит в трех возрастных периодах: раннего детства, дошколь­ного и младшего школьного возраста, детского и юношеского возраста.

Рассмотрим последовательно каждый из трех периодов.

Первый период — раннее детство, в котором алкоголизация детей носит неосознанный, непроизвольный характер. Этому способствуют следующие основные причины: пьяное зачатие, употребление алкоголя в период беременности и кормления грудью, что ведет к аномалиям физического и психического развития ребенка.

Об отрицательном влиянии пьянства родителей на потомство знали еще в глубокой древности. Греческая мифология пове-


Причины и последствия детского алкоголизма

Последствия

Возрастной период

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...