Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

социально-педагогической деятельности




Этапы

социально-педагогической деятельности

 

 

1. Поиск приемной семьи

2. Изучение будущих прием­
ных родителей

3. Посещение семьи и учреж­
дений, в которых находился
ребенок (кризисная семья,
приют, детский дом и др. )

4. Изучение будущей прием­
ной семьи и ее окружения

 

5. Вводное обучение Лекция,
рассказ, беседа, видеофиль­
мы

6. Помещение ребенка в при­
емную семью; углубленный
курс обучения приемных ро­
дителей


 

 

Функции

деятельности

социального педагога

 

Информационная

Диагностическая (пер­вичная диагностика)

Посредническая

Диагностическая (углуб­ленная диагностика)

Обучающая (предвари­тельное обучение)

Патронирующая


 

 

Методы

социально-педагогичес­кой деятельности

 

 

Анкетирование, беседа, интервью, изучение баз данных

 

Анкетирование, беседа

 

 

Наблюдение, беседа

 

Анкетирование, тестирова­ние, беседа, убеждение изучение документации

 

Лекция, беседа, наблюде­ние, убеждение, упражне­ния


Первый этап связан с поиском приемных родителей. Люди, желающие выступить в этой роли, подают заявление, в котором указывают свою фамилию, имя, адрес проживания, домашний телефон, наличие и возраст своих детей; предпочтительный пол и возраст приемного ребенка; допускаемые дефекты здоровья; возможные сроки контакта с ребенком и др. На этом этапе соци­альный педагог выполняет информационную функцию, вместе с другими специалистами разрабатывает анкету опроса, участву­ет в создании банка данных (лучше компьютерный вариант) о возможных будущих приемных семьях для детей-сирот.

На втором этапе претендентам, подавшим заявление, предла­гают заполнить анкету или другой вид документа, в котором будущие приемные родители дают личностную самооценку, описывают историю семьи, характеризуют свой образ жизни, религиозную принадлежность членов семьи, состояние здоро­вья супругов, материальное состояние, мотивы приема детей в семью и другие данные. Выбор данных зависит от конкретной приемной семьи: либо опекунская, либо усыновителя или вре­менная приемная семья. Анкеты или информационные карты или другой подобный документ социальный педагог разрабаты­вает опять же совместно с другими специалистами. Таким об­разом, начинается предварительная диагностика потенциаль­ной приемной семьи.

Третий этап предполагает первое посещение семьи, приюта, детского дома либо другого учреждения, где находится ребенок, который потенциально может быть принят в семью. На этом этапе социальный педагог выполняет посредническую роль между ребенком и будущей приемной семьей. Он наблюдает за ребенком, проводит беседы с теми, кто занимается его воспита­нием.

Четвертый этап предполагает углубленное изучение семьи и ее ближайшего окружения (углубленная диагностика). Соци­альный педагог, ознакомившись с заявлением и анкетой, запол­ненными будущими родителями, знакомится непосредственно с семьей, проводит беседы с членами семьи, определяет педаго­гический климат в ней, наличие вредных привычек у ее членов и другие характеристики семьи. Затем социальный педагог со­вместно с другими специалистами обследует ближайшее окру­жение семьи (соседей, коллег по работе, друзей и др. ). Это мо­жет проводиться путем беседы или специально разработанных анкет. Также могут быть запросы в органы общественного по­рядка и в поликлинику (для объективной оценки здоровья при­емной семьи).


 




Пятый этап связан с предварительным вводным курсом обу­чения будущих родителей, который может включать некоторые теоретические знания и практическую стажировку в течение двух-трех дней в учреждении, где находится ребенок. При этом социальный педагог выполняет обучающую функцию, он раз­рабатывает программу небольшого вводного курса.

Шестой этап связан с передачей ребенка в приемную семью. В этом случае основная деятельность падает на органы опеки и попечительства и органы юстиции. С момента передачи ребен­ка в приемную семью социальный педагог выполняет патрони­рующую роль. Начинается адаптация ребенка в приемной се­мье, которая связана с возникающими проблемами как для ребенка, так и для родителей. Поэтому на этом этапе проводи­тся углубленный курс обучения родителей, который является продолжением вводного курса. Социальный педагог с другими специалистами разрабатывает новую программу. Содержание обучения родителей в приемной семье зависит от многих обсто­ятельств: какая семья усыновила ребенка (многодетная, бездет­ная, в качестве родителей выступает один человек или двое, каков возраст приемных родителей, каковы мотивы, побудив­шие взрослых взять ребенка в семью, и др. ), а также от инди­видуальности принятого в семью ребенка (возраст, пол, нали­чие болезни, наличие биологических родителей и пр. ).

Дальнейшее патронирование приемной семьи связано со своевременным выявлением и разрешением проблем, которые могут возникнуть в приемной семье по обучению и воспитанию ребенка, предупреждением отказа приемных родителей от него.

Социально-педагогическая деятельность в учреждениях государственного попечения

Как было сказано выше, если ребенок не усыновлен и не по­падает в приемную семью, то его воспитанием, образованием и развитием занимаются государственные учреждения. По дан­ным статистики около 150 тысяч детей находятся в учреждени­ях государственного попечения, между тем потребность в тако­го рода социальной защите и помощи в России испытывают се­годня около 500 тысяч детей. В настоящее время в стране насчи­тывается свыше 400 домов ребенка, около 750 детских домов, свыше 200 школ-интернатов.

В домах ребенка живут и воспитываются брошенные дети, дети-сироты с рождения до трех лет, затем эти дети подлежат


усыновлению либо переходят в детские дома или школы-интер­наты. Главное отличие детских домов от школ-интернатов со­стоит в том, что воспитанники детских домов обучаются и по­лучают образование в ближайших к детскому дому школах, а воспитанники школ-интернатов живут и обучаются в этом же учреждении.

По возрастным признакам детские дома могут подразделять­ся на детские дома для дошкольников, детские дома для школь­ников и разновозрастные детские дома.

Принципиально новой формой воспитания осиротевших де­тей является детский дом семейного типа. Предложен такой детский дом по примеру западных стран общесоюзным Детским Фондом им. В. И. Ленина, а правовым основанием для него по­служило Постановление правительства СССР от 1988 г. «О со­здании детских домов семейного типа». Семейный детский дом можно в некоторой степени отнести к приемной семье, ибо со­гласно нормативному определению, приведенному в Положе­нии о приемной семье, принятом в начале 1992 г., «приемная семья является одной из форм устройства на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с полным государственным попечением детей и выплатой денежного со­держания лицам, взявшим их на воспитание». В отличие от временной приемной семьи, где ребенок может находиться только определенное время, детский дом семейного типа устро­ен таким образом, что роль родителей выполняют специально подготовленные к тому люди — родители-воспитатели, а время пребывания и задачи, которые ставятся перед семейным детс­ким домом, совпадают с задачами обычного детского дома.

Основными задачами детских домов являются:

- создание благоприятных, комфортных условий, прибли­
женных к домашним, способствующих нормальному развитию
ребенка;

— обеспечение охраны здоровья детей;

- обеспечение социальной защиты ребенка, его медико-пе­
дагогической и социальной адаптации;

- охрана интересов и прав воспитанников;

- освоение детьми образовательных программ, получение
достойного образования в интересах личности, общества и го­
сударства;

- формирование общей культуры воспитанников, их адап­
тация к жизни;

— формирование потребностей у воспитанников к саморазви­
тию и самоопределению;


 




- создание условий для осознанного выбора и последующе­го освоения профессиональных образовательных программ.

В государственной системе попечения детей-сирот существу­ет особый тип учреждения — приют. Специфика работы при­юта состоит в том, что это учреждение временного пребывания детей, оставшихся без попечения родителей. Цель данного уч­реждения — устроить детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, на временное проживание с целью последующего устройства в другие социальные институты — возвращения в семью, усыновления, установление опекунства и пр.

Изменение социально-экономической ситуации в стране тре­бует принципиально новых подходов к решению многих про­блем таких учреждений: проблем воспитания и образования детей, их профессионального самоопределения, адаптивно-ре­абилитационных проблем.

Основные цели деятельности для государственных учрежде­ний, в которых воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей: осуществление социальной защиты детей, находя­щихся в этих учреждениях; осуществление мероприятий реа­билитационного, медицинского и социального характера; орга­низация получения детьми общего образования.

Рассмотрим социально-педагогическую деятельность в детском доме как наиболее типичном учреждении государственного попе­чения детей, оставшихся без родителей. Потребность и необходи­мость в социально-педагогической деятельности в детском доме постоянна в силу наличия у воспитанников широкого спектра социальных, медицинских, психологических, педагогических проблем и отсутствия у детей должного социального опыта.

Рассматривая социально-педагогическую деятельность вновь определим цель такой деятельности, субъекты и объекты этой деятельности. Цель деятельности — социализация ребенка. В качестве субъектов этой деятельности выступает коллектив воспитателей: социальный педагог, социальный работник, ло­гопед, воспитатель, психолог, музыкальный работник, инст­рукторы по труду и физической культуре, администрация де­тского дома. Объектами, на которые направлена социально-пе­дагогическая деятельность, выступают воспитанники детского дома: каждый индивидуально и весь коллектив воспитанников в целом. Начиная свою деятельность в детском доме, соци­альный педагог должен хорошо представлять, с какой катего­рией детей ему придется работать.

Рассмотрим краткую характеристику детей разных возра­стов, которые могут находиться в детском доме. Проблемы де-


тей, находящихся в детских домах, довольно подробно иссле­дованы учеными М. И. Лисиной, В. С. Мухиной, А. М. Прихо­жан, Е. О. Смирновой и др.

Для детей дошкольного возраста, как отмечается в исследо­ваниях ученых, доминирующей и подчас неудовлетворенной выступает потребность во внимании и доброжелательности со стороны взрослых. Стремление к сотрудничеству и к совмест­ной деятельности со взрослыми у них недостаточно развиты. Мотивы, побуждающие детей к общению, вызваны тем, что ребенка привлекает сам взрослый человек, дети охотно прини­мают обращения и предложения взрослых. И эти контакты, как правило, сводятся к поиску внимания и расположенности взрослых.

Особенно заметные отличия в развитии общения у воспитан­ников детского дома и детей, живущих в семье, проявляются в личностном общении, в основе которого лежит потребность во взаимопонимании и сопереживании. Это вызвано, главным образом, тем, что в детском доме по сравнению с семьей значи­тельно меньше практика общения ребенка и взрослого: ребенок получает меньше личного внимания со стороны взрослых, воз­действия которых в детском доме скорее адресованы группе детей, нежели отдельному ребенку. Для детского дома харак­терно наличие сменяющихся взрослых с разными типами пове­дения, тогда как в семье ребенку со стороны взрослых задается одна и та же программа поведения. Наконец, в детском доме значительно беднее эмоциональная насыщенность общения взрослого с ребенком. Следует также отметить и более регламен­тированный характер деятельности ребенка по сравнению с се­мьей.

Для воспитанников младшего школьного возраста характер­ны ярко выраженные мотивы, непосредственно связанные с их повседневной деятельностью в детском доме: выполнением ре­жима проживания в детском доме, правил поведения в детском доме и в школе, тогда как у семейных детей этой возрастной группы мотивы их деятельности и общения значительно бога­че и разнообразнее. Такая ограниченность и бедность мотива-ционной сферы связаны с условиями проживания детей в детс­ком доме и их недостаточно полным общением со взрослыми. Особенно ярко это проявляется в различных конфликтных си­туациях: ситуациях запрета, столкновения интересов взросло­го и ребенка, ребенка и коллектива воспитанников, обвинений со стороны сверстников, непонимания ребенка взрослыми и сверстниками и других. При этом поведение воспитанника мо-


Социально-педагогическая деятельность в детском доме


кого здоровья, условиях жизни ребенка до поступления его в интернатное учреждение, родителях ребенка, наблюдает за его успеваемостью, оказывает помощь в обучении воспитанника и т. д. Чем точнее определяется «диагноз социального заболева­ния» ребенка, тем легче определить виды помощи, которые может оказать социальный педагог воспитаннику. Воспитание ребенка в детском доме происходит в коллективе, поэтому на­ряду с изучением каждого ребенка социальный педагог изуча­ет и детский коллектив в целом.

Следующая задача социального педагога — составить инди­видуальную программу развития воспитанников, т. е. факти­чески представить, каким должен быть выпускник детского дома, учитывая, какой он сейчас. Для этого социальный педа­гог вместе с воспитателем анализирует все документы, которые есть у ребенка, его проблемы, ищет пути выхода из создавшей­ся ситуации.


жет отличаться агрессивностью, неумением и нежеланием при­знать свою вину. То есть у ребенка в конфликтных ситуациях выступают защитные, далеко не конструктивные формы пове­дения. Таким образом, ученые обнаружили специфику разви­тия интеллектуальной, потребностной и поведенческой сфер личности воспитанников детского дома.

В подростковом возрасте эти причины вызывают определен­ные трудности в утверждении подростка в среде сверстников, в развитии его собственного «Я».

К интеллектуальным, поведенческим, мотивационным ха­рактеристикам воспитанников детского дома прибавляются проблемы, связанные со здоровьем ребенка. Фактически здоро­вых детей в детских домах почти нет, дети имеют хронические заболевания, часто встречаются среди них инвалиды. Кроме того, у многих детей наблюдается интеллектуальная недоста­точность — задержка психического развития ребенка, а также олигофрения. Для воспитанников детского дома характерны такие явления, как токсикомания, наркомания, расторможен-ность сексуальных влечений и др.

Наряду с этими медико-психолого-педагогическими пробле­мами в детском доме у воспитанника возникает множество со­циальных проблем: личные — получение личных документов (паспорта, свидетельства о рождении, свидетельства о смерти родителей и др. ); материальные (получение пенсий, пособий, алиментов), получение жилплощади (большая часть детей не имеет своего жилья и прописки), трудоустройство выпускников и их дальнейшее профессиональное образование.

Рассмотрим социально-педагогическую деятельность соци­ального педагога в детском доме. Цель социально-педагогичес­кой деятельности — социализация воспитанников детского дома. Эта цель может быть реализована путем выполнения раз­личных задач. В таблице указаны задачи, функции деятельно­сти, методы и формы организации социально-педагогической деятельности. Выделены наиболее типичные функции, которые выполняет социальный педагог в детском доме. Опять же сле­дует помнить, что работа социального педагога происходит в тесном контакте с другими специалистами, работающими в детском доме.

Деятельность социального педагога начинается с определе­ния социального статуса ребенка. Путем изучения документов, бесед, тестирования социальный педагог узнает ребенка, выде­ляет проблемы, которые предстоит ему решить. Социальный педагог собирает сведения о состоянии физического и психичес-


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...