Организация оценочной деятельности обучающихся
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Оценочная деятельность осуществляется на основе предметных результатов с использованием следующих оценочных материалов: практические работы, самостоятельные работы, терминологические диктанты, проекты. Методические рекомендации по разработке практических работ, самостоятельных работ, терминологических диктантов представлены в репозитории модельной программы. Оценочные материалы, представленные в данных методических рекомендациях отличаются наличием кейсов и мини - проектов. Современные школьники на любом этапе обучения должны обладать системой сформированных и устойчивых навыков осознанного оптимального поведения в объективно быстро меняющихся жизненных, учебных или познавательных ситуациях. Современный человек не может быть успешным, если не обладает самостоятельностью, креативностью, системностью и результативностью поиска решения. Кейс- стади - это деловая игра в миниатюре, так как сочетает в себе активную, а не только репродуктивную познавательную деятельность с игровой. В ходе решения кейса учащиеся решают проблемную ситуацию. В ходе занятия педагог направляет обучающихся в поиске таких решений. Обучающиеся должны исследовать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейс – это задание частично поискового характера, имеющее нестандартное решение и позволяющее диагностировать умения, интегрировать знания из различных областей, аргументировать собственную точку зрения. Пример кейса представлен в приложении 4. При работе над кейсом рекомендуется использовать групповую форму работы. Кейс может содержать следующие задания: - работу с источниками экономической информации, включая ресурсы сети Интернет;
- критическое осмысление актуальной информации, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений; - решение практических задач, отражающих типичные ситуации; - освоение типичных ролей через моделирование ситуации из реальной жизни. Структура оформления кейса: - название кейса; - цели его проведения; - введение, в котором раскрывается суть рассматриваемой далее ситуации, обозначается личностно-значимый смысл проблемы, заключенной в приводимой ситуации; - основная часть, содержащая главный массив информации, представленная в виде текста, видеофрагментов, газетных статей, иллюстраций, статистических данных и т.д. - приложение, содержащее косвенную информацию, связанную с внутренней проблемой кейса; - вопросы и задания к кейсу. Алгоритм проектирования кейса 1. Формирование дидактических целей создания кейса. 2. Выбор предметных результатов, на достижение которых направлен кейс. 3. Определение сути проблемной ситуации. 4. Формулирование основных тезисов, которые следует отразить в описание ситуации; 5. Сбор информации, необходимой для более яркого, убедительного описания ситуации и наполнения кейса; 6. Создание текста кейса (описания ситуации). В качестве основы кейса лучше использовать занимательную историю, рассказывающую о конкретном реальном случае, которая будет способствовать активизации обсуждение в малых группах. Проблемная ситуация должна содержать внутреннюю интригу, противоречие, требующее решения. 7. Формирование приложений. 8. Проектирование обсуждения кейса обучающимися заключается в составлении последовательности вопросов и заданий, с помощью которых будет организовано обсуждение. 9. Определение способа оценки кейса. Примерный перечень критериев оценивания кейса представлен в таблице 2. В критериях оценивания могут быть отражены особенности выполнения конкретных заданий и ответы на вопросы.
Таблица 2 Инструкция по проверке и оценке кейса
При оценке каждого критерия выставляется 1 балл, если данный критерий в работе выражен в полной мере. Если обозначенный критерий не выражен, то выставляется 0 баллов. Перевод полученных баллов в оценку осуществляется следующим образом: если обучающийся набрали 40-59% от максимального количества баллов, они получают оценку «удовлетворительно», если 60-79%- «хорошо», 80-100%- «отлично». Мини-проекты оцениваются по тому же принципу. Следует отметить, что в при оценке предметных кейсов и мини-проектов целесообразно применять самооценку, которая осуществляется с целью рефлексии деятельности. Если оценивается групповая работа, то при выставлении оценки следует учитывать активность работы каждого обучающегося. Список литературы 1. Аксельрод В.И. Город как предмет школьного краеведения (О методическом насле-дии И.М. Гревса и Н.П. Анциферова) [Электронный ресурс]: http://www.institute-spb.standardsite.ru 2. Большой Энциклопедический словарь. 2000. [Электронный ресурс]: http://dic.academic.ru/contents.nsf/enc3p/ 3. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – 2-еизд., перераб., доп. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 336 с. – («Gaudeamus»). http://www.studfiles.ru/preview/1744899/ 4. История Философии: Энциклопедия. - Минск: Книжный Дом. А.А. Грицанов, Т.Г. Румянцева, М.А. Можейко. 2002 [Электронный ресурс]: http://dic.academic.ru/dic.nsf/history_of_philosophy/627/ЭКЗИСТЕНЦИЯ; 5. Ковалева Т., Рыбалкина Н. Образовательное путешествие как модель сетевого обучения, как проект и как фон для рождения проектов [Электронный ресурс]: http://setilab.ru/modules/conference/view.article.php/65
6. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / Под ред. И.А. Колесниковой - М: Из-дательский центр «Академия», 2005. - 288 с. [Электронный ресурс]: http://pedlib.ru/Books/3/0212/3_0212-36.shtml#book_page_top 7. Коробкова Е.Н. Образовательное путешествие как педагогический метод [Элек-тронный ресурс]: // Научная библиотека диссертация и авторефератов. disserCat автореферат 2004 - с. 232. URL http://www.dissercat.com/content/obrazovatelnoe-puteshestvie-kak-pedagogicheskii-etod#ixzz3LlWZS1Oq 8. Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учебное пособие для вузов – М.: Изд-во Академия, 2011. - 144с. 9. Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников: автореферат дис-сертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. 19.00.07 - педагогическая психология. – Москва, 2000. – 52 с. – Режим доступа: http://www.childpsy.ru/dissertations/id/19065.php. 10. Методические рекомендации к учебнику «Технология профессионального успеха» ПРИЛОЖЕНИЕ I Вопросы для размышления 1. Чем различаются между собой понятия «профессия», «специальность», «должность», «квалификация»? _____________________________________________________________________________________________________________________ 2. Что изменилось в профессиональной деятельности человека за последние 50лет? _____________________________________________________________________________________________________________________ 3. Почему естественнонаучное и техническое образование становятся в настоящее время наиболее востребованными? _____________________________________________________________________________________________________________________ 4. Назовите пять соотечественников, достигших самого большого профессионального успеха. (за последние 100 лет) ________________________________________________________________________________________________________________________ 5. Какой, на Ваш взгляд, окажется десятка самых нужных обществу профессий через 10 – 15 лет? _____________________________________________________________________________________________________________________ 6. Какими качествами должен обладать человек, чтобы достичь профессионального успеха?
_____________________________________________________________________________________________________________________ 7. Вспомните несколько художественных фильмов или литературных произведений, в которых определенную роль для развития сюжета сыграла профессиональная деятельность героя. Как изменились эти профессии за последние годы. _____________________________________________________________________________________________________________________ 8. Все ли Ваши родные и знакомые удовлетворены выбранной профессией и почему? _____________________________________________________________________________________________________________________ 9. Для чего нужно знакомиться с различными классификациями профессий? _____________________________________________________________________________________________________________________ 10. Назовите несколько профессий, которые считаются сейчас престижными и популярными и почему? _____________________________________________________________________________________________________________________ 11. Приведите примеры опасных, вредных, напряженных профессий. ________________________________________________________________________________________________________________________ ПРИЛОЖЕНИЕ II Проект – сочинение «Профессиональная карьера» Выполнил(а) _______________________________ учащаяся класса
1. Как я представляю себе идеальную ситуацию своей предполагаемой учебы или работы: где работаю или учусь? Что делаю? С кем и как общаюсь? Какие мои качества могут оказаться востребованными? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Имеется ли у меня резервный вариант места продолжения образования? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Каковы мои дальние, ближние, ближайшие профессиональные цели? Какой уровень образования меня интересует? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. Если бы я стал классифицировать, сортировать профессии для себя, то каким бы принципом руководствовался? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5. Согласен ли я с тем, что профессиональная деятельность накладывает отпечаток на характер, манеру поведения, привычки человека, на его взгляд на жизнь? С какими изменениями в себе, которые могут произойти «по вине профессии», я смог бы согласиться, а с какими нет? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 6. Достаточно ли хорошо я ориентируюсь в вариантах выбора различных образовательных учреждений после школы? На что я обращу внимание в первую очередь? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Что я уже умею, могу делать, какими навыками, которые могут быть востребованы профессиональной деятельностью, я обладаю? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 8. Что я собираюсь предпринять для реализации своих намерений по выбору профессии? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 9. С какими основными трудностями при реализации планов профессиональной карьеры мне предстоит столкнуться, и что я собираюсь предпринять для преодоления этих трудностей? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 10. Какие причины могут вызвать изменения моих планов профессиональной карьеры? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ПРИЛОЖЕНИЕ III МИНИ – ПРОЕКТ «Мой вариант продолжения образования»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|