Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности преподавания наиболее сложных тем




При реализации блока «Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения» целесообразно применять методику продуктивного обучения.  Продуктивное обучение– это личностно-ориентированная деятельность, направленная на получение практических результатов, ценных для самообразования в процессе становления личности.(И. Бем и Й. Шнайдер). Одной из составляющих продуктивного обучения является индивидуализация образовательного процесса, включающая выбор содержания обучения и видов деятельности. Таким образом, в ходе преподавания тем данного блока учителю совместно с учащимися необходимо выстроить индивидуальные программы профессионального самоопределения, которые станут обобщённым планом экзистенциального проекта.

1. При изучении первой темы «Экзистенциальный проект как способ личностного и профессионального самоопределения» раздела «Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения» необходимо замотивировать учащихся к профориентационной деятельности. Для этого целесообразно использовать проблемный метод обучения. В качестве проблемной ситуации можно рассмотреть конкретную ситуацию, в которой человек совершил неправильный профессиональный выбор, или использовать видеофрагмент. Для того чтобы проблемная ситуация вызвала активное обсуждение, необходимо при её подборе учитывать интересы подросткового коллектива, их индивидуальными образовательными потребностями, так как одна и та же задача может являться или не являться проблемной, в зависимости, в первую очередь, от уровня развития учащихся.  Рассмотрим несколько проблемных ситуаций, которые могут быть применены на уроке. Одним из дидактических способов составления проблемных ситуаций в соответствии с методикой М.И. Махмутова является использование ситуаций, возникающих при выполнении учащимися учебных задач, а также в процессе их обычной жизнедеятельности, то есть тех проблемных ситуаций, которые возникают на практике. Обучающимся всегда интересен опыт самого учителя.

Проблемная ситуация 1. Недавно, решила записаться в салон парикмахерскую. Однако администратор салона сообщила, что в ближайшие две недели запись к мастеру, у которого я систематически подстригаюсь, невозможна, так как все места заняты. В тоже время, администратор предложила услуги другого мастера. Я решила согласиться и пришла в парикмахерскую в назначенное время. После короткого общения связанного с выяснением названия стрижки, мастер приступила к работе. Специалист, обслуживающий меня в парикмахерском салоне, оказалась неприветливой и необщительной женщиной, так как во время оказания услуги она не поинтересовалась моими индивидуальными предпочтениями, особенностями ухода за волосами. В то время как в соседнем зале парикмахерской был слышен оживлённый разговор между моим прежним мастером и его клиентом. По окончании стрижки я с сожалением отметила, что не смотря на то, что стрижка была выполнена аккуратно, это не тот результат, которого я ожидала.

Вопросы к проблемной ситуации. Почему услуги одного мастера парикмахерского салона всегда востребованы, в то время как другой мастер часто свободен от посещения клиентов? Какой профессиональной компетенции не хватило обслуживающему меня мастеру? Нужно ли учитывать особенности характера при выборе профессии?

Использование данной проблемной ситуации направлено на выбор профессии соответствующий тому, что у человека хорошо получается, что соответствует его склонностям, способностям, характеру («могу»).

Проблемная ситуация 2. Татьяну Владимировну в юности привлекали профессии юриста, адвоката, прокурора, поэтому она поступила и окончила Челябинскийколледж права и экономики по специальности юрист. На должность юриста Татьяна Владимировна устроиться не смогла. Проработав в продовольственном магазине продавцом два года, женщина поняла, что это не та работа, о которой она мечтала. После увольнения она обратилась в службу занятости населения, где выяснила, что вакантных мест по интересующей её специальности нет, а кроме неё на данную вакансию претендуют ещё двадцать шесть человек, и часть из них имеют высшее юридическое образование.

Вопросы к проблемной ситуации. Что не учла Татьяна Владимировна при выборе профессии? Какой бы выход из сложившейся ситуации вы смогли бы ей предложить? Данная проблемная ситуация направлена на выявление противоречия между тем кругом профессий, которые интересны для конкретного человека («хочу») и их не востребованностью на рынке труда («надо»).

Кроме проблемных ситуаций могут быть использованы проблемные вопросы, при формулировке которых используются пословицы и поговорки. Например, поясните смысл русской поговорки «Семь раз отмерь, один раз отрежь» с позиции выбора будущей профессии.

При обсуждении проблемных ситуаций и вопросов учитель формирует у обучающихся понимание того, что выбор профессии- это сложный процесс, включающий познание себя и поиск необходимой информацией:

- знание о мире профессий;

- знание особенностей выбираемой конкретной специальности;

- осознание своих интересов, способностей;

- знание сильных и слабых сторон собственной натуры;

- осведомлённость о состоянии здоровья;

- владение умениями и навыками коммуникаций;

- владение ситуацией на рынке труда;

- учёт материальных условий жизни и набор потребностей собственной семьи.

На следующем этапе урока следует познакомить учащихся с понятием экзистенциального проекта и его основными этапами. Экзистенциальное проектирование - проектирование личностного развития человеческого «Я» в процессе построения своей судьбы (А.Г. Раппопорт) [21]. С целью определения отправной точки профориентационного проектирования следует провести тестирование, направленное на определение статуса профессиональной идентичности по методике А.А. Азбель, А.Г. Грецов, в которой определены следующие статусы:

- неопределенная профессиональная идентичность: выбор жизненного пути не сделан, четкие представления о карьере отсутствуют, но человек даже и не ставит перед собой такую задачу;

- навязанная профессиональная идентичность: человек имеет сформированные представления о своем профессиональном будущем, но они навязаны извне (например, родителями) и не являются результатом самостоятельного выбора;

- мораторий (кризис выбора) профессиональной идентичности: человек осознает проблему выбора профессии и находится в процессе ее решения, но наиболее подходящий вариант еще не определен;

- сформированная профессиональная идентичность: профессиональные планы определены, что стало результатом осмысленного самостоятельного решения.

Исходя из результатов тестирования формулируется личностно-значимая проблема, предполагающая решение комплекса социально-адаптационных и ценностно-смысловых вопросов профориентационной триады «хочу»-«могу»-«надо», т.е. «кем быть?», «каким быть?», «зачем осваивать выбираемую профессию?». Результаты тестирования становятся частью экзистенциального проекта и заносится в проектную папку.

При осуществлении оценивания работы учащихся на уроке следует выставлять оценки за устные аргументированные ответы учащихся, их активность при обсуждении проблемных вопросов.

 

2. При организации урока по теме «Внутренний мир человека и система представлений о себе» выстраивается первоначальная идея экзистенциального проекта, формируется в некий «эскиз» планируемого результата, учащийся описывает своё представление и намерение  в форме эссе как построение образа будущей профессиональной деятельности, делается попытка ответа на один из вопросов профориентационной триады («хочу»).

Эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. В "Толковом словаре иноязычных слов" Л.П. Крысина эссе определяется как "очерк, трактующий какие-нибудь проблемы не в систематическом научном виде, а в свободной форме". Перед написанием эссе учителю следует совместно с обучающимися определить ряд вопросов, которые могут быть в нём освещены. Примерный перечень вопросов представлен ниже.

- Какое качество отличает меня от окружающих?

- В чем проявилось это качество?

- Какой деятельностью я хотел бы заниматься?

- Почему я хотел бы этим заниматься? Почему мне это нравится?

- С каким событием в моей жизни связана эта деятельность?

- Повлияло ли данное событие на меня как на личность?

- С каким человеком связан мой профессиональный выбор?

- Стремлюсь ли я стать таким, как он?

- Какими его качествами я восхищаюсь?

- Было ли сказано им что-то такое, что я буду помнить всю жизнь?

Кроме перечня вопросов для написания эссе обучающимся можно предложить бланк представленный в приложении 1 или сочинение- рассуждение представленное в приложении 3.

3. При изучении темы «Профессия и специальность» необходимо повторить эти понятия, изученные в 8 классе. Повторение может быть организовано посредством использования игрового приёма «Реставратор». При этом класс делится на две группы, каждая из которых получает определение слов «профессия» или «специальность», преднамеренно изменённые учителем посредством перестановки слов.

Например, Профессия – род, ограниченный вследствие трудовой деятельности разделения труда требующий специальных знаний и опыта и обеспечивающий существование индивида. (Профессия – род трудовой деятельности, ограниченный вследствие разделения труда требующий специальных знаний и опыта и обеспечивающий существование индивида.)

Специальность – духовных сил человека более узкая область приложения физических и в рамках той или иной профессии. (Специальность – более узкая область приложения физических и духовных сил человека в рамках той или иной профессии.)

В зависимость от уровня обученности обучающихся класса может быть использован приём «Мозаика», при котором учитель разрезает определение на отдельные части. Задача учащихся – составить правильное определение и записать его на доске или закрепить с помощью магнитов. Далее учитель предлагает список, состоящий из профессий и специальностей. Каждая команда по цепочке из своего списка выбирает только профессии или только специальности.

На следующем этапе урока рассматривается  систематизация, классификация профессий и специальностей, предложенная академиком Е.А. Климовым, отражающая предмет, цель, орудия и условия труда (рисунок 1).

Рисунок 1. Классификация профессий

Используя данную схему, обучающиеся  составляют формулу профессии, состоящую из четырёх букв: 1 – тип; 2 – класс; 3 – отдел; 4 – группа профессии. Так, формула профессии писателя – ХИРМ. Учащиеся при этом получают задание составить формулы 3-4 профессий. 

На следующем этапе урока обучающиеся проходят профессиональную диагностику по определению типа профессии по методике Климова. В качестве домашнего задания учащиеся выполняют диагностику направленную на определение класса, отдела и группы профессий. Тесты могут быть пройдены в онлайн- режиме. Результаты пройденного тестирования заносятся в проектную папку.

4. При изучении темы «Профессиональные интересы и склонности» целесообразно пригласить на урок педагога-психолога, который расскажет, каким образом различные способности могут влиять на профессиональный выбор.

На следующе этапе урока проводится диагностическая работа по самопознанию, самопониманию, самоисследованию, выявлению профессионально важных качеств личности - «могу». Иными словами, происходит формирование информационной основы для построения образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения. На данном этапе целесообразно использовать информационные технологии. Прохождение профориентационного тестирования может осуществляться с использование ресурса «Профориентатор» https://proforientator.ru/tests/dlya-8_11_klassa/.

Например, при прохождении теста «Личность и профессии» обучающийся отвечает на 50 вопросов в режиме онлайн. Программа определяет основные качества учащегося, в соответствии с чем, рекомендует 12-15 наиболее подходящих для него профессий. Рядом с каждой профессией указан коэффициент сходства. Коэффициент сходства показывает, насколько результаты теста по шкалам совпадает с идеальными профилями профессий, заложенных в тесте, другими словами, насколько та или иная профессия подходит испытуемому.

В соответствии с определённым списком профессий учащиеся составляют характеристику пяти наиболее интересных профессий из представленного списка с использованием того же сайта.

5. При изучении темы «Программа профессионального самоопределения» обучающимся предлагается составление индивидуальной образовательной программы развития, на основе образовательного конструктора, разработанного учителем. Индивидуальная образовательная программа – это учет видов образовательной деятельности обучающихся, методов и форм диагностики образовательных результатов, технологий освоения учебного содержания и т.п. Для каждого типа профессий («Человек- человек», «Человек- техника», «Человек- природа», «Человек- знаковая система», «Человек художественный образ») следует разработать конструктор по составлению индивидуальной образовательной программы с учетом возможностей данной образовательной организации, ориентированный на группу учащихся. Следует отметить, что индивидуальная образовательная программа будет включать в себя не только деятельность учащегося на уроке технологии, но и учитывать возможности использования курсов внеурочной деятельности и дополнительного образования. Данный конструктор включает список курсов внеурочной деятельности, который может быть предложен данной образовательной организацией, перечень курсов дополнительного образования, тематику творческих проектов, перечень конкурсов и олимпиад по данному направлению, экскурсии на производство. Кроме того конструктор включает работу с электронным ресурсом «Атлас профессий», где учащийся сможет познакомиться с профессиями относящимися к данному типу.

Таблица 1

 

 

Мероприятия программы

Варианты ИОП

Ч-З Ч-Т Ч-П Ч-Х Ч-Ч
1 Список внеурочной деятельности          
2 Список курсов дополнительного образования          
3 Тематика творческих проектов            
4 Конкурсы и олимпиады          
5 Образовательное путешествие          
6 Атлас профессий          
7 Темы докладов, для участия в семинаре          
8 Разработка рекламной брошюры выбранной профессии          

 

Для разработки образовательного конструктора на уроке целесообразно организовать групповую форму работы, при этом группы формируются в соответствии с результатами пройденной диагностики по методике Климова. Учащимся предлагается заполнить самостоятельно основные положения данного конструктора и добавить дополнительную информацию. На следующем этапе учитель предлагает свой вариант образовательного конструктора, при этом если учащиеся согласны с позициями индивидуальной программы развития, предложенными учителем, то они добавляют данные позиции к своей таблице. После того, как конструктор прошёл групповое обсуждение, необходимо организовать индивидуальную работу, когда каждый учащийся для себя определяет индивидуальную образовательную программу (Таблица 2). Дома учащиеся должны обсудить разработанную программу с родителями, внести необходимые корректировки. Родители в свою очередь должны дать согласие на реализацию разработанной программы.

Таблица 2

Индивидуальная программа профессионального выбора

ученика (цы) 9_класса____________________________________

 

Мероприятия программы Сроки реализации Место реализации Отметка о выполнении
1 Список внеурочной деятельности      
2 Список курсов дополнительного образования      
3 Тематика творческих проектов        
4 Конкурсы и олимпиады      
5 Образовательное путешествие      
6 Атлас профессий      
7 Темы докладов, для участия в семинаре      
8 Разработка рекламной брошюры выбранной профессии      
9 Куда пойти учиться      

 

В вопросах организации и управления процессом изучения различных профессий из всего многообразия педагогических технологий целесообразно выделить те, которые в большей степени способны гарантировать заявленные в рабочей программе предметные результаты. В этом отношении технология образовательного путешествия является одним из оптимальных средств обеспечения продуктивности деятельности учащихся по созданию проекта будущей жизни. В современном образовательном процессе образовательное путешествие понимается как педагогическая технология, позволяющая преобразовывать окружающую среду в среду развития личности через реальное передвижение в пространстве, непосредственное изучение объектов окружающего мира – выявления культурных смыслов, значений, образов в них заложенных.

Главная цель такого путешествия – самопознание и самосовершенствование.

В качестве методологической основы технологии «образовательного туризма» выступает проектно–экзистенциальный подход, согласно которому цель образования состоит в том, чтобы каждый выпускник к окончанию школы умел развивать способности, свойственные его внутренней природе и сообразные родной для него стихии во всевозможных её вариациях.

Технология образовательного путешествия направлена на формирование образовательной мобильности учащихся. Под образовательной мобильностью учащихся понимают совокупность:

- умения учиться по различным источникам,

- получать знания в разных культурных средах,

- устанавливать связи с другими людьми и обмениваться с ними ресурсами,

- использовать любую возможность для самообразования.

Организация образовательного путешествия предполагает:

- разработку маршрутов, сценариев, путешествий, обеспечение информационного поиска по вопросам, связанным с целью и объектом образовательного путешествия;

- организацию запланированной деятельности учащихся;

- организацию оценки учащимися образовательных результатов путешествия, рефлексии и обсуждения полученного опыта [6].

В организации деятельности старшеклассника по созданию проекта будущей жизни, технология образовательного путешествия призвана обеспечить достижение целей проектной деятельности:

- повышение личной уверенности каждого участника проектной деятельности, его самореализации и рефлексии;

- развитие осознания значимости выполняемой работы для получения результатов, процесса выполнения творческих заданий (творческого поиска);

- развитие исследовательских умений [15];

- самопознание, самоопределение самосовершенствование.

При этом следует руководствоваться основными принципами организации образовательного путешествия:

- создание условий для непосредственного взаимодействия учащегося с окружающими объектами, которые становятся основным средством получения информации;

- организация специальной деятельности, в процессе которой на основании личных наблюдений у учащегося будет происходить формирование новых представлений (возможно, с помощью взрослых);

- организация активной самостоятельной деятельности участника образовательного путешествия;

- соединение различных видов деятельности учащегося в процессе образовательного путешествия (наблюдения, опыты, поиск, анализ информации и др.);

- предоставление учащемуся возможности для формулировки собственного мнения, его корректировка в процессе обсуждения;

- создание ситуации выбора источников информации;

- сведение к минимуму посреднической деятельности педагога.

Одним из вариантов образовательного путешествия может быть путешествие в мир профессий.

«Начало пути» - организация образовательного путешествия. Основные виды работ: деятельность учащихся и учителя по определению идеи путешествия, формулировке проблемы, определению темы, цели, задач, времени путешествия, созданию маршрутного листа. На данном этапе необходимо ввести учащихся в контекст предстоящего исследования: выделить основные понятия, обеспечить информацией, которая может понадобиться в ходе самостоятельной работы на маршруте. Обсудить цель путешествия, очертить круг проблем, которые предстоит решать в процессе самостоятельной работы, и наметить пути их решения. Путешествие предполагает наличие у ученика определённого багажа знаний, к которому он будет обращаться в поисках ответов на вопросы, возникающие во время прохождения маршрута. При этом необходимо учитывать наличие реальных объектов исследования, что позволит ученику справиться с задачей. Объекты образовательного путешествия должны предоставлять возможности для понимания их смысла и структуры, выявления многообразных связей, существующих в сферах деятельности человека, как на уровне реальной действительности, так и на уровне понятий и представлений.

Совместно с учащимися подобрать объекты исследования, составить образовательный маршрут, определить очередность исследования объектов, последовательность предлагаемых для решения задач, сформулировать вопросы и задания, составляющие содержание маршрутного листа. Маршрутный лист – это своеобразный путеводитель, который не только указывает «дорогу», но и содержит вопросы и исследовательские задания, подсказывая способы исследования объектов, возможные пути поиска информации. Иными словами он представляет собой подробный алгоритм деятельности учащихся. В маршрутном листе следует указать:

- объекты, которые предстоит исследовать, иногда в определённой педагогом последовательности (выбранная профессия или группа профессий);

- порядок действий учащихся при исследовании данных объектов;

- вопросы, которые позволят сконцентрировать внимание учащихся, побудить их тщательно рассматривать исследуемые объекты, анализировать информацию.

При этом вопросы должны носить открытый характер, стимулировать учащихся высказывать версии и предположения, аргументировать свою точку зрения, обращаясь к объекту исследования.

Результат первого этапа образовательного путешествия может быть представлен следующим образом:

1. Определена идея образовательного путешествия – путешествие в мир профессий.

2. Сформулирована проблема – легко ли выбрать профессию? В чем заключается суть выбранной профессии?

3. Определена тема образовательного путешествия – «Путь в профессию».

4. Определена цель образовательного путешествия – расширить имеющиеся знания о профессиях, специальностях и специализациях;

5. Определено время прохождения по маршруту – 1 четверть;

6. Организованы группы для работы на маршруте – 5 групп в соответствии с психологической классификацией типов профессий (по Е.А. Климову); выбраны руководители каждой группы. [20]

 7. Составлены маршрутные листы групп, участвующих в образовательном путешествии.

Пример маршрутного листа представлен в таблице 3.

Таблица 3

Маршрутный лист

Участники маршрутной группы

учащиеся 9_ класса __________________________________________

 

Тема образовательного маршрута

Технологии и профессии в медицине

Цель прохождения маршрута

 

Этапы прохождения маршрута Задания и вопросы Сроки выполнения Отметка о выполнении
1 Профессиограмма Составьте профессиограмму профессии из изучаемой отрасли    
2 Единый тарифно-квалификационный справочник Выделите компетенции, которыми должны обладать специалисты в области медицины (в соответствии с выбранной профессией)    
3 Сайт медицинского учреждения Какие услуги предлагает данное медицинское учреждение? Есть ли в медицинском учреждении вакантные места? Каких специалистов там не хватает? Какое современное оборудование есть в наличии?    
4 Реальная или виртуальная экскурсия в медицинское учреждение или анатомический музей Определение цели экскурсии (познакомить учащихся с профессиями медицинского профиля; продемонстрировать реалии, с которыми сталкивается медик в своей работе) Составление отчета по проведению экскурсии по намеченному плану    
5 Светила медицины Подготовить доклад о выдающихся личностях в медицинской науке    
6 Интервью с профессионалом (врач, медицинская сестра, лаборант) Составление вопросов и проведение интервью    

 

Далее учащиеся самостоятельно проходят все этапы маршрута.  Работа на маршруте может осуществляться и в реальном, и в виртуальном пространстве. Образовательное путешествие предполагает работу учащихся в малых группах, по 4-5 человек, каждый, из которых может получить как индивидуальное, так и групповое задание. При прохождении каждого этапа образовательного маршрута учитель может предложить учащимся дополнительный материал, например, одним из этапов образовательного маршрута- это профессиограмма. Одним из важнейших источников информации о профессиях являются профессиограммы – документы, в которых описаны особенности профессии или специальности. Профессиограмма выступает в качестве информационного документа, необходимого для ознакомления с избираемой профессией; содержит социально-экономические, производственно-технические, санитарно-гигиенические, физиологические и психологические характеристики трудовой деятельности; цель её создания- целостное восприятие содержания и особенностей данного вида труда. Учащимся может быть предложена примерная схема профессиограммы, включающая следующие позиции:

- общая характеристика профессии (история профессии, её общественная значимость, потребность в данной профессии, примеры из биографии известных её представителей);

- производственная характеристика профессии (описание трудового процесса);

- содержание и характер труда, предмет и результаты труда;

- связь с другими специальностями уровень механизации и автоматизации производства;

- необходимые общие и специальные знания и умения;

- требования, предъявляемые профессией к работнику (состояние его здоровья, физиологические и психологические особенности человека), медицинские противопоказания;

- психологическая характеристика труда (его привлекательные и непривлекательные стороны, трудности в работе, творческий характер труда);

- условия труда: санитарно-гигиенические (работа в помещении, на открытом воздухе, сидя, стоя, наличие шума, температура воздуха в рабочем помещении и т.п.); экономические (оплата труда, льготы, отпуск, возможности профессионального роста) и т.д.;

- сведения о возможности получения профессии (учебные заведения, литература о профессиях).

Совокупность исследований, совершённых учениками на разных маршрутах, даёт возможность изучить проблему многогранно, посмотреть на неё с различных позиций, обсудить различные её аспекты. Во время работы на маршруте педагог направляет внимание учащихся на тщательное изучение объекта, помогает найти пути получения информации, организует исследовательскую деятельность. Не менее важно научить учащихся работать в группе: выслушивать суждения каждого участника путешествия - каждый имеет право на свою точку зрения; принимать к обсуждению все возможные версии и гипотезы, корректировать собственные представления в процессе обсуждения, вести конструктивный диалог.

В процессе путешествия у учащихся могут возникнуть затруднения. В этом случае задача педагога - не давать готовые ответы, а указать возможные пути поиска недостающей информации, решения возникших проблем, результатом чего могут быть последующие самостоятельные исследования.

Подведение итогов путешествия может осуществляться в виде урока семинара, организованного учителем и подготовленного группой учащихся. Таких уроков в рабочей программе запланировано пять, в соответствии с типологией профессий. Основные виды работ: обобщение полученного материала, демонстрация подготовленных презентаций, докладов, раздача листовок по профориентации.  Итоговое занятие проводится в форме защиты проведённого исследования. Ученикам предоставляется возможность представить результаты проведённого исследования, основываясь на фактах, с которыми они познакомились во время путешествия. Процедуру защиты целесообразно строить в соответствии со следующими положениями:

- обеспечивается возможность в ходе обсуждения высказаться как можно большему количеству участников путешествия и гостей;

- за педагогом закрепляется право задавать уточняющие вопросы, позволяющие поддерживать и разворачивать дискуссию;

- обсуждение носит непредсказуемый характер и требует от педагога и от учеников мобильности мышления и способности к импровизации, при этом задача педагога – поддерживать динамику дискуссии и направлять её в контексте решения задач, обозначенных в данном конкретном путешествии;

- поощряется деятельность учеников, связанная с размышлениями, построениями версий и гипотез;

- оцениваются не только ответы учеников на вопросы, но и их собственные вопросы, которые возникают в процессе обсуждения;

- снижение оценки может быть связано с недостаточной тщательностью исследовательской работы на маршруте, что приводит к слабой аргументации высказываемых мнений и предположений, а также с неумением слушать выступления других участников образовательного путешествия.

Рассмотренный вариант образовательного путешествия в рамках построения экзистенциального проекта школьника возможен на этапе формирования информационной основы для построения планов в области профессионального самоопределения.

Следует отметить, что образовательное путешествие является составной частью программы профессионального самоопределения и его результаты заносятся в проектную папку экзистенциального проекта.

Особенности преподавания блока «Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся»

Профессиональная проба - важнейший этап профессионального самоопределения, целью которого является формирование опыта профессиональной деятельности с помощью специально организованной, профессионально направленной учебно-трудовой деятельности. Профессиональная проба применяется в качестве «индикатора» правильного выбора.  

В процессе профессиональной пробы учащийся пытается определить, соответствует ли характер данной работы его склонностям, способностям и умениям [10]. В ходе осуществления профессиональных проб решаются следующие задачи:

- получение базовых сведений о сфере профессиональной деятельности;

- моделирование основных элементов профессиональной деятельности;

- определение уровня готовности учащихся к выполнению проб;

- обеспечение условий для качественного выполнения пробы.

Выполнение профессиональных проб включает комплекс теоретических и практических занятий разной степени сложности и могут выполняться индивидуально или в группе. Лучше всего, если учащийся будет «примерять» себя к различным видам трудовой деятельности, произведёт как можно больше профессиональных проб и только после этого выберет профессию, в которой его возможности раскроются максимально, а удовлетворенность трудом будет наиболее высокой. Прохождение профессиональных проб должно осуществляться по всем основным сферам профессиональной деятельности: «человек - человек», «человек - художественный образ», «человек - знаковая система», «человек - техника», «человек - природа» [19]. Профессиональные пробы дают возможность углубить и закрепить полученные знания, соотнести свои склонности и возможности с требованиями, предъявляемыми к определённой профессией.

Ученик в соответствии с самооценкой и уровнем притязаний самостоятельно выбирает степень сложности заданий, предварительно ознакомившись с условиями пробы и требованиями к ней. Профессиональные пробы могут проводиться в следующих формах и сочетаниях:

- трудовое задание, связанное с выполнением технологически завершенного изделия;

- серия последовательных имитационных (деловых) игр;

- творческие задания исследовательского характера (мини-проект, реферат и др.).

В экзистенциальном проекте школьника профессиональные пробы обеспечивают обоснованность профессионального выбора школьника.

В серии последовательно выстроенных практических и творческих заданий различного характера ученик приобретает опыт, необходимый для построения жизненных планов, касающихся сферы и содержания будущей профессиональной деятельности, определения направлений своего дальнейшего образования.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...