Рабочая программа по учебному предмету
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Е.Г. Коликова, Г.В. Горбунова
Методические рекомендации по проектированию и реализации программы основного общего образования По учебному предмету «Технология» В 9 классе Методические рекомендации
Челябинск ЧИППКРО 2019 УДК 372.862 ББК 74.263.0 Печатается по решению ученого совета ГБУ ДПО ЧИППКРО
Рецензенты: Е.В. Качева, ГБУ ДПО ЧИППКРО, заведующий региональным информационно-методическим центром, кандидат педагогических наук. Л.П. Рулевская, МАОУ «Лицей №142 г. Челябинска», педагог дополнительного образования, кандидат педагогических наук.
Коликова Е.Г. Методические рекомендации по проектированию и реализации программы основного общего образования по учебному предмету «Технология» в 9 классе /Е.Г. Коликова, Г.В. Горбунова_ Челябинск: ЧИППКРО, 2019.- 43
Методические рекомендации обеспечивают преподавание учебного предмета «Технология» в 9 классе. Особенностью рекомендаций является их нацеленность на профессиональное самоопределение учащихся. В данном издании представлена рабочая программа по технологии, разработанная на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования с учетом успешного педагогического опыта реализации предмета «Технология» в 9 классе. Данная программа является логическим продолжением структурного компонента Модельной региональной основной образовательной программы основного общего образования (Рабочей программы по учебному предмету «Технология» в 5-8 классах). В методических рекомендациях по технологии раскрываются особенности преподавания наиболее сложных тем с позиции личностно-ориентированного подхода. Особое место в рекомендациях уделено описанию технологии экзистенционального проектирования, технологии образовательного путешествия, кейс метода, технологии проблемного обучения, направленных на изучение отдельных тем и блоков программы.
УДК 372.862 ББК 74.263.0
© Коликова Е.Г., Горбунова Г.В., 2019 © ГБУ ДПО ЧИППКРО, 2019 Содержание
Пояснительная записка При реализации «Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2035 года» и Указа Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» становятся актуальными проблемы технологического образования школьников. Обозначенные документы предусматривают создание в Российской Федерации научно-технологической системы, включающей разработку и внедрение природосообразных, интеллектуальных, цифровых технологий, развитие научно-технологического творчества и предпринимательства. Целью технологического образования школьников становится, не только изучение базовых технологий, но и формирование технологической культуры обучающихся как компонента общей культуры. В соответствии с Концепцией преподавания учебного предмета «Технология» в средней школе изучение учащимися данного предмета становится обязательным. Но в то же время, в Примерной основной образовательной программе основного общего образования на изучение предмета «Технология» отводится в 5-7 классах по 2 часа, в 8 классе- 1 час. В 9 классе учебный предмет «Технология» не является обязательным, а относится к вариативной части учебного плана. С целью обеспечения преемственности основного общего и среднего общего образования в части формирования технологической культуры учащихся и их профессионального самоопределения введение преподавания технологии в 9 классе становится необходимостью, так как именно при изучении предмета «Технология» у выпускников формируется готовность к обоснованному профессиональному выбору.
В соответствии приказом № 345 от 28 декабря 2018 г. «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» преподавание предмета может осуществляться по учебникам «Технология» Казакевич В.М., Пичугина Г.В., Семёнова Г.Ю. В то же время в данном документе говорится о возможности использования имеющегося учебно-методического комплекса на протяжении трёх лет. Однако, традиционные учебно-методические комплексы, в том числе УМК «Технология» Симоненко (Традиционная линия), включающий учебники «Индустриальные технологии» (Тищенко А.Т.) и «Технологии ведения дома» (Синица Н.В.), не предусматривают учебника за 9 класс. Таким образом, при разработке рабочей программы в 9 классе учителя технологии испытывают затруднения. Цель разработки методических рекомендаций заключается в оказании методической помощи в разработке рабочей программы по учебному предмету «Технология» в 9 классе и организации учебной деятельности с использованием современных образовательных технологий.
Методические рекомендации по проектированию рабочей программы основного общего образования По учебному предмету «Технология» В 9 классе В соответствии со ст.12 п.7 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательные организации разрабатывают образовательные программы на основе федеральных государственных образовательных стандартов и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ. Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию Министерства образования и науки РФ, изменяет методологию технологического образования учащихся основной школы и вносит обновлённое содержание в преподавание предмета «Технология», что необходимо учитывать педагогу при создании рабочей программы. Кроме того, разрабатывая рабочую программу, педагогу необходимо принимать во внимание положения концепции преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, утвержденной 30 декабря 2018 г.
На начальном этапе разработки рабочей программы учителю технологии необходимо изучить нормативную базу образовательной деятельности и материально-техническое обеспечение образовательного процесса с точки зрения его соответствия требованиям к условиям реализации основной образовательной программы. При планировании предметных результатов освоения предмета «Технология» необходимо ориентироваться на предметные результаты, предусмотренные в Примерной основной образовательной программе основного общего образования для обучающихся в 9 классе. Далее определённые предметные результаты следует конкретизировать, учитывая национальные региональные и этнокультурные особенности Челябинской области. Следует учитывать, что на уроках технологии в 9 классе должно осуществляться знакомство обучающихся с миром профессий и ориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства. Тем самым обеспечивается преемственность перехода учащихся от общего к профессиональному образованию и трудовой деятельности. На следующем этапе необходимо для каждого предметного результата отобрать содержание из блока Примерной программы «Основное содержание учебных предметов на уровне основного общего образования» по учебному предмету технология». При структурировании содержания учебного материала по технологии следует определить последовательность тем и количество часов по изучению каждой из них. В содержание целесообразно внести дидактические единицы по изучению НРЭО.
При разработке календарно-тематического планирования рекомендуется указать название раздела и темы урока, количество часов, отводимое на их изучение, дату проведения занятия, тему национальных региональных и этнокультурных особенностей, форму оценивания достижения обучающимися предметных результатов. При определении системы оценки и оценочных материалов для осуществления текущего контроля успеваемости учителю технологии следует ориентироваться на соответствие их планируемым предметным результатам. Подробное описание методики создания оценочных материалов представлено в Требованиях к разработке оценочных материалов по учебному предмету «Технология», являющихся частью целевого раздела методического ресурса «Модельная региональная основная образовательная программа основного общего образования». При определении методов и приёмов обучения необходимо вводить в образовательный процесс ситуации, дающие опыт принятия прагматичных решений на основе собственных образовательных результатов, направленных на решение о направлениях продолжения образования, построение карьерных и жизненных планов. Таким образом, предметная область «Технология» позволяет формировать у обучающихся ресурс практических умений и опыта, необходимых для разумной организации собственной жизни, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Следует учесть, что в соответствии с концепцией преподавания предметной области «Технология» проектная деятельность является ведущим видом деятельности при изучении предмета. Цели программы: 1. Обеспечение понимания обучающимися сущности современных материальных, информационных и гуманитарных технологий и перспектив их развития. 2. Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся. 3. Формирование информационной основы и персонального опыта, необходимых для определения обучающимся направлений своего дальнейшего образования в контексте построения жизненных планов, в первую очередь, касающихся сферы и содержания будущей профессиональной деятельности. Данные методические рекомендации содержат рабочую программу по технологии, разработанную на основе Примерной основной образовательной программы с использованием современных информационно-образовательных ресурсов, рекомендованных в Концепции преподавания учебного предмета «Технология». В основе преподавания предмета «Технология» в 9 классе лежит личностно-ориентированный подход, направленный на профессиональное самоопределение учащихся. В технологической подготовке школьников центральное место отводится проектной технологии, использование которой способствует развитию познавательных способностей обучающихся, а также самостоятельному поиску и решению проблем. В свою очередь, решение поставленных проблем требует от ученика привлечения и актуализации знаний из разных научных областей.
Особенностью разработанных рекомендаций является использование идеи экзистенциального проектирования, направленного на формирование у обучающихся компетенций в области личностного и профессионального самоопределения. В течение всего учебного года обучающиеся выполняют данный проект, включающий различные виды деятельности, реализуя тем самым индивидуальную программу развития и профессионального выбора. Рабочая программа состоит из трёх блоков: «Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития», «Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения», «Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся». При изучении первого блока обучающиеся знакомятся с современными технологиями в сфере медицина и электроники, посредством кейс- метода. При изучении второго блока обучающиеся знакомятся с понятием экзистенциального проектирования, составляют индивидуальную программы профессионального выбора в соответствии с пройденной диагностикой. При изучении тем третьего блока обучающиеся выполняют профессиональные пробы по различным направлениям технологической подготовки в виде выполнения практических работ, квестов, кейсов. В конце года каждый учащийся защищает свой проект. Рабочая программа по учебному предмету «Технология» в 9 классе Предметные результаты
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|